Признание брака заключенного за границей
Подборка наиболее важных документов по запросу Признание брака заключенного за границей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Особое производство: Заявитель хочет признать гражданина безвестно отсутствующим
(КонсультантПлюс, 2025)из показаний самого гражданина и представленных им документов известно, что в связи с вступлением в новый брак он проживает за пределами РФ
(КонсультантПлюс, 2025)из показаний самого гражданина и представленных им документов известно, что в связи с вступлением в новый брак он проживает за пределами РФ
Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 27.11.2023 N 16-5738/2023 (УИД 91RS0024-01-2023-002849-48)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином, лицом без гражданства правил въезда или режима пребывания в РФ.
Решение: Удовлетворено.Доводы заявителя, приведенные в жалобе относительно наличия на территории Российской Федерации устойчивых социальных связей, в частности, заключение брака с гражданкой Российской Федерации ФИО5., не свидетельствуют о невозможности применения к нему такой меры наказания как административное выдворение за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда. Кроме того, брак с гражданкой Российской Федерации заключен З. ДД.ММ.ГГГГ после признания названного лица виновным в совершении административного правонарушения в области миграционного законодательства и назначения административного наказания.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином, лицом без гражданства правил въезда или режима пребывания в РФ.
Решение: Удовлетворено.Доводы заявителя, приведенные в жалобе относительно наличия на территории Российской Федерации устойчивых социальных связей, в частности, заключение брака с гражданкой Российской Федерации ФИО5., не свидетельствуют о невозможности применения к нему такой меры наказания как административное выдворение за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда. Кроме того, брак с гражданкой Российской Федерации заключен З. ДД.ММ.ГГГГ после признания названного лица виновным в совершении административного правонарушения в области миграционного законодательства и назначения административного наказания.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Аксиология коллизионного семейного права России через призму сверхимперативных норм и основных начал публичного порядка
(Власова Н.В.)
("Международное публичное и частное право", 2025, N 1)Вместе с тем такая мера, по крайней мере на сегодняшний день, представляется излишней. В современных условиях логично будет уточнить и конкретизировать и перечень сверхимперативных норм международного частного семейного права, и основные начала публичного порядка посредством внесения изменений в ст. 156 и 158 СК РФ, указав на необходимость соблюдения для заключения брака иностранцами на территории России и признания браков, заключенных за пределами территории России, требований ст. 12 СК РФ о браке как союзе мужчины и женщины. Целесообразным было бы и дополнение разъяснений Верховного Суда РФ о применении судами норм международного частного права более конкретизированным кругом сверхимперативных норм и начал публичного порядка в сфере семейного права.
(Власова Н.В.)
("Международное публичное и частное право", 2025, N 1)Вместе с тем такая мера, по крайней мере на сегодняшний день, представляется излишней. В современных условиях логично будет уточнить и конкретизировать и перечень сверхимперативных норм международного частного семейного права, и основные начала публичного порядка посредством внесения изменений в ст. 156 и 158 СК РФ, указав на необходимость соблюдения для заключения брака иностранцами на территории России и признания браков, заключенных за пределами территории России, требований ст. 12 СК РФ о браке как союзе мужчины и женщины. Целесообразным было бы и дополнение разъяснений Верховного Суда РФ о применении судами норм международного частного права более конкретизированным кругом сверхимперативных норм и начал публичного порядка в сфере семейного права.
Статья: Соотношение норм международных договоров и норм национального законодательства Израиля в сфере прав человека на брак и семью. Регулирование процесса расторжения брака смешанных (межконфессиональных) пар
(Ливиев Н.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Следует также отметить, что в соответствии со ст. 13 Конвенции о заключении и признании действительности браков данный правовой акт не препятствует признанию браков, заключенных за границей. Данное положение соответствует нормам национального законодательства демократических государств, в том числе и Израиля, но ввиду имеющихся противоречий по некоторым другим положениям между данным международным договором и семейным законодательством Израиля этот акт не может быть принят и ратифицирован. Однако, как верно отмечает С.С. Сафронова, содержание данной Конвенции представляет большой интерес для юристов - и для теоретиков, и для практикующих, при этом ссылается на слова Александры Матвеевны Нечаевой о том, что международно-правовой опыт регулирования вопросов, связанных с браком и семьей, - это "общее богатство и достояние, не ограниченное географическими рамками, пользоваться которыми нам никто не запрещает" <29>.
(Ливиев Н.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Следует также отметить, что в соответствии со ст. 13 Конвенции о заключении и признании действительности браков данный правовой акт не препятствует признанию браков, заключенных за границей. Данное положение соответствует нормам национального законодательства демократических государств, в том числе и Израиля, но ввиду имеющихся противоречий по некоторым другим положениям между данным международным договором и семейным законодательством Израиля этот акт не может быть принят и ратифицирован. Однако, как верно отмечает С.С. Сафронова, содержание данной Конвенции представляет большой интерес для юристов - и для теоретиков, и для практикующих, при этом ссылается на слова Александры Матвеевны Нечаевой о том, что международно-правовой опыт регулирования вопросов, связанных с браком и семьей, - это "общее богатство и достояние, не ограниченное географическими рамками, пользоваться которыми нам никто не запрещает" <29>.
Нормативные акты
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Статья 158. Признание браков, заключенных за пределами территории Российской Федерации
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Статья 158. Признание браков, заключенных за пределами территории Российской Федерации
Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об актах гражданского состояния"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)2. В случае, если брак расторгнут или признан недействительным, в запись акта о заключении брака вносятся сведения о расторжении брака или о признании его недействительным. Внесение таких сведений производится на основании решения суда о расторжении брака или записи акта о расторжении брака при расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния либо на основании решения суда о признании брака недействительным.
(ред. от 08.08.2024)
"Об актах гражданского состояния"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)2. В случае, если брак расторгнут или признан недействительным, в запись акта о заключении брака вносятся сведения о расторжении брака или о признании его недействительным. Внесение таких сведений производится на основании решения суда о расторжении брака или записи акта о расторжении брака при расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния либо на основании решения суда о признании брака недействительным.
Статья: Теория признания правовых состояний в международном частном праве
(Тариканов Д.В.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 4)Смысл этих норм заключается в том, что государства, где возникает вопрос о действительности иностранного брака, отказываются от собственных коллизионных норм по вопросу действительности брака в пользу коллизионных норм страны, на территории которой брак был заключен. Фактически они идут по пути признания возникшего за границей правового состояния (состояния в браке) подобно тому, как иностранное судебное решение признается без оглядки на то, как спор был бы разрешен согласно коллизионным нормам, действующим в стране признания.
(Тариканов Д.В.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 4)Смысл этих норм заключается в том, что государства, где возникает вопрос о действительности иностранного брака, отказываются от собственных коллизионных норм по вопросу действительности брака в пользу коллизионных норм страны, на территории которой брак был заключен. Фактически они идут по пути признания возникшего за границей правового состояния (состояния в браке) подобно тому, как иностранное судебное решение признается без оглядки на то, как спор был бы разрешен согласно коллизионным нормам, действующим в стране признания.
Статья: К вопросу о влиянии прекращения брачных отношений на наследование по закону пережившим супругом
(Малкин О.Ю., Смолина Л.А.)
("Наследственное право", 2022, N 1)В 1941 г. Прокофьев ушел из семьи, вскоре началась война, и вопрос о разводе не поднимался. После войны Прокофьев начал процедуру развода, но менее чем за год до ее окончания этот процесс усложнился (Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. вводилась сложная двухступенчатая процедура развода), да и жена была согласна на развод только при условии своего с детьми отъезда за границу. И композитор в 1947 г. просто признал заключенный за границей брак недействительным на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР "О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами" (отмененного впоследствии, 26 ноября 1953 г.), при этом жена о рассмотрении судебного дела ничего не знала.
(Малкин О.Ю., Смолина Л.А.)
("Наследственное право", 2022, N 1)В 1941 г. Прокофьев ушел из семьи, вскоре началась война, и вопрос о разводе не поднимался. После войны Прокофьев начал процедуру развода, но менее чем за год до ее окончания этот процесс усложнился (Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. вводилась сложная двухступенчатая процедура развода), да и жена была согласна на развод только при условии своего с детьми отъезда за границу. И композитор в 1947 г. просто признал заключенный за границей брак недействительным на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР "О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами" (отмененного впоследствии, 26 ноября 1953 г.), при этом жена о рассмотрении судебного дела ничего не знала.
Статья: Правовое противодействие фиктивным бракам в России: тенденции и перспективы
(Смиренская Е.В., Анисимов А.П.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 6)1. Причины фиктивных браков иногда видят не в пороках личности, а в том, что чем сильнее государство ограничивает права граждан, тем чаще в поисках выхода из создавшегося положения граждане склонны использовать регистрацию брака для достижения целей, далеких от создания семьи. В советский период истории фиктивные браки заключались, например, для переезда в Москву на постоянное место жительства, выезда за рубеж в долгосрочную командировку и т.д. <13> И хотя применительно к непростой истории России этот вывод интересен, едва ли такие линейные закономерности могут быть признаны полностью.
(Смиренская Е.В., Анисимов А.П.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 6)1. Причины фиктивных браков иногда видят не в пороках личности, а в том, что чем сильнее государство ограничивает права граждан, тем чаще в поисках выхода из создавшегося положения граждане склонны использовать регистрацию брака для достижения целей, далеких от создания семьи. В советский период истории фиктивные браки заключались, например, для переезда в Москву на постоянное место жительства, выезда за рубеж в долгосрочную командировку и т.д. <13> И хотя применительно к непростой истории России этот вывод интересен, едва ли такие линейные закономерности могут быть признаны полностью.
Ситуация: Как заключить брак с иностранцем?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для признания действительными в РФ браков, заключенных с иностранными гражданами на территории стран, гражданами которых они являются, необходимо соблюдение законодательства иностранного государства. Чтобы избежать возможных негативных последствий, настоятельно рекомендуем до заключения брака с иностранным гражданином обратиться за консультацией к специалисту в области семейных и брачных отношений. Он поможет разобраться с нюансами законодательства иностранных государств, позволяющими признать ваш брак действительным в любом государстве.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для признания действительными в РФ браков, заключенных с иностранными гражданами на территории стран, гражданами которых они являются, необходимо соблюдение законодательства иностранного государства. Чтобы избежать возможных негативных последствий, настоятельно рекомендуем до заключения брака с иностранным гражданином обратиться за консультацией к специалисту в области семейных и брачных отношений. Он поможет разобраться с нюансами законодательства иностранных государств, позволяющими признать ваш брак действительным в любом государстве.
Ситуация: Как аннулируется вид на жительство в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)находился за пределами РФ более шести месяцев суммарно в течение календарного года, за исключением случаев его нахождения за пределами РФ в связи со служебной необходимостью, а также отсутствия возможности покинуть территорию иностранного государства в связи с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или в связи со смертью близкого родственника;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)находился за пределами РФ более шести месяцев суммарно в течение календарного года, за исключением случаев его нахождения за пределами РФ в связи со служебной необходимостью, а также отсутствия возможности покинуть территорию иностранного государства в связи с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или в связи со смертью близкого родственника;
Статья: О вкладе дореволюционных юристов - выпускников и членов кафедры гражданского права Московского университета в развитие российской доктрины МЧП (на примере трудов Т.М. Яблочкова и В.А. Краснокутского)
(Усачева К.А.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)<17> "Савиньи... первый высказал ясно ту идею, что все народы связаны правом международного общения, и это право не может допустить, чтобы положение иностранцев всецело зависело от. произвола территориального законодателя. На этот произвол не имеет права ни одно государство, ибо каждое из них есть только особый орган всего человечества. Поэтому внутреннее основание для применения чужеземного права лежит не в милости и любезности (comitas), а в требовании справедливости, которое каждое государство должно исполнять в силу лежащей на нем обязанности отправлять правосудие. Мы видим, что "обременительное гостеприимство" обращается в устах Savigny в разумное стеснение своего произвола во имя общего, а следовательно, и собственного блага. Как же должны разрешаться конфликты законов с т.з. этого правовоззрения? Школа международного общения ставит определение компетентного территориального закона в зависимость от изучения сущности каждого отдельного юридического отношения. Каждое юридическое отношение регулируется тем законом [туземным или иностранным], который наиболее отвечает особенной природе конкретного право отношения. Судья должен выяснить "корень правоотношения" [Sitz des ] и, руководствуясь "природой вещей" [Natur der Sache], найти подходящий закон. С понятием "природы вещей" оперируют западноевропейские юристы после Savigny [Бар, Ассер, Деспанье, Цительман и др.]. Однако ни автор этой теории, ни его последователи не остались вполне верными великой идее международного общения. С одной стороны, все авторы делают слишком большие уступки территориальному принципу [в тех именно случаях, когда затрагивается "публичный порядок"], а с другой стороны, идея международного общения отождествляется ими с метафизическим принципом "природы вещей", построенным на началах естественного права. ...Что такое "природа вещей" и "справедливость"? Эти понятия принимаются законодателями разных стран разно. Вместе с тем идея международного общения не созидается и не укрепляется как идея общего блага, а распыляется в субъективных воззрениях и эгоистических целях территориальных законодателей. В случае согласия этих целей отдельных государств конфликта законов не наступает, - в случае же конфликта этих целей метод Savigny бессилен дать единообразное решение конфликтам законов, руководимое одним объективным масштабом. Метафизические принципы "природы вещей" и "естественной справедливости"... затемняют на практике чистоту идеи международного общения. Какую же позицию занимает... Ф. Мартенс? ...Его profession de foi мы вычитываем из следующих мест его труда: Современное международное право цивилизованных народов, т. II, с. 300 - 303. "Вся область международного управления имеет своим базисом международное общение государств..." "Международное общение есть единственно верное и положительное основание, на котором может развиваться международное частное право, и исходя из него только и могут быть разрешены запутанные и сложные вопросы о применении законов различных государств...". Меткими штрихами автор нарисовывает нам картину международной жизни, из которой изгнана идея общения (с. 300 - 301), и приходит к такому выводу: "Общий результат безусловного проведения начала суверенитета выразится в полнейшем бесправии и анархии в области международных отношений, что, разумеется, не может быть согласно ни с интересами государств, ни с интересами их подданных". Из идеи международного общения Мартенс выводит следующие основные положения: "...в области международных частных отношений всякое право, возникшее на основании законов одного какого-либо государства или охраняемое ими, должно быть признано правом на территории всего международного общения, со стороны судов всех вообще цивилизованных государств. Признание это есть юридическая обязанность каждого субъекта международного права, вытекающая из разумного назначения судебной власти в государстве, и не может быть рассматриваемо как дело вежливости (comitas) или снисхождения (courtoisie)..." "Суд не выйдет из границ принадлежащей ему власти, если будет придерживаться в отправлении правосудия принципов международного частного права, ибо международное частное право есть действующее право каждого цивилизованного государства..." (с. 302). "В этом смысле международное частное право есть органическая часть территориального гражданского права страны и применение судом в конкретном случае, иностранных законов не будет с его стороны превышением власти, но только строгим исполнением своих обязанностей" (с. 303)... Бесспорно, что базой своих построений Мартенс кладет "международное общение". Однако внимательное чтение труда Мартенса показывает, что автор в основу своей системы клал начало международного общения не непосредственно, а через идею суверенитета. Так, критикуя территориальный принцип, господствующий в англо-американской юридической литературе, Мартенс выражается так: "...эта теория представляет смешение двух совершенно различных понятий: независимости законодательной власти со справедливым осуществлением этой власти. Каждое государство должно быть самостоятельно в пределах своей территории, но отсюда не следует, чтобы оно имело право пользоваться своею самостоятельностью для нарушения законных интересов и прав частных лиц, приобретенных на чужой территории" (с. 294 - 295). Затем ниже, в начале главы "Основные начала международного частного права" (с. 301), Мартенс прямо объявляет себя приверженцем писателей 16-го и 17-го столетий, у коих проглядывает мысль о международном общении, и приводит отрывок из сочинения старого французского юриста Boullenois: "je me les lois qui parmi les nations comme des et des souverains dont je ne devrais pas blesser ; mais aussi je le monde entier comme une grande il fallait mettre la paix et la bonne intelligence". Как видим из этих отрывков, Мартенс исходит из идеи суверенитета. Международное общение он рассматривает как фактор, который должен смягчать суровости исключительного и одностороннего проведения принципа суверенитета. Иначе говоря, международное общение есть "справедливое осуществление суверенитета"? В чем же полагал Мартенс справедливость при "осуществлении суверенитета"? Уже из вышеприведенных отрывков явствует, что Мартенс справедливость кладет в охране приобретенных прав. Эта идея особенно отчетливо выясняется при обсуждении им жгучего вопроса о существе "публичного порядка". "Публичный порядок" есть понятие, которым оперирует каждый международник. Но что такое "публичный порядок"? Это есть вопрос, который д. с. п. разъединяет ученый мир на массу лагерей, школ и направлений. И вот Мартенс в этом вопросе дает следующие руководящие начала. "Суд не может признать законным и охранять таковое право, которое прямо объявляется незаконным и безнравственным туземными законами. Так, напр., ни в одном цивилизованном государстве не будет принят от иностранца иск, требующий признания данного человека рабом. Не найдет охраны в цивилизованных государствах неограниченная власть родителей над детьми, двоеженство и т.п. Но отсюда никак не следует выводить заключения, что суд может отрицать самый факт или акт юридический, законно установившийся на иностранной территории и там осуществляемый. Юридические последствия такого факта судья не может совершенно игнорировать, даже если он возник в нецивилизованной стране. Он должен признавать законными детей от полигамического брака, заключенного в стране, в которой допускается многоженство. Законно разведенные в своем отечестве супруги не будут почитаться продолжающими состоять в браке в стране, где развод не дозволяется, и пр. Только те юридические последствия отношения, законно существующего за границей, не будут иметь силы в стране, которые прямо запрещаются местными законами, как, напр., рабовладение, право жизни и смерти над детьми и т.д." (с. 305). Таким образом, по учению Мартенса, территориальный правопорядок не может непосредственно реализовать правоотношение, отвергаемое туземным законом; но государство не должно отрицать последствий, вытекающих из непризнаваемого им иностранного института, раз юридическое отношение законно возникло и установилось на иностранной территории и раз эти последствия не коллидируют с туземными законами. Вот в этой охране благоприобретенных прав и усматривал Мартенс справедливость международного общения. Всю свою систему международного права он последовательно, строго логично строит на идее международного общения [в вышеуказанном нами смысле], отбрасывая "природу вещей", "корень правоотношения" и прочие ходячие в науке частного международного права метафизические понятия... [Тем не менее] Мартенс не удержался на чистой идее международного общения как подчинения всех одному принципу, основанному на началах справедливости и науки права. Он выводит идею международного общения из понятия ограниченности государственного суверенитета. А потому в своей практической деятельности в качестве международного деятеля он находит возможным согласовать идею международного общения с соображениями утилитаризма и политики права. Вместе с тем, оперируя шатким понятием "взаимность" и удерживая в широкой мере категорию законов "публичного порядка", он возвращается в общем и целом к теории Savigny, с которой и должен делить упреки в своей невыдержанности и субъективизме. Не поставим это в минус незабвенной памяти великого ученого Мартенса! Мартенсу выпала трудная задача совмещать в одном лице и ученого, и дипломата. В этом и трагедия его жизни и оправдание невыдержанности его теории! Заслуга Мартенса этим не умаляется, она, наоборот, возвеличивается! На своем "международном праве цивилизованных народов" Мартенс воспитал целые ряды поколений в духе утонченной справедливости, к которой, как к конечной цели, должен стремиться всякий и туземный, и международный правопорядок и каковой, как путеводной звездой, все же должен руководиться всякий юрист в сознании своего долга перед правом международного общения. Вот почему идеи Мартенса не умрут, как не умрет и память о горячем патриоте, всегда стоявшем на страже интересов своего отечества!" (Яблочков Т.М. Значение Ф.Ф. Мартенса в науке частного международного права / Яблочков Т.М. Труды по международному частному праву. С. 188 - 201).
(Усачева К.А.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)<17> "Савиньи... первый высказал ясно ту идею, что все народы связаны правом международного общения, и это право не может допустить, чтобы положение иностранцев всецело зависело от. произвола территориального законодателя. На этот произвол не имеет права ни одно государство, ибо каждое из них есть только особый орган всего человечества. Поэтому внутреннее основание для применения чужеземного права лежит не в милости и любезности (comitas), а в требовании справедливости, которое каждое государство должно исполнять в силу лежащей на нем обязанности отправлять правосудие. Мы видим, что "обременительное гостеприимство" обращается в устах Savigny в разумное стеснение своего произвола во имя общего, а следовательно, и собственного блага. Как же должны разрешаться конфликты законов с т.з. этого правовоззрения? Школа международного общения ставит определение компетентного территориального закона в зависимость от изучения сущности каждого отдельного юридического отношения. Каждое юридическое отношение регулируется тем законом [туземным или иностранным], который наиболее отвечает особенной природе конкретного право отношения. Судья должен выяснить "корень правоотношения" [Sitz des ] и, руководствуясь "природой вещей" [Natur der Sache], найти подходящий закон. С понятием "природы вещей" оперируют западноевропейские юристы после Savigny [Бар, Ассер, Деспанье, Цительман и др.]. Однако ни автор этой теории, ни его последователи не остались вполне верными великой идее международного общения. С одной стороны, все авторы делают слишком большие уступки территориальному принципу [в тех именно случаях, когда затрагивается "публичный порядок"], а с другой стороны, идея международного общения отождествляется ими с метафизическим принципом "природы вещей", построенным на началах естественного права. ...Что такое "природа вещей" и "справедливость"? Эти понятия принимаются законодателями разных стран разно. Вместе с тем идея международного общения не созидается и не укрепляется как идея общего блага, а распыляется в субъективных воззрениях и эгоистических целях территориальных законодателей. В случае согласия этих целей отдельных государств конфликта законов не наступает, - в случае же конфликта этих целей метод Savigny бессилен дать единообразное решение конфликтам законов, руководимое одним объективным масштабом. Метафизические принципы "природы вещей" и "естественной справедливости"... затемняют на практике чистоту идеи международного общения. Какую же позицию занимает... Ф. Мартенс? ...Его profession de foi мы вычитываем из следующих мест его труда: Современное международное право цивилизованных народов, т. II, с. 300 - 303. "Вся область международного управления имеет своим базисом международное общение государств..." "Международное общение есть единственно верное и положительное основание, на котором может развиваться международное частное право, и исходя из него только и могут быть разрешены запутанные и сложные вопросы о применении законов различных государств...". Меткими штрихами автор нарисовывает нам картину международной жизни, из которой изгнана идея общения (с. 300 - 301), и приходит к такому выводу: "Общий результат безусловного проведения начала суверенитета выразится в полнейшем бесправии и анархии в области международных отношений, что, разумеется, не может быть согласно ни с интересами государств, ни с интересами их подданных". Из идеи международного общения Мартенс выводит следующие основные положения: "...в области международных частных отношений всякое право, возникшее на основании законов одного какого-либо государства или охраняемое ими, должно быть признано правом на территории всего международного общения, со стороны судов всех вообще цивилизованных государств. Признание это есть юридическая обязанность каждого субъекта международного права, вытекающая из разумного назначения судебной власти в государстве, и не может быть рассматриваемо как дело вежливости (comitas) или снисхождения (courtoisie)..." "Суд не выйдет из границ принадлежащей ему власти, если будет придерживаться в отправлении правосудия принципов международного частного права, ибо международное частное право есть действующее право каждого цивилизованного государства..." (с. 302). "В этом смысле международное частное право есть органическая часть территориального гражданского права страны и применение судом в конкретном случае, иностранных законов не будет с его стороны превышением власти, но только строгим исполнением своих обязанностей" (с. 303)... Бесспорно, что базой своих построений Мартенс кладет "международное общение". Однако внимательное чтение труда Мартенса показывает, что автор в основу своей системы клал начало международного общения не непосредственно, а через идею суверенитета. Так, критикуя территориальный принцип, господствующий в англо-американской юридической литературе, Мартенс выражается так: "...эта теория представляет смешение двух совершенно различных понятий: независимости законодательной власти со справедливым осуществлением этой власти. Каждое государство должно быть самостоятельно в пределах своей территории, но отсюда не следует, чтобы оно имело право пользоваться своею самостоятельностью для нарушения законных интересов и прав частных лиц, приобретенных на чужой территории" (с. 294 - 295). Затем ниже, в начале главы "Основные начала международного частного права" (с. 301), Мартенс прямо объявляет себя приверженцем писателей 16-го и 17-го столетий, у коих проглядывает мысль о международном общении, и приводит отрывок из сочинения старого французского юриста Boullenois: "je me les lois qui parmi les nations comme des et des souverains dont je ne devrais pas blesser ; mais aussi je le monde entier comme une grande il fallait mettre la paix et la bonne intelligence". Как видим из этих отрывков, Мартенс исходит из идеи суверенитета. Международное общение он рассматривает как фактор, который должен смягчать суровости исключительного и одностороннего проведения принципа суверенитета. Иначе говоря, международное общение есть "справедливое осуществление суверенитета"? В чем же полагал Мартенс справедливость при "осуществлении суверенитета"? Уже из вышеприведенных отрывков явствует, что Мартенс справедливость кладет в охране приобретенных прав. Эта идея особенно отчетливо выясняется при обсуждении им жгучего вопроса о существе "публичного порядка". "Публичный порядок" есть понятие, которым оперирует каждый международник. Но что такое "публичный порядок"? Это есть вопрос, который д. с. п. разъединяет ученый мир на массу лагерей, школ и направлений. И вот Мартенс в этом вопросе дает следующие руководящие начала. "Суд не может признать законным и охранять таковое право, которое прямо объявляется незаконным и безнравственным туземными законами. Так, напр., ни в одном цивилизованном государстве не будет принят от иностранца иск, требующий признания данного человека рабом. Не найдет охраны в цивилизованных государствах неограниченная власть родителей над детьми, двоеженство и т.п. Но отсюда никак не следует выводить заключения, что суд может отрицать самый факт или акт юридический, законно установившийся на иностранной территории и там осуществляемый. Юридические последствия такого факта судья не может совершенно игнорировать, даже если он возник в нецивилизованной стране. Он должен признавать законными детей от полигамического брака, заключенного в стране, в которой допускается многоженство. Законно разведенные в своем отечестве супруги не будут почитаться продолжающими состоять в браке в стране, где развод не дозволяется, и пр. Только те юридические последствия отношения, законно существующего за границей, не будут иметь силы в стране, которые прямо запрещаются местными законами, как, напр., рабовладение, право жизни и смерти над детьми и т.д." (с. 305). Таким образом, по учению Мартенса, территориальный правопорядок не может непосредственно реализовать правоотношение, отвергаемое туземным законом; но государство не должно отрицать последствий, вытекающих из непризнаваемого им иностранного института, раз юридическое отношение законно возникло и установилось на иностранной территории и раз эти последствия не коллидируют с туземными законами. Вот в этой охране благоприобретенных прав и усматривал Мартенс справедливость международного общения. Всю свою систему международного права он последовательно, строго логично строит на идее международного общения [в вышеуказанном нами смысле], отбрасывая "природу вещей", "корень правоотношения" и прочие ходячие в науке частного международного права метафизические понятия... [Тем не менее] Мартенс не удержался на чистой идее международного общения как подчинения всех одному принципу, основанному на началах справедливости и науки права. Он выводит идею международного общения из понятия ограниченности государственного суверенитета. А потому в своей практической деятельности в качестве международного деятеля он находит возможным согласовать идею международного общения с соображениями утилитаризма и политики права. Вместе с тем, оперируя шатким понятием "взаимность" и удерживая в широкой мере категорию законов "публичного порядка", он возвращается в общем и целом к теории Savigny, с которой и должен делить упреки в своей невыдержанности и субъективизме. Не поставим это в минус незабвенной памяти великого ученого Мартенса! Мартенсу выпала трудная задача совмещать в одном лице и ученого, и дипломата. В этом и трагедия его жизни и оправдание невыдержанности его теории! Заслуга Мартенса этим не умаляется, она, наоборот, возвеличивается! На своем "международном праве цивилизованных народов" Мартенс воспитал целые ряды поколений в духе утонченной справедливости, к которой, как к конечной цели, должен стремиться всякий и туземный, и международный правопорядок и каковой, как путеводной звездой, все же должен руководиться всякий юрист в сознании своего долга перед правом международного общения. Вот почему идеи Мартенса не умрут, как не умрет и память о горячем патриоте, всегда стоявшем на страже интересов своего отечества!" (Яблочков Т.М. Значение Ф.Ф. Мартенса в науке частного международного права / Яблочков Т.М. Труды по международному частному праву. С. 188 - 201).
Статья: Оговорка о публичном порядке как инструмент охраны семейных ценностей
(Ситкова О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)Браки, заключенные за рубежом между иностранцами, признаются в России, если соблюдено законодательство иностранного государства (п. 2 ст. 158 СК РФ). При этом закон не ставит условием для признания таких браков отсутствие препятствий по ст. 14 СК РФ. Таким образом, формально и полигамные, и однополые браки должны быть признаны действительными в России. В качестве основания для непризнания таких браков, как и разрешенных законодательством ряда государств однополых браков (союзов, партнерств), предлагается использование концепции публичного порядка. Позволим себе не согласиться с таким предложением. Допустим, гражданин иностранного государства, право которого допускает полигамию, заключил брак с женщиной, в результате которого она стала его второй женой. Затем этот гражданин перебирается в Россию, для того чтобы не содержать свою жену. При возникновении вопроса о признании наличия брачных отношений между такими лицами, применяя оговорку о публичном порядке, суд должен отказать в признании полигамного брака, а следовательно, и в применении последствий заключения брака. Представляется, что в таком случае суд должен следовать правилам п. 2 ст. 158 СК РФ и не поднимать вопроса о применении оговорки о публичном порядке, так как, пожалуй, было бы безнравственным одобрить такое поведение гражданина, хотя правила ст. 1 относят "добровольность брачного союза мужчины и женщины" к принципам, лежащим в основе правового регулирования семейных отношений, т.е. данная норма относится к публичному порядку.
(Ситкова О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)Браки, заключенные за рубежом между иностранцами, признаются в России, если соблюдено законодательство иностранного государства (п. 2 ст. 158 СК РФ). При этом закон не ставит условием для признания таких браков отсутствие препятствий по ст. 14 СК РФ. Таким образом, формально и полигамные, и однополые браки должны быть признаны действительными в России. В качестве основания для непризнания таких браков, как и разрешенных законодательством ряда государств однополых браков (союзов, партнерств), предлагается использование концепции публичного порядка. Позволим себе не согласиться с таким предложением. Допустим, гражданин иностранного государства, право которого допускает полигамию, заключил брак с женщиной, в результате которого она стала его второй женой. Затем этот гражданин перебирается в Россию, для того чтобы не содержать свою жену. При возникновении вопроса о признании наличия брачных отношений между такими лицами, применяя оговорку о публичном порядке, суд должен отказать в признании полигамного брака, а следовательно, и в применении последствий заключения брака. Представляется, что в таком случае суд должен следовать правилам п. 2 ст. 158 СК РФ и не поднимать вопроса о применении оговорки о публичном порядке, так как, пожалуй, было бы безнравственным одобрить такое поведение гражданина, хотя правила ст. 1 относят "добровольность брачного союза мужчины и женщины" к принципам, лежащим в основе правового регулирования семейных отношений, т.е. данная норма относится к публичному порядку.
Статья: Правовые проблемы оказания нотариальной помощи в брачно-семейных отношениях с иностранным элементом
(Калиниченко В.Т.)
("Нотариальный вестник", 2025, N 6)При оказании нотариальных услуг, имеющих связь с брачно-семейными отношениями, нотариус должен в первую очередь удостовериться в легитимности предъявляемого ему свидетельства о браке <11>, а также определить на дату заключения брака факт принадлежности каждого лица к гражданству того или иного государства, поскольку для каждого из супругов условия вступления в брак регулируются законом страны его гражданства, а для лица без гражданства - законом страны, в которой оно имеет постоянное место жительства. Сама же процедура заключения брака регулируется законодательством страны, на территории которой он заключается <12>. Необходимо также принимать во внимание возможные препятствия для дальнейшего признания заключенного брака (его легализации) в конкретной юрисдикции. Следует учитывать тот факт, что в Российской Федерации при легализации браков, заключенных ее гражданами, применяются нормы ст. 14 СК РФ. Также легализуемые в России браки не могут противоречить публичному порядку в нашей стране (ст. 1193 Гражданского кодекса Российской Федерации) даже в случае их соответствия законодательству той страны, в которой заключены (ст. 158 СК РФ) <13>. В Российской Федерации признаются браки, заключенные за рубежом в соответствии с законодательством страны их регистрации, при этом свидетельство о заключении брака для применения в России должно быть легализовано посредством консульской легализации или в применимых случаях апостилирования. Во многих зарубежных странах для заключения брака на их территории требуется легализованная в установленном порядке справка об отсутствии препятствий для вступления в брак, выданная уполномоченными органами страны, гражданином которой вступающий в брак является. Необходимо также отметить, что в некоторых зарубежных странах для вступления в брак необходимо соблюдение ряда дополнительных условий <14>.
(Калиниченко В.Т.)
("Нотариальный вестник", 2025, N 6)При оказании нотариальных услуг, имеющих связь с брачно-семейными отношениями, нотариус должен в первую очередь удостовериться в легитимности предъявляемого ему свидетельства о браке <11>, а также определить на дату заключения брака факт принадлежности каждого лица к гражданству того или иного государства, поскольку для каждого из супругов условия вступления в брак регулируются законом страны его гражданства, а для лица без гражданства - законом страны, в которой оно имеет постоянное место жительства. Сама же процедура заключения брака регулируется законодательством страны, на территории которой он заключается <12>. Необходимо также принимать во внимание возможные препятствия для дальнейшего признания заключенного брака (его легализации) в конкретной юрисдикции. Следует учитывать тот факт, что в Российской Федерации при легализации браков, заключенных ее гражданами, применяются нормы ст. 14 СК РФ. Также легализуемые в России браки не могут противоречить публичному порядку в нашей стране (ст. 1193 Гражданского кодекса Российской Федерации) даже в случае их соответствия законодательству той страны, в которой заключены (ст. 158 СК РФ) <13>. В Российской Федерации признаются браки, заключенные за рубежом в соответствии с законодательством страны их регистрации, при этом свидетельство о заключении брака для применения в России должно быть легализовано посредством консульской легализации или в применимых случаях апостилирования. Во многих зарубежных странах для заключения брака на их территории требуется легализованная в установленном порядке справка об отсутствии препятствий для вступления в брак, выданная уполномоченными органами страны, гражданином которой вступающий в брак является. Необходимо также отметить, что в некоторых зарубежных странах для вступления в брак необходимо соблюдение ряда дополнительных условий <14>.
Вопрос: Один из супругов хочет совершить сделку дарения доли в уставном капитале ООО. Брак заключен за рубежом (в Парагвае), имеется апостиль. Что делать, если нотариус отказывает в оформлении, так как необходимо свидетельство о браке из органа ЗАГС, а в органе ЗАГС отказывают, так как брак не может быть повторно заключен?
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: Браки между гражданами РФ и браки между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства, заключенные за пределами территории РФ с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены, признаются действительными в РФ, если отсутствуют определенные обстоятельства, препятствующие заключению брака. При этом по общему правилу потребуется легализовать документы, подтверждающие заключение такого брака (п. 1 ст. 158 Семейного кодекса РФ; ст. 13 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", п. 7 Правил направления гражданином Российской Федерации, в отношении которого компетентным органом иностранного государства по законам соответствующего иностранного государства совершена регистрация акта гражданского состояния, а также в случае, если такая регистрация совершена в отношении его несовершеннолетнего ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации, либо в отношении не достигшего 18 лет или ограниченного в дееспособности гражданина Российской Федерации, законным представителем которого гражданин Российской Федерации является, сведений о факте такой регистрации в орган записи актов гражданского состояния Российской Федерации или консульское учреждение Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и включения сведений о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2018 N 1193 (далее - Правила)).
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: Браки между гражданами РФ и браки между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства, заключенные за пределами территории РФ с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены, признаются действительными в РФ, если отсутствуют определенные обстоятельства, препятствующие заключению брака. При этом по общему правилу потребуется легализовать документы, подтверждающие заключение такого брака (п. 1 ст. 158 Семейного кодекса РФ; ст. 13 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", п. 7 Правил направления гражданином Российской Федерации, в отношении которого компетентным органом иностранного государства по законам соответствующего иностранного государства совершена регистрация акта гражданского состояния, а также в случае, если такая регистрация совершена в отношении его несовершеннолетнего ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации, либо в отношении не достигшего 18 лет или ограниченного в дееспособности гражданина Российской Федерации, законным представителем которого гражданин Российской Федерации является, сведений о факте такой регистрации в орган записи актов гражданского состояния Российской Федерации или консульское учреждение Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и включения сведений о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2018 N 1193 (далее - Правила)).
Статья: Укрепление института семьи как основа безопасности современного российского общества
(Рудьман Д.С., Слышалов И.В., Цвилий-Букланова А.А.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 3)На сегодняшний день в соответствии с п. 1 ст. 158 СК РФ существует возможность заключения однополых браков за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены. Такие браки признаются действительными в Российской Федерации, если отсутствуют предусмотренные ст. 14 СК РФ обстоятельства, препятствующие заключению брака. В названной статье ничего не сказано о запрете однополых союзов. Следует отметить, что механизм непризнания таких браков имеется. Но он весьма непростой, предполагает знание основ не только семейного, но и международного частного права. Рядовому правоприменителю решение такой задачи представляется крайне сложным, не говоря уже о гражданах, не имеющих знаний в области права. Подтверждением этому является случай, произошедший в начале 2018 г., когда два молодых человека, зарегистрировавшие свои отношения в Дании, по возвращении в Россию обратились в уполномоченный орган для признания их отношений легитимными и получили одобрение. К счастью, позже, когда данная история получила широкий общественный резонанс, документы со штампами о браке молодых людей были аннулированы <10>.
(Рудьман Д.С., Слышалов И.В., Цвилий-Букланова А.А.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 3)На сегодняшний день в соответствии с п. 1 ст. 158 СК РФ существует возможность заключения однополых браков за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены. Такие браки признаются действительными в Российской Федерации, если отсутствуют предусмотренные ст. 14 СК РФ обстоятельства, препятствующие заключению брака. В названной статье ничего не сказано о запрете однополых союзов. Следует отметить, что механизм непризнания таких браков имеется. Но он весьма непростой, предполагает знание основ не только семейного, но и международного частного права. Рядовому правоприменителю решение такой задачи представляется крайне сложным, не говоря уже о гражданах, не имеющих знаний в области права. Подтверждением этому является случай, произошедший в начале 2018 г., когда два молодых человека, зарегистрировавшие свои отношения в Дании, по возвращении в Россию обратились в уполномоченный орган для признания их отношений легитимными и получили одобрение. К счастью, позже, когда данная история получила широкий общественный резонанс, документы со штампами о браке молодых людей были аннулированы <10>.