Проблемы реализации национальных проектов
Подборка наиболее важных документов по запросу Проблемы реализации национальных проектов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 23.11.2022 N 88А-25837/2022 (УИД 33RS0017-01-2021-001606-37)
Категория спора: Защита избирательных прав.
Требования: О признании итогов голосования недействительными.
Решение: Отказано.При этом суд счел, что информационный материал в виде баннера с информацией о проекте политической партии "Единая Россия" с указанием символики партии (эмблемы) и словосочетания "Национальный проект "Образование" был размещен ДД.ММ.ГГГГ на здании СОШ N 1 г. Собинка в целях привлечения общественного внимания к социальной проблеме - реализации национальных проектов до начала избирательной кампании по выборам депутатов ГД ФС РФ, размещенная на нем информация не носит агитационного характера. Баннер с изображением депутата Законодательного Собрания Владимирской области Р. с указанием символики партии (эмблемы) и словосочетания "За народную программу! За Единую Россию!", на котором имеется также фраза "Читайте в 5 номере "Газеты в каждый дом", также не может расцениваться как предвыборная агитация в силу ст. 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ. Р. является депутатом Законодательного Собрания Владимирской области, на данном баннере нет ссылки на то, что Р. является кандидатом в депутаты ГД ФС РФ и не содержатся призывы голосовать за или против кандидата. Данный печатный материал расценен судом как реклама "Газеты в каждый дом", он не связан с целями избирательной кампании, не направлен на достижение какого-либо конкретного результата на выборах, побуждения голосовать за кого-либо. Кроме того, он располагался не на территории избирательного участка.
Категория спора: Защита избирательных прав.
Требования: О признании итогов голосования недействительными.
Решение: Отказано.При этом суд счел, что информационный материал в виде баннера с информацией о проекте политической партии "Единая Россия" с указанием символики партии (эмблемы) и словосочетания "Национальный проект "Образование" был размещен ДД.ММ.ГГГГ на здании СОШ N 1 г. Собинка в целях привлечения общественного внимания к социальной проблеме - реализации национальных проектов до начала избирательной кампании по выборам депутатов ГД ФС РФ, размещенная на нем информация не носит агитационного характера. Баннер с изображением депутата Законодательного Собрания Владимирской области Р. с указанием символики партии (эмблемы) и словосочетания "За народную программу! За Единую Россию!", на котором имеется также фраза "Читайте в 5 номере "Газеты в каждый дом", также не может расцениваться как предвыборная агитация в силу ст. 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ. Р. является депутатом Законодательного Собрания Владимирской области, на данном баннере нет ссылки на то, что Р. является кандидатом в депутаты ГД ФС РФ и не содержатся призывы голосовать за или против кандидата. Данный печатный материал расценен судом как реклама "Газеты в каждый дом", он не связан с целями избирательной кампании, не направлен на достижение какого-либо конкретного результата на выборах, побуждения голосовать за кого-либо. Кроме того, он располагался не на территории избирательного участка.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Краудфандинг как способ активизации участия граждан в решении вопросов местного значения
(Тихалева Е.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Однако, если говорить о проблемах в сфере реализации национальных проектов, на первый план выходит дотационный характер многих муниципальных образований.
(Тихалева Е.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Однако, если говорить о проблемах в сфере реализации национальных проектов, на первый план выходит дотационный характер многих муниципальных образований.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 N 1288
(ред. от 06.11.2025)
"Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации"
(вместе с "Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации")63. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации осуществляет организационное, информационно-аналитическое и экспертное обеспечение деятельности проектного офиса Правительства Российской Федерации, в том числе осуществляет взаимодействие с участниками проектной деятельности по вопросам реализации национальных проектов, федеральных проектов, ведомственных проектов и региональных проектов.
(ред. от 06.11.2025)
"Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации"
(вместе с "Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации")63. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации осуществляет организационное, информационно-аналитическое и экспертное обеспечение деятельности проектного офиса Правительства Российской Федерации, в том числе осуществляет взаимодействие с участниками проектной деятельности по вопросам реализации национальных проектов, федеральных проектов, ведомственных проектов и региональных проектов.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012
"Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ"Убежден, у нас есть уникальный шанс в ближайшее десятилетие кардинально решить и другую застарелую российскую проблему - жилищную. Считаю этот вопрос наиболее важным как для Правительства Российской Федерации, так и для руководителей регионов России. На первом этапе реализации нацпроекта "Жилье" удалось создать условия для развития ипотеки. Объем ипотечных кредитов растет в последние два года по 40 - 50 процентов в год. Это хороший показатель, но, прямо скажем, и это мы с вами тоже хорошо знаем, ипотекой пользуются в основном люди с доходами выше среднего. Остальным гражданам она пока не по карману.
"Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ"Убежден, у нас есть уникальный шанс в ближайшее десятилетие кардинально решить и другую застарелую российскую проблему - жилищную. Считаю этот вопрос наиболее важным как для Правительства Российской Федерации, так и для руководителей регионов России. На первом этапе реализации нацпроекта "Жилье" удалось создать условия для развития ипотеки. Объем ипотечных кредитов растет в последние два года по 40 - 50 процентов в год. Это хороший показатель, но, прямо скажем, и это мы с вами тоже хорошо знаем, ипотекой пользуются в основном люди с доходами выше среднего. Остальным гражданам она пока не по карману.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)На обеспечение тесного взаимодействия образовательных организаций с работодателями и органами службы занятости будут направлены положения разрабатываемого национального проекта "Кадры", осуществление которого начато 1 января 2025 г.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)На обеспечение тесного взаимодействия образовательных организаций с работодателями и органами службы занятости будут направлены положения разрабатываемого национального проекта "Кадры", осуществление которого начато 1 января 2025 г.
Статья: Перспективы правового регулирования общественных отношений в сфере здравоохранения в условиях применения искусственного интеллекта
(Киселев А.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)3. Создать условия для активного внедрения ИИ в дотационных субъектах РФ и муниципалитетах. Многие регионы и муниципалитеты могут быть не в состоянии быстро создать условия для реализации телемедицины и технологий, основанных на элементах ИИ. Проблемы отсутствия достаточного финансирования можно решить либо посредством реализации новых национальных проектов, либо путем увеличения региональных бюджетов, денежные средства из которых будут перераспределяться в местные бюджеты, где требуется модернизация медицинского оборудования.
(Киселев А.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)3. Создать условия для активного внедрения ИИ в дотационных субъектах РФ и муниципалитетах. Многие регионы и муниципалитеты могут быть не в состоянии быстро создать условия для реализации телемедицины и технологий, основанных на элементах ИИ. Проблемы отсутствия достаточного финансирования можно решить либо посредством реализации новых национальных проектов, либо путем увеличения региональных бюджетов, денежные средства из которых будут перераспределяться в местные бюджеты, где требуется модернизация медицинского оборудования.
Статья: "Мусорная" реформа 2019 года и выявленные ею экологические и правовые проблемы в Российской Федерации
(Бакиева С.Р.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Кроме этого, нельзя не упомянуть и о национальном проекте "Экология", курируемом Минприроды РФ и стартовавшем в 2018 г. <16> В свою очередь, в него входит и целый ряд разных федеральных проектов, касающихся экологической сферы. Все это позволяет фиксировать в "Экологии" комплекс системных проблем, связанных с охраной и защитой окружающей среды в нашей стране. Однако при этом, как отмечается И.А. Игнатьевой, исследовательницей в области экологического права, реализация нацпроекта означает, помимо прочего, и официальное признание, и фиксирование значительного масштаба необходимых работ в процессе осуществления государственной политики в области экологического развития, и, по сути, новый способ претворения в жизнь ее базовых направлений. А также здесь можно говорить и о потенциальном разрешении вопроса разобщенности в сфере правового регулирования природоохранных и природоресурсных отношений в целом <17>.
(Бакиева С.Р.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Кроме этого, нельзя не упомянуть и о национальном проекте "Экология", курируемом Минприроды РФ и стартовавшем в 2018 г. <16> В свою очередь, в него входит и целый ряд разных федеральных проектов, касающихся экологической сферы. Все это позволяет фиксировать в "Экологии" комплекс системных проблем, связанных с охраной и защитой окружающей среды в нашей стране. Однако при этом, как отмечается И.А. Игнатьевой, исследовательницей в области экологического права, реализация нацпроекта означает, помимо прочего, и официальное признание, и фиксирование значительного масштаба необходимых работ в процессе осуществления государственной политики в области экологического развития, и, по сути, новый способ претворения в жизнь ее базовых направлений. А также здесь можно говорить и о потенциальном разрешении вопроса разобщенности в сфере правового регулирования природоохранных и природоресурсных отношений в целом <17>.
Статья: Финансовый контроль за реализацией научных проектов класса "мегасайенс": текущее состояние и перспективы совершенствования
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)Следует заметить, что подготовка национальных проектов должна осуществляться с внесением в их паспорта вклада в достижение национальных целей. Но эта норма на практике в национальных проектах не выполняется. Счетная палата в отчетных документах подчеркивает, что на практике отсутствует комплексный мониторинг реализации национальных проектов, что не дает возможности внести корректировки и устранить проблемы. Кроме того, действующими инструментами мониторинга реализации национальных проектов являются объемы средств бюджета, и планы их реализации, где отмечены также недостатки <18>.
(Болтинова О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)Следует заметить, что подготовка национальных проектов должна осуществляться с внесением в их паспорта вклада в достижение национальных целей. Но эта норма на практике в национальных проектах не выполняется. Счетная палата в отчетных документах подчеркивает, что на практике отсутствует комплексный мониторинг реализации национальных проектов, что не дает возможности внести корректировки и устранить проблемы. Кроме того, действующими инструментами мониторинга реализации национальных проектов являются объемы средств бюджета, и планы их реализации, где отмечены также недостатки <18>.
Статья: Проблемы реализации налоговых отношений в условиях цифровой трансформации
(Затулина Т.Н.)
("Современное право", 2024, N 10)Цифровая трансформация закладывает новый вектор развития налоговых отношений. Пройдя путь эволюции информационного обеспечения ФНС России в условиях действия принципа единого окна формирует новый подход в регулировании обеспечения конституционной обязанности платить налоги, который сегодня отчасти гарантирован со стороны государства. Конституционное закрепление налоговой обязанности в условиях модернизации требует четкого соблюдения возможностей практического их выполнения в налоговых отношениях, модельно сходных с опосредованием прав и свобод налогоплательщиков исходя из норма Основного Закона. Для повышения качества результатов конституционно-правовых исследований необходима тематическая концептуальная дифференциация в условиях реализации национальных проектов, предопределяющая специфику конституционно-правового регулирования налоговых отношений, механизма его практического обеспечения, оценивания перспектив и вариантов решения существующих проблем.
(Затулина Т.Н.)
("Современное право", 2024, N 10)Цифровая трансформация закладывает новый вектор развития налоговых отношений. Пройдя путь эволюции информационного обеспечения ФНС России в условиях действия принципа единого окна формирует новый подход в регулировании обеспечения конституционной обязанности платить налоги, который сегодня отчасти гарантирован со стороны государства. Конституционное закрепление налоговой обязанности в условиях модернизации требует четкого соблюдения возможностей практического их выполнения в налоговых отношениях, модельно сходных с опосредованием прав и свобод налогоплательщиков исходя из норма Основного Закона. Для повышения качества результатов конституционно-правовых исследований необходима тематическая концептуальная дифференциация в условиях реализации национальных проектов, предопределяющая специфику конституционно-правового регулирования налоговых отношений, механизма его практического обеспечения, оценивания перспектив и вариантов решения существующих проблем.
Статья: К вопросу об обеспечении доступности медицинской помощи органами местного самоуправления
(Усманова Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)1. Проблема в кадрах. Либо это отсутствие квалифицированных кадров, либо их низкая квалификация в определенных муниципальных образованиях, в частности, селах и труднодоступных населенных пунктах. Но, как нам видится, эта проблема может быть решена реализацией и национальных проектов в сфере здравоохранения, и программ в субъектах РФ.
(Усманова Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)1. Проблема в кадрах. Либо это отсутствие квалифицированных кадров, либо их низкая квалификация в определенных муниципальных образованиях, в частности, селах и труднодоступных населенных пунктах. Но, как нам видится, эта проблема может быть решена реализацией и национальных проектов в сфере здравоохранения, и программ в субъектах РФ.
Статья: Знаки и значения поправок к Конституции Российской Федерации
(Юсубов Э.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)Значение нравственного контекста при познании конституционных поправок приобретает особый статус в связи с их утверждением многонациональным народом России. Общероссийское голосование по вопросу одобрения поправок к Конституции РФ явилось правовым, процедурным и нравственным актом легитимации. Общероссийское голосование как юридическое конструирование новой формы прямой демократии и национальный проект реализации прав народа в законотворческом процессе стало вершиной правового способа решения проблемы легитимности всех предлагаемых поправок <10>.
(Юсубов Э.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)Значение нравственного контекста при познании конституционных поправок приобретает особый статус в связи с их утверждением многонациональным народом России. Общероссийское голосование по вопросу одобрения поправок к Конституции РФ явилось правовым, процедурным и нравственным актом легитимации. Общероссийское голосование как юридическое конструирование новой формы прямой демократии и национальный проект реализации прав народа в законотворческом процессе стало вершиной правового способа решения проблемы легитимности всех предлагаемых поправок <10>.
Статья: Цифровизация и криптовалюта: отдельные выводы правоприменительной практики
(Белов В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 5)<5> Борисов А.М., Скорятин Д.К. Криптовалютные отношения и развитие цифровых технологий оборота финансовых активов в России // Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 16. Ч. 2: XII Международная научно-практическая конференция "Регионы России: Стратегии развития и механизмы реализации приоритетных национальных проектов и программ", конференция "Научно-технологическое развитие России: приоритеты, проблемы, решения" // РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; отв. ред. В.И. Герасимов. М., 2021. Ч. 2. С. 161 - 167.
(Белов В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 5)<5> Борисов А.М., Скорятин Д.К. Криптовалютные отношения и развитие цифровых технологий оборота финансовых активов в России // Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 16. Ч. 2: XII Международная научно-практическая конференция "Регионы России: Стратегии развития и механизмы реализации приоритетных национальных проектов и программ", конференция "Научно-технологическое развитие России: приоритеты, проблемы, решения" // РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; отв. ред. В.И. Герасимов. М., 2021. Ч. 2. С. 161 - 167.
Статья: Принципы и модели организации пенсионной системы государства
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)Необходимо обратить внимание на то, что Российское государство с начала президентства В.В. Путина принимает меры для решения демографической проблемы <10> (в частности, путем повышения рождаемости). Был введен материнский (семейный) капитал <11> для мотивации рождаемости, оформлены и реализуются соответствующие национальные проекты <12>.
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)Необходимо обратить внимание на то, что Российское государство с начала президентства В.В. Путина принимает меры для решения демографической проблемы <10> (в частности, путем повышения рождаемости). Был введен материнский (семейный) капитал <11> для мотивации рождаемости, оформлены и реализуются соответствующие национальные проекты <12>.