Признание закупки недействительной
Подборка наиболее важных документов по запросу Признание закупки недействительной (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 15 ГК РФ "Возмещение убытков"1.1.7.2. Лицо, которое должно было стать победителем, вправе требовать возмещения убытков независимо от того, предъявлен ли иск о признании обязательной процедуры, конкурентной закупки недействительными и о применении последствий их недействительности (позиция ВС РФ) >>>
Важнейшая практика по ст. 15 ГК РФУчастник конкурентной закупки, который должен был стать ее победителем, может требовать возмещения убытков, даже если не предъявлял самостоятельный иск о признании закупки недействительной и о применении последствий ее недействительности >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: В каком порядке обжаловать результаты закупки (в том числе электронного конкурса) по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как признать закупку (в том числе торги) по Закону N 223-ФЗ недействительной в суде
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как признать закупку (в том числе торги) по Закону N 223-ФЗ недействительной в суде
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Споры и обжалования по Закону N 44-ФЗ.
Возможна ли односторонняя реституция по контракту, признанному недействительным из-за нарушений Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Подход арбитражных судов 2: Односторонняя реституция возможна, если контракт признан недействительным из-за неверного выбора способа осуществления закупки.
Возможна ли односторонняя реституция по контракту, признанному недействительным из-за нарушений Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Подход арбитражных судов 2: Односторонняя реституция возможна, если контракт признан недействительным из-за неверного выбора способа осуществления закупки.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)В случае нарушения положений настоящей главы, регламентирующих определение поставщика (подрядчика, исполнителя), такое определение может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)В случае нарушения положений настоящей главы, регламентирующих определение поставщика (подрядчика, исполнителя), такое определение может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)9. Участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг. Корпорация развития малого и среднего предпринимательства в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4 - 6 части 10 настоящей статьи, вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчиков, в отношении которых корпорация развития малого и среднего предпринимательства проводит мониторинг соответствия или оценку соответствия, предусмотренные статьей 5.1 настоящего Федерального закона. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации или созданные ими организации в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4 - 6 части 10 настоящей статьи, вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчиков, в отношении которых исполнительные органы субъектов Российской Федерации или созданные ими организации проводят мониторинг соответствия или оценку соответствия, предусмотренные статьей 5.1 настоящего Федерального закона.
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)9. Участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг. Корпорация развития малого и среднего предпринимательства в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4 - 6 части 10 настоящей статьи, вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчиков, в отношении которых корпорация развития малого и среднего предпринимательства проводит мониторинг соответствия или оценку соответствия, предусмотренные статьей 5.1 настоящего Федерального закона. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации или созданные ими организации в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4 - 6 части 10 настоящей статьи, вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчиков, в отношении которых исполнительные органы субъектов Российской Федерации или созданные ими организации проводят мониторинг соответствия или оценку соответствия, предусмотренные статьей 5.1 настоящего Федерального закона.
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (май 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 3 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 3 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Готовое решение: Какие критерии оценки заявок установлены для участников открытых электронных конкурсов по Закону N 44-ФЗ, как их выбрать и описать
(КонсультантПлюс, 2025)Если использованы непредусмотренные критерии или их величины значимости, закупку могут признать недействительной по иску участника (ч. 9 ст. 32 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если использованы непредусмотренные критерии или их величины значимости, закупку могут признать недействительной по иску участника (ч. 9 ст. 32 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: При каких условиях договор, заключенный в рамках Закона N 223-ФЗ, может быть признан недействительным
(КонсультантПлюс, 2025)нарушены антимонопольные требования к закупке. Несоблюдение правил, установленных ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, является основанием для признания судом процедуры закупки и договора недействительными в силу ч. 4, 5 ст. 17 Закона N 135-ФЗ. Например, закупку могут признать недействительной, если заказчик установил заведомо невыполнимые требования к составу заявки (п. 8 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 16.05.2018). Если по ее результатам заключен договор, его также могут признать недействительным.
(КонсультантПлюс, 2025)нарушены антимонопольные требования к закупке. Несоблюдение правил, установленных ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, является основанием для признания судом процедуры закупки и договора недействительными в силу ч. 4, 5 ст. 17 Закона N 135-ФЗ. Например, закупку могут признать недействительной, если заказчик установил заведомо невыполнимые требования к составу заявки (п. 8 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 16.05.2018). Если по ее результатам заключен договор, его также могут признать недействительным.
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Даже если публичный контракт исполнен на момент рассмотрения иска о признании недействительной закупки и самого контракта, это не является препятствием для уничтожения торгов и контракта.
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Даже если публичный контракт исполнен на момент рассмотрения иска о признании недействительной закупки и самого контракта, это не является препятствием для уничтожения торгов и контракта.
Готовое решение: Как сформировать комиссию по закупкам в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При этом решение комиссии, принятое с нарушением требований Закона N 44-ФЗ, в том числе к составу комиссии, может быть обжаловано любым участником закупки, а также признано недействительным по решению контрольного органа (ч. 9 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, контрольный орган вправе обратиться в суд с иском о признании недействительной закупки, проведенной с нарушением (п. 3 ч. 22 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)При этом решение комиссии, принятое с нарушением требований Закона N 44-ФЗ, в том числе к составу комиссии, может быть обжаловано любым участником закупки, а также признано недействительным по решению контрольного органа (ч. 9 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, контрольный орган вправе обратиться в суд с иском о признании недействительной закупки, проведенной с нарушением (п. 3 ч. 22 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Публичный аудит сферы закупок в системе национального аудита
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)По результатам контрольного мероприятия подготавливается и направляется представление и (или) предписание объекту контроля <24>. Органы бюджетного аудита, как и органы публичного аудита, наделены полномочиями по направлению подконтрольным объектам представлений и предписаний об устранении выявленных нарушений и/или устранению причин и условий возникновения таких нарушений (ст. 270.2 БК РФ), а также по направлению в суд исков о признании закупок недействительными в соответствии с требованиями гражданского законодательства (п. 2 ст. 269.2 БК РФ).
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)По результатам контрольного мероприятия подготавливается и направляется представление и (или) предписание объекту контроля <24>. Органы бюджетного аудита, как и органы публичного аудита, наделены полномочиями по направлению подконтрольным объектам представлений и предписаний об устранении выявленных нарушений и/или устранению причин и условий возникновения таких нарушений (ст. 270.2 БК РФ), а также по направлению в суд исков о признании закупок недействительными в соответствии с требованиями гражданского законодательства (п. 2 ст. 269.2 БК РФ).
Готовое решение: Как контролируются закупки, проводимые по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)протест на положение о закупке. Если получили такой протест, рассмотрите его не позднее чем в десятидневный срок с момента поступления. Если положение о закупке было утверждено коллегиальным органом, обязательно уведомите прокурора о дне заседания для рассмотрения протеста (ст. 23 Закона N 2202-1). Если не согласны с позицией прокуратуры, составьте официальный мотивированный ответ на протест. Учитывайте, что в таком случае прокурор на основании протеста может требовать признания положения о закупке недействительным в суде (п. 3 ст. 22 Закона N 2202-1);
(КонсультантПлюс, 2025)протест на положение о закупке. Если получили такой протест, рассмотрите его не позднее чем в десятидневный срок с момента поступления. Если положение о закупке было утверждено коллегиальным органом, обязательно уведомите прокурора о дне заседания для рассмотрения протеста (ст. 23 Закона N 2202-1). Если не согласны с позицией прокуратуры, составьте официальный мотивированный ответ на протест. Учитывайте, что в таком случае прокурор на основании протеста может требовать признания положения о закупке недействительным в суде (п. 3 ст. 22 Закона N 2202-1);
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 30"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2024)Полагая, что решение антимонопольного органа является незаконным, организатор закупки обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данного решения недействительным. Организатор закупки указывал, что в связи с поступившим запросом им был продлен период подачи заявок на минимально допустимый срок с даты внесения изменений в документацию о проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме - три рабочих дня, то есть до 13 января 2021 г., что не противоречит требованиям Закона о закупках.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2024)Полагая, что решение антимонопольного органа является незаконным, организатор закупки обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данного решения недействительным. Организатор закупки указывал, что в связи с поступившим запросом им был продлен период подачи заявок на минимально допустимый срок с даты внесения изменений в документацию о проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме - три рабочих дня, то есть до 13 января 2021 г., что не противоречит требованиям Закона о закупках.
Статья: Правовые позиции судов по экономическим спорам в примерах из судебной практики
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Лицо, которое должно было стать победителем, в случае признания закупки недействительной, даже если подобный иск им не предъявлялся, вправе требовать возмещения убытков (статьи 15, 393 ГК РФ) (пункт 43 Постановления Пленума ВС РФ N 2).
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Лицо, которое должно было стать победителем, в случае признания закупки недействительной, даже если подобный иск им не предъявлялся, вправе требовать возмещения убытков (статьи 15, 393 ГК РФ) (пункт 43 Постановления Пленума ВС РФ N 2).