Признание нормы неконституционной



Подборка наиболее важных документов по запросу Признание нормы неконституционной (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Важнейшая практика по ст. 43 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗПризнание норм неконституционными - основание для прекращения исполнительного производства судом в том числе в отношении лиц, не являвшихся заявителями в конституционном судопроизводстве >>>
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 312 "Порядок и срок подачи заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" АПК РФ"Из нормативного содержания приведенных статей процессуального законодательства - несмотря на то, что в соответствии с частью первой статьи 394 ГПК Российской Федерации и частью первой статьи 312 АПК Российской Федерации пересмотр судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам может, по общему правилу, быть вызван заявлениями сторон и других лиц, участвующих в деле, - вытекает, что право инициировать пересмотр судебного акта в случае, если он основан на норме, признанной Конституционным Судом Российской Федерации неконституционной или примененной в истолковании, расходящемся с ее конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации, во всех случаях принадлежит заявителю или лицу, в интересах которого была подана конституционная жалоба. Что же касается иных лиц, то они вправе обращаться с заявлением о таком пересмотре только в случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации"."
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: "Будет исполнено!": практика реагирования французского законодателя на решения Конституционного совета Франции
(Балакаев В.Д.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)
Сказанное применимо даже к случаям, требующим особого параметрирования последствий признания нормы неконституционной. При возникновении такой потребности Конституционный совет включает в мотивировочную часть своего решения специальный раздел, посвященный последствиям дисквалификации нормы (фр. sur les effets de la ). Однако практика Совета - с учетом положений ст. 62 Конституции Франции - показывает, что корректировка таких последствий осуществляется только по двум параметрам: времени, с которого неконституционная норма не подлежит применению, и возможности пересмотра дел, рассмотренных на основании этой нормы ранее <18>. Мотивы детализации Советом последствий своего решения понятны: это создает законодателю благоприятные условия для более эффективного исполнения им решений Совета, например предоставляет ему достаточное время для адекватного реагирования. Так, признавая неконституционными положения Кодекса судоустройства Франции 1978 г., позволявшие единоличному судье, в производстве которого находилось уголовное преследование несовершеннолетнего, позднее рассматривать дело того же лица в качестве председателя коллегии ювенального суда, Совет отложил дисквалификацию нормы до 1 января 2013 г., притом что решение было принято 8 июля 2011 г. Совет объяснил это необходимостью "позволить законодателю положить конец [обнаруженной] неконституционности", поскольку немедленная утрата силы спорным положением "повлечет за собой явно чрезмерные последствия" <19> (которые, впрочем, остались неназванными). В любом случае такого рода пояснение нельзя считать прямо сформулированным указанием законодателю на необходимость внести изменения и на то, какими они должны быть.
Статья: Конституционный нормоконтроль как средство юрисдикционного ограничения публичной власти
(Поляков В.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)
Еще одним средством воздействия конституционного правосудия на правовую систему являются правомочие по признанию норм права не соответствующими Конституции и, как следствие, утрата ими юридической силы. Признание нормы неконституционной может осуществляться в форме как прямой дисквалификации, так и условной, когда неконституционность нормы обусловлена в первую очередь сложившейся практикой ее применения. При этом в случае признания акта или нормы неконституционными правовым последствием выступают утрата ими силы и невозможность применения (реализации) с момента вступления в силу данного решения. Примером подобной деятельности КС РФ в качестве "негативного законодателя" может служить Постановление от 12 марта 2024 г. N 10-П <11>, которым признана не соответствующей Конституции ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" <12> в той мере, в какой она не устанавливает, подлежит ли возвращению плата за рассмотрение финансовым уполномоченным обращения, поданного лицом, которому уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации, в случае прекращения рассмотрения такого обращения в связи с выявлением того, что оно не подлежит рассмотрению финансовым уполномоченным.
показать больше документов

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8
(ред. от 03.03.2015)
"О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"
В случаях, когда статья Конституции Российской Федерации является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)
Таким образом, в постановлении от 30 ноября 2016 г. N 27-П Конституционный Суд Российской Федерации не признал нормы права неконституционными, а лишь установил их конституционно-правовой смысл. Указанным постановлением не изменяются действовавшие правовые нормы, а лишь дается толкование норм в их взаимосвязи.
показать больше документов