Признание материалов экстремистскими
Подборка наиболее важных документов по запросу Признание материалов экстремистскими (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Глава 27.2. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
(ред. от 31.07.2025)Глава 27.2. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О противодействии экстремистской деятельности"Порядок ведения федерального списка экстремистских материалов устанавливается федеральным органом государственной регистрации.
(ред. от 27.10.2025)
"О противодействии экстремистской деятельности"Порядок ведения федерального списка экстремистских материалов устанавливается федеральным органом государственной регистрации.
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Глава 36. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ О ПРИЗНАНИИ
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Глава 36. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ О ПРИЗНАНИИ
Статья: Судебная защита личных прав в административном судопроизводстве: сравнительно-правовые аспекты (опыт стран постсоветского пространства)
(Бурашникова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Сходным образом урегулирован процесс судебной защиты личных прав в публичных правоотношениях в Кыргызской Республике и в Республике Узбекистан. В Кыргызской Республике судами в порядке административного судопроизводства разрешаются дела по спорам в сфере публично-правовых отношений посредством рассмотрения административных исков об оспаривании административного акта (акта) или действия; об обязанности ответчика не принимать административный акт, обременяющий истца, или не совершать иного действия административным органом; об обязанности ответчика принять административный акт (акт) или совершить определенные действия; о проверке законности подзаконного нормативного правового акта ответчика; о проверке законности утратившего силу административного акта (акта) <9>. Контрольное (санкционное) производство в Административно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики не включено. Дела, связанные с судебным контролем за ограничением государством прав граждан, рассматриваются в порядке особого гражданского судопроизводства (дела о признании материалов экстремистскими, о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар, о направлении детей в интернатные учреждения) <10>.
(Бурашникова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Сходным образом урегулирован процесс судебной защиты личных прав в публичных правоотношениях в Кыргызской Республике и в Республике Узбекистан. В Кыргызской Республике судами в порядке административного судопроизводства разрешаются дела по спорам в сфере публично-правовых отношений посредством рассмотрения административных исков об оспаривании административного акта (акта) или действия; об обязанности ответчика не принимать административный акт, обременяющий истца, или не совершать иного действия административным органом; об обязанности ответчика принять административный акт (акт) или совершить определенные действия; о проверке законности подзаконного нормативного правового акта ответчика; о проверке законности утратившего силу административного акта (акта) <9>. Контрольное (санкционное) производство в Административно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики не включено. Дела, связанные с судебным контролем за ограничением государством прав граждан, рассматриваются в порядке особого гражданского судопроизводства (дела о признании материалов экстремистскими, о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар, о направлении детей в интернатные учреждения) <10>.
Статья: Охраняемые законом интересы, или Эссе о пользе изучения доктрины
(Султанов А.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Так, с появлением практики признания материалов экстремистскими в процедуре особого производства, при том что в ГПК РФ и каком-либо другом процессуальном законе это не было предусмотрено, сформировалась порочная практика рассмотрения данного рода дел в особом производстве без привлечения заинтересованных лиц, с участием порой только заявителя - прокурора.
(Султанов А.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Так, с появлением практики признания материалов экстремистскими в процедуре особого производства, при том что в ГПК РФ и каком-либо другом процессуальном законе это не было предусмотрено, сформировалась порочная практика рассмотрения данного рода дел в особом производстве без привлечения заинтересованных лиц, с участием порой только заявителя - прокурора.
Статья: Рассмотрение административного дела как стадия административного процесса
(Спиридонов П.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)- производство по административным делам о признании информационных материалов экстремистскими;
(Спиридонов П.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)- производство по административным делам о признании информационных материалов экстремистскими;
Статья: Доказательственное значение заключений органов, организаций и лиц, привлекаемых по административным делам
(Михайлов С.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)<26> Галяшина Е.И. Заключение уполномоченного по правам человека по административному иску о признании информационных материалов экстремистскими: научно-методическое пособие. М.: Изд. центр Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), 2023. В аннотации к пособию отмечается, что в нем представлены научно-методические рекомендации, способствующие составлению обоснованного заключения уполномоченным по правам человека по административному иску прокурора о признании материалов экстремистскими. В приложении содержатся примеры заключений уполномоченных по правам человека по соответствующим административным делам, из которых следует, что в них присутствует часть, касающаяся выводов об обстоятельствах дела.
(Михайлов С.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)<26> Галяшина Е.И. Заключение уполномоченного по правам человека по административному иску о признании информационных материалов экстремистскими: научно-методическое пособие. М.: Изд. центр Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), 2023. В аннотации к пособию отмечается, что в нем представлены научно-методические рекомендации, способствующие составлению обоснованного заключения уполномоченным по правам человека по административному иску прокурора о признании материалов экстремистскими. В приложении содержатся примеры заключений уполномоченных по правам человека по соответствующим административным делам, из которых следует, что в них присутствует часть, касающаяся выводов об обстоятельствах дела.
Статья: Избирательные права граждан и КАС РФ: десятилетие эффективной судебной защиты сквозь призму истории ее институционализации
(Воронин Д.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)- в делах о признании информационных материалов экстремистскими предусмотрена возможность запроса заключения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ (гл. 27.2 КАС РФ);
(Воронин Д.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)- в делах о признании информационных материалов экстремистскими предусмотрена возможность запроса заключения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ (гл. 27.2 КАС РФ);
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Глава 27.2. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Глава 27.2. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
Статья: Отдельные вопросы правового регулирования деятельности социальных сетей на территории Российской Федерации
(Гинодман Е.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Главой 27.2 КАС РФ отдельно предусмотрен порядок рассмотрения административных дел о признании информационных материалов экстремистскими.
(Гинодман Е.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Главой 27.2 КАС РФ отдельно предусмотрен порядок рассмотрения административных дел о признании информационных материалов экстремистскими.
Статья: К вопросу о защите и охране права в административном судопроизводстве
(Яковлева А.П.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)Например, реализация соответствующими органами, как правоохранительными (например, рассмотрение судом требования о признании информационных материалов экстремистскими), так и иными органами (например, медицинской организацией при подаче административного искового заявления о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке), своих полномочий затрагивает права и свободы как конкретного субъекта, так и публичный интерес, и в избежание нарушения права в будущем эта деятельность осуществляется под надзором суда.
(Яковлева А.П.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)Например, реализация соответствующими органами, как правоохранительными (например, рассмотрение судом требования о признании информационных материалов экстремистскими), так и иными органами (например, медицинской организацией при подаче административного искового заявления о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке), своих полномочий затрагивает права и свободы как конкретного субъекта, так и публичный интерес, и в избежание нарушения права в будущем эта деятельность осуществляется под надзором суда.
Статья: Участие органов, организаций и лиц в административном деле для дачи по нему заключения
(Михайлов С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 2)Уполномоченными по правам человека, привлекаемыми для дачи заключения по административному делу о признании информационных материалов экстремистскими, если лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления, не установлено, осуществляется защита прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
(Михайлов С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 2)Уполномоченными по правам человека, привлекаемыми для дачи заключения по административному делу о признании информационных материалов экстремистскими, если лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления, не установлено, осуществляется защита прав и законных интересов неопределенного круга лиц.