Проблемы опеки
Подборка наиболее важных документов по запросу Проблемы опеки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как составить трудовой договор с инвалидом
(КонсультантПлюс, 2025)Если работник-инвалид сам не может подписать трудовой договор из-за проблем со здоровьем (например, из-за полной слепоты), полагаем, это может сделать, например, его помощник, назначенный органом опеки и попечительства при патронаже инвалида.
(КонсультантПлюс, 2025)Если работник-инвалид сам не может подписать трудовой договор из-за проблем со здоровьем (например, из-за полной слепоты), полагаем, это может сделать, например, его помощник, назначенный органом опеки и попечительства при патронаже инвалида.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Разработчиками законопроекта, принятого в качестве Закона 2008 г. N 49-ФЗ (законопроект внесен той же группой депутатов Государственной Думы), отмечалось, что законопроект содержит ряд новелл, которые нацелены на решение проблем, поставленных перед законодателем современной практикой опеки и попечительства; так, существенно изменена гл. 21 СК РФ, посвященная такой разновидности опеки (попечительства), как приемная семья; в данный Кодекс введена специальная глава 22 "Устройство детей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; длительное время эта форма устройства детей, которая в соответствии с п. 1 ст. 123 СК РФ является самостоятельной, не имела специального законодательного регулирования. Наряду с прочим в соответствии с Законом 2008 г. N 49-ФЗ полностью изложена в новой редакции ст. 41 части первой ГК РФ, посвященная патронажу над совершеннолетними дееспособными гражданами. Законом 2008 г. N 49-ФЗ также внесены отдельные изменения в часть вторую ГК РФ и ЖК РФ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Разработчиками законопроекта, принятого в качестве Закона 2008 г. N 49-ФЗ (законопроект внесен той же группой депутатов Государственной Думы), отмечалось, что законопроект содержит ряд новелл, которые нацелены на решение проблем, поставленных перед законодателем современной практикой опеки и попечительства; так, существенно изменена гл. 21 СК РФ, посвященная такой разновидности опеки (попечительства), как приемная семья; в данный Кодекс введена специальная глава 22 "Устройство детей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; длительное время эта форма устройства детей, которая в соответствии с п. 1 ст. 123 СК РФ является самостоятельной, не имела специального законодательного регулирования. Наряду с прочим в соответствии с Законом 2008 г. N 49-ФЗ полностью изложена в новой редакции ст. 41 части первой ГК РФ, посвященная патронажу над совершеннолетними дееспособными гражданами. Законом 2008 г. N 49-ФЗ также внесены отдельные изменения в часть вторую ГК РФ и ЖК РФ.
Статья: Административное отобрание детей из семьи: состояние и развитие законодательства
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Каждое подобное публичное вмешательство в семью должно носить чрезвычайный характер, а любое незаконное необоснованное отобрание - это трагедия, тяжелый стресс и для ребенка, и для его родителей. Но несмотря на разъяснения высших судебных органов, случаи необоснованного применения ст. 77 СК РФ, к сожалению, имеют место со стороны органов опеки, что приводит к критике. Опубликованные данные свидетельствуют, что, к примеру, в период 2017 - 2021 гг. среднестатистически из семей отбиралось около 2 тыс. детей ежегодно, в 2022 г. общее число отобранных детей составило 1 626, из них возвращенных родителям - 308 <7> (т.е. примерно 19%). На наш взгляд, как и в других публичных сферах, факты незаконных действий со стороны должностных лиц и органов во многом обусловлены проблемами кадров, в том числе незаконные отобрания, которые можно объяснить не только редакцией ст. 77 СК РФ, но и ограниченностью штатов органов опеки, проблемами организации их деятельности, непрофессионализмом отдельных сотрудников, формальным отношением и нежеланием организовать реальную помощь дисфункциональным семьям, восприятием западных "ювенальных" методик безосновательного вмешательства в отношения родителей и детей.
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Каждое подобное публичное вмешательство в семью должно носить чрезвычайный характер, а любое незаконное необоснованное отобрание - это трагедия, тяжелый стресс и для ребенка, и для его родителей. Но несмотря на разъяснения высших судебных органов, случаи необоснованного применения ст. 77 СК РФ, к сожалению, имеют место со стороны органов опеки, что приводит к критике. Опубликованные данные свидетельствуют, что, к примеру, в период 2017 - 2021 гг. среднестатистически из семей отбиралось около 2 тыс. детей ежегодно, в 2022 г. общее число отобранных детей составило 1 626, из них возвращенных родителям - 308 <7> (т.е. примерно 19%). На наш взгляд, как и в других публичных сферах, факты незаконных действий со стороны должностных лиц и органов во многом обусловлены проблемами кадров, в том числе незаконные отобрания, которые можно объяснить не только редакцией ст. 77 СК РФ, но и ограниченностью штатов органов опеки, проблемами организации их деятельности, непрофессионализмом отдельных сотрудников, формальным отношением и нежеланием организовать реальную помощь дисфункциональным семьям, восприятием западных "ювенальных" методик безосновательного вмешательства в отношения родителей и детей.
Статья: Попечение над детьми: нестандартные ситуации
(Сочнева О.И., Тарусина Н.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)Констатируются и критикуются некоторые актуальные проблемы института опеки и попечительства, дискутируемые в доктрине семейного права. Рассматриваются образцы судебных и административных решений в связи с установлением опеки над детьми в нестандартных ситуациях: при неочевидном приоритете родства кандидата в опекуны, оценке привязанности ребенка к одному из кандидатов, а также значимых интересов ребенка как ключевом критерии принятия нетипичных решений - в рамках обоснованного административного и судебного усмотрения.
(Сочнева О.И., Тарусина Н.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)Констатируются и критикуются некоторые актуальные проблемы института опеки и попечительства, дискутируемые в доктрине семейного права. Рассматриваются образцы судебных и административных решений в связи с установлением опеки над детьми в нестандартных ситуациях: при неочевидном приоритете родства кандидата в опекуны, оценке привязанности ребенка к одному из кандидатов, а также значимых интересов ребенка как ключевом критерии принятия нетипичных решений - в рамках обоснованного административного и судебного усмотрения.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Конвенция от 25 октября 1980 г., как следует из ее преамбулы, направлена на защиту детей в международном масштабе от вредных последствий их незаконного перемещения или удержания, на установление процедур, обеспечивающих их незамедлительное возвращение в государство их постоянного проживания, а также на обеспечение защиты права доступа. Интересы детей рассматриваются в Конвенции как проблема первостепенного значения в вопросах, касающихся опеки над ними ("опека" включает права, относящиеся к заботе о личности ребенка, и, в частности, право определять место его жительства).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Конвенция от 25 октября 1980 г., как следует из ее преамбулы, направлена на защиту детей в международном масштабе от вредных последствий их незаконного перемещения или удержания, на установление процедур, обеспечивающих их незамедлительное возвращение в государство их постоянного проживания, а также на обеспечение защиты права доступа. Интересы детей рассматриваются в Конвенции как проблема первостепенного значения в вопросах, касающихся опеки над ними ("опека" включает права, относящиеся к заботе о личности ребенка, и, в частности, право определять место его жительства).
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)В настоящее время должность омбудсмена занимает Львова-Белова Мария Александровна. О выполнении ее обязанностей и постановлении новых задач как омбудсмена можно узнать на сайте deti.gov.ru, в котором в открытом доступе оглашены самые главные программы: "Подростки России" <171>, улучшенный маршрут для детей с особенностями развития, совершенствование института органов опеки и попечительства, проблема бездомных собак <172> и другие.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)В настоящее время должность омбудсмена занимает Львова-Белова Мария Александровна. О выполнении ее обязанностей и постановлении новых задач как омбудсмена можно узнать на сайте deti.gov.ru, в котором в открытом доступе оглашены самые главные программы: "Подростки России" <171>, улучшенный маршрут для детей с особенностями развития, совершенствование института органов опеки и попечительства, проблема бездомных собак <172> и другие.