Признаки малого и среднего бизнеса
Подборка наиболее важных документов по запросу Признаки малого и среднего бизнеса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.11 "Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" ЗК РФ"В рассматриваемом случае нарушение порядка включения в перечень муниципального имущества, предназначенного для имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, земельного участка, равно как отсутствие информации о возможности подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения в извещении о проведении аукциона противоречит подпункту 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и содержит признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Перспективы и риски арбитражного спора: УСН: Налоговый орган признал незаконным применение УСН (отказал в переходе на УСН) из-за наличия филиала
(КонсультантПлюс, 2025)П. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 НК РФ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (утв. Президиумом ВС РФ 04.07.2018)
(КонсультантПлюс, 2025)П. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 НК РФ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (утв. Президиумом ВС РФ 04.07.2018)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Компания или ИП на упрощенной системе налогообложения либо общем режиме, но с признаками малого или среднего бизнеса (далее - МСП) заключает договоры с основными предприятиями холдинга на предоставление персонала, аутсорсинга, аутстаффинга или аренду персонала (рис. 4.1). При этом численность работников аутсорсера не превышает 100 - 130 человек для УСН и 250 человек для компаний МСП.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Компания или ИП на упрощенной системе налогообложения либо общем режиме, но с признаками малого или среднего бизнеса (далее - МСП) заключает договоры с основными предприятиями холдинга на предоставление персонала, аутсорсинга, аутстаффинга или аренду персонала (рис. 4.1). При этом численность работников аутсорсера не превышает 100 - 130 человек для УСН и 250 человек для компаний МСП.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Напомним, что определение принадлежности хозяйствующих субъектов к числу СМП осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). С 3 августа 2018 г. для отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства недостаточно одного только того факта, что среднесписочная численность работников не более 100 человек <74>, а доход от предпринимательской деятельности за предыдущий год не превышает 800 млн руб. <75>. Сведения о хозяйствующем субъекте должны быть внесены в Реестр МСП <76> - только в этом случае он официально признается субъектом малого или среднего предпринимательства.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Напомним, что определение принадлежности хозяйствующих субъектов к числу СМП осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). С 3 августа 2018 г. для отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства недостаточно одного только того факта, что среднесписочная численность работников не более 100 человек <74>, а доход от предпринимательской деятельности за предыдущий год не превышает 800 млн руб. <75>. Сведения о хозяйствующем субъекте должны быть внесены в Реестр МСП <76> - только в этом случае он официально признается субъектом малого или среднего предпринимательства.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)23. Отказ уполномоченного органа в предоставлении в собственность субъекту малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества на основании ст. 3 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является правомерным, если на момент принятия данного решения договор аренды прекращен и в действиях арендодателя отсутствуют признаки злоупотребления правом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)23. Отказ уполномоченного органа в предоставлении в собственность субъекту малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества на основании ст. 3 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является правомерным, если на момент принятия данного решения договор аренды прекращен и в действиях арендодателя отсутствуют признаки злоупотребления правом.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, 3 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)В целях реализации полномочий города Москвы по управлению государственным имуществом, в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о малом и среднем предпринимательстве) принято постановление N 800-ПП, согласно которому субъектам малого предпринимательства установлена имущественная поддержка в виде льготной ставки арендной платы.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)В целях реализации полномочий города Москвы по управлению государственным имуществом, в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о малом и среднем предпринимательстве) принято постановление N 800-ПП, согласно которому субъектам малого предпринимательства установлена имущественная поддержка в виде льготной ставки арендной платы.
Статья: К вопросу о соответствии понятия "предпринимательская деятельность" современным тенденциям, направленным на устойчивое развитие Российской Федерации
(Ручкина Г.Ф.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 11)Следует признать, что закрепление в части первой ГК РФ анализируемого понятия с набором соответствующих признаков было направлено на реализацию гражданами правомочий, составляющих содержание правоспособности гражданина, закрепленного в статье 18 ГК РФ, а именно "заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица". Нормативные признаки предпринимательской деятельности были достаточными для определения такой деятельности как вида экономической деятельности граждан и соответствовали тенденциям своего времени, необходимости развития малого и среднего предпринимательства, создания нового класса инициативных людей, способных самостоятельно, без поддержки государства осуществлять хозяйственную деятельность и выступать в роли налогоплательщиков.
(Ручкина Г.Ф.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 11)Следует признать, что закрепление в части первой ГК РФ анализируемого понятия с набором соответствующих признаков было направлено на реализацию гражданами правомочий, составляющих содержание правоспособности гражданина, закрепленного в статье 18 ГК РФ, а именно "заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица". Нормативные признаки предпринимательской деятельности были достаточными для определения такой деятельности как вида экономической деятельности граждан и соответствовали тенденциям своего времени, необходимости развития малого и среднего предпринимательства, создания нового класса инициативных людей, способных самостоятельно, без поддержки государства осуществлять хозяйственную деятельность и выступать в роли налогоплательщиков.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Поскольку субъективные права и обязанности любого юридического лица определяются не только теми факторами, которые определены в ст. 49 ГК РФ, а весьма широким перечнем факторов, представляется теоретически необоснованным воспринимать правоспособность как некое право иметь права и обязанности и делить правоспособность на виды. Принципиально важно, что конкретное юридическое лицо занимает определенное экономическое положение, в связи с чем оно характеризуется признаками, с которыми связаны конкретные субъективные права и обязанности. При этом даже если использовать понятие правоспособности, то правоспособность конкретного юридического лица будет в любом случае определенной. В любом случае конкретное юридическое лицо не сможет иметь право осуществлять любые виды деятельности, несмотря на якобы возможную "общую правоспособность". Например, если обычное акционерное общество не является субъектом малого или среднего предпринимательства, то оно не может быть субъектом "малой" приватизации <1>; если акционерное общество не является управляющей компанией территории опережающего социально-экономического развития, то ему не присущи права и обязанности по управлению соответствующей территорией <2>; если акционерное общество не является публичным, то "акции непубличного общества и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в его акции, не могут размещаться посредством открытой подписки или иным образом предлагаться для приобретения неограниченному кругу лиц" (п. 2 ст. 7 Закона об акционерных обществах).
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Поскольку субъективные права и обязанности любого юридического лица определяются не только теми факторами, которые определены в ст. 49 ГК РФ, а весьма широким перечнем факторов, представляется теоретически необоснованным воспринимать правоспособность как некое право иметь права и обязанности и делить правоспособность на виды. Принципиально важно, что конкретное юридическое лицо занимает определенное экономическое положение, в связи с чем оно характеризуется признаками, с которыми связаны конкретные субъективные права и обязанности. При этом даже если использовать понятие правоспособности, то правоспособность конкретного юридического лица будет в любом случае определенной. В любом случае конкретное юридическое лицо не сможет иметь право осуществлять любые виды деятельности, несмотря на якобы возможную "общую правоспособность". Например, если обычное акционерное общество не является субъектом малого или среднего предпринимательства, то оно не может быть субъектом "малой" приватизации <1>; если акционерное общество не является управляющей компанией территории опережающего социально-экономического развития, то ему не присущи права и обязанности по управлению соответствующей территорией <2>; если акционерное общество не является публичным, то "акции непубличного общества и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в его акции, не могут размещаться посредством открытой подписки или иным образом предлагаться для приобретения неограниченному кругу лиц" (п. 2 ст. 7 Закона об акционерных обществах).
Статья: Понятие и основные признаки молодежного предпринимательства (часть 1)
(Мостовщиков А.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Молодежное предпринимательство является разновидностью предпринимательства, в частности малого и среднего предпринимательства. Поэтому все те признаки, которые присущи малому и среднему предпринимательству в целом и закреплены в законодательстве и на доктринальном уровне, будут распространяться и на молодежное предпринимательство. Среди них систематическое извлечение прибыли, рисковый характер, продажа товаров, выполнение работ, услуг, а также меры поддержки, направленные на малое и среднее предпринимательство.
(Мостовщиков А.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Молодежное предпринимательство является разновидностью предпринимательства, в частности малого и среднего предпринимательства. Поэтому все те признаки, которые присущи малому и среднему предпринимательству в целом и закреплены в законодательстве и на доктринальном уровне, будут распространяться и на молодежное предпринимательство. Среди них систематическое извлечение прибыли, рисковый характер, продажа товаров, выполнение работ, услуг, а также меры поддержки, направленные на малое и среднее предпринимательство.
Статья: Уполномоченный экономический оператор: привилегированный административно-правовой статус
(Агамагомедова С.А.)
("Таможенное дело", 2022, N 3)В качестве одной из отчетливых тенденций развития современной сферы таможенного регулирования выступает упрощение, оптимизация административных процедур прохождения таможенного контроля, соблюдения таможенных формальностей. Она имеет различные формы, одной из которых является установление и развитие определенных административно-правовых статусов, в отношении которых предусмотрены специальные процедурные ослабления, упрощения, облегчения. Применительно к таможенному и иным видам государственного контроля речь идет, на наш взгляд, о снижении контрольно-надзорного воздействия. Подобные административно-правовые статусы, предоставляющие их носителям определенный льготный режим осуществления определенных действий (деятельности) (привилегированные административно-правовые статусы), имеют место в самых разных сферах контрольно-надзорного влияния. В качестве примеров подобных статусов можно привести статусы субъектов малого и среднего предпринимательства, производственных предприятий, предприятий-экспортеров и другие. В качестве одного из таких статусов в области таможенного дела выступает уполномоченный экономический оператор (далее - УЭО). Рассмотрим признаки привилегированности данного административно-правового статуса и тенденции развития института УЭО в современных условиях.
(Агамагомедова С.А.)
("Таможенное дело", 2022, N 3)В качестве одной из отчетливых тенденций развития современной сферы таможенного регулирования выступает упрощение, оптимизация административных процедур прохождения таможенного контроля, соблюдения таможенных формальностей. Она имеет различные формы, одной из которых является установление и развитие определенных административно-правовых статусов, в отношении которых предусмотрены специальные процедурные ослабления, упрощения, облегчения. Применительно к таможенному и иным видам государственного контроля речь идет, на наш взгляд, о снижении контрольно-надзорного воздействия. Подобные административно-правовые статусы, предоставляющие их носителям определенный льготный режим осуществления определенных действий (деятельности) (привилегированные административно-правовые статусы), имеют место в самых разных сферах контрольно-надзорного влияния. В качестве примеров подобных статусов можно привести статусы субъектов малого и среднего предпринимательства, производственных предприятий, предприятий-экспортеров и другие. В качестве одного из таких статусов в области таможенного дела выступает уполномоченный экономический оператор (далее - УЭО). Рассмотрим признаки привилегированности данного административно-правового статуса и тенденции развития института УЭО в современных условиях.
Статья: Корпорации и корпоративные финансовые инструменты в российском и зарубежном праве
(Чикулаев Р.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 2)Понятие финансовой организации по российскому праву многозначно: оно используется в различных законах с разным значением, при наличии ряда общих признаков. В частности, в статье 4 Федерального закона "О защите конкуренции", в статье 3 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <23>, в статье 2 Федерального закона "Об организованных торгах" <24>, в статье 6 Федерального закона "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" <25>, в статье 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" <26> содержатся различные дефиниции понятия "финансовая организация", в то время как в системообразующем Федеральном законе "О рынке ценных бумаг" дефиниция вовсе отсутствует, а закон лишь оперирует таким понятием. Выделение этого особого экономического субъекта как обобщенного понятия приводит к противоречию между характеристикой субъекта как первичного звена отношений и пониманием каждого отдельного вида специализированного субъекта, подпадающего под общее понятие. Кроме того, если общее понятие субъекта определяется через простое перечисление иных входящих в него лиц, это требует дополнительных средств, позволяющих определенным образом установить характеристики каждого лица. Очевидно, что поскольку для каждого субъекта законом установлены индивидуальные статусные особенности, то использование обобщенного понятия как инструмента правового регулирования субъектных отношений становится затруднительным.
(Чикулаев Р.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 2)Понятие финансовой организации по российскому праву многозначно: оно используется в различных законах с разным значением, при наличии ряда общих признаков. В частности, в статье 4 Федерального закона "О защите конкуренции", в статье 3 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <23>, в статье 2 Федерального закона "Об организованных торгах" <24>, в статье 6 Федерального закона "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" <25>, в статье 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" <26> содержатся различные дефиниции понятия "финансовая организация", в то время как в системообразующем Федеральном законе "О рынке ценных бумаг" дефиниция вовсе отсутствует, а закон лишь оперирует таким понятием. Выделение этого особого экономического субъекта как обобщенного понятия приводит к противоречию между характеристикой субъекта как первичного звена отношений и пониманием каждого отдельного вида специализированного субъекта, подпадающего под общее понятие. Кроме того, если общее понятие субъекта определяется через простое перечисление иных входящих в него лиц, это требует дополнительных средств, позволяющих определенным образом установить характеристики каждого лица. Очевидно, что поскольку для каждого субъекта законом установлены индивидуальные статусные особенности, то использование обобщенного понятия как инструмента правового регулирования субъектных отношений становится затруднительным.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете плату за негативное воздействие на окружающую среду, уплачиваемую в текущем отчетном году в виде авансовых платежей?..
(Консультация эксперта, 2025)В течение отчетного периода лицами, обязанными вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносятся квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала). Они перечисляются не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода. Квартальный авансовый платеж исчисляется в отношении каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата, одним из способов, указанных в п. 4 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ, п. 54 Правил. Выбор осуществляет лицо, обязанное вносить плату. Способ определения размера авансового платежа на следующий за отчетным год указывается в декларации о плате за отчетный период (п. 7 ст. 16.2, п. п. 4, 6 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ, п. 54 Правил).
(Консультация эксперта, 2025)В течение отчетного периода лицами, обязанными вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносятся квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала). Они перечисляются не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода. Квартальный авансовый платеж исчисляется в отношении каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата, одним из способов, указанных в п. 4 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ, п. 54 Правил. Выбор осуществляет лицо, обязанное вносить плату. Способ определения размера авансового платежа на следующий за отчетным год указывается в декларации о плате за отчетный период (п. 7 ст. 16.2, п. п. 4, 6 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ, п. 54 Правил).
Статья: Подстрекательство как злоупотребление исключительным правом на произведение: проблемы привлечения к ответственности малого предпринимателя
(Родикова В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 2)Рассмотренные правовые позиции, несмотря на то, что в перечисленных выше прецедентах речь идет об ИП, распространяются на самозанятых граждан. Например, последние поправки в Федеральный закон "О защите конкуренции", согласно которым государственные или муниципальные преференции, в том числе в виде заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества без торгов, могут предоставляться для поддержки физлиц, не являющихся ИП и применяющих НПД, фактически приравнивают самозанятых к субъектам малого и среднего предпринимательства, выводя их за пределы исключительно особого налогового режима и наделяя их определенными признаками юридического лица <14>.
(Родикова В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 2)Рассмотренные правовые позиции, несмотря на то, что в перечисленных выше прецедентах речь идет об ИП, распространяются на самозанятых граждан. Например, последние поправки в Федеральный закон "О защите конкуренции", согласно которым государственные или муниципальные преференции, в том числе в виде заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества без торгов, могут предоставляться для поддержки физлиц, не являющихся ИП и применяющих НПД, фактически приравнивают самозанятых к субъектам малого и среднего предпринимательства, выводя их за пределы исключительно особого налогового режима и наделяя их определенными признаками юридического лица <14>.
Статья: Понятие и основные признаки молодежного предпринимательства (часть 2)
(Мостовщиков А.А.)
("Современное право", 2024, N 12)Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р) содержат соответствующие признаки и критерии молодежного предпринимательства: это предпринимательская деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства), средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает 30 лет либо в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75%.
(Мостовщиков А.А.)
("Современное право", 2024, N 12)Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р) содержат соответствующие признаки и критерии молодежного предпринимательства: это предпринимательская деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства), средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает 30 лет либо в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75%.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)2.1. Первый признак субъектов малого и среднего предпринимательства состоит в том, что все они являются хозяйствующими субъектами. В соответствии с п. 5 ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции" хозяйствующим субъектом признается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)2.1. Первый признак субъектов малого и среднего предпринимательства состоит в том, что все они являются хозяйствующими субъектами. В соответствии с п. 5 ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции" хозяйствующим субъектом признается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Статья: Особенности правового положения личных фондов как правового средства передачи семейного бизнеса по наследству
(Святкин Д.К.)
("Наследственное право", 2025, N 3)Рассматривая личный фонд в качестве одного из возможных средств наследственного планирования и передачи семейного бизнеса по наследству, следует выделить ключевую проблему - отсутствие на законодательном уровне такой дефиниции, как семейный бизнес, как правового явления. Проблема создает трудности на практике относительно понятия семьи и семейного предпринимательства в системе субъектов экономической деятельности. В связи с отсутствием признаков семейного бизнеса как экономической и правовой категории, точных статистических данных о количестве таких хозяйствующих субъектов их будущее определить достаточно сложно. Однако согласно исследованиям ТПП РФ в 2024 г. к семейному бизнесу относятся 74% субъектов малого и среднего бизнеса <5>.
(Святкин Д.К.)
("Наследственное право", 2025, N 3)Рассматривая личный фонд в качестве одного из возможных средств наследственного планирования и передачи семейного бизнеса по наследству, следует выделить ключевую проблему - отсутствие на законодательном уровне такой дефиниции, как семейный бизнес, как правового явления. Проблема создает трудности на практике относительно понятия семьи и семейного предпринимательства в системе субъектов экономической деятельности. В связи с отсутствием признаков семейного бизнеса как экономической и правовой категории, точных статистических данных о количестве таких хозяйствующих субъектов их будущее определить достаточно сложно. Однако согласно исследованиям ТПП РФ в 2024 г. к семейному бизнесу относятся 74% субъектов малого и среднего бизнеса <5>.