Признание информации запрещенной к распространению
Подборка наиболее важных документов по запросу Признание информации запрещенной к распространению (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 10 "Распространение информации или предоставление информации" Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"В данном случае, как установил суд апелляционной инстанции, оснований для признания спорной информации, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не имеется, поскольку приведенные заявителем отзывы не подпадают ни под одну из перечисленных в Законе N 149-ФЗ категорий. Заявитель не привел ни одного довода или подтверждения, того, что указанные им отзывы являются информацией, запрещенной к распространению в Российской Федерации. Спорные сведения касаются исключительно предпринимательской деятельности Общества, трудовых конфликтов между Обществом и его работниками."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как Роскомнадзор проводит блокировку сайтов при выявлении противоправного контента
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. В каком порядке рассматриваются дела о признании информации запрещенной к распространению в Интернете
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. В каком порядке рассматриваются дела о признании информации запрещенной к распространению в Интернете
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Глава 27.1. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ
(ред. от 31.07.2025)Глава 27.1. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)42. Решение, являющееся основанием для ограничения доступа к сайту в сети "Интернет", содержащему информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимается судом общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)42. Решение, являющееся основанием для ограничения доступа к сайту в сети "Интернет", содержащему информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимается судом общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)<398> См.: Али М.З. Ограничение доступа к информационным ресурсам в сети Интернет (практические проблемы признания информации запрещенной к распространению) // Право в сфере Интернета: сборник статей / отв. ред. М.А. Рожкова. М., 2018. С. 104.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)<398> См.: Али М.З. Ограничение доступа к информационным ресурсам в сети Интернет (практические проблемы признания информации запрещенной к распространению) // Право в сфере Интернета: сборник статей / отв. ред. М.А. Рожкова. М., 2018. С. 104.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<1> Указанное обстоятельство - соединение в рамках одного судебного производства правил искового и особого производств - является предметом дискуссии в научной литературе. См. подробнее: Царегородцева Е.А. К вопросу о порядке рассмотрения дел о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации // Административное право и процесс. 2020. N 1. С. 62 - 65.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<1> Указанное обстоятельство - соединение в рамках одного судебного производства правил искового и особого производств - является предметом дискуссии в научной литературе. См. подробнее: Царегородцева Е.А. К вопросу о порядке рассмотрения дел о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации // Административное право и процесс. 2020. N 1. С. 62 - 65.
Статья: Договорно-правовые аспекты использования click-wrap соглашений в Российской Федерации
(Савельев А.И.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)В современных реалиях вопрос о доступности интернет-ресурса, на котором размещены соответствующие договорные условия, во многом связан с возможностью его блокировки Роскомнадзором по различным основаниям <29>. Формально такая блокировка, в зависимости от основания, влечет признание информации запрещенной к распространению на территории РФ либо ограничение распространения информации, размещенной на таком заблокированном ресурсе. Как следствие, доступ к подобному ресурсу на территории РФ можно получить с использованием специальных технических средств: VPN либо специализированных браузеров, использование которых вроде бы формально в РФ не запрещено, но явно не поощряется <30>. Соответственно, встает вопрос о допустимости полученных с использованием подобных инструментов доказательств в гражданском и арбитражном процессе, поскольку они могут рассматриваться как полученные с нарушением закона.
(Савельев А.И.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)В современных реалиях вопрос о доступности интернет-ресурса, на котором размещены соответствующие договорные условия, во многом связан с возможностью его блокировки Роскомнадзором по различным основаниям <29>. Формально такая блокировка, в зависимости от основания, влечет признание информации запрещенной к распространению на территории РФ либо ограничение распространения информации, размещенной на таком заблокированном ресурсе. Как следствие, доступ к подобному ресурсу на территории РФ можно получить с использованием специальных технических средств: VPN либо специализированных браузеров, использование которых вроде бы формально в РФ не запрещено, но явно не поощряется <30>. Соответственно, встает вопрос о допустимости полученных с использованием подобных инструментов доказательств в гражданском и арбитражном процессе, поскольку они могут рассматриваться как полученные с нарушением закона.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)В отечественной науке гражданского процесса данное положение сомнений не вызывает и не оспаривается. Однако имеются разногласия, касающиеся юридической природы деятельности суда по таким делам: одни авторы рассматривают ее как форму реализации правосудия в гражданском судопроизводстве, другие же относят ее к судебному администрированию или управлению <1>. На наш взгляд, выведение подобных дел за рамки правосудия вряд ли правомерно, так как судья, если он выступает именно как судья, как представитель судебной власти, не может выполнять чего-либо, лежащего за пределами данной функции. И мы не можем это не учитывать, особенно сейчас, когда обсуждается возможность расширения границ особого производства и его существования в рамках не только ГПК РФ, но и КАС РФ. По крайней мере, именно об этом свидетельствует подготовленный Верховным Судом РФ проект закона о внесении изменений в КАС РФ, в соответствии с которым в данный Кодекс предполагается ввести отдельный подразд. V.1, регламентирующий порядок разрешения дел особого производства, к которым предлагается отнести дела: о признании информационных материалов экстремистскими; о признании информации запрещенной к распространению на территории РФ; о восстановлении утраченного судебного производства; о признании, приведении в исполнение решений иностранных судов по административным делам, если признание (приведение в исполнение) таких решений предусмотрено международным договором Российской Федерации, федеральным законом <2>.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)В отечественной науке гражданского процесса данное положение сомнений не вызывает и не оспаривается. Однако имеются разногласия, касающиеся юридической природы деятельности суда по таким делам: одни авторы рассматривают ее как форму реализации правосудия в гражданском судопроизводстве, другие же относят ее к судебному администрированию или управлению <1>. На наш взгляд, выведение подобных дел за рамки правосудия вряд ли правомерно, так как судья, если он выступает именно как судья, как представитель судебной власти, не может выполнять чего-либо, лежащего за пределами данной функции. И мы не можем это не учитывать, особенно сейчас, когда обсуждается возможность расширения границ особого производства и его существования в рамках не только ГПК РФ, но и КАС РФ. По крайней мере, именно об этом свидетельствует подготовленный Верховным Судом РФ проект закона о внесении изменений в КАС РФ, в соответствии с которым в данный Кодекс предполагается ввести отдельный подразд. V.1, регламентирующий порядок разрешения дел особого производства, к которым предлагается отнести дела: о признании информационных материалов экстремистскими; о признании информации запрещенной к распространению на территории РФ; о восстановлении утраченного судебного производства; о признании, приведении в исполнение решений иностранных судов по административным делам, если признание (приведение в исполнение) таких решений предусмотрено международным договором Российской Федерации, федеральным законом <2>.
Статья: Информационная безопасность в сети Интернет
(Христинич И.В.)
("Законность", 2022, N 4)<3> См.: Али М.З. Ограничение доступа к информационным ресурсам в сети Интернет (практические проблемы признания информации запрещенной к распространению) // Право в сфере Интернета: Сборник статей / рук. авт. кол. и отв. ред. д. ю. н. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2018. С. 117.
(Христинич И.В.)
("Законность", 2022, N 4)<3> См.: Али М.З. Ограничение доступа к информационным ресурсам в сети Интернет (практические проблемы признания информации запрещенной к распространению) // Право в сфере Интернета: Сборник статей / рук. авт. кол. и отв. ред. д. ю. н. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2018. С. 117.
Статья: Допустимость доказательств и активность суда в современном процессе доказывания
(Решетникова И.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 5)<7> Царегородцева Е.А. Возбуждение дела о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации // Судья. 2020. N 10(118). С. 24 - 28; Она же: К вопросу о порядке рассмотрения дел о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации // Административное право и процесс. 2020. N 1. С. 62 - 65.
(Решетникова И.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 5)<7> Царегородцева Е.А. Возбуждение дела о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации // Судья. 2020. N 10(118). С. 24 - 28; Она же: К вопросу о порядке рассмотрения дел о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации // Административное право и процесс. 2020. N 1. С. 62 - 65.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<1> См. об этом подробнее: Куликова С.А. К вопросу о классификации вредной информации в российском законодательстве // Информационное право. 2015. N 4; Али М.З. Ограничение доступа к информационным ресурсам в сети Интернет (практические проблемы признания информации запрещенной к распространению) // Право в сфере Интернета: Сборник статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. М., 2018.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<1> См. об этом подробнее: Куликова С.А. К вопросу о классификации вредной информации в российском законодательстве // Информационное право. 2015. N 4; Али М.З. Ограничение доступа к информационным ресурсам в сети Интернет (практические проблемы признания информации запрещенной к распространению) // Право в сфере Интернета: Сборник статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. М., 2018.
Статья: Правовая природа дел, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства
(Августина И.Д.)
("Российский судья", 2023, N 9)Несмотря на то что в КАС РФ неисковая форма защиты охраняемых законом интересов не предусмотрена, суть бесспорных административных дел не поменялась. Значение имеет не название, а существо дела, однако название характеризует содержание и может создать путаницу, если оно не соответствует сути явления, в том числе правового. Поименовав все административные дела исковыми, законодатель создал ситуацию "процессуального Вавилона", размыв различия в рассмотрении исковых и неисковых дел. Это усложнило правовую защиту по неисковым делам. К примеру, первоначально дела по обращениям прокурора об ограничении доступа к информации, размещенной в сети Интернет, рассматривались по правилам искового производства ГПК РФ. Затем суды стали руководствоваться правовой позицией, сформулированной Верховным Судом РФ в Определении от 9 июня 2015 г. N 51-КГПР15-7, согласно которой по делам о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения в сети Интернет запрещенной информации. Спора о праве по таким делам нет, - констатировал Верховный Суд РФ, - поэтому заявления рассматриваются по правилам особого производства в порядке установления юридического факта. С введением в действие КАС РФ дела данной категории, как и все остальные административные дела, отнесены к исковому административному производству. На проблемы, связанные с рассмотрением таких дел в порядке искового производства, указано в литературе <10>.
(Августина И.Д.)
("Российский судья", 2023, N 9)Несмотря на то что в КАС РФ неисковая форма защиты охраняемых законом интересов не предусмотрена, суть бесспорных административных дел не поменялась. Значение имеет не название, а существо дела, однако название характеризует содержание и может создать путаницу, если оно не соответствует сути явления, в том числе правового. Поименовав все административные дела исковыми, законодатель создал ситуацию "процессуального Вавилона", размыв различия в рассмотрении исковых и неисковых дел. Это усложнило правовую защиту по неисковым делам. К примеру, первоначально дела по обращениям прокурора об ограничении доступа к информации, размещенной в сети Интернет, рассматривались по правилам искового производства ГПК РФ. Затем суды стали руководствоваться правовой позицией, сформулированной Верховным Судом РФ в Определении от 9 июня 2015 г. N 51-КГПР15-7, согласно которой по делам о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения в сети Интернет запрещенной информации. Спора о праве по таким делам нет, - констатировал Верховный Суд РФ, - поэтому заявления рассматриваются по правилам особого производства в порядке установления юридического факта. С введением в действие КАС РФ дела данной категории, как и все остальные административные дела, отнесены к исковому административному производству. На проблемы, связанные с рассмотрением таких дел в порядке искового производства, указано в литературе <10>.
Статья: Методы и формы административно-правового противодействия экстремистской деятельности в информационной сфере: понятие и виды
(Быков Е.П.)
("Современное право", 2024, N 10)Рассматривая в качестве одного из административно-правовых методов противодействия экстремистской деятельности в инфосфере признание информации, распространяемой посредством ИТ-сетей, в том числе сети Интернет, запрещенной на территории Российской Федерации, необходимо отметить, что существенной проблемой судебного рассмотрения дел о признании информации запрещенной к распространению выступает дублирование административных исковых требований прокуратур различных субъектов Федерации [14, с. 28 - 29].
(Быков Е.П.)
("Современное право", 2024, N 10)Рассматривая в качестве одного из административно-правовых методов противодействия экстремистской деятельности в инфосфере признание информации, распространяемой посредством ИТ-сетей, в том числе сети Интернет, запрещенной на территории Российской Федерации, необходимо отметить, что существенной проблемой судебного рассмотрения дел о признании информации запрещенной к распространению выступает дублирование административных исковых требований прокуратур различных субъектов Федерации [14, с. 28 - 29].
Статья: ГАС "Правосудие": опыт судов общей юрисдикции Нижегородской области в применении сервисов электронного правосудия
(Щукин Ф.В., Фетисова Т.В.)
("Администратор суда", 2022, N 1)Проведены мероприятия по организации работы судов региона по взаимодействию с Роскомнадзором в части осуществления информационного обмена судебными актами (касающимися признания информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, признания информационных материалов экстремистскими) и сведениями о них в электронном виде. Так, за I - III кварталы 2021 г. судами области было направлено 2 056 судебных актов.
(Щукин Ф.В., Фетисова Т.В.)
("Администратор суда", 2022, N 1)Проведены мероприятия по организации работы судов региона по взаимодействию с Роскомнадзором в части осуществления информационного обмена судебными актами (касающимися признания информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, признания информационных материалов экстремистскими) и сведениями о них в электронном виде. Так, за I - III кварталы 2021 г. судами области было направлено 2 056 судебных актов.