Признаки нормативности правового акта
Подборка наиболее важных документов по запросу Признаки нормативности правового акта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.43 "Решение об установлении публичного сервитута" ЗК РФ"При этом из содержания статьи 39.43 Земельного кодекса РФ не следует, что такие решения являются нормативным правовым актом; оспариваемые постановления не содержат правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, следовательно, вопреки доводам жалобы, они не соответствуют признакам нормативности правового акта, указанным в пункте 2 постановления от 25.12.2018 N 50."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Таким образом, из приведенного разъяснения Верховного Суда РФ следует, что для признания правового акта нормативным необходимо наличие всех перечисленных выше признаков в совокупности. Вместе с тем в последнее время в реальной судебной практике при решении вопроса об отнесении того или иного оспариваемого правового акта к числу нормативных делается акцент лишь на двух свойствах нормативного акта, а именно действии его в отношении неопределенного круга лиц и его неоднократном применении. При этом почему-то стал упускаться из виду самый главный признак нормативности правового акта, а именно наличие в нем норм права, то есть общеобязательных правил поведения. Так, в судебной практике стали признаваться нормативными правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления об установлении публичных сервитутов в отношении индивидуально определенных земельных участков, об утверждении схем размещения на территориях населенных пунктов нестационарных торговых объектов, мест размещения рекламных конструкций. Между тем, с нашей точки зрения, в названных видах правовых актов, несмотря на их действие в отношении неопределенного круга субъектов, отсутствуют какие-либо общие правила поведения, которые могут быть признаны нормами права. Так, в постановлении об установлении публичного сервитута определяются условия пользования неопределенным кругом лиц конкретным земельным участком, в частности прохода и проезда через него. Однако вряд ли условия пользования конкретным объектом можно признать нормами права. Что касается правовых актов, утверждающих различные схемы размещения каких-либо объектов на территориях населенных пунктов, то они содержат лишь перечни таких индивидуально определенных объектов и территориальные координаты (адреса) их размещения в целях обеспечения последующей реализации прав субъектов предпринимательской деятельности на пользование такими объектами. Никаких общих правил поведения неопределенного круга физических лиц и организаций в отношении указанных объектов названные акты не содержат. В этой связи полагаем, что отнесение обозначенных правовых актов, не содержащих норм права в их классическом понимании, имеющих индивидуализированный характер, но действующих при этом в отношении неопределенного круга субъектов, к числу нормативных является ошибочным.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Таким образом, из приведенного разъяснения Верховного Суда РФ следует, что для признания правового акта нормативным необходимо наличие всех перечисленных выше признаков в совокупности. Вместе с тем в последнее время в реальной судебной практике при решении вопроса об отнесении того или иного оспариваемого правового акта к числу нормативных делается акцент лишь на двух свойствах нормативного акта, а именно действии его в отношении неопределенного круга лиц и его неоднократном применении. При этом почему-то стал упускаться из виду самый главный признак нормативности правового акта, а именно наличие в нем норм права, то есть общеобязательных правил поведения. Так, в судебной практике стали признаваться нормативными правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления об установлении публичных сервитутов в отношении индивидуально определенных земельных участков, об утверждении схем размещения на территориях населенных пунктов нестационарных торговых объектов, мест размещения рекламных конструкций. Между тем, с нашей точки зрения, в названных видах правовых актов, несмотря на их действие в отношении неопределенного круга субъектов, отсутствуют какие-либо общие правила поведения, которые могут быть признаны нормами права. Так, в постановлении об установлении публичного сервитута определяются условия пользования неопределенным кругом лиц конкретным земельным участком, в частности прохода и проезда через него. Однако вряд ли условия пользования конкретным объектом можно признать нормами права. Что касается правовых актов, утверждающих различные схемы размещения каких-либо объектов на территориях населенных пунктов, то они содержат лишь перечни таких индивидуально определенных объектов и территориальные координаты (адреса) их размещения в целях обеспечения последующей реализации прав субъектов предпринимательской деятельности на пользование такими объектами. Никаких общих правил поведения неопределенного круга физических лиц и организаций в отношении указанных объектов названные акты не содержат. В этой связи полагаем, что отнесение обозначенных правовых актов, не содержащих норм права в их классическом понимании, имеющих индивидуализированный характер, но действующих при этом в отношении неопределенного круга субъектов, к числу нормативных является ошибочным.
Статья: Инфляция как экономико-правовая категория, ее признаки и виды
(Крылов О.М.)
("Финансовое право", 2022, N 9)Понятие "инфляция" широко применяется в законах Российской Федерации без раскрытия содержания. Содержание этого термина можно найти в Приказе Федеральной службы государственной статистики (далее по тексту - Росстат) от 15 декабря 2021 г. N 915 "Об утверждении Официальной статистической методологии наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен" (далее по тексту - Приказ Росстата N 915): это социально-экономическое явление, характеризующееся общим повышением уровня цен в результате обесценивания наличных и безналичных денежных средств и снижения их покупательной способности. Аналогичное, по своей сути, определение инфляции закреплено в другом правовом акте, не обладающем признаками нормативности (Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023 и 2024 годов, утвержденные Банком России; далее по тексту - Основные направления Банка России): это устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике, при этом обычно имеется в виду изменение во времени стоимости потребительской корзины: продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством.
(Крылов О.М.)
("Финансовое право", 2022, N 9)Понятие "инфляция" широко применяется в законах Российской Федерации без раскрытия содержания. Содержание этого термина можно найти в Приказе Федеральной службы государственной статистики (далее по тексту - Росстат) от 15 декабря 2021 г. N 915 "Об утверждении Официальной статистической методологии наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен" (далее по тексту - Приказ Росстата N 915): это социально-экономическое явление, характеризующееся общим повышением уровня цен в результате обесценивания наличных и безналичных денежных средств и снижения их покупательной способности. Аналогичное, по своей сути, определение инфляции закреплено в другом правовом акте, не обладающем признаками нормативности (Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023 и 2024 годов, утвержденные Банком России; далее по тексту - Основные направления Банка России): это устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике, при этом обычно имеется в виду изменение во времени стоимости потребительской корзины: продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством.
Нормативные акты
"Методические рекомендации по определению нормативности правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в целях ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов и регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации"
(утв. Минюстом России)Подобные нормативные правовые акты следует отличать от правовых актов, не обладающих таким признаком нормативности как многократность применения. Если правовым актом регулируются правоотношения в связи с разовым проведением конкурса, то такой правовой акт рассчитан на однократное применение в связи с проведением конкретного конкурса.
(утв. Минюстом России)Подобные нормативные правовые акты следует отличать от правовых актов, не обладающих таким признаком нормативности как многократность применения. Если правовым актом регулируются правоотношения в связи с разовым проведением конкурса, то такой правовой акт рассчитан на однократное применение в связи с проведением конкретного конкурса.
Статья: К вопросу об актуализации системы источников российского конституционного права
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)В контексте рассмотрения вопроса о характеристике стратегий как источников права любопытно обратиться к Методическим рекомендациям по определению нормативности правовых актов субъектов РФ <27>, разработанным в целях ведения регистра нормативных актов всех трех уровней публичной власти. В данном документе признаки нормативности иллюстрируются на примере регионального нормативного правового акта - Постановления Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. N 185 "О стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 г." <28>. Среди "нормативных признаков" данного документа авторы Методических рекомендаций указывают на направленность положений стратегии на урегулирование общественных отношений, а также на то, что ее положения затрагивают права и свободы человека и гражданина на территории субъекта и являются обязательными к исполнению для неопределенного круга лиц. Таким образом, авторы данного методического документа безоговорочно относят рассматриваемый пример документа к нормативным правовым актам.
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)В контексте рассмотрения вопроса о характеристике стратегий как источников права любопытно обратиться к Методическим рекомендациям по определению нормативности правовых актов субъектов РФ <27>, разработанным в целях ведения регистра нормативных актов всех трех уровней публичной власти. В данном документе признаки нормативности иллюстрируются на примере регионального нормативного правового акта - Постановления Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. N 185 "О стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 г." <28>. Среди "нормативных признаков" данного документа авторы Методических рекомендаций указывают на направленность положений стратегии на урегулирование общественных отношений, а также на то, что ее положения затрагивают права и свободы человека и гражданина на территории субъекта и являются обязательными к исполнению для неопределенного круга лиц. Таким образом, авторы данного методического документа безоговорочно относят рассматриваемый пример документа к нормативным правовым актам.
Статья: О совершенствовании правового регулирования противодействия мисселингу при оказании финансовых услуг
(Чирков А.В.)
("Предпринимательское право", 2022, N 2)Как отмечалось в литературе, "помимо нормативных актов, Банк России имеет право издавать и иные правовые акты, не имеющие признаков нормативности, но носящие общий характер (например, методические рекомендации и др.)" <25>. В частности, Банк России в формате писем (информационных писем) направляет финансовым организациям рекомендации, касающиеся подходов к информированию потребителей финансовых услуг.
(Чирков А.В.)
("Предпринимательское право", 2022, N 2)Как отмечалось в литературе, "помимо нормативных актов, Банк России имеет право издавать и иные правовые акты, не имеющие признаков нормативности, но носящие общий характер (например, методические рекомендации и др.)" <25>. В частности, Банк России в формате писем (информационных писем) направляет финансовым организациям рекомендации, касающиеся подходов к информированию потребителей финансовых услуг.