Проблемы закона 44
Подборка наиболее важных документов по запросу Проблемы закона 44 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых аспектах ответственности за предоставление заказчику недостоверной информации в корпоративных закупках
(Исютин-Федотков Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 9)Возможное решение проблемы в Законе N 44-ФЗ, очевидно, в некоторой степени повлияет и на закупки в рамках Закона N 223-ФЗ, т.к. у большинства корпоративных заказчиков установлено обязательное требование к участникам об отсутствии их в реестрах недобросовестных поставщиков.
(Исютин-Федотков Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 9)Возможное решение проблемы в Законе N 44-ФЗ, очевидно, в некоторой степени повлияет и на закупки в рамках Закона N 223-ФЗ, т.к. у большинства корпоративных заказчиков установлено обязательное требование к участникам об отсутствии их в реестрах недобросовестных поставщиков.
Статья: Обзор практики применения изменившихся правил предоставления национального режима при осуществлении закупок за январь - февраль 2025 г.
(Гурин О., Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 3)Заметим, что одной только ч. 1.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ проблемы описания объекта закупки при применении "защитных мер" не ограничиваются. В частности, в 2025 г. заказчики продолжают включать в описание объекта закупки дополнительную информацию, не предусмотренную выбранными позициями КТРУ, несмотря на то что при осуществлении закупок отдельных видов товаров, подпадающих под запрет или ограничение, это запрещено <7>.
(Гурин О., Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 3)Заметим, что одной только ч. 1.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ проблемы описания объекта закупки при применении "защитных мер" не ограничиваются. В частности, в 2025 г. заказчики продолжают включать в описание объекта закупки дополнительную информацию, не предусмотренную выбранными позициями КТРУ, несмотря на то что при осуществлении закупок отдельных видов товаров, подпадающих под запрет или ограничение, это запрещено <7>.
Нормативные акты
"Концепция развития положений части второй Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре страхования"
(одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 25.09.2020 N 202/оп-1/2020)К проблемам, связанным с осуществлением ОГЛС военнослужащих, можно отнести длительность процедуры выбора страховщика, предусмотренной Федеральным законом N 44-ФЗ, что зачастую не позволяет обеспечивать непрерывность страховой защиты застрахованных из года в год; возможность признания конкурсов (торгов) недействительными; возможность отказа страхователя от договора. Следовательно, гарантии выплат в пользу выгодоприобретателей по договорам страхования являются неполными, а у бюджетной системы возникают риски, связанные с выплатой возмещения и неустойки (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июня 2018 г. N 24-П).
(одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 25.09.2020 N 202/оп-1/2020)К проблемам, связанным с осуществлением ОГЛС военнослужащих, можно отнести длительность процедуры выбора страховщика, предусмотренной Федеральным законом N 44-ФЗ, что зачастую не позволяет обеспечивать непрерывность страховой защиты застрахованных из года в год; возможность признания конкурсов (торгов) недействительными; возможность отказа страхователя от договора. Следовательно, гарантии выплат в пользу выгодоприобретателей по договорам страхования являются неполными, а у бюджетной системы возникают риски, связанные с выплатой возмещения и неустойки (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июня 2018 г. N 24-П).
Статья: Требование об отсутствии у участников закупок ограничений, предусмотренных п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 5)Давайте посмотрим, какие проблемы могут возникнуть при проверке соответствия участников закупки требованию п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 5)Давайте посмотрим, какие проблемы могут возникнуть при проверке соответствия участников закупки требованию п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Готовое решение: Как поставщику (подрядчику, исполнителю) исполнить государственный (муниципальный) контракт по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Еще одним основанием для приостановления подрядных работ является обнаружение в ходе строительства необходимости проведения дополнительных работ, не учтенных в технической документации и влекущих увеличение их стоимости (п. 3 ст. 743 ГК РФ). В этом случае приостановите выполнение работ, если в течение 10 дней со дня уведомления заказчика о возникших проблемах вы не получили от него дальнейших указаний.
(КонсультантПлюс, 2025)Еще одним основанием для приостановления подрядных работ является обнаружение в ходе строительства необходимости проведения дополнительных работ, не учтенных в технической документации и влекущих увеличение их стоимости (п. 3 ст. 743 ГК РФ). В этом случае приостановите выполнение работ, если в течение 10 дней со дня уведомления заказчика о возникших проблемах вы не получили от него дальнейших указаний.
Статья: Судебное правоприменение с учетом возможностей систем искусственного интеллекта
(Степанов О.А.)
("Современное право", 2025, N 2)2. Придворова М.Н. Судебное правоприменение: проблемы толкования закона / М.Н. Придворова // Вестник ТГУ. 2006. Вып. 4 (44). С. 28 - 31.
(Степанов О.А.)
("Современное право", 2025, N 2)2. Придворова М.Н. Судебное правоприменение: проблемы толкования закона / М.Н. Придворова // Вестник ТГУ. 2006. Вып. 4 (44). С. 28 - 31.
Статья: Правовое регулирование отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг Центральным банком Российской Федерации (Банком России)
(Малыхина Е.А.)
("Финансовое право", 2021, N 2)Для исправления выявленных проблем Банк России выработал стратегию развития закупочной деятельности и, в частности, на основе анализа норм Федерального закона N 44-ФЗ, Федерального закона N 223-ФЗ, а также на основе как российской, так и зарубежной практики закупочной деятельности принял Положение Банка России от 29 декабря 2014 г. N 453-П "О порядке закупок Центральным банком Российской Федерации (Банком России)" <11> (в настоящее время утратило силу). Кроме того, принятие данного Положения было вызвано требованиями Договора о Евразийском экономическом союзе <12>, согласно п. 4 ст. 88 которого национальные (центральные) банки государств-членов осуществляют закупки для обеспечения административно-хозяйственных нужд, выполнения строительных работ и капитального ремонта в соответствии со своими внутренними правилами осуществления закупок. Таким образом, в данном Договоре отдельно подчеркивается особый правовой статус центральных банков и в связи с этим невозможность осуществления ими закупочной деятельности по общим правилам государственных и муниципальных закупок.
(Малыхина Е.А.)
("Финансовое право", 2021, N 2)Для исправления выявленных проблем Банк России выработал стратегию развития закупочной деятельности и, в частности, на основе анализа норм Федерального закона N 44-ФЗ, Федерального закона N 223-ФЗ, а также на основе как российской, так и зарубежной практики закупочной деятельности принял Положение Банка России от 29 декабря 2014 г. N 453-П "О порядке закупок Центральным банком Российской Федерации (Банком России)" <11> (в настоящее время утратило силу). Кроме того, принятие данного Положения было вызвано требованиями Договора о Евразийском экономическом союзе <12>, согласно п. 4 ст. 88 которого национальные (центральные) банки государств-членов осуществляют закупки для обеспечения административно-хозяйственных нужд, выполнения строительных работ и капитального ремонта в соответствии со своими внутренними правилами осуществления закупок. Таким образом, в данном Договоре отдельно подчеркивается особый правовой статус центральных банков и в связи с этим невозможность осуществления ими закупочной деятельности по общим правилам государственных и муниципальных закупок.
Статья: Обеспечение гарантии качества товаров (работ, услуг) по государственному (муниципальному) контракту
(Чуприн М.Г.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)Обеспечение исполнения государственных и муниципальных контрактов (далее - контракт) - актуальная проблема теории и практики законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Одним из ведущих вопросов является обеспечение гарантии качества товаров, работ и услуг, поставляемых по контракту. Так, с момента принятия Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) возникла проблема обеспечения исполнения обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя) в части гарантии качества товара (работы, услуги).
(Чуприн М.Г.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)Обеспечение исполнения государственных и муниципальных контрактов (далее - контракт) - актуальная проблема теории и практики законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Одним из ведущих вопросов является обеспечение гарантии качества товаров, работ и услуг, поставляемых по контракту. Так, с момента принятия Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) возникла проблема обеспечения исполнения обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя) в части гарантии качества товара (работы, услуги).
Статья: Проблемы законодательного регулирования и правоприменительной практики при описании объекта закупки медицинских изделий под товар единственного производителя по Закону о контрактной системе
(Андрусенко С.П.)
("Медицинское право", 2024, N 1)Основными проблемами правоприменительной практики, согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), являются соблюдение баланса между удовлетворением потребности заказчика и недопущением ограничения конкуренции, картельных сговоров <1>, а также минимизация коррупциогенных факторов.
(Андрусенко С.П.)
("Медицинское право", 2024, N 1)Основными проблемами правоприменительной практики, согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), являются соблюдение баланса между удовлетворением потребности заказчика и недопущением ограничения конкуренции, картельных сговоров <1>, а также минимизация коррупциогенных факторов.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Возможно, требование ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ с улучшением технических характеристик при замене проектных материалов или работ является единственным решением проблемы необходимости дальнейшего пересмотра сметной стоимости с повторным прохождением государственной экспертизы, а также в принципе барьером для каких-либо изменений. Улучшаем технические характеристики - значит, предлагаемые к замене материалы точно не будут дешевле, и далее подрядчик не положит образовавшуюся экономию себе в карман. С другой стороны, цена такого решения оказалась слишком высока. Мы получили множество других проблем, связанных с невозможностью функционирования принципов конкуренции и невозможностью обеспечения бесперебойности строительства при согласовании и внесении изменений.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Возможно, требование ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ с улучшением технических характеристик при замене проектных материалов или работ является единственным решением проблемы необходимости дальнейшего пересмотра сметной стоимости с повторным прохождением государственной экспертизы, а также в принципе барьером для каких-либо изменений. Улучшаем технические характеристики - значит, предлагаемые к замене материалы точно не будут дешевле, и далее подрядчик не положит образовавшуюся экономию себе в карман. С другой стороны, цена такого решения оказалась слишком высока. Мы получили множество других проблем, связанных с невозможностью функционирования принципов конкуренции и невозможностью обеспечения бесперебойности строительства при согласовании и внесении изменений.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)<3> См.: Тарусина Н.Н. Судебная практика по семейным делам: проблемы усмотрения на грани правотворчества // Lex russica (Русский закон). 2019. N 5 (150). С. 44 - 45.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)<3> См.: Тарусина Н.Н. Судебная практика по семейным делам: проблемы усмотрения на грани правотворчества // Lex russica (Русский закон). 2019. N 5 (150). С. 44 - 45.
Статья: Особенности, проблемы и пути их решения при строительстве в рамках государственного заказа, а также государственного оборонного заказа
(Павлов Д.М., Девятайкин Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме строительства в рамках государственного заказа, а также государственного оборонного заказа. Данный факт наглядно просматривается на фоне стабильного роста числа государственных заказов по данному направлению. Затрагивается тема строительства с использованием бюджетных средств, а также строительства объектов специального назначения. При изучении данного вопроса авторами сделан вывод, что действующая нормативная база несовершенна и не позволяет заниматься контрактной деятельностью с максимально возможной эффективностью. Существующие проблемы подчеркивает факт большого количества нововведений в Федеральном законе N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступивших в силу с начала 2021 г. Однако, несмотря на внушительный перечень нововведений, действующее законодательство оставляет ряд вопросов, требующих изучения и поиска способов их решения. Был разобран вопрос о том, кто же может выступать заказчиком по государственному оборонному заказу, а также, с учетом специфики отрасли, были выделены и разобраны особенности, встречающиеся на пути участников строительства в рамках государственного оборонного заказа. Отдельно затронут вопрос необходимости открытия исполнителями по таким контрактам спецсчета, а также указан ряд исключений, когда спецсчет не открывается. Описан также механизм казначейского сопровождения, процесс его работы и перечислены виды контрактов, которые подлежат обязательному сопровождению таким методом. При написании статьи были выявлены проблемы, которые возникают на различных этапах осуществления строительной деятельности, а также предложены наиболее эффективные, по мнению авторов, пути их решения.
(Павлов Д.М., Девятайкин Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме строительства в рамках государственного заказа, а также государственного оборонного заказа. Данный факт наглядно просматривается на фоне стабильного роста числа государственных заказов по данному направлению. Затрагивается тема строительства с использованием бюджетных средств, а также строительства объектов специального назначения. При изучении данного вопроса авторами сделан вывод, что действующая нормативная база несовершенна и не позволяет заниматься контрактной деятельностью с максимально возможной эффективностью. Существующие проблемы подчеркивает факт большого количества нововведений в Федеральном законе N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступивших в силу с начала 2021 г. Однако, несмотря на внушительный перечень нововведений, действующее законодательство оставляет ряд вопросов, требующих изучения и поиска способов их решения. Был разобран вопрос о том, кто же может выступать заказчиком по государственному оборонному заказу, а также, с учетом специфики отрасли, были выделены и разобраны особенности, встречающиеся на пути участников строительства в рамках государственного оборонного заказа. Отдельно затронут вопрос необходимости открытия исполнителями по таким контрактам спецсчета, а также указан ряд исключений, когда спецсчет не открывается. Описан также механизм казначейского сопровождения, процесс его работы и перечислены виды контрактов, которые подлежат обязательному сопровождению таким методом. При написании статьи были выявлены проблемы, которые возникают на различных этапах осуществления строительной деятельности, а также предложены наиболее эффективные, по мнению авторов, пути их решения.
Статья: Июльские поправки к Закону N 44-ФЗ: новая конфигурация контрактной системы
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 9)Новая формулировка, кстати, снимает еще одну проблему, которая давала о себе знать в начале действия нынешней редакции ст. 44 Закона N 44-ФЗ. А именно: четко проговаривается право заказчика не требовать обеспечения заявки при НМЦК меньше 1 млн руб. В настоящее время в ч. 1 ст. 44 Закона N 44-ФЗ говорится об обязанности требовать обеспечения заявки, если НМЦК превышает установленный порог; неясно, как быть, если НМЦК меньше установленного порога, - то ли заказчик вправе требовать в этом случае обеспечение (т.к. Закон N 44-ФЗ не запрещает этого) <10>, то ли не вправе (т.к. Закон N 44-ФЗ прямо не наделяет его таким правом) <11>.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 9)Новая формулировка, кстати, снимает еще одну проблему, которая давала о себе знать в начале действия нынешней редакции ст. 44 Закона N 44-ФЗ. А именно: четко проговаривается право заказчика не требовать обеспечения заявки при НМЦК меньше 1 млн руб. В настоящее время в ч. 1 ст. 44 Закона N 44-ФЗ говорится об обязанности требовать обеспечения заявки, если НМЦК превышает установленный порог; неясно, как быть, если НМЦК меньше установленного порога, - то ли заказчик вправе требовать в этом случае обеспечение (т.к. Закон N 44-ФЗ не запрещает этого) <10>, то ли не вправе (т.к. Закон N 44-ФЗ прямо не наделяет его таким правом) <11>.