Признаки правового акта
Подборка наиболее важных документов по запросу Признаки правового акта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 421 ГК РФ "Свобода договора"1.3.1. При квалификации договора следует учитывать существо законодательного регулирования соответствующего вида обязательства и признаки договоров, предусмотренных правовыми актами, а не указанные сторонами наименования договора, его сторон, способа исполнения и т.п. (позиция ВС РФ) >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Приостановление государственной регистрации юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)...суд апелляционной инстанции полагает, что отсутствие установленного нормами действующего законодательства порядка отмены решения регистрирующего органа о приостановлении государственной регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, не исключает возможности его оспаривания в судебном порядке, исходя из того, что данное решение обладает признаками ненормативного правового акта.
(КонсультантПлюс, 2025)...суд апелляционной инстанции полагает, что отсутствие установленного нормами действующего законодательства порядка отмены решения регистрирующего органа о приостановлении государственной регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, не исключает возможности его оспаривания в судебном порядке, исходя из того, что данное решение обладает признаками ненормативного правового акта.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Решение о комплексном развитии территории как нормативный правовой акт
(Кучембаев А.Н., Нефедов А.Ю.)
("Современный юрист", 2024, N 2)1. Признаки нормативных правовых актов
(Кучембаев А.Н., Нефедов А.Ю.)
("Современный юрист", 2024, N 2)1. Признаки нормативных правовых актов
Статья: Спорные вопросы судебной практики по делам об оспаривании ненормативных правовых актов
(Пашкова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)3. Проблема признаков ненормативного правового акта
(Пашкова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)3. Проблема признаков ненормативного правового акта
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2021 года"Правовое регулирование порядка образования и компетенции президиумов местных Советов народных депутатов с очевидностью свидетельствует, что принимаемые ими решения не обладают признаками (свойствами) правовых актов, издаваемых непосредственно местными Советами народных депутатов, а потому административные дела об оспаривании нормативных решений президиумов местных Советов народных депутатов не могут быть отнесены к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа. Данный вывод не препятствует судебному оспариванию нормативных решений президиумов местных Советов народных депутатов в районных (городских, межрайонных) судах общей юрисдикции в качестве суда первой инстанции.
"Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)Указанное предупреждение отвечает признакам ненормативного правового акта, установленным в части 1 статьи 198 АПК РФ, поскольку принято уполномоченным государственным органом на основании статей 22 и 39.1 Закона о защите конкуренции в отношении конкретного хозяйствующего субъекта и содержит властное предписание, возлагающее на общество обязанность и влияющее тем самым на права хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)Указанное предупреждение отвечает признакам ненормативного правового акта, установленным в части 1 статьи 198 АПК РФ, поскольку принято уполномоченным государственным органом на основании статей 22 и 39.1 Закона о защите конкуренции в отношении конкретного хозяйствующего субъекта и содержит властное предписание, возлагающее на общество обязанность и влияющее тем самым на права хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности.
Статья: Оспаривание ненормативных правовых актов
(Смоляков П.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Признаки ненормативного правового акта (решения) законодательно не установлены. Например, Ю.Г. Гвоздев обращает внимание на то, что судебной практикой воспринята правовая позиция, сформулированная ранее в п. 1 утратившего силу Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих". Под решениями (ненормативными правовыми актами) в нем понимаются акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций (Гвоздев Ю.Г. Ненормативный правовой акт как предмет судебного разбирательства в арбитражном суде // Судья. 2019. N 10. С. 42 - 49).
(Смоляков П.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Признаки ненормативного правового акта (решения) законодательно не установлены. Например, Ю.Г. Гвоздев обращает внимание на то, что судебной практикой воспринята правовая позиция, сформулированная ранее в п. 1 утратившего силу Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих". Под решениями (ненормативными правовыми актами) в нем понимаются акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций (Гвоздев Ю.Г. Ненормативный правовой акт как предмет судебного разбирательства в арбитражном суде // Судья. 2019. N 10. С. 42 - 49).
Статья: Интерпретационные правовые акты как предмет судебного контроля
(Ивкин С.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 6)В свою очередь, акты делегированной интерпретации издаются органами, которым такое право делегировано, то есть предоставлено в силу прямого указания в соответствующем нормативном акте. Данные акты адресованы неопределенному кругу субъектов, носят обязательный характер и, как правило, издаются в определенных установленных нормативными актами форме и порядке. Указанные акты оказывают существенное влияние на юридическую практику. Следовательно, такие интерпретационные акты также обладают всеми признаками нормативных правовых актов.
(Ивкин С.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 6)В свою очередь, акты делегированной интерпретации издаются органами, которым такое право делегировано, то есть предоставлено в силу прямого указания в соответствующем нормативном акте. Данные акты адресованы неопределенному кругу субъектов, носят обязательный характер и, как правило, издаются в определенных установленных нормативными актами форме и порядке. Указанные акты оказывают существенное влияние на юридическую практику. Следовательно, такие интерпретационные акты также обладают всеми признаками нормативных правовых актов.
Готовое решение: Что нужно знать об агентском договоре
(КонсультантПлюс, 2025)Если возникнет спор о квалификации договора, суд прежде всего будет учитывать существо законодательного регулирования соответствующего вида обязательств и признаки договоров, предусмотренных правовыми актами. При этом не имеют значения наименование договора, способа его исполнения, названия сторон и т.п. (п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49).
(КонсультантПлюс, 2025)Если возникнет спор о квалификации договора, суд прежде всего будет учитывать существо законодательного регулирования соответствующего вида обязательств и признаки договоров, предусмотренных правовыми актами. При этом не имеют значения наименование договора, способа его исполнения, названия сторон и т.п. (п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49).
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Ю.А. Тихомиров и И.В. Котелевская прямо относили судебные решения к правовым актам <1>. Судья В.И. Анишина, соглашаясь с ними в целом, указывала на противоречивость выделяемых ими признаков правового акта. Ю.А. Тихомировым и И.В. Котелевской подчеркивается правоприменительный характер судебных решений и принятие их строго в соответствии с нормами закона и одновременно "самостоятельность и несвязанность актами других органов" <2>, что, по мнению В.И. Анишиной, является противоречием. Если говорить о самостоятельности и несвязанности актами других органов, полагает она, то из первого положения следовало бы исключить такую характеристику, как "строгое соответствие нормам закона", поскольку "это и есть связанность актами законодателя" <3>. Тем не менее, учитывая опасность такого подхода, она предлагает дополнить требование строгого соответствия нормам закона "соответствием конституционным положениям, общепризнанным нормам и принципам права, международным нормам и стандартам".
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Ю.А. Тихомиров и И.В. Котелевская прямо относили судебные решения к правовым актам <1>. Судья В.И. Анишина, соглашаясь с ними в целом, указывала на противоречивость выделяемых ими признаков правового акта. Ю.А. Тихомировым и И.В. Котелевской подчеркивается правоприменительный характер судебных решений и принятие их строго в соответствии с нормами закона и одновременно "самостоятельность и несвязанность актами других органов" <2>, что, по мнению В.И. Анишиной, является противоречием. Если говорить о самостоятельности и несвязанности актами других органов, полагает она, то из первого положения следовало бы исключить такую характеристику, как "строгое соответствие нормам закона", поскольку "это и есть связанность актами законодателя" <3>. Тем не менее, учитывая опасность такого подхода, она предлагает дополнить требование строгого соответствия нормам закона "соответствием конституционным положениям, общепризнанным нормам и принципам права, международным нормам и стандартам".
Статья: Локальные правовые акты как предмет судебного нормоконтроля
(Жеребкина Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 11)В статье анализируются понятие и признаки локальных нормативных правовых актов, проводится сопоставление с корпоративными и муниципальными правовыми актами, в целях всестороннего исследования приводится анализ различных научных точек зрения на правовую природу локального нормативного правового акта как предмета судебного нормоконтроля. Автор приходит к выводу, что локальный нормативный правовой акт, как вид нормативного акта, имеет соответствующие общие черты с нормативными правовыми актами, но при этом обладает своеобразием определенных черт и признаков. Особое внимание в статье уделяется признакам локальных нормативных правовых актов - общеобязательности и нормативности. Но их проявление отличается определенным своеобразием, связанным с относительно ограниченной сферой действия данных актов. Автор статьи полагает, что необходимо последовательно осуществлять судебный контроль за законностью локальных нормативных правовых актов в соответствии с гл. 21 Кодекса административного судопроизводства РФ и гл. 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
(Жеребкина Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 11)В статье анализируются понятие и признаки локальных нормативных правовых актов, проводится сопоставление с корпоративными и муниципальными правовыми актами, в целях всестороннего исследования приводится анализ различных научных точек зрения на правовую природу локального нормативного правового акта как предмета судебного нормоконтроля. Автор приходит к выводу, что локальный нормативный правовой акт, как вид нормативного акта, имеет соответствующие общие черты с нормативными правовыми актами, но при этом обладает своеобразием определенных черт и признаков. Особое внимание в статье уделяется признакам локальных нормативных правовых актов - общеобязательности и нормативности. Но их проявление отличается определенным своеобразием, связанным с относительно ограниченной сферой действия данных актов. Автор статьи полагает, что необходимо последовательно осуществлять судебный контроль за законностью локальных нормативных правовых актов в соответствии с гл. 21 Кодекса административного судопроизводства РФ и гл. 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Согласно разъяснениям, данным в п. 2 Постановления Пленума ВС России от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" <49>, признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Как указано там же, вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Согласно разъяснениям, данным в п. 2 Постановления Пленума ВС России от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" <49>, признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Как указано там же, вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)<318> См.: Бошно С.В. Развитие признаков нормативного правового акта в современной правотворческой практике // Журнал российского права. 2004. N 2. С. 95.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)<318> См.: Бошно С.В. Развитие признаков нормативного правового акта в современной правотворческой практике // Журнал российского права. 2004. N 2. С. 95.
Статья: Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов в институте административно-судебной юрисдикции
(Петрова В.Т.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов в институте административно-судебной юрисдикции регулируется гл. 21 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), гл. 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ). Признаками нормативного правового акта являются его издание в установленном порядке, наличие в нем правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц для неоднократного применения, воздействующих на общественные отношения. К компетенции Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции, Суда по интеллектуальным правам отнесено оспаривание подзаконных нормативных правовых актов по основаниям их противоречия федеральным законам. Дела о проверке соответствия нормативного правового акта Конституции РФ рассматривают конституционные суды. Если конституционный суд в субъекте РФ отсутствует, то такие дела рассматривают суды общей юрисдикции <1>.
(Петрова В.Т.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов в институте административно-судебной юрисдикции регулируется гл. 21 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), гл. 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ). Признаками нормативного правового акта являются его издание в установленном порядке, наличие в нем правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц для неоднократного применения, воздействующих на общественные отношения. К компетенции Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции, Суда по интеллектуальным правам отнесено оспаривание подзаконных нормативных правовых актов по основаниям их противоречия федеральным законам. Дела о проверке соответствия нормативного правового акта Конституции РФ рассматривают конституционные суды. Если конституционный суд в субъекте РФ отсутствует, то такие дела рассматривают суды общей юрисдикции <1>.
Статья: О некоторых вопросах заинтересованности в делах об оспаривании нормативных правовых актов
(Михайлова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Например, в делах об оспаривании нормативных правовых актов заинтересованным лицом может считаться любой гражданин из числа тех, на кого указанный акт распространяет свое действие. Поскольку, как указал Пленум Верховного Суда, основным признаком нормативно-правового акта является его обязательность для неопределенного круга лиц <8>, то, соответственно, невозможно определить точно, входит ли заявитель в "неопределенный" круг лиц.
(Михайлова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Например, в делах об оспаривании нормативных правовых актов заинтересованным лицом может считаться любой гражданин из числа тех, на кого указанный акт распространяет свое действие. Поскольку, как указал Пленум Верховного Суда, основным признаком нормативно-правового акта является его обязательность для неопределенного круга лиц <8>, то, соответственно, невозможно определить точно, входит ли заявитель в "неопределенный" круг лиц.
Статья: Конвалидация индивидуальных правовых актов органов публичной власти
(Смолина Ю.М.)
("Нотариус", 2024, N 1)На уровне разъяснений высших судебных инстанций признаки нормативного правового акта приведены в п. 3 - 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" <3> (далее также - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21). Под решениями понимаются индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, как в письменной, в том числе электронной (в частности, в автоматическом режиме), так и в устной форме, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия в сфере публичных правоотношений (п. 3). К действиям наделенных публичными полномочиями субъектов относится их волеизъявление, которое не облечено в форму решения, но может влечь нарушение прав, свобод и законных интересов субъектов правоотношений или создавать препятствия к их осуществлению (п. 4). К бездействию относится неисполнение указанными субъектами возложенных на них обязанностей (п. 5).
(Смолина Ю.М.)
("Нотариус", 2024, N 1)На уровне разъяснений высших судебных инстанций признаки нормативного правового акта приведены в п. 3 - 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" <3> (далее также - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21). Под решениями понимаются индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, как в письменной, в том числе электронной (в частности, в автоматическом режиме), так и в устной форме, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия в сфере публичных правоотношений (п. 3). К действиям наделенных публичными полномочиями субъектов относится их волеизъявление, которое не облечено в форму решения, но может влечь нарушение прав, свобод и законных интересов субъектов правоотношений или создавать препятствия к их осуществлению (п. 4). К бездействию относится неисполнение указанными субъектами возложенных на них обязанностей (п. 5).