Признаки объекта культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Признаки объекта культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: Решение о сносе самовольной постройки не может быть принято в отношении объекта культурного наследия
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44
Применимые нормы: п. 2 ст. 222 ГК РФ, п. 10 ст. 16.1, п. 13 ст. 18 Закона об объектах культурного наследияВ силу п. 10 ст. 16.1, п. 13 ст. 18 Закона об объектах культурного наследия не допускается принятие решений о сносе объектов культурного наследия, а также объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со ст. 3 указанного Закона.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44
Применимые нормы: п. 2 ст. 222 ГК РФ, п. 10 ст. 16.1, п. 13 ст. 18 Закона об объектах культурного наследияВ силу п. 10 ст. 16.1, п. 13 ст. 18 Закона об объектах культурного наследия не допускается принятие решений о сносе объектов культурного наследия, а также объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со ст. 3 указанного Закона.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые основания для отказа в удовлетворении требования о признании постройки самовольной
(Быканов Д.Д.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)Постройка с признаками объекта культурного наследия
(Быканов Д.Д.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)Постройка с признаками объекта культурного наследия
Статья: Объекты культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. В региональный орган охраны объектов культурного наследия направляется заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в Реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности. Заявителем могут выступать: Минкультуры РФ, муниципальный орган охраны объектов культурного наследия, физическое или юридическое лицо (п. 2 ст. 16.1 Закона об объектах культурного наследия);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. В региональный орган охраны объектов культурного наследия направляется заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в Реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности. Заявителем могут выступать: Минкультуры РФ, муниципальный орган охраны объектов культурного наследия, физическое или юридическое лицо (п. 2 ст. 16.1 Закона об объектах культурного наследия);
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 7.14.2. Неисполнение обязанности по приостановлению работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность
(ред. от 04.11.2025)Статья 7.14.2. Неисполнение обязанности по приостановлению работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Ограничения установлены в отношении всех объектов, однако наиболее существенные ограничения определены для ОКН, включенных в Единый государственный реестр ОКН. Наименьшие требования предусмотрены для объектов, обладающих признаками ОКН, однако определенные ограничения законом установлены и для них. В частности, до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать воздействие на объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, необходимо проведение историко-культурной экспертизы (п. 1 ст. 31 Закона N 73-ФЗ).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Ограничения установлены в отношении всех объектов, однако наиболее существенные ограничения определены для ОКН, включенных в Единый государственный реестр ОКН. Наименьшие требования предусмотрены для объектов, обладающих признаками ОКН, однако определенные ограничения законом установлены и для них. В частности, до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать воздействие на объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, необходимо проведение историко-культурной экспертизы (п. 1 ст. 31 Закона N 73-ФЗ).
Статья: Правовой режим выявленного объекта археологического наследия
(Пивненко Д.Л.)
("Цивилист", 2023, N 6)<6> Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 2 июля 2015 г. N 1905 "Об утверждении порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия" // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201509080001?ysclid=lnla49iqya536581858 (дата обращения: 11.10.2023).
(Пивненко Д.Л.)
("Цивилист", 2023, N 6)<6> Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 2 июля 2015 г. N 1905 "Об утверждении порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия" // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201509080001?ysclid=lnla49iqya536581858 (дата обращения: 11.10.2023).
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)- в соответствии с п. 10 ст. 16.1 снос выявленного объекта культурного наследия, а также объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со ст. 3 этого Федерального закона, также запрещен.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)- в соответствии с п. 10 ст. 16.1 снос выявленного объекта культурного наследия, а также объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со ст. 3 этого Федерального закона, также запрещен.
Статья: Спор о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство (на основании судебной практики Московского областного суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Суд установил, что по данным единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечня выявленных объектов культурного наследия, списка объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, материалам архива управления на указанном земельном участке и прилегающей территории объекты культурного наследия не значатся.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Суд установил, что по данным единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечня выявленных объектов культурного наследия, списка объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, материалам архива управления на указанном земельном участке и прилегающей территории объекты культурного наследия не значатся.
Статья: Tempus omnia revelat? Использование возрастного критерия для отнесения недвижимости к объектам культурного наследия
(Александрова М.А., Башарин А.В., Давыдов Д.Б., Тузов Д.О.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 8)Так, в международных конвенциях, участницей которых является Россия, критерии отнесения объектов к категории материального культурного наследия сформулированы предельно общо. Согласно ст. 1 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО (Париж, 16.11.1972; далее - Конвенция) под культурным наследием понимаются памятники и достопримечательные места. В частности, к памятникам относятся произведения архитектуры и другие объекты, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки. Критерии отнесения объектов к всемирному наследию содержатся в Руководстве по выполнению Конвенции (далее - Руководство) <4>. В этом документе отражены сложный многоступенчатый механизм выявления объектов и многофакторная система признаков объектов культурного наследия, в основе которой лежат два критерия - целостность (integrity) и (или) подлинность (authenticity). Указания на конкретный возраст, которого должны достичь объекты, чтобы попасть в Список всемирного наследия, в описании приведенных критериев не содержится <5>.
(Александрова М.А., Башарин А.В., Давыдов Д.Б., Тузов Д.О.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 8)Так, в международных конвенциях, участницей которых является Россия, критерии отнесения объектов к категории материального культурного наследия сформулированы предельно общо. Согласно ст. 1 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО (Париж, 16.11.1972; далее - Конвенция) под культурным наследием понимаются памятники и достопримечательные места. В частности, к памятникам относятся произведения архитектуры и другие объекты, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки. Критерии отнесения объектов к всемирному наследию содержатся в Руководстве по выполнению Конвенции (далее - Руководство) <4>. В этом документе отражены сложный многоступенчатый механизм выявления объектов и многофакторная система признаков объектов культурного наследия, в основе которой лежат два критерия - целостность (integrity) и (или) подлинность (authenticity). Указания на конкретный возраст, которого должны достичь объекты, чтобы попасть в Список всемирного наследия, в описании приведенных критериев не содержится <5>.
Статья: О популяризации объектов культурного наследия
(Кудряшова В.В.)
("Юрист", 2024, N 10)Нормы об информационных надписях включены в главу IV "Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия", а нормы об обеспечении доступа - в главу VIII "Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия".
(Кудряшова В.В.)
("Юрист", 2024, N 10)Нормы об информационных надписях включены в главу IV "Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия", а нормы об обеспечении доступа - в главу VIII "Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия".
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения ст. 85, ч. 4 ст. 87 и ст. 211 КАС в той части, в какой они ограничивают полномочия суда по применению иных мер предварительной защиты по административному иску о признании недействующим правового акта регионального органа охраны объектов культурного наследия об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения ст. 85, ч. 4 ст. 87 и ст. 211 КАС в той части, в какой они ограничивают полномочия суда по применению иных мер предварительной защиты по административному иску о признании недействующим правового акта регионального органа охраны объектов культурного наследия об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)8. Как следует из ч. 8 комментируемой статьи, в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта лицо, осуществляющее строительство, должно приостановить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, известить об обнаружении такого объекта органы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, под которым понимается в первую очередь. Согласно п. 4 ст. 36 Закона об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации к таким органам относятся региональные органы охраны объектов культурного наследия.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)8. Как следует из ч. 8 комментируемой статьи, в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта лицо, осуществляющее строительство, должно приостановить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, известить об обнаружении такого объекта органы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, под которым понимается в первую очередь. Согласно п. 4 ст. 36 Закона об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации к таким органам относятся региональные органы охраны объектов культурного наследия.
Статья: Защита публичных интересов: некоторые аспекты недопущения причинения вреда объектам культурного наследия в ходе хозяйственной деятельности
(Калинин Г.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)Во-первых, наличие информации позволит снизить риск приостановления работ по основаниям, предусмотренным п. 4 ст. 36 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" <3> (далее - Закон об охране памятников). Ведь время в бизнесе - это деньги. Кроме того, обнаружение в ходе работ объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, связано с издержками по обеспечению его сохранности (временными, финансовыми, трудозатратными, ограничивающими либо полностью исключающими хозяйственную деятельность на земельном участке).
(Калинин Г.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)Во-первых, наличие информации позволит снизить риск приостановления работ по основаниям, предусмотренным п. 4 ст. 36 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" <3> (далее - Закон об охране памятников). Ведь время в бизнесе - это деньги. Кроме того, обнаружение в ходе работ объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, связано с издержками по обеспечению его сохранности (временными, финансовыми, трудозатратными, ограничивающими либо полностью исключающими хозяйственную деятельность на земельном участке).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)18) возложение на собственника или законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия (или земельного участка, на котором он расположен, - в случае неустановления собственника (законного владельца) соответствующего объекта), обязанности воздержаться от его сноса при рассмотрении административного искового заявления, которым в порядке гл. 21 КАС РФ оспаривается правовой акт регионального органа охраны объектов культурного наследия об отказе во включении соответствующего объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия (Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2024 N 17-П "По делу о проверке конституционности статьи 85, части 4 статьи 87 и статьи 211 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Д.В. Сергеева").
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)18) возложение на собственника или законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия (или земельного участка, на котором он расположен, - в случае неустановления собственника (законного владельца) соответствующего объекта), обязанности воздержаться от его сноса при рассмотрении административного искового заявления, которым в порядке гл. 21 КАС РФ оспаривается правовой акт регионального органа охраны объектов культурного наследия об отказе во включении соответствующего объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия (Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2024 N 17-П "По делу о проверке конституционности статьи 85, части 4 статьи 87 и статьи 211 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Д.В. Сергеева").