Проблемы 44-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Проблемы 44-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор практики применения изменившихся правил предоставления национального режима при осуществлении закупок за январь - февраль 2025 г.
(Гурин О., Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 3)Заметим, что одной только ч. 1.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ проблемы описания объекта закупки при применении "защитных мер" не ограничиваются. В частности, в 2025 г. заказчики продолжают включать в описание объекта закупки дополнительную информацию, не предусмотренную выбранными позициями КТРУ, несмотря на то что при осуществлении закупок отдельных видов товаров, подпадающих под запрет или ограничение, это запрещено <7>.
(Гурин О., Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 3)Заметим, что одной только ч. 1.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ проблемы описания объекта закупки при применении "защитных мер" не ограничиваются. В частности, в 2025 г. заказчики продолжают включать в описание объекта закупки дополнительную информацию, не предусмотренную выбранными позициями КТРУ, несмотря на то что при осуществлении закупок отдельных видов товаров, подпадающих под запрет или ограничение, это запрещено <7>.
Статья: О некоторых аспектах ответственности за предоставление заказчику недостоверной информации в корпоративных закупках
(Исютин-Федотков Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 9)Возможное решение проблемы в Законе N 44-ФЗ, очевидно, в некоторой степени повлияет и на закупки в рамках Закона N 223-ФЗ, т.к. у большинства корпоративных заказчиков установлено обязательное требование к участникам об отсутствии их в реестрах недобросовестных поставщиков.
(Исютин-Федотков Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 9)Возможное решение проблемы в Законе N 44-ФЗ, очевидно, в некоторой степени повлияет и на закупки в рамках Закона N 223-ФЗ, т.к. у большинства корпоративных заказчиков установлено обязательное требование к участникам об отсутствии их в реестрах недобросовестных поставщиков.
Нормативные акты
"Концепция развития положений части второй Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре страхования"
(одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 25.09.2020 N 202/оп-1/2020)К проблемам, связанным с осуществлением ОГЛС военнослужащих, можно отнести длительность процедуры выбора страховщика, предусмотренной Федеральным законом N 44-ФЗ, что зачастую не позволяет обеспечивать непрерывность страховой защиты застрахованных из года в год; возможность признания конкурсов (торгов) недействительными; возможность отказа страхователя от договора. Следовательно, гарантии выплат в пользу выгодоприобретателей по договорам страхования являются неполными, а у бюджетной системы возникают риски, связанные с выплатой возмещения и неустойки (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июня 2018 г. N 24-П).
(одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 25.09.2020 N 202/оп-1/2020)К проблемам, связанным с осуществлением ОГЛС военнослужащих, можно отнести длительность процедуры выбора страховщика, предусмотренной Федеральным законом N 44-ФЗ, что зачастую не позволяет обеспечивать непрерывность страховой защиты застрахованных из года в год; возможность признания конкурсов (торгов) недействительными; возможность отказа страхователя от договора. Следовательно, гарантии выплат в пользу выгодоприобретателей по договорам страхования являются неполными, а у бюджетной системы возникают риски, связанные с выплатой возмещения и неустойки (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июня 2018 г. N 24-П).
Обзор: "Обзор судебной практики в связи с антикризисными мерами"
(КонсультантПлюс, 2025)Суд взыскал штраф с поставщика за недопоставку товара по контракту, заключенному по Закону N 44-ФЗ. Поставщик объяснял невозможность поставки товара в полном объеме форс-мажором, под которым подразумевал экономические санкции. Суд в т.ч. указал, что на момент заключения контракта поставщик располагал сведениями о возможных проблемах с поставкой товара. Принимая участие в аукционе и предлагая к поставке товар иностранного происхождения, участники закупок несут риски, связанные с отсутствием товара на рынке, его попаданием под санкции. Т.к. контракт не исполнен полностью, суд не установил оснований для списания штрафа по Правилам N 783.
(КонсультантПлюс, 2025)Суд взыскал штраф с поставщика за недопоставку товара по контракту, заключенному по Закону N 44-ФЗ. Поставщик объяснял невозможность поставки товара в полном объеме форс-мажором, под которым подразумевал экономические санкции. Суд в т.ч. указал, что на момент заключения контракта поставщик располагал сведениями о возможных проблемах с поставкой товара. Принимая участие в аукционе и предлагая к поставке товар иностранного происхождения, участники закупок несут риски, связанные с отсутствием товара на рынке, его попаданием под санкции. Т.к. контракт не исполнен полностью, суд не установил оснований для списания штрафа по Правилам N 783.
Статья: Правовое регулирование финансового обеспечения публичных закупок в России
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Череда новаций и многочисленных изменений в Закон N 44-ФЗ <3> вызывает закономерные вопросы о степени понимания органами законодательной и исполнительной власти проблем правового регулирования публичных закупок <4> в теоретическом и практическом аспектах. Ситуацию усугубляет отсутствие концепции правового регулирования указанной сферы.
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Череда новаций и многочисленных изменений в Закон N 44-ФЗ <3> вызывает закономерные вопросы о степени понимания органами законодательной и исполнительной власти проблем правового регулирования публичных закупок <4> в теоретическом и практическом аспектах. Ситуацию усугубляет отсутствие концепции правового регулирования указанной сферы.
Статья: Цифровая трансформация закупок
(Боровых Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 11)Для решения указанной проблемы и единообразного применения норм законодательства необходимо законодательно закрепить в Законе N 44-ФЗ требование об обязательном указании заказчиком характеристик работ/услуг при описании объекта закупки в "цифровом" виде и обязательном указании согласия с такими характеристиками участниками закупки при подготовке "цифровой" заявки на электронной площадке.
(Боровых Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 11)Для решения указанной проблемы и единообразного применения норм законодательства необходимо законодательно закрепить в Законе N 44-ФЗ требование об обязательном указании заказчиком характеристик работ/услуг при описании объекта закупки в "цифровом" виде и обязательном указании согласия с такими характеристиками участниками закупки при подготовке "цифровой" заявки на электронной площадке.
Статья: Что нужно знать заказчикам, работающим по Закону N 223-ФЗ, о цифровизации закупочной деятельности
(Байрашев В., Дон В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 2)Исходя из того, что существующий опыт электронного актирования по Закону N 44-ФЗ наверняка будет использован при внедрении электронного актирования в закупках по Закону N 223-ФЗ, рассмотрим возможные проблемы, с которыми столкнутся корпоративные заказчики при появлении обязательного электронного актирования для субъектов МСП.
(Байрашев В., Дон В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 2)Исходя из того, что существующий опыт электронного актирования по Закону N 44-ФЗ наверняка будет использован при внедрении электронного актирования в закупках по Закону N 223-ФЗ, рассмотрим возможные проблемы, с которыми столкнутся корпоративные заказчики при появлении обязательного электронного актирования для субъектов МСП.
Статья: Государственные закупки экологически чистой продукции: стимулы vs конкуренция
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 2)В сфере государственных закупок первоочередной проблемой является исследование, в какой степени правила Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <5> позволяют заключать контракты, способствующие достижению целей устойчивого развития. При этом следует отметить, что государственные контракты, в отличие от договоров, заключаемых между коммерческими организациями и/или индивидуальными предпринимателями, имеющими значение для сторон сделки, имеют большое социальное значение, в ряде случаев затрагивают права и интересы значительных групп населения.
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 2)В сфере государственных закупок первоочередной проблемой является исследование, в какой степени правила Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <5> позволяют заключать контракты, способствующие достижению целей устойчивого развития. При этом следует отметить, что государственные контракты, в отличие от договоров, заключаемых между коммерческими организациями и/или индивидуальными предпринимателями, имеющими значение для сторон сделки, имеют большое социальное значение, в ряде случаев затрагивают права и интересы значительных групп населения.
Статья: Авансы в контрактах: баланс интересов
(Воронова О.Н., Бука О.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Простое решение этой проблемы, казалось бы, на поверхности - не предусматривать авансы при осуществлении закупок в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ с ограничением среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, но как же тогда антикризисная поддержка, в которой именно эта категория нуждается в первую очередь? Второй, более сложный вариант решения этого вопроса - такое же осуществление закупки без аванса с последующим изменением существенных условий контракта в части предоставления аванса, но уже обеспеченного.
(Воронова О.Н., Бука О.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Простое решение этой проблемы, казалось бы, на поверхности - не предусматривать авансы при осуществлении закупок в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ с ограничением среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, но как же тогда антикризисная поддержка, в которой именно эта категория нуждается в первую очередь? Второй, более сложный вариант решения этого вопроса - такое же осуществление закупки без аванса с последующим изменением существенных условий контракта в части предоставления аванса, но уже обеспеченного.
Статья: Июльские поправки к Закону N 44-ФЗ: какими станут конкурентные процедуры с 1 января 2022 года
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 8)Конечно, такой подход к декларированию соответствия единым требованиям вряд ли можно считать надлежащим воплощением принципа единства контрактной системы (см. ст. 11 Закона N 44-ФЗ). Унифицированные требования к содержанию заявки на участие в закупке успешно решают эту проблему: с 1 января 2022 г. участники любых конкурентных процедур должны будут декларировать свое соответствие требованиям п. 3 - 5, 7 - 11 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 8)Конечно, такой подход к декларированию соответствия единым требованиям вряд ли можно считать надлежащим воплощением принципа единства контрактной системы (см. ст. 11 Закона N 44-ФЗ). Унифицированные требования к содержанию заявки на участие в закупке успешно решают эту проблему: с 1 января 2022 г. участники любых конкурентных процедур должны будут декларировать свое соответствие требованиям п. 3 - 5, 7 - 11 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Статья: Структурированное описание объекта закупки: распространенные ошибки
(Постовалова С.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 7)Задача настоящего материала - привлечь внимание читателя к основным, самым распространенным проблемам и ошибкам, допускаемым при формировании технических заданий в условиях цифровизации закупок, осуществляемых по Закону N 44-ФЗ. Автор надеется, что приведенные в статье примеры и выводы помогут закупщикам избежать типовых нарушений.
(Постовалова С.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 7)Задача настоящего материала - привлечь внимание читателя к основным, самым распространенным проблемам и ошибкам, допускаемым при формировании технических заданий в условиях цифровизации закупок, осуществляемых по Закону N 44-ФЗ. Автор надеется, что приведенные в статье примеры и выводы помогут закупщикам избежать типовых нарушений.
Статья: Исполнение контрактов и договоров: сложности взаимодействия сторон и полезные советы для участников закупок
(Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 2)Проблемы взаимодействия сторон и приемки результатов исполненных контрактов и договоров чаще всего освещаются со стороны заказчика. Как правило, это связано с тем, что на законодательном уровне в Законе N 44-ФЗ и Законе N 223-ФЗ есть инструкции различной степени детализации, касающиеся приемки результатов исполненных обязательств. В рамках Закона N 223-ФЗ многие аспекты приемки отражены в локальных актах заказчика, поэтому единого шаблона или универсальных правил не существует. В этой связи поставщики часто не имеют структурированного представления о правилах, возможностях и рисках, связанных с подготовкой отчетных и закрывающих документов.
(Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 2)Проблемы взаимодействия сторон и приемки результатов исполненных контрактов и договоров чаще всего освещаются со стороны заказчика. Как правило, это связано с тем, что на законодательном уровне в Законе N 44-ФЗ и Законе N 223-ФЗ есть инструкции различной степени детализации, касающиеся приемки результатов исполненных обязательств. В рамках Закона N 223-ФЗ многие аспекты приемки отражены в локальных актах заказчика, поэтому единого шаблона или универсальных правил не существует. В этой связи поставщики часто не имеют структурированного представления о правилах, возможностях и рисках, связанных с подготовкой отчетных и закрывающих документов.
Статья: Правовое регулирование отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг Центральным банком Российской Федерации (Банком России)
(Малыхина Е.А.)
("Финансовое право", 2021, N 2)Для исправления выявленных проблем Банк России выработал стратегию развития закупочной деятельности и, в частности, на основе анализа норм Федерального закона N 44-ФЗ, Федерального закона N 223-ФЗ, а также на основе как российской, так и зарубежной практики закупочной деятельности принял Положение Банка России от 29 декабря 2014 г. N 453-П "О порядке закупок Центральным банком Российской Федерации (Банком России)" <11> (в настоящее время утратило силу). Кроме того, принятие данного Положения было вызвано требованиями Договора о Евразийском экономическом союзе <12>, согласно п. 4 ст. 88 которого национальные (центральные) банки государств-членов осуществляют закупки для обеспечения административно-хозяйственных нужд, выполнения строительных работ и капитального ремонта в соответствии со своими внутренними правилами осуществления закупок. Таким образом, в данном Договоре отдельно подчеркивается особый правовой статус центральных банков и в связи с этим невозможность осуществления ими закупочной деятельности по общим правилам государственных и муниципальных закупок.
(Малыхина Е.А.)
("Финансовое право", 2021, N 2)Для исправления выявленных проблем Банк России выработал стратегию развития закупочной деятельности и, в частности, на основе анализа норм Федерального закона N 44-ФЗ, Федерального закона N 223-ФЗ, а также на основе как российской, так и зарубежной практики закупочной деятельности принял Положение Банка России от 29 декабря 2014 г. N 453-П "О порядке закупок Центральным банком Российской Федерации (Банком России)" <11> (в настоящее время утратило силу). Кроме того, принятие данного Положения было вызвано требованиями Договора о Евразийском экономическом союзе <12>, согласно п. 4 ст. 88 которого национальные (центральные) банки государств-членов осуществляют закупки для обеспечения административно-хозяйственных нужд, выполнения строительных работ и капитального ремонта в соответствии со своими внутренними правилами осуществления закупок. Таким образом, в данном Договоре отдельно подчеркивается особый правовой статус центральных банков и в связи с этим невозможность осуществления ими закупочной деятельности по общим правилам государственных и муниципальных закупок.
Статья: Проблема недостоверных сведений при проведении электронного конкурса
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 9; 2025, N 1)Другая серьезная проблема заключается в том, что в Законе N 44-ФЗ отсутствует механизм направления информации об участнике закупок для включения в РНП в случае, когда исполнение по контракту уже завершено. Именно об этом говорится в пояснительной записке к законопроекту.
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 9; 2025, N 1)Другая серьезная проблема заключается в том, что в Законе N 44-ФЗ отсутствует механизм направления информации об участнике закупок для включения в РНП в случае, когда исполнение по контракту уже завершено. Именно об этом говорится в пояснительной записке к законопроекту.