Проблемы применения 44-ФЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Проблемы применения 44-ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Скрытое администрирование и системная деятельность арбитра ad hoc - тождественные понятия?
(Трезубов Е.С.)
("Третейский суд", 2024, N 1/2)Ключевая проблема применения нормы, приведенной из ч. 20 ст. 44 ФЗ об арбитраже, и позиции Пленума ВС РФ заключается в том, что скрытое администрирование определено как нарушение процедуры третейского разбирательства, что для целей реализации функций контроля со стороны компетентного суда предполагает возможность применения неблагоприятных последствий (отказ в выдаче исполнительного листа, отмена третейского решения) только по заявлению стороны арбитража, против которой вынесено третейское решение (п. 4 ч. 3 ст. 233 АПК РФ, п. 5 ч. 3 ст. 239 АПК РФ, п. 4 ч. 3 ст. 421 ГПК РФ, п. 5 ч. 3 ст. 426 ГПК РФ). Иными словами, формально позиция о запрете скрытого администрирования не препятствует имитации частноправового спора, использованию "карманного" ситуационного арбитража, позволяет через псевдоарбитраж ad hoc продолжать дореформенную недобросовестную практику получения исполнительных листов для принудительного исполнения арбитражных решений, вынесенных в обход установленного порядка.
(Трезубов Е.С.)
("Третейский суд", 2024, N 1/2)Ключевая проблема применения нормы, приведенной из ч. 20 ст. 44 ФЗ об арбитраже, и позиции Пленума ВС РФ заключается в том, что скрытое администрирование определено как нарушение процедуры третейского разбирательства, что для целей реализации функций контроля со стороны компетентного суда предполагает возможность применения неблагоприятных последствий (отказ в выдаче исполнительного листа, отмена третейского решения) только по заявлению стороны арбитража, против которой вынесено третейское решение (п. 4 ч. 3 ст. 233 АПК РФ, п. 5 ч. 3 ст. 239 АПК РФ, п. 4 ч. 3 ст. 421 ГПК РФ, п. 5 ч. 3 ст. 426 ГПК РФ). Иными словами, формально позиция о запрете скрытого администрирования не препятствует имитации частноправового спора, использованию "карманного" ситуационного арбитража, позволяет через псевдоарбитраж ad hoc продолжать дореформенную недобросовестную практику получения исполнительных листов для принудительного исполнения арбитражных решений, вынесенных в обход установленного порядка.
Статья: Обзор практики применения изменившихся правил предоставления национального режима при осуществлении закупок за январь - февраль 2025 г.
(Гурин О., Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 3)Заметим, что одной только ч. 1.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ проблемы описания объекта закупки при применении "защитных мер" не ограничиваются. В частности, в 2025 г. заказчики продолжают включать в описание объекта закупки дополнительную информацию, не предусмотренную выбранными позициями КТРУ, несмотря на то что при осуществлении закупок отдельных видов товаров, подпадающих под запрет или ограничение, это запрещено <7>.
(Гурин О., Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 3)Заметим, что одной только ч. 1.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ проблемы описания объекта закупки при применении "защитных мер" не ограничиваются. В частности, в 2025 г. заказчики продолжают включать в описание объекта закупки дополнительную информацию, не предусмотренную выбранными позициями КТРУ, несмотря на то что при осуществлении закупок отдельных видов товаров, подпадающих под запрет или ограничение, это запрещено <7>.
Нормативные акты
<Письмо> Минэкономразвития России от 27.07.2015 N ОГ-Д28-10063
"О рассмотрении предложений по внесению изменений в отдельные положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ"Все вопросы и проблемы, возникающие в ходе применения положений Закона N 44-ФЗ, а также предложения по устранению недостатков и совершенствования законодательства Российской Федерации в данной сфере с учетом наработанного опыта можно направлять в рабочую группу, созданную при Экспертном совете (ks.wikivote@gmail.com).
"О рассмотрении предложений по внесению изменений в отдельные положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ"Все вопросы и проблемы, возникающие в ходе применения положений Закона N 44-ФЗ, а также предложения по устранению недостатков и совершенствования законодательства Российской Федерации в данной сфере с учетом наработанного опыта можно направлять в рабочую группу, созданную при Экспертном совете (ks.wikivote@gmail.com).
<Письмо> Минэкономразвития России от 22.05.2015 N ОГ-Д28-7500
"О рассмотрении обращения"Все вопросы и проблемы, возникающие в ходе применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также предложения по устранению недостатков и совершенствования законодательства Российской Федерации в данной сфере с учетом наработанного опыта можно направлять в рабочую группу, созданную при Экспертном совете (ks.wikivote@gmail.com).
"О рассмотрении обращения"Все вопросы и проблемы, возникающие в ходе применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также предложения по устранению недостатков и совершенствования законодательства Российской Федерации в данной сфере с учетом наработанного опыта можно направлять в рабочую группу, созданную при Экспертном совете (ks.wikivote@gmail.com).
Статья: Ремонт музея: проблемы и споры
(Киселев А.)
("Жилищное право", 2023, N 9)Другая вводная связана с процедурой заключения договора на ремонт. Бюджетная составляющая музеев накладывает серьезный отпечаток на их закупочную деятельность, ибо бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в силу прямого указания. Федеральный закон N 44-ФЗ распространяет свое действие и на автономные учреждения, если им предоставляются средства из бюджетов на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств. Также в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения Федерального закона N 44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок (ч. 4 ст. 15 Федерального закона N 44-ФЗ).
(Киселев А.)
("Жилищное право", 2023, N 9)Другая вводная связана с процедурой заключения договора на ремонт. Бюджетная составляющая музеев накладывает серьезный отпечаток на их закупочную деятельность, ибо бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в силу прямого указания. Федеральный закон N 44-ФЗ распространяет свое действие и на автономные учреждения, если им предоставляются средства из бюджетов на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств. Также в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения Федерального закона N 44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок (ч. 4 ст. 15 Федерального закона N 44-ФЗ).
Вопрос: О размещении информации о независимых гарантиях при проведении закупок заказчиками - кредитными организациями в условиях действия мер ограничительного характера.
(Письмо Минфина России от 07.06.2024 N 24-01-10/52940)При осуществлении закупок в случае, предусмотренном п. 1 ч. 11 ст. 24 Закона N 44-ФЗ <5>, информация о выданной независимой гарантии включается в закрытый реестр независимых гарантий, который не размещается В ЕИС и на официальном сайте (https://zakupki.gov.ru/) в соответствии с ч. 8.1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ.
(Письмо Минфина России от 07.06.2024 N 24-01-10/52940)При осуществлении закупок в случае, предусмотренном п. 1 ч. 11 ст. 24 Закона N 44-ФЗ <5>, информация о выданной независимой гарантии включается в закрытый реестр независимых гарантий, который не размещается В ЕИС и на официальном сайте (https://zakupki.gov.ru/) в соответствии с ч. 8.1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ.
Статья: Криминалистическое обеспечение защиты интересов предпринимателей в арбитражном судопроизводстве: постановка проблемы
(Дабаев Б.А.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Отметим, что использование криминалистических знаний обусловлено высокими требованиями, предъявляемыми к арбитражному судопроизводству. Считаем интересным привести результаты мониторинга состояния предпринимательского климата, проведенного в феврале 2017 г. общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "Опора России". В частности, от предпринимателей неоднократно поступали жалобы, связанные с наличием острой проблемы демпинга цен в сфере закупок, осуществляемых по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <2>. По мнению экспертов "Опоры России", требуются меры для сокращения доли участников закупок, не имеющих в достаточной мере ресурсов для исполнения контрактов. Особую обеспокоенность бизнеса вызывает процедура получения лицензии на допуск к государственной тайне для исполнения государственного контракта <3>.
(Дабаев Б.А.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Отметим, что использование криминалистических знаний обусловлено высокими требованиями, предъявляемыми к арбитражному судопроизводству. Считаем интересным привести результаты мониторинга состояния предпринимательского климата, проведенного в феврале 2017 г. общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "Опора России". В частности, от предпринимателей неоднократно поступали жалобы, связанные с наличием острой проблемы демпинга цен в сфере закупок, осуществляемых по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <2>. По мнению экспертов "Опоры России", требуются меры для сокращения доли участников закупок, не имеющих в достаточной мере ресурсов для исполнения контрактов. Особую обеспокоенность бизнеса вызывает процедура получения лицензии на допуск к государственной тайне для исполнения государственного контракта <3>.
Статья: РНП в квадрате
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 7)Таким образом, прежде чем устанавливать в извещении о закупке требования, предусмотренные как ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, так и подп. "б" п. 1 ПП РФ N 2571, заказчикам следует понимать (знать) позицию своего контрольного органа и помнить разъяснения Минфина России по данному вопросу (специальная норма применяется только в том случае, если не была применена общая).
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 7)Таким образом, прежде чем устанавливать в извещении о закупке требования, предусмотренные как ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, так и подп. "б" п. 1 ПП РФ N 2571, заказчикам следует понимать (знать) позицию своего контрольного органа и помнить разъяснения Минфина России по данному вопросу (специальная норма применяется только в том случае, если не была применена общая).
Статья: Наука административного права: преемственность и новые повороты
(Тихомиров Ю.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 7)Отрадно, что в последние годы намечается динамичный подход к административному праву. Наука постепенно выходит на передний план. Автор посвятил этому за последние три десятилетия целый ряд работ, связанных с характеристикой управления на основе права, с анализом векторов управления в фокусе права, с управленческими решениями. Новая монография "Право: традиции и новые повороты" <2> содержит комплексную характеристику механизмов управления государственными делами. Понятие государственного дела используется в Конституции РФ (ст. 32), в законодательстве применяется понятие "государственные нужды" <3>. Все это позволяет считать шагом вперед научную разработку проблем государственного управления в широком смысле, как основного содержания предмета науки административного права. В этом направлении развивается и законодательство <4>.
(Тихомиров Ю.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 7)Отрадно, что в последние годы намечается динамичный подход к административному праву. Наука постепенно выходит на передний план. Автор посвятил этому за последние три десятилетия целый ряд работ, связанных с характеристикой управления на основе права, с анализом векторов управления в фокусе права, с управленческими решениями. Новая монография "Право: традиции и новые повороты" <2> содержит комплексную характеристику механизмов управления государственными делами. Понятие государственного дела используется в Конституции РФ (ст. 32), в законодательстве применяется понятие "государственные нужды" <3>. Все это позволяет считать шагом вперед научную разработку проблем государственного управления в широком смысле, как основного содержания предмета науки административного права. В этом направлении развивается и законодательство <4>.
Статья: О наказаниях за нарушение норм Закона N 44-ФЗ, которые действовали в прошлом
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)О непрерывном совершенствовании контрактной системы принято говорить с гордостью, как о чем-то безусловно хорошем <3>. Однако для "рядового пользователя Закона N 44-ФЗ", т.е. специалиста в сфере закупок, нестабильность нормативно-правового регулирования закупок - большая проблема. Еще древние говорили, что иметь меняющиеся законы - все равно что не иметь никаких <4>. Как показывает правоприменительная практика, огромное количество ошибок обусловлено тем, что специалисты заказчиков попросту не поспевают за изменениями в законе, применяя его нормы в устаревшей редакции <5>.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)О непрерывном совершенствовании контрактной системы принято говорить с гордостью, как о чем-то безусловно хорошем <3>. Однако для "рядового пользователя Закона N 44-ФЗ", т.е. специалиста в сфере закупок, нестабильность нормативно-правового регулирования закупок - большая проблема. Еще древние говорили, что иметь меняющиеся законы - все равно что не иметь никаких <4>. Как показывает правоприменительная практика, огромное количество ошибок обусловлено тем, что специалисты заказчиков попросту не поспевают за изменениями в законе, применяя его нормы в устаревшей редакции <5>.
Статья: Об увеличении количества товаров при заключении контракта в соответствии с ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 7)Другой способ реализации ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ - заключение контракта на первоначальных условиях с одновременным подписанием дополнительного соглашения о применении рассматриваемой нормы. Вопреки мнению контрольных органов, суды признают такую практику юридически корректной.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 7)Другой способ реализации ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ - заключение контракта на первоначальных условиях с одновременным подписанием дополнительного соглашения о применении рассматриваемой нормы. Вопреки мнению контрольных органов, суды признают такую практику юридически корректной.
Статья: Страна происхождения товара в заявке участника закупки на строительные работы (Закон N 44-ФЗ)
(Евсташенков А.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 2)Однако при формировании такого перечня заказчик может столкнуться с новыми проблемами: проблемами применения актов об импортозамещении, если поставляемые товары из перечня подпадут под действие запретов, ограничений допуска, условий допуска, установленных ст. 14 Закона N 44-ФЗ. Если в 2021 году отдельные проверяющие на указанные закупки "закрывали глаза", т.к. применение актов об импортозамещении при осуществлении закупок строительных работ фактически было невозможно именно ввиду отсутствия в заявке сведений о стране происхождения товара, то с 1 января 2022 г. такие сведения представляются и теперь нельзя сказать, что при осуществлении названных закупок акты об импортозамещении могут не применяться. В связи с изложенным автор рекомендует разделять закупки строительных работ и закупки на поставку товаров даже в том случае, если соответствующая поставка предусмотрена проектной документацией. Это позволит избежать рисков аннулирования проводимых процедур и обвинения заказчика в том, что он не применяет акты об импортозамещении.
(Евсташенков А.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 2)Однако при формировании такого перечня заказчик может столкнуться с новыми проблемами: проблемами применения актов об импортозамещении, если поставляемые товары из перечня подпадут под действие запретов, ограничений допуска, условий допуска, установленных ст. 14 Закона N 44-ФЗ. Если в 2021 году отдельные проверяющие на указанные закупки "закрывали глаза", т.к. применение актов об импортозамещении при осуществлении закупок строительных работ фактически было невозможно именно ввиду отсутствия в заявке сведений о стране происхождения товара, то с 1 января 2022 г. такие сведения представляются и теперь нельзя сказать, что при осуществлении названных закупок акты об импортозамещении могут не применяться. В связи с изложенным автор рекомендует разделять закупки строительных работ и закупки на поставку товаров даже в том случае, если соответствующая поставка предусмотрена проектной документацией. Это позволит избежать рисков аннулирования проводимых процедур и обвинения заказчика в том, что он не применяет акты об импортозамещении.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Следующим немаловажным вопросом замены материалов является необходимость корректировки сметной стоимости не только в части состава и объемов работ, но и цен материалов, отсутствующих в сметных сборниках. Несмотря на то что цена материала является присвоенной характеристикой, в отличие от постоянных характеристик качества, согласно п. 3.10.2 ГОСТ Р ИСО 9000-2015, контролирующие органы могут усмотреть в более низкой стоимости предлагаемого к замене материала без корректировки сметных расчетов умысел подрядчика в необоснованном обогащении за счет возникшей экономии. Данная проблема связана в первую очередь с тем, что мы все еще не можем обеспечить отрыв цены от указанных в проектной и сметной документации торговых наименований, привязавшись напрямую к техническим характеристикам в соответствии с требованиями описания объекта закупки ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Следующим немаловажным вопросом замены материалов является необходимость корректировки сметной стоимости не только в части состава и объемов работ, но и цен материалов, отсутствующих в сметных сборниках. Несмотря на то что цена материала является присвоенной характеристикой, в отличие от постоянных характеристик качества, согласно п. 3.10.2 ГОСТ Р ИСО 9000-2015, контролирующие органы могут усмотреть в более низкой стоимости предлагаемого к замене материала без корректировки сметных расчетов умысел подрядчика в необоснованном обогащении за счет возникшей экономии. Данная проблема связана в первую очередь с тем, что мы все еще не можем обеспечить отрыв цены от указанных в проектной и сметной документации торговых наименований, привязавшись напрямую к техническим характеристикам в соответствии с требованиями описания объекта закупки ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Статья: Останется ли цена ключевым фактором формирования конкурентных стратегий в период цифровизации?
(Варламова А.Н.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)Для примера рассмотрим применение такого ценового индикатора, как индекс-дефлятор. Индексы-дефляторы Минэкономразвития РФ используются после определения начальной максимальной цены контракта (далее - НМЦК) для пересчета цены по Закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если закупка осуществлена на средства федерального бюджета. В частности, на основе индексов-дефляторов Минэкономразвития происходит изменение цены госконтракта по объектам капитального строительства, согласно Приказу Минстроя России от 30 марта 2020 г. N 175-пр.
(Варламова А.Н.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)Для примера рассмотрим применение такого ценового индикатора, как индекс-дефлятор. Индексы-дефляторы Минэкономразвития РФ используются после определения начальной максимальной цены контракта (далее - НМЦК) для пересчета цены по Закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если закупка осуществлена на средства федерального бюджета. В частности, на основе индексов-дефляторов Минэкономразвития происходит изменение цены госконтракта по объектам капитального строительства, согласно Приказу Минстроя России от 30 марта 2020 г. N 175-пр.