Признание закупки не состоявшейся
Подборка наиболее важных документов по запросу Признание закупки не состоявшейся (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Согласование заключения контракта с единственным поставщиком по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В связи с признанием закупки несостоявшейся заказчиком... в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы... направлено обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком...
(КонсультантПлюс, 2025)В связи с признанием закупки несостоявшейся заказчиком... в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы... направлено обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком...
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Обжалование актов антимонопольных органов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Заключение и исполнение контракта: Заказчик не согласен с отказом согласовать заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
(КонсультантПлюс, 2025)Однако Заказчик может подтвердить обоснованность признания закупки несостоявшейся и, таким образом, опровергнуть доводы Антимонопольного органа о том, что Заказчик ограничил круг участников закупки (ч. 1 ст. 65 АПК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Однако Заказчик может подтвердить обоснованность признания закупки несостоявшейся и, таким образом, опровергнуть доводы Антимонопольного органа о том, что Заказчик ограничил круг участников закупки (ч. 1 ст. 65 АПК РФ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: В каком порядке провести открытый электронный аукцион по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)4.2. Что делать, если электронный аукцион признан несостоявшимся
(КонсультантПлюс, 2025)4.2. Что делать, если электронный аукцион признан несостоявшимся
Готовое решение: Как провести открытый электронный конкурс по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)7.5. В каких случаях электронный конкурс по 44-ФЗ признается несостоявшимся и какие последствия наступят
(КонсультантПлюс, 2025)7.5. В каких случаях электронный конкурс по 44-ФЗ признается несостоявшимся и какие последствия наступят
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)Статья 52. Признание открытого конкурентного способа несостоявшимся. Последствия такого признания
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)Статья 52. Признание открытого конкурентного способа несостоявшимся. Последствия такого признания
Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 N 908
(ред. от 23.12.2024)
"Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе, на официальном сайте такой системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" положения о закупке, типового положения о закупке, информации о закупке"34. Протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта, причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся (в случае признания конкурентной закупки таковой), а также иную информацию, предусмотренную Федеральным законом и положением о закупке, размещенном в единой информационной системе. При этом в случае признания конкурентной закупки несостоявшейся в протоколах указывается информация о следующих причинах ее признания таковой:
(ред. от 23.12.2024)
"Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе, на официальном сайте такой системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" положения о закупке, типового положения о закупке, информации о закупке"34. Протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта, причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся (в случае признания конкурентной закупки таковой), а также иную информацию, предусмотренную Федеральным законом и положением о закупке, размещенном в единой информационной системе. При этом в случае признания конкурентной закупки несостоявшейся в протоколах указывается информация о следующих причинах ее признания таковой:
Статья: О повышении эффективности государственного (муниципального) контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Основной причиной признания закупок несостоявшимися является подача одной заявки на участие в закупке. Так, в 2023 г. доля таких закупок составила 70%, в 2022 г. - 66%, в 2021 г. - 59%, в 2020 г. - 59%, в 2019 г. - 62%.
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Основной причиной признания закупок несостоявшимися является подача одной заявки на участие в закупке. Так, в 2023 г. доля таких закупок составила 70%, в 2022 г. - 66%, в 2021 г. - 59%, в 2020 г. - 59%, в 2019 г. - 62%.
Готовое решение: Как заключить контракт с единственным поставщиком
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы получить согласие, направьте соответствующее обращение в контрольный орган не позже чем через пять рабочих дней с даты размещения в ЕИС протокола с информацией о признании закупки несостоявшейся или с даты подписания такого протокола, если он не размещается в ЕИС в соответствии с Законом N 44-ФЗ (ч. 6 ст. 93 данного Закона).
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы получить согласие, направьте соответствующее обращение в контрольный орган не позже чем через пять рабочих дней с даты размещения в ЕИС протокола с информацией о признании закупки несостоявшейся или с даты подписания такого протокола, если он не размещается в ЕИС в соответствии с Законом N 44-ФЗ (ч. 6 ст. 93 данного Закона).
Вопрос: О предоставлении преимущества в отношении цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - учреждением или предприятием УИС, при признании закупки несостоявшейся.
(Письмо Минфина России от 28.04.2023 N 24-06-06/39685)Вопрос: О предоставлении преимущества в отношении цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - учреждением или предприятием УИС, при признании закупки несостоявшейся.
(Письмо Минфина России от 28.04.2023 N 24-06-06/39685)Вопрос: О предоставлении преимущества в отношении цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - учреждением или предприятием УИС, при признании закупки несостоявшейся.
Готовое решение: Как подать жалобу в ФАС России на действия заказчика по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)три месяца, если договор по итогам процедуры не был заключен или закупка признана несостоявшейся;
(КонсультантПлюс, 2025)три месяца, если договор по итогам процедуры не был заключен или закупка признана несостоявшейся;
Готовое решение: Что делать для включения участника в реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)данные о закупке, включая дату подведения итогов или дату признания закупки несостоявшейся. Обязательно укажите предмет договора, ОКПД2, цену, валюту и ее код, сроки исполнения. Учтите, что эти сведения не надо указывать, если они составляют гостайну или не подлежат размещению в ЕИС по решению Правительства РФ (ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)данные о закупке, включая дату подведения итогов или дату признания закупки несостоявшейся. Обязательно укажите предмет договора, ОКПД2, цену, валюту и ее код, сроки исполнения. Учтите, что эти сведения не надо указывать, если они составляют гостайну или не подлежат размещению в ЕИС по решению Правительства РФ (ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);
Готовое решение: Как рассчитать и взыскать неустойку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если контракт заключен по результатам закупки среди СМП (СОНКО), то размер штрафа ограничен: 1% от цены контракта (этапа), но не менее 1 000 руб. и не более 5 000 руб. Такой же размер штрафа применяется и по контракту, который заключается с единственным поставщиком после признания указанной закупки несостоявшейся. Это следует, в частности, из п. 3 Письма Минфина России от 06.10.2017 N 24-05-07/65542.
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если контракт заключен по результатам закупки среди СМП (СОНКО), то размер штрафа ограничен: 1% от цены контракта (этапа), но не менее 1 000 руб. и не более 5 000 руб. Такой же размер штрафа применяется и по контракту, который заключается с единственным поставщиком после признания указанной закупки несостоявшейся. Это следует, в частности, из п. 3 Письма Минфина России от 06.10.2017 N 24-05-07/65542.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июль 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия Заказчика, установившего неправомерные положения в Документации в части наличия права Заказчика заключать договор по результатам Запроса предложений в случае признания закупки несостоявшейся ввиду наличия единственной заявки, соответствующей всем требованиям Документации, противоречат требованиям пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 15 статьи 3.2 Закона о закупках.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия Заказчика, установившего неправомерные положения в Документации в части наличия права Заказчика заключать договор по результатам Запроса предложений в случае признания закупки несостоявшейся ввиду наличия единственной заявки, соответствующей всем требованиям Документации, противоречат требованиям пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 15 статьи 3.2 Закона о закупках.
Последние изменения: Преференции по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Минфин России уточнил, как предоставляются преимущества учреждениям и предприятиям УИС при признании закупки несостоявшейся.
(КонсультантПлюс, 2025)Минфин России уточнил, как предоставляются преимущества учреждениям и предприятиям УИС при признании закупки несостоявшейся.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 30"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2024)Таким образом, ответ на запрос разъяснений обязателен и всегда подлежит размещению в ЕИС. Есть случаи, когда заказчикам удается фактически избежать административного штрафа, но они носят исключительный характер и возможны только в судебном порядке при обжаловании постановления антимонопольного органа о наложении административного штрафа. Речь идет о применении категории "малозначительность" (ст. 2.9 КоАП РФ), которая имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Так, в одном из споров суды признали малозначительным отсутствие ответа на запрос разъяснений в связи с тремя обстоятельствами дела: закупка была признана несостоявшейся, в текущем году повторная закупка не проводилась, а на следующий год в аналогичной закупке победил тот участник, который прежде подавал запрос разъяснений, а затем обжаловал в антимонопольном органе отсутствие ответа на него <7>.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2024)Таким образом, ответ на запрос разъяснений обязателен и всегда подлежит размещению в ЕИС. Есть случаи, когда заказчикам удается фактически избежать административного штрафа, но они носят исключительный характер и возможны только в судебном порядке при обжаловании постановления антимонопольного органа о наложении административного штрафа. Речь идет о применении категории "малозначительность" (ст. 2.9 КоАП РФ), которая имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Так, в одном из споров суды признали малозначительным отсутствие ответа на запрос разъяснений в связи с тремя обстоятельствами дела: закупка была признана несостоявшейся, в текущем году повторная закупка не проводилась, а на следующий год в аналогичной закупке победил тот участник, который прежде подавал запрос разъяснений, а затем обжаловал в антимонопольном органе отсутствие ответа на него <7>.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (ноябрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. Субъективный подход заказчика при решении вопроса о заключении договора по результатам признания закупки несостоявшейся противоречит принципам Закона о закупках.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. Субъективный подход заказчика при решении вопроса о заключении договора по результатам признания закупки несостоявшейся противоречит принципам Закона о закупках.