Признание семьи в социально опасном положении
Подборка наиболее важных документов по запросу Признание семьи в социально опасном положении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О совершенствовании координации и взаимодействия субъектов в сфере защиты прав ребенка
(Павлова Л.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)В Омске выявлен случай, когда КДНиЗП признала семью находящейся в социально опасном положении и нуждающейся в проведении профилактической работы только спустя девять лет (в апреле 2019 г.) после появления о ней негативной информации (в 2010 г.). Кроме того, родители неоднократно привлекались к административной ответственности, в том числе по ч. 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <5>. Таким образом, были нарушены требования федерального и регионального законодательств.
(Павлова Л.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)В Омске выявлен случай, когда КДНиЗП признала семью находящейся в социально опасном положении и нуждающейся в проведении профилактической работы только спустя девять лет (в апреле 2019 г.) после появления о ней негативной информации (в 2010 г.). Кроме того, родители неоднократно привлекались к административной ответственности, в том числе по ч. 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <5>. Таким образом, были нарушены требования федерального и регионального законодательств.
Статья: Теоретические и правоприменительные аспекты лишения и ограничения родительских прав
(Леканова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)В правоприменительной практике трудность выбора меры семейно-правовой ответственности часто связана с установлением трудной жизненной ситуации в семье. Легальная дефиниция "трудной жизненной ситуации" встречается по меньшей мере в двух федеральных законах. Согласно предписанию ст. 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно <8>. В положении ч. 2 ст. 13 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" содержится перечневая дефиниция "трудной жизненной ситуации": трудной жизненной ситуацией, в которой оказался несовершеннолетний, признаются отсутствие попечения законных представителей; проживание ребенка в семьях, находящихся в социально опасном положении; самовольное оставление ребенком семьи; самовольный уход ребенка из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие у ребенка места жительства, места пребывания и др. <9>. Более подробный перечень трудных жизненных ситуаций, в которых может оказаться ребенок, приведен в ст. 1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <10>.
(Леканова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)В правоприменительной практике трудность выбора меры семейно-правовой ответственности часто связана с установлением трудной жизненной ситуации в семье. Легальная дефиниция "трудной жизненной ситуации" встречается по меньшей мере в двух федеральных законах. Согласно предписанию ст. 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно <8>. В положении ч. 2 ст. 13 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" содержится перечневая дефиниция "трудной жизненной ситуации": трудной жизненной ситуацией, в которой оказался несовершеннолетний, признаются отсутствие попечения законных представителей; проживание ребенка в семьях, находящихся в социально опасном положении; самовольное оставление ребенком семьи; самовольный уход ребенка из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие у ребенка места жительства, места пребывания и др. <9>. Более подробный перечень трудных жизненных ситуаций, в которых может оказаться ребенок, приведен в ст. 1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <10>.
Нормативные акты
<Письмо> Минобрнауки России от 01.12.2015 N ВК-2969/07
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическими рекомендациями о порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы")МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическими рекомендациями о порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы")МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопрос: Каковы полномочия совета профилактики в школе?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Непосредственно основания для постановки и снятия несовершеннолетнего с учета предусматриваются локальными нормативными актами школы. При этом необходимо обратить внимание, что основанием для организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися с девиантным поведением является поступление в школу одного из следующих документов (ст. 6 Закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ; разд. 5 Методических рекомендаций о порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы, направленных Письмом Минобрнауки России от 01.12.2015 N ВК-2969/07):
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Непосредственно основания для постановки и снятия несовершеннолетнего с учета предусматриваются локальными нормативными актами школы. При этом необходимо обратить внимание, что основанием для организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися с девиантным поведением является поступление в школу одного из следующих документов (ст. 6 Закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ; разд. 5 Методических рекомендаций о порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы, направленных Письмом Минобрнауки России от 01.12.2015 N ВК-2969/07):
Статья: Алиментные притязания фактических воспитателей ребенка: процессуальные особенности судебного разрешения
(Комиссарова Е.Г., Краснова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 3)Если рассуждать о возможности выражения нормативной модели надлежащего воспитания с позиций юридической техники, то в этом смысле более удачно сформулирована позиция белорусского законодателя, включившего в Кодекс о браке и семье ст. 67, поименованную как "Ненадлежащее воспитание и содержание детей в семье". Согласно ее редакции "родители, опекуны, попечители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе, если ребенок находится в социально опасном положении" <38>. Все логично. Нормативность здесь предстает не в традиционном виде. Это не классическая система требований, прав и обязанность, а воспроизводство на уровне принципов семейного законодательства общих положений отдельных институтов и конструкций социально-культурных достижений в сфере семейного воспитания, которые способны для правоприменителя выполнять роль стандартов не только родительского, но и "как бы" родительского поведения. Эти последние практики все увереннее входят в повседневную жизнь "расширенной семьи" и соответственно в сферу правоприменения, что предполагает исходную формализацию границ воспитательного поведения всякого лица, взаимодействующего с ребенком на постоянной основе.
(Комиссарова Е.Г., Краснова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 3)Если рассуждать о возможности выражения нормативной модели надлежащего воспитания с позиций юридической техники, то в этом смысле более удачно сформулирована позиция белорусского законодателя, включившего в Кодекс о браке и семье ст. 67, поименованную как "Ненадлежащее воспитание и содержание детей в семье". Согласно ее редакции "родители, опекуны, попечители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе, если ребенок находится в социально опасном положении" <38>. Все логично. Нормативность здесь предстает не в традиционном виде. Это не классическая система требований, прав и обязанность, а воспроизводство на уровне принципов семейного законодательства общих положений отдельных институтов и конструкций социально-культурных достижений в сфере семейного воспитания, которые способны для правоприменителя выполнять роль стандартов не только родительского, но и "как бы" родительского поведения. Эти последние практики все увереннее входят в повседневную жизнь "расширенной семьи" и соответственно в сферу правоприменения, что предполагает исходную формализацию границ воспитательного поведения всякого лица, взаимодействующего с ребенком на постоянной основе.
"Частное право в странах бывшего СССР: итоги 30-летия: сборник статей"
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)Значительную группу источников семейного законодательства составляют постановления Совета министров Республики Беларусь. Эти акты касаются регистрации актов гражданского состояния, опеки и попечительства, алиментов на содержание несовершеннолетних детей, усыновления, признания детей находящимися в социально опасном положении, приемной семьи, детских домов семейного типа, патронатного воспитания и других вопросов семейных отношений.
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)Значительную группу источников семейного законодательства составляют постановления Совета министров Республики Беларусь. Эти акты касаются регистрации актов гражданского состояния, опеки и попечительства, алиментов на содержание несовершеннолетних детей, усыновления, признания детей находящимися в социально опасном положении, приемной семьи, детских домов семейного типа, патронатного воспитания и других вопросов семейных отношений.