Признаки экстремизма
Подборка наиболее важных документов по запросу Признаки экстремизма (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 282.2 "Организация деятельности экстремистской организации" УК РФ"В случае принятия судом и вступления в законную силу решения о ликвидации или запрете деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации в связи с осуществлением экстремистской деятельности последующие действия лиц, не связанные с продолжением или возобновлением деятельности соответствующей экстремистской организации и состоящие исключительно в реализации своего права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе посредством индивидуального или совместного исповедования религии, совершения богослужений или иных религиозных обрядов и церемоний, сами по себе, если они не содержат признаков экстремизма, не образуют состава преступления, предусмотренного ст. 282.2 УК РФ."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 1 "Основные понятия" Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"Наличие указанных признаков экстремистской деятельности в Печатном издании требует специальных познаний. Вопрос суда о наличии в Печатном издании призывов к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих такую деятельность поставлен в контексте первого вопроса о наличии пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Содержание статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ приведено в тексте определения суда от 19 сентября 2024 года о назначении судебной экспертизы. Таким образом эксперты не были введены в заблуждение относительно предмета исследования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Законодательные ограничения права на объединение в политические партии и их интерпретация в судебных решениях: сравнительно-правовой анализ
(Вершинин А.И.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 2)2.1. Запрет на создание партий по признаку экстремизма
(Вершинин А.И.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 2)2.1. Запрет на создание партий по признаку экстремизма
Статья: Отдельные вопросы правового регулирования деятельности социальных сетей на территории Российской Федерации
(Гинодман Е.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За более серьезные деяния, имеющие признаки экстремизма, совершенные с использованием социальных сетей, предусмотрена уголовная ответственность (ст. ст. 280, 282.1, 282.3, 282.4 УК РФ).
(Гинодман Е.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За более серьезные деяния, имеющие признаки экстремизма, совершенные с использованием социальных сетей, предусмотрена уголовная ответственность (ст. ст. 280, 282.1, 282.3, 282.4 УК РФ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О свободе совести и о религиозных объединениях"запрашивать и получать у религиозной организации, в том числе при проведении предусмотренных настоящим Федеральным законом проверок, документы, содержащие сведения о ее финансово-хозяйственной деятельности, в случае, если религиозная организация получала денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, и (или) в случае, если от государственных органов, органов местного самоуправления поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма);
(ред. от 31.07.2025)
"О свободе совести и о религиозных объединениях"запрашивать и получать у религиозной организации, в том числе при проведении предусмотренных настоящим Федеральным законом проверок, документы, содержащие сведения о ее финансово-хозяйственной деятельности, в случае, если религиозная организация получала денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, и (или) в случае, если от государственных органов, органов местного самоуправления поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма);
Приказ Минюста России от 22.07.2009 N 224
(ред. от 09.08.2023)
"Об утверждении Положения о Научно-консультативном совете при Министерстве юстиции Российской Федерации по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.07.2009 N 14398)Зарегистрировано в Минюсте России 23 июля 2009 г. N 14398
(ред. от 09.08.2023)
"Об утверждении Положения о Научно-консультативном совете при Министерстве юстиции Российской Федерации по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.07.2009 N 14398)Зарегистрировано в Минюсте России 23 июля 2009 г. N 14398
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Согласно прямому установлению законодателя, если административный ответчик не установлен, то к участию в рассмотрении дела для дачи заключения привлекаются Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте РФ. Из этих конкретизаций не следует безоговорочный вывод о невозможности привлечения для дачи заключения других лиц, хотя на практике превалирует такой (узкий) подход. В адрес названных лиц суд направляет материалы административного дела о признании информационных материалов экстремистскими для дачи публично-властного заключения о наличии или об отсутствии в материалах признаков экстремизма.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Согласно прямому установлению законодателя, если административный ответчик не установлен, то к участию в рассмотрении дела для дачи заключения привлекаются Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте РФ. Из этих конкретизаций не следует безоговорочный вывод о невозможности привлечения для дачи заключения других лиц, хотя на практике превалирует такой (узкий) подход. В адрес названных лиц суд направляет материалы административного дела о признании информационных материалов экстремистскими для дачи публично-властного заключения о наличии или об отсутствии в материалах признаков экстремизма.
Статья: Несоответствие некоторых составов административных правонарушений в области связи и информации требованиям принципа правовой определенности
(Малахов С.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Дело в том, что определение экстремистских материалов в п. 3 ст. 1 Закона N 114-ФЗ является достаточно широким (фактически не ограниченным) и во всех случаях требует проведения экспертизы. Очевидно, что рядовой пользователь не может заведомо знать, что некий материал, который он ищет (например, историческую статью или новостную заметку), содержит признаки экстремизма, до проведения соответствующего исследования лицом, обладающим специальными познаниями. Теоретически к ответственности могут быть привлечены, например, историк, изучающий деятельность экстремистских организаций прошлого, или журналист, расследующий их современную активность, а также гражданин, который никак не связан с подобного рода информацией.
(Малахов С.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Дело в том, что определение экстремистских материалов в п. 3 ст. 1 Закона N 114-ФЗ является достаточно широким (фактически не ограниченным) и во всех случаях требует проведения экспертизы. Очевидно, что рядовой пользователь не может заведомо знать, что некий материал, который он ищет (например, историческую статью или новостную заметку), содержит признаки экстремизма, до проведения соответствующего исследования лицом, обладающим специальными познаниями. Теоретически к ответственности могут быть привлечены, например, историк, изучающий деятельность экстремистских организаций прошлого, или журналист, расследующий их современную активность, а также гражданин, который никак не связан с подобного рода информацией.
Статья: Без вины виноватые, или Еще раз про вину и объективное вменение
(Лопашенко Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)<8> В отношении последнего они отмечали, в частности, следующее: "...состав преступления также предполагает два условия: наличие признаков экстремизма в действиях лица (объективно существующий факт) и понимание этим лицом, что оно публично призывает к экстремистской деятельности. Если же признаки экстремизма выявляются только посредством специальных знаний, то лицо, ими не обладающее, лишено возможности осознать экстремистский характер своих действий, что указывает на отсутствие состава преступления, предусмотренного статьей 280 УК РФ (курсив мой. - Н.Л.)" (Шишков С.Н., Полубинская С.В. Проблемы установления признаков состава преступления с использованием специальных знаний // Уголовное право. 2018. N 5. С. 114 - 123).
(Лопашенко Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)<8> В отношении последнего они отмечали, в частности, следующее: "...состав преступления также предполагает два условия: наличие признаков экстремизма в действиях лица (объективно существующий факт) и понимание этим лицом, что оно публично призывает к экстремистской деятельности. Если же признаки экстремизма выявляются только посредством специальных знаний, то лицо, ими не обладающее, лишено возможности осознать экстремистский характер своих действий, что указывает на отсутствие состава преступления, предусмотренного статьей 280 УК РФ (курсив мой. - Н.Л.)" (Шишков С.Н., Полубинская С.В. Проблемы установления признаков состава преступления с использованием специальных знаний // Уголовное право. 2018. N 5. С. 114 - 123).
Статья: Экстремизм: понятие и меры по противодействию
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- для организаций и общественных и религиозных объединений (при наличии в их деятельности признаков экстремизма либо в случае осуществления экстремистской деятельности такие организации могут быть ликвидированы, а деятельность объединений, не являющихся юридическими лицами, - запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора РФ или подчиненного ему соответствующего прокурора; кроме того, до момента рассмотрения судом указанного заявления деятельность общественного или религиозного объединения может быть приостановлена). Деятельность экстремистского сообщества признается запрещенной в случае вступления в законную силу обвинительного приговора по уголовному делу в отношении лица за создание сообщества, предусмотренного ст. 282.1 УК РФ, за руководство этим сообществом или участие в нем (ст. ст. 9, 10 Закона о противодействии экстремизму).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- для организаций и общественных и религиозных объединений (при наличии в их деятельности признаков экстремизма либо в случае осуществления экстремистской деятельности такие организации могут быть ликвидированы, а деятельность объединений, не являющихся юридическими лицами, - запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора РФ или подчиненного ему соответствующего прокурора; кроме того, до момента рассмотрения судом указанного заявления деятельность общественного или религиозного объединения может быть приостановлена). Деятельность экстремистского сообщества признается запрещенной в случае вступления в законную силу обвинительного приговора по уголовному делу в отношении лица за создание сообщества, предусмотренного ст. 282.1 УК РФ, за руководство этим сообществом или участие в нем (ст. ст. 9, 10 Закона о противодействии экстремизму).
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)В случае если информационные материалы с явными признаками экстремистской деятельности имеют или могут иметь широкий общественный резонанс, очевидна необходимость оперативного пресечения их распространения, проведение экспертного исследования не требуется. При выявлении достаточных данных, указывающих на наличие признаков преступления, прокурор направляет соответствующие материалы в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц;
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)В случае если информационные материалы с явными признаками экстремистской деятельности имеют или могут иметь широкий общественный резонанс, очевидна необходимость оперативного пресечения их распространения, проведение экспертного исследования не требуется. При выявлении достаточных данных, указывающих на наличие признаков преступления, прокурор направляет соответствующие материалы в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц;
Статья: Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности: уголовно-правовая характеристика (ст. 280 Уголовного кодекса РФ)
(Гримальская С.А.)
("Современное право", 2025, N 7)Правовая позиция обвинения заключалась в следующем: факт размещения текста экстремистской направленности, наличие хотя бы минимальной аудитории (43 человека), возможность копирования и дальнейшего распространения материала 43 участниками. Аргументами защиты были следующие: отсутствие признака публичности (в частности, ограниченный и конкретный круг получателей, технические ограничения доступа), отсутствие целей массового распространения, несоответствие содержания признакам экстремизма (критика не сопровождалась призывами к действию, использование "гипотетических" конструкций и отсутствие признаков разжигания вражды).
(Гримальская С.А.)
("Современное право", 2025, N 7)Правовая позиция обвинения заключалась в следующем: факт размещения текста экстремистской направленности, наличие хотя бы минимальной аудитории (43 человека), возможность копирования и дальнейшего распространения материала 43 участниками. Аргументами защиты были следующие: отсутствие признака публичности (в частности, ограниченный и конкретный круг получателей, технические ограничения доступа), отсутствие целей массового распространения, несоответствие содержания признакам экстремизма (критика не сопровождалась призывами к действию, использование "гипотетических" конструкций и отсутствие признаков разжигания вражды).
Статья: К вопросу о противодействии экстремизму в России
(Батюкова В.Е.)
("Современное право", 2025, N 1)Степень безопасности общества и защищенности граждан от экстремистских действий зависит не только от государственных органов и реализуемой ими политики, но и от бдительности граждан, которая вытекает, прежде всего, из высокой правовой культуры и способности трезво оценивать происходящее вокруг, что, к сожалению, встречается нечасто, ибо современная российская система образования не уделяет должного внимания мероприятиям, направленным на просвещение молодежи с целью противодействия экстремизму. Пора учить молодых людей проявлять активную гражданскую позицию и моментально уведомлять правоохранительные органы о случаях разжигания социальной, расовой, религиозной розни, возможных несанкционированных демонстрациях и насильственных акциях, подозрительных сообществах и пропаганде материалов, содержащих признаки экстремизма, на различных информационных ресурсах.
(Батюкова В.Е.)
("Современное право", 2025, N 1)Степень безопасности общества и защищенности граждан от экстремистских действий зависит не только от государственных органов и реализуемой ими политики, но и от бдительности граждан, которая вытекает, прежде всего, из высокой правовой культуры и способности трезво оценивать происходящее вокруг, что, к сожалению, встречается нечасто, ибо современная российская система образования не уделяет должного внимания мероприятиям, направленным на просвещение молодежи с целью противодействия экстремизму. Пора учить молодых людей проявлять активную гражданскую позицию и моментально уведомлять правоохранительные органы о случаях разжигания социальной, расовой, религиозной розни, возможных несанкционированных демонстрациях и насильственных акциях, подозрительных сообществах и пропаганде материалов, содержащих признаки экстремизма, на различных информационных ресурсах.
Статья: Модель противодействия экстремизму: опыт Республики Казахстан
(Искаков А.К., Биекенов Н.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 3)На втором уровне оперативного реагирования находится Министерство внутренних дел, в структуре которого функционирует Департамент по противодействию экстремизму. Его задачи включают мониторинг интернет-пространства, оперативно-разыскную деятельность, сопровождение уголовных дел по признакам экстремизма, а также профилактическую работу в гражданском обществе.
(Искаков А.К., Биекенов Н.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 3)На втором уровне оперативного реагирования находится Министерство внутренних дел, в структуре которого функционирует Департамент по противодействию экстремизму. Его задачи включают мониторинг интернет-пространства, оперативно-разыскную деятельность, сопровождение уголовных дел по признакам экстремизма, а также профилактическую работу в гражданском обществе.
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Так, в ст. 25.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) установлено, что в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор направляет должностным лицам (а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, - руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам) предостережение о недопустимости нарушения закона <112>.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Так, в ст. 25.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) установлено, что в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор направляет должностным лицам (а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, - руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам) предостережение о недопустимости нарушения закона <112>.