Признаки дробления контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Признаки дробления контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2024 N 11АП-13620/2024 по делу N А72-4634/2024
Требование: О признании контрактов недействительными и применении последствий недействительности ничтожных сделок.
Решение: Требование удовлетворено.Приведенные в апелляционной жалобе доводы суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку само по себе инициирование заключения трех контрактов заказчиком не опровергает выводов суда о наличии признаков искусственного дробления предмета контракта, при том, что подрядчик, в свою очередь, не был лишен возможности отказаться от заключения последующих контрактов. Соответствие стоимости работ, указанной в контрактах, фактической стоимости работ и отсутствие у заказчика замечаний к выполненным работам, на что также ссылался заявитель в апелляционной жалобе? не освобождают стороны от соблюдения норм Федерального закона N 44-ФЗ при заключении контрактов.
Требование: О признании контрактов недействительными и применении последствий недействительности ничтожных сделок.
Решение: Требование удовлетворено.Приведенные в апелляционной жалобе доводы суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку само по себе инициирование заключения трех контрактов заказчиком не опровергает выводов суда о наличии признаков искусственного дробления предмета контракта, при том, что подрядчик, в свою очередь, не был лишен возможности отказаться от заключения последующих контрактов. Соответствие стоимости работ, указанной в контрактах, фактической стоимости работ и отсутствие у заказчика замечаний к выполненным работам, на что также ссылался заявитель в апелляционной жалобе? не освобождают стороны от соблюдения норм Федерального закона N 44-ФЗ при заключении контрактов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Практика признания сделок раздробленными и применения последствий признания таких сделок недействительными
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)Но прямого запрета на заключение нескольких контрактов, пусть даже с одним и тем же поставщиком, в пределах сумм, указанных в п. 4 и 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не существует. Запрет есть только на заключение антиконкурентных соглашений <25>, наличие которых прокуратура еще должна доказать. Причем не требуется, чтоб такое соглашение было заключено письменно: достаточно того, чтобы поведение сторон свидетельствовало о наличии такого соглашения. Поэтому практика складывается таким образом, что само по себе заключение нескольких контрактов, имеющих признаки дробления, практически всегда признается судами антиконкурентным соглашением и приводит к признанию сделки недействительной.
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)Но прямого запрета на заключение нескольких контрактов, пусть даже с одним и тем же поставщиком, в пределах сумм, указанных в п. 4 и 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не существует. Запрет есть только на заключение антиконкурентных соглашений <25>, наличие которых прокуратура еще должна доказать. Причем не требуется, чтоб такое соглашение было заключено письменно: достаточно того, чтобы поведение сторон свидетельствовало о наличии такого соглашения. Поэтому практика складывается таким образом, что само по себе заключение нескольких контрактов, имеющих признаки дробления, практически всегда признается судами антиконкурентным соглашением и приводит к признанию сделки недействительной.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли дробить закупку, осуществив несколько малых закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Заказчик заключил ряд контрактов со ссылкой на п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, сумма каждого контракта не превышала 600 тыс. руб. Контрольно-счетный орган посчитал, что имеются признаки дробления, поскольку контракты заключены на одни и те же работы (услуги).
Можно ли дробить закупку, осуществив несколько малых закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Заказчик заключил ряд контрактов со ссылкой на п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, сумма каждого контракта не превышала 600 тыс. руб. Контрольно-счетный орган посчитал, что имеются признаки дробления, поскольку контракты заключены на одни и те же работы (услуги).
Нормативные акты
<Информация> Росфинмониторинга от 31.03.2023
"О повышении внимания аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов к отдельным операциям (сделкам) аудируемых лиц"- операция с денежными средствами, обладающая признаками дробления государственных контрактов, в частности, перечисление денежных средств по нескольким контрактам (договорам), имеющим схожий предмет закупки и заключенным в течение непродолжительного промежутка времени с одним и тем же контрагентом;
"О повышении внимания аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов к отдельным операциям (сделкам) аудируемых лиц"- операция с денежными средствами, обладающая признаками дробления государственных контрактов, в частности, перечисление денежных средств по нескольким контрактам (договорам), имеющим схожий предмет закупки и заключенным в течение непродолжительного промежутка времени с одним и тем же контрагентом;
Статья: Обеспечение баланса интересов заказчика и защиты конкуренции при осуществлении публичных закупок
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)7. В целях снижения риска привлечения к административной ответственности за нарушения требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ст. 7.29 КоАП) при закупке у единственного поставщика по п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона по признакам так называемого дробления сделки рекомендуем не заключать с одним поставщиком в один день (или с небольшим временным разрывом) контракты с одинаковыми требованиями к закупаемым товарам (работам, услугам).
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)7. В целях снижения риска привлечения к административной ответственности за нарушения требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ст. 7.29 КоАП) при закупке у единственного поставщика по п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона по признакам так называемого дробления сделки рекомендуем не заключать с одним поставщиком в один день (или с небольшим временным разрывом) контракты с одинаковыми требованиями к закупаемым товарам (работам, услугам).
Статья: О практике антимонопольного регулирования (на примере субъекта Российской Федерации)
(Спирчагов Г.С.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)ООО "СК Альпы", администрация города Ульяновска и МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска" заключили и реализовали антиконкурентное соглашение при подготовке и выполнении ремонта кровли здания, которое умышленно было раздроблено на десять небольших контрактов, чтобы исполнить формально требования п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (дело N 073/01/16-593/2021).
(Спирчагов Г.С.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)ООО "СК Альпы", администрация города Ульяновска и МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска" заключили и реализовали антиконкурентное соглашение при подготовке и выполнении ремонта кровли здания, которое умышленно было раздроблено на десять небольших контрактов, чтобы исполнить формально требования п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (дело N 073/01/16-593/2021).