Проблемы эксплуатации газопроводов, находящихся в муниципальной собственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Проблемы эксплуатации газопроводов, находящихся в муниципальной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"
(постатейный)
(Гришина А.Е., Пузиков А.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)3. Понятие системы газоснабжения как имущественного производственного комплекса, состоящего из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа, в целом вопросов не вызывает. Тем не менее на практике возникают ситуации, связанные с наличием технологически связанных с иными газопроводами, но при этом централизованно не управляемых бесхозяйных или не эксплуатируемых газопроводов, принадлежащих независимым лицам. Данные ситуации возникают, как правило, в региональных системах газоснабжения. Однако их необходимо рассматривать как исключение из общего правила, требующее оперативного вмешательства контролирующих органов. Существующие здесь проблемы, связанные, в частности, с необходимостью предварительной постановки на учет бесхозяйного объекта газораспределительной системы (срок 1 год) и отсутствием возможности нести бюджетные расходы на его содержание и эксплуатацию до момента оформления в муниципальную собственность, не относятся в целом к предмету регулирования рассматриваемой нормы. Тем не менее представляется, что данные объекты газораспределительной системы, при условии что они в установленном порядке были ранее технологически присоединены к существующей газораспределительной системе, также являются частью этой системы. При этом необходимо исходить из двух основных положений: безусловное выполнение требований промышленной безопасности к эксплуатации систем газоснабжения и учет того, что данные системы относятся к системам жизнеобеспечения населенных пунктов. Также необходимо отметить, что в настоящее время сформирована практика, согласно которой газопроводы и иные объекты газораспределительной системы регистрируются в качестве недвижимого имущества, как в составе имущественного комплекса, так и отдельно - пообъектно. Ранее существовали различные подходы к данному вопросу.
(постатейный)
(Гришина А.Е., Пузиков А.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)3. Понятие системы газоснабжения как имущественного производственного комплекса, состоящего из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа, в целом вопросов не вызывает. Тем не менее на практике возникают ситуации, связанные с наличием технологически связанных с иными газопроводами, но при этом централизованно не управляемых бесхозяйных или не эксплуатируемых газопроводов, принадлежащих независимым лицам. Данные ситуации возникают, как правило, в региональных системах газоснабжения. Однако их необходимо рассматривать как исключение из общего правила, требующее оперативного вмешательства контролирующих органов. Существующие здесь проблемы, связанные, в частности, с необходимостью предварительной постановки на учет бесхозяйного объекта газораспределительной системы (срок 1 год) и отсутствием возможности нести бюджетные расходы на его содержание и эксплуатацию до момента оформления в муниципальную собственность, не относятся в целом к предмету регулирования рассматриваемой нормы. Тем не менее представляется, что данные объекты газораспределительной системы, при условии что они в установленном порядке были ранее технологически присоединены к существующей газораспределительной системе, также являются частью этой системы. При этом необходимо исходить из двух основных положений: безусловное выполнение требований промышленной безопасности к эксплуатации систем газоснабжения и учет того, что данные системы относятся к системам жизнеобеспечения населенных пунктов. Также необходимо отметить, что в настоящее время сформирована практика, согласно которой газопроводы и иные объекты газораспределительной системы регистрируются в качестве недвижимого имущества, как в составе имущественного комплекса, так и отдельно - пообъектно. Ранее существовали различные подходы к данному вопросу.
Нормативные акты
Постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 31.01.2024 N 54
"Об обращении Законодательного собрания Ленинградской области к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В.Володину по вопросу бесхозяйных газораспределительных сетей"На территории Ленинградской области с января 2022 года по октябрь 2023 года 46 бесхозяйных газораспределительных сетей обращены в муниципальную собственность по решению суда; в отношении 60 газопроводов осуществляются мероприятия по признанию сетей бесхозяйными; выявлены 117 газораспределительных сетей, которые имеют признаки бесхозяйных.
"Об обращении Законодательного собрания Ленинградской области к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В.Володину по вопросу бесхозяйных газораспределительных сетей"На территории Ленинградской области с января 2022 года по октябрь 2023 года 46 бесхозяйных газораспределительных сетей обращены в муниципальную собственность по решению суда; в отношении 60 газопроводов осуществляются мероприятия по признанию сетей бесхозяйными; выявлены 117 газораспределительных сетей, которые имеют признаки бесхозяйных.
Проект Федерального закона N 686479-7
"О внесении изменения в статью 8.1 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 11.04.2019)В настоящее время существует серьезная проблема по обслуживанию бесхозяйных объектов газораспределительной системы. Внутриквартальные сети газоснабжения, проходящие по территории муниципального образования, которые не состоят в реестре муниципальной собственности, и построенные в свое время за счет средств промышленных предприятий, жителей приходят в ненадлежащее состояние в связи с тем, что эксплуатацию таких газопроводов никто не осуществляет, не контролирует их состояние и не ремонтирует своевременно, что в разы повышает риск возникновения аварий, взрывов и представляет огромную опасность для населения. По закону такие газопроводы должны быть отключены от газа. Но в этом случае без газа останутся потребители, основная масса которых исправно оплачивают коммунальную услугу по газоснабжению.
"О внесении изменения в статью 8.1 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 11.04.2019)В настоящее время существует серьезная проблема по обслуживанию бесхозяйных объектов газораспределительной системы. Внутриквартальные сети газоснабжения, проходящие по территории муниципального образования, которые не состоят в реестре муниципальной собственности, и построенные в свое время за счет средств промышленных предприятий, жителей приходят в ненадлежащее состояние в связи с тем, что эксплуатацию таких газопроводов никто не осуществляет, не контролирует их состояние и не ремонтирует своевременно, что в разы повышает риск возникновения аварий, взрывов и представляет огромную опасность для населения. По закону такие газопроводы должны быть отключены от газа. Но в этом случае без газа останутся потребители, основная масса которых исправно оплачивают коммунальную услугу по газоснабжению.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за июнь 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 8)Например, действие договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объектах, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, связано с действием разрешения на такую установку и ее эксплуатацию, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или округа. В соответствии с п. 1 ч. 18 ст. 19 Закона о рекламе <7> орган местного самоуправления муниципального района или городского округа принимает решение об аннулировании разрешения в течение месяца со дня направления ему владельцем рекламной конструкции уведомления о своем отказе от дальнейшего использования разрешения. В связи с этим договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции считается расторгнутым по истечении месяца с момента направления уведомления об отказе, если орган местного самоуправления не примет решение об аннулировании разрешения ранее этой даты.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 8)Например, действие договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объектах, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, связано с действием разрешения на такую установку и ее эксплуатацию, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или округа. В соответствии с п. 1 ч. 18 ст. 19 Закона о рекламе <7> орган местного самоуправления муниципального района или городского округа принимает решение об аннулировании разрешения в течение месяца со дня направления ему владельцем рекламной конструкции уведомления о своем отказе от дальнейшего использования разрешения. В связи с этим договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции считается расторгнутым по истечении месяца с момента направления уведомления об отказе, если орган местного самоуправления не примет решение об аннулировании разрешения ранее этой даты.
Статья: Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности
(Беляева О.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 3)"Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 3
(Беляева О.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 3)"Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 3
"Аренда (лизинг)"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2020)Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, проводятся только в отношении рекламных конструкций, указанных в схемах размещения рекламных конструкций, утверждаемых в соответствии с пунктом 5.8 статьи 19 Закона N 38-ФЗ.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2020)Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, проводятся только в отношении рекламных конструкций, указанных в схемах размещения рекламных конструкций, утверждаемых в соответствии с пунктом 5.8 статьи 19 Закона N 38-ФЗ.
Статья: Процессуальные особенности рассмотрения арбитражными судами дел по установлению факта с юридическим значением (практическая составляющая)
(Мазурова А.П.)
("Российский судья", 2024, N 8)По наполненности предмета доказывания по делу юридического лица (с имуществом газопровода) об установлении факта юридического значения наблюдается совпадение искомых фактов с предыдущим делом, за исключением некоторых фактов процессуального значения, характерного для особого вида арбитражного судопроизводства. В подтверждение отсутствия прежнего собственника (п. 19 Постановления Пленума N 10/22) с целью исключения спора приобщены письма об отсутствии сведений в реестрах имущества (газопровода) трех ведомств: муниципального, регионального и федерального значения. Автором замечено также: заинтересованное лицо одно (Росреестр); а ведомство (с представленными письмами-доказательствами) без процессуального положения по делу - не заинтересованное лицо, не третьи лица без самостоятельных требований к предмету иска (заявления); судом не обозначены полномочия ведомств как субъектов процесса, зафиксированы подтверждающие факты того обстоятельства, что сведения об имуществе (газопроводе) не отображены в документах самих ведомств.
(Мазурова А.П.)
("Российский судья", 2024, N 8)По наполненности предмета доказывания по делу юридического лица (с имуществом газопровода) об установлении факта юридического значения наблюдается совпадение искомых фактов с предыдущим делом, за исключением некоторых фактов процессуального значения, характерного для особого вида арбитражного судопроизводства. В подтверждение отсутствия прежнего собственника (п. 19 Постановления Пленума N 10/22) с целью исключения спора приобщены письма об отсутствии сведений в реестрах имущества (газопровода) трех ведомств: муниципального, регионального и федерального значения. Автором замечено также: заинтересованное лицо одно (Росреестр); а ведомство (с представленными письмами-доказательствами) без процессуального положения по делу - не заинтересованное лицо, не третьи лица без самостоятельных требований к предмету иска (заявления); судом не обозначены полномочия ведомств как субъектов процесса, зафиксированы подтверждающие факты того обстоятельства, что сведения об имуществе (газопроводе) не отображены в документах самих ведомств.
Статья: О методах оценки финансовых рисков исполнителей проектов ГЧП
(Стерник С.Г., Арефьев Р.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4)- DBFO (Design, Build, Finance, Operate) - "объект создается инвестором за свой счет и закрепляется за ним на праве собственности, после чего передается в аренду муниципалитету для целей эксплуатации с последующим переходом права собственности на объект к муниципалитету. Возмещение инвестиционных затрат осуществляется посредством арендных платежей" [4].
(Стерник С.Г., Арефьев Р.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4)- DBFO (Design, Build, Finance, Operate) - "объект создается инвестором за свой счет и закрепляется за ним на праве собственности, после чего передается в аренду муниципалитету для целей эксплуатации с последующим переходом права собственности на объект к муниципалитету. Возмещение инвестиционных затрат осуществляется посредством арендных платежей" [4].
Статья: Расходы на содержание сетей теплоснабжения органами местного самоуправления: нерешенные вопросы
(Орлов М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)В рамках гражданско-правовых отношений, вытекающих из заключенного договора между сторонами, вопрос о возмещении расходов не стоял бы так остро, поскольку можно было бы заложить в его условия механизмы, обеспечивающие интересы органа местного самоуправления, но в силу определенных причин этого сделать не получится. Те инструменты, которые органы местного самоуправления пытались применить через судебные органы, не приводят к желаемому результату. Помочь в данном случае может лишь один способ - разработка и принятие нормативного регулирования, иначе решить рассматриваемую в настоящей публикации проблему едва ли получится. Поэтому автор предпринял попытку обосновать необходимость разработки и принятия действенного механизма решения проблемы, который в первую очередь позволит снизить финансовую нагрузку, которую сейчас вынуждены нести собственники тепловых сетей в лице органов местного самоуправления. Предлагаются подходы к решению проблемы нахождения тепловых сетей в собственности муниципальных образований.
(Орлов М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)В рамках гражданско-правовых отношений, вытекающих из заключенного договора между сторонами, вопрос о возмещении расходов не стоял бы так остро, поскольку можно было бы заложить в его условия механизмы, обеспечивающие интересы органа местного самоуправления, но в силу определенных причин этого сделать не получится. Те инструменты, которые органы местного самоуправления пытались применить через судебные органы, не приводят к желаемому результату. Помочь в данном случае может лишь один способ - разработка и принятие нормативного регулирования, иначе решить рассматриваемую в настоящей публикации проблему едва ли получится. Поэтому автор предпринял попытку обосновать необходимость разработки и принятия действенного механизма решения проблемы, который в первую очередь позволит снизить финансовую нагрузку, которую сейчас вынуждены нести собственники тепловых сетей в лице органов местного самоуправления. Предлагаются подходы к решению проблемы нахождения тепловых сетей в собственности муниципальных образований.
Готовое решение: Как признать право собственности на бесхозяйную недвижимую вещь
(КонсультантПлюс, 2025)Орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом (лицо, обязанное эксплуатировать линейный объект), может обратиться в суд с заявлением о признании права собственности на бесхозяйную недвижимость в порядке особого производства. Для этого нужно составить заявление и направить его в районный суд по месту нахождения недвижимости (ст. 24, п. 6 ч. 1 ст. 262, ч. 2 ст. 290 ГПК РФ). Сделать это можно в бумажном или электронном виде - так же, как подается исковое заявление. Госпошлину орган местного самоуправления не уплачивает (пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом (лицо, обязанное эксплуатировать линейный объект), может обратиться в суд с заявлением о признании права собственности на бесхозяйную недвижимость в порядке особого производства. Для этого нужно составить заявление и направить его в районный суд по месту нахождения недвижимости (ст. 24, п. 6 ч. 1 ст. 262, ч. 2 ст. 290 ГПК РФ). Сделать это можно в бумажном или электронном виде - так же, как подается исковое заявление. Госпошлину орган местного самоуправления не уплачивает (пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).
Статья: "Балласт" на балансе: как поступать с муниципальным имуществом, непригодным для реализации полномочий органов местного самоуправления
(Кабанова И.Е.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 2)С этой проблемой связана проблема принятия в муниципальную собственность выморочного имущества, когда муниципалитету в собственность достается жилая недвижимость вместе с долгами предыдущего собственника. В дальнейшем органы местного самоуправления не могут продать такое имущество, так как оно подлежит включению в жилищный фонд для предоставления гражданам, а использовать такое имущество также нельзя, так как в большинстве случаев родственники не вступают в наследство из-за невозможности использовать объект недвижимости для проживания из-за его состояния.
(Кабанова И.Е.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 2)С этой проблемой связана проблема принятия в муниципальную собственность выморочного имущества, когда муниципалитету в собственность достается жилая недвижимость вместе с долгами предыдущего собственника. В дальнейшем органы местного самоуправления не могут продать такое имущество, так как оно подлежит включению в жилищный фонд для предоставления гражданам, а использовать такое имущество также нельзя, так как в большинстве случаев родственники не вступают в наследство из-за невозможности использовать объект недвижимости для проживания из-за его состояния.
Статья: Современное состояние и перспективы развития законодательства Российской Федерации в сфере приватизации земель
(Джунусова Д.Н.)
("Современное право", 2023, N 12)5. Липски С.А. К вопросу о решении проблемы невостребованных земельных долей путем их признания муниципальной собственностью / С.А. Липски // Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. N 4. С. 57 - 59.
(Джунусова Д.Н.)
("Современное право", 2023, N 12)5. Липски С.А. К вопросу о решении проблемы невостребованных земельных долей путем их признания муниципальной собственностью / С.А. Липски // Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. N 4. С. 57 - 59.
Статья: Концепция справедливости в процедуре принудительного выкупа имущества для государственных нужд
(Челышева Н.Ю.)
("Нотариус", 2025, N 1)В каждом конкретном случае принудительного выкупа имущества для государственных либо муниципальных нужд правоприменительная практика сталкивается с проблемой балансировки между частноправовыми принципами юридического равенства, неприкосновенности собственности, свободы договора, с одной стороны, а с другой стороны - публичными интересами. Индикатором соблюдения такой балансировки призвано выступать определение социальной справедливости, одним из инструментов которой выступает именно собственность. Как экономическая категория собственность выступает источником формирования человеческой жизнедеятельности. Само восприятие понятия "свобода личности" зиждется на материальных условиях. В состоянии экономической нищеты гарантированные законом права и свободы человека значительно обесцениваются. В свою очередь, наличие достаточных материальных ресурсов является предпосылкой для полноценной реализации как имущественных, так и неимущественных прав.
(Челышева Н.Ю.)
("Нотариус", 2025, N 1)В каждом конкретном случае принудительного выкупа имущества для государственных либо муниципальных нужд правоприменительная практика сталкивается с проблемой балансировки между частноправовыми принципами юридического равенства, неприкосновенности собственности, свободы договора, с одной стороны, а с другой стороны - публичными интересами. Индикатором соблюдения такой балансировки призвано выступать определение социальной справедливости, одним из инструментов которой выступает именно собственность. Как экономическая категория собственность выступает источником формирования человеческой жизнедеятельности. Само восприятие понятия "свобода личности" зиждется на материальных условиях. В состоянии экономической нищеты гарантированные законом права и свободы человека значительно обесцениваются. В свою очередь, наличие достаточных материальных ресурсов является предпосылкой для полноценной реализации как имущественных, так и неимущественных прав.