Признак получателя дохода
Подборка наиболее важных документов по запросу Признак получателя дохода (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 309 "Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Суд признал правомерным доначисление налога с доходов, выплаченных в виде процентов иностранной организации, отказав в применении ставки 0 процентов по соглашению об избежании двойного налогообложения с Кипром. Суд установил, что иностранная компания не являлась фактическим получателем дохода. Она имела признаки "кондуитной" компании: отсутствовала самостоятельная экономическая деятельность, центр экономического присутствия на Кипре был минимален, а полученные средства носили "транзитный" характер и перечислялись другим взаимозависимым лицам группы. Поскольку у иностранной компании не было фактического права на доход, применение льготной ставки необоснованно.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Суд признал правомерным доначисление налога с доходов, выплаченных в виде процентов иностранной организации, отказав в применении ставки 0 процентов по соглашению об избежании двойного налогообложения с Кипром. Суд установил, что иностранная компания не являлась фактическим получателем дохода. Она имела признаки "кондуитной" компании: отсутствовала самостоятельная экономическая деятельность, центр экономического присутствия на Кипре был минимален, а полученные средства носили "транзитный" характер и перечислялись другим взаимозависимым лицам группы. Поскольку у иностранной компании не было фактического права на доход, применение льготной ставки необоснованно.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 312 "Специальные положения" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган привлек банк к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, доначислил налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, пени. Налоговый орган указал на неправомерное применение банком пониженной ставки налога на прибыль иностранных организаций, предусмотренной п. 1 ст. 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур от 09.09.2002 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" при выплате дохода в виде процентов по субординированным займам сингапурской компании, не имеющей фактического права на полученный доход, а действующей в качестве агента (посредника). Признавая недействительным решение инспекции, суды трех инстанций сочли правомерным применение банком при выплате процентного дохода ст. 11 Соглашения, поскольку получатель дохода имел постоянное местонахождение в Республике Сингапур, о чем свидетельствовали письма-подтверждения уполномоченного орган, не являлся транзитной компанией, не обладал ни одним из признаков "кондуитной" компании, поскольку представляет собой глобальную торговую и финансовую платформу, осуществляющую деятельность с 2010 года, имел офис и сотрудников, прибыль. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение. Верховный Суд РФ отметил, что и при выплате доходов в 2016 году положения абз. 1 п. 1 ст. 312 НК РФ содержали условие о необходимости предоставления иностранной организацией подтверждения фактического права на получение дохода и праве налогового агента затребовать у такого лица необходимые документы, подтверждающие право на применение льготных ставок налога. Верховный Суд РФ указал, что из содержания Модельной конвенции по налогам на доход и капитал ОЭСР и официальных комментариев к ней следует, что международные налоговые соглашения не могут применяться к ситуациям, когда стоящие за предоставлением финансирования и выплатой дохода отношения направлены лишь на создание удобного (льготного) налогового режима, а получающий доход резидент другого государства выступает в качестве подставного лица для другого субъекта, который фактически является бенефициаром рассматриваемого дохода. Установление посреднического статуса компании, независимо от иных обстоятельств заключения сделок, автоматически означает отсутствие у такого лица фактического права на доход. Из ответа от компетентных органов Республики Сингапур, полученного в рамках выездной налоговой проверки, следует, что единственным акционером компании - получателя дохода является резидент офшорной юрисдикции (Каймановы острова). Из пояснений сингапурской компании следует, что денежные средства для договоров субординированного займа были предоставлены акционером. При этом сингапурская компания действовала исключительно в качестве агента, проценты в налоговых декларациях не отражала, что подтверждается также финансовой отчетностью компании по стандартам МСФО, процентные доходы, полученные сингапурской компанией от банка, в полном объеме в тот же день перенаправлялись в пользу единственного акционера. Налоговый орган пришел к выводу, что сингапурская компания не являлась фактическим получателем дохода, поскольку обладала ограниченными полномочиями в отношении распоряжения доходами, осуществляла в отношении доходов посреднические функции в интересах иного лица. Банк представил в налоговый орган соглашение об оказании консультационных услуг, заключенное между сингапурской компанией и ее акционером, и акты приемки-передачи услуг как доказательство того, что перечисленные в пользу акционера денежные средства являются вознаграждением за оказание консультационных услуг, а не выплатой процентного дохода по субординированным займам. Налоговый орган не посчитал их достаточным доказательством, поскольку из первичных бухгалтерских документов усматривается, что в назначении платежей от сингапурской компании акционеру по соглашению было указано: "возврат для акционера", что в совокупности с финансовой отчетностью (балансом) компании подтверждает реальное назначение произведенных платежей - перечисление процентного дохода по займу. Высокий уровень реального экономического присутствия компании в Республике Сингапур и осуществление ею предпринимательской деятельности не имеют правового значения для разрешения спора в ситуации, когда получатель дохода выполнял в рамках договоров субординированного займа посреднические функции в интересах иного лица.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган привлек банк к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, доначислил налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, пени. Налоговый орган указал на неправомерное применение банком пониженной ставки налога на прибыль иностранных организаций, предусмотренной п. 1 ст. 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур от 09.09.2002 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" при выплате дохода в виде процентов по субординированным займам сингапурской компании, не имеющей фактического права на полученный доход, а действующей в качестве агента (посредника). Признавая недействительным решение инспекции, суды трех инстанций сочли правомерным применение банком при выплате процентного дохода ст. 11 Соглашения, поскольку получатель дохода имел постоянное местонахождение в Республике Сингапур, о чем свидетельствовали письма-подтверждения уполномоченного орган, не являлся транзитной компанией, не обладал ни одним из признаков "кондуитной" компании, поскольку представляет собой глобальную торговую и финансовую платформу, осуществляющую деятельность с 2010 года, имел офис и сотрудников, прибыль. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение. Верховный Суд РФ отметил, что и при выплате доходов в 2016 году положения абз. 1 п. 1 ст. 312 НК РФ содержали условие о необходимости предоставления иностранной организацией подтверждения фактического права на получение дохода и праве налогового агента затребовать у такого лица необходимые документы, подтверждающие право на применение льготных ставок налога. Верховный Суд РФ указал, что из содержания Модельной конвенции по налогам на доход и капитал ОЭСР и официальных комментариев к ней следует, что международные налоговые соглашения не могут применяться к ситуациям, когда стоящие за предоставлением финансирования и выплатой дохода отношения направлены лишь на создание удобного (льготного) налогового режима, а получающий доход резидент другого государства выступает в качестве подставного лица для другого субъекта, который фактически является бенефициаром рассматриваемого дохода. Установление посреднического статуса компании, независимо от иных обстоятельств заключения сделок, автоматически означает отсутствие у такого лица фактического права на доход. Из ответа от компетентных органов Республики Сингапур, полученного в рамках выездной налоговой проверки, следует, что единственным акционером компании - получателя дохода является резидент офшорной юрисдикции (Каймановы острова). Из пояснений сингапурской компании следует, что денежные средства для договоров субординированного займа были предоставлены акционером. При этом сингапурская компания действовала исключительно в качестве агента, проценты в налоговых декларациях не отражала, что подтверждается также финансовой отчетностью компании по стандартам МСФО, процентные доходы, полученные сингапурской компанией от банка, в полном объеме в тот же день перенаправлялись в пользу единственного акционера. Налоговый орган пришел к выводу, что сингапурская компания не являлась фактическим получателем дохода, поскольку обладала ограниченными полномочиями в отношении распоряжения доходами, осуществляла в отношении доходов посреднические функции в интересах иного лица. Банк представил в налоговый орган соглашение об оказании консультационных услуг, заключенное между сингапурской компанией и ее акционером, и акты приемки-передачи услуг как доказательство того, что перечисленные в пользу акционера денежные средства являются вознаграждением за оказание консультационных услуг, а не выплатой процентного дохода по субординированным займам. Налоговый орган не посчитал их достаточным доказательством, поскольку из первичных бухгалтерских документов усматривается, что в назначении платежей от сингапурской компании акционеру по соглашению было указано: "возврат для акционера", что в совокупности с финансовой отчетностью (балансом) компании подтверждает реальное назначение произведенных платежей - перечисление процентного дохода по займу. Высокий уровень реального экономического присутствия компании в Республике Сингапур и осуществление ею предпринимательской деятельности не имеют правового значения для разрешения спора в ситуации, когда получатель дохода выполнял в рамках договоров субординированного займа посреднические функции в интересах иного лица.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как заполнить и сдать налоговый расчет сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и удержанных налогов по измененной форме КНД 1151056 с 1 января 2026 г.
(КонсультантПлюс, 2025)Раздел 3 заполняйте по каждой иностранной организации. Если одной организации соответствует несколько признаков получателя доходов (строка 010 подраздела 3.1), разд. 3 нужно заполнить для каждого из них. Каждому заполненному разд. 3 присваивается уникальный номер. Он указывается во всех его листах (п. 53 Порядка заполнения расчета).
(КонсультантПлюс, 2025)Раздел 3 заполняйте по каждой иностранной организации. Если одной организации соответствует несколько признаков получателя доходов (строка 010 подраздела 3.1), разд. 3 нужно заполнить для каждого из них. Каждому заполненному разд. 3 присваивается уникальный номер. Он указывается во всех его листах (п. 53 Порядка заполнения расчета).
Готовое решение: Как заполнить и сдать налоговый расчет сумм выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов по форме КНД 1151056
(КонсультантПлюс, 2025)Раздел 3 вы заполняете по каждой иностранной организации. Если одной организации соответствуют несколько признаков получателя доходов (строка 010 подраздела 3.1), то разд. 3 нужно заполнить для каждого из них. Каждому заполненному разд. 3 присваивается уникальный номер, который указывается во всех его листах (п. 53 Порядка заполнения расчета).
(КонсультантПлюс, 2025)Раздел 3 вы заполняете по каждой иностранной организации. Если одной организации соответствуют несколько признаков получателя доходов (строка 010 подраздела 3.1), то разд. 3 нужно заполнить для каждого из них. Каждому заполненному разд. 3 присваивается уникальный номер, который указывается во всех его листах (п. 53 Порядка заполнения расчета).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)То есть запрет дискриминации состоит в недопустимости возникновения ситуаций, когда налогоплательщик подвергается более обременительным условиям налогообложения в Российской Федерации только по причине его иностранного статуса (дискриминация по признаку резидентства получателя дохода). Различия в условиях налогообложения дохода и капитала таких лиц не могут быть произвольными в отсутствие экономических и иных разумных причин для дифференциации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)То есть запрет дискриминации состоит в недопустимости возникновения ситуаций, когда налогоплательщик подвергается более обременительным условиям налогообложения в Российской Федерации только по причине его иностранного статуса (дискриминация по признаку резидентства получателя дохода). Различия в условиях налогообложения дохода и капитала таких лиц не могут быть произвольными в отсутствие экономических и иных разумных причин для дифференциации.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)То есть запрет дискриминации состоит в недопустимости возникновения ситуаций, когда налогоплательщик подвергается более обременительным условиям налогообложения в Российской Федерации только по причине его иностранного статуса (дискриминация по признаку резидентства получателя дохода). Различия в условиях налогообложения дохода и капитала таких лиц не могут быть произвольными в отсутствие экономических и иных разумных причин для дифференциации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)То есть запрет дискриминации состоит в недопустимости возникновения ситуаций, когда налогоплательщик подвергается более обременительным условиям налогообложения в Российской Федерации только по причине его иностранного статуса (дискриминация по признаку резидентства получателя дохода). Различия в условиях налогообложения дохода и капитала таких лиц не могут быть произвольными в отсутствие экономических и иных разумных причин для дифференциации.
Статья: Различия в условиях налогообложения российской и иностранной организаций не могут быть произвольными. Такая дифференциация должна быть обоснована экономическими и иными разумными причинами
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Тогда как в ст. 309 НК РФ, определяющей порядок налогообложения доходов иностранных организаций (п. 3 ст. 247 НК РФ), аналогичное положение или отсылка к пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ отсутствуют. Коллегия обратила внимание, что сами по себе различия в условиях налогообложения российской и иностранной организаций не означают дискриминации по признаку резидентства получателя дохода. Однако эти различия не могут быть произвольными. Подобная дифференциация должна быть обоснована экономическими и иными разумными причинами.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Тогда как в ст. 309 НК РФ, определяющей порядок налогообложения доходов иностранных организаций (п. 3 ст. 247 НК РФ), аналогичное положение или отсылка к пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ отсутствуют. Коллегия обратила внимание, что сами по себе различия в условиях налогообложения российской и иностранной организаций не означают дискриминации по признаку резидентства получателя дохода. Однако эти различия не могут быть произвольными. Подобная дифференциация должна быть обоснована экономическими и иными разумными причинами.
Статья: Налоговый мониторинг: новые формы регистров для отражения данных о дивидендах
(Князев А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 8)- признак получателя дохода (1 - иностранный банк, 2 - иностранная организация, доходы которой облагаются в соответствии со ст. 310.1 НК РФ, 3 - иностранная организация - банк, доходы которого облагаются в соответствии со ст. 310.1 НК РФ, 4 - иные иностранные организации);
(Князев А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 8)- признак получателя дохода (1 - иностранный банк, 2 - иностранная организация, доходы которой облагаются в соответствии со ст. 310.1 НК РФ, 3 - иностранная организация - банк, доходы которого облагаются в соответствии со ст. 310.1 НК РФ, 4 - иные иностранные организации);
Готовое решение: Как заполнить и сдать налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (до 31 декабря 2023 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)Раздел 3 вы заполняете по каждой иностранной организации. Если одной организации соответствуют несколько признаков получателя доходов (строка 010 подраздела 3.1), то разд. 3 нужно заполнить для каждого из них. Каждому заполненному разд. 3 присваивается уникальный номер, который указывается во всех его подразделах (п. 6.2 Порядка заполнения расчета).
(КонсультантПлюс, 2023)Раздел 3 вы заполняете по каждой иностранной организации. Если одной организации соответствуют несколько признаков получателя доходов (строка 010 подраздела 3.1), то разд. 3 нужно заполнить для каждого из них. Каждому заполненному разд. 3 присваивается уникальный номер, который указывается во всех его подразделах (п. 6.2 Порядка заполнения расчета).
Статья: Составляем полугодовой расчет выплаченных иностранным организациям доходов
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2025, N 14)Раздел 3 заполняется по каждой иностранной организации и состоит из трех подразделов. В подразделе 3.1 нужно указать полное наименование, адрес, код страны регистрации иностранного юрлица и признак получателя дохода. Как правило, это код "4" - иная иностранная организация <12>.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2025, N 14)Раздел 3 заполняется по каждой иностранной организации и состоит из трех подразделов. В подразделе 3.1 нужно указать полное наименование, адрес, код страны регистрации иностранного юрлица и признак получателя дохода. Как правило, это код "4" - иная иностранная организация <12>.