Признак фискального режима
Подборка наиболее важных документов по запросу Признак фискального режима (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за неприменение ККТ или нарушения в ходе применения
(КонсультантПлюс, 2025)...Инспекцией установлено и материалами дела подтверждено, что в принадлежащем Предпринимателю платежном терминале... отсутствуют признаки наличия контрольно-кассовой техники. Отпечатанный указанным платежным терминалом при осуществлении платежа наличными денежными средствами за услуги сотовой связи документ об оплате (квитанция...) не содержит полный объем обязательных в силу статьи 4.7 Закона N 54-ФЗ для кассового чека контрольно-кассовой техники реквизитов. Так... отсутствуют признаки фискального режима (регистрационный номер ККТ, заводской номер экземпляра модели фискального накопителя, фискальный признак документа). При проверке QR-кода через мобильное приложение ФНС России "Проверка чека" Инспекцией получена информация о том, что чек некорректен.
(КонсультантПлюс, 2025)...Инспекцией установлено и материалами дела подтверждено, что в принадлежащем Предпринимателю платежном терминале... отсутствуют признаки наличия контрольно-кассовой техники. Отпечатанный указанным платежным терминалом при осуществлении платежа наличными денежными средствами за услуги сотовой связи документ об оплате (квитанция...) не содержит полный объем обязательных в силу статьи 4.7 Закона N 54-ФЗ для кассового чека контрольно-кассовой техники реквизитов. Так... отсутствуют признаки фискального режима (регистрационный номер ККТ, заводской номер экземпляра модели фискального накопителя, фискальный признак документа). При проверке QR-кода через мобильное приложение ФНС России "Проверка чека" Инспекцией получена информация о том, что чек некорректен.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области торговли и оказания услуг: Организация (ИП, Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) без установленной информации либо неприменение в установленных случаях ККТ
(КонсультантПлюс, 2025)Например, когда действия переквалифицированы с ч. 2 на ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ, т.к. Организация (ИП, Должностное лицо) производила расчеты не без ККТ, а с нарушением порядка ее применения (в кассовом чеке не указан признак фискального режима, применение ККТ с фискальным накопителем, не зарегистрированным в ИФНС, и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)Например, когда действия переквалифицированы с ч. 2 на ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ, т.к. Организация (ИП, Должностное лицо) производила расчеты не без ККТ, а с нарушением порядка ее применения (в кассовом чеке не указан признак фискального режима, применение ККТ с фискальным накопителем, не зарегистрированным в ИФНС, и т.п.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: ИП, торгующий ювелирными изделиями, переходит с 01.01.2023 с УСН на ОСН. Какие изменения в части порядка применения ККТ это повлечет? На ККТ установлен фискальный накопитель, срок действия ключа которого составляет 36 месяцев. Может ли ИП продолжать использовать указанный фискальный накопитель?
(Консультация эксперта, 2022)Значит пользователь, перешедший с УСН на ОСН, вправе использовать любые модели фискальных накопителей до окончания срока действия его ключей фискального признака и из-за смены налогового режима менять имеющийся фискальный накопитель со сроком в 36 месяцев не обязан (Письмо ФНС России от 09.06.2020 N АБ-4-20/9555@).
(Консультация эксперта, 2022)Значит пользователь, перешедший с УСН на ОСН, вправе использовать любые модели фискальных накопителей до окончания срока действия его ключей фискального признака и из-за смены налогового режима менять имеющийся фискальный накопитель со сроком в 36 месяцев не обязан (Письмо ФНС России от 09.06.2020 N АБ-4-20/9555@).
Последние изменения: Применение ККТ
(КонсультантПлюс, 2025)Исключение предусмотрено для онлайн-касс с фискальным накопителем, срок действия ключа фискального признака которого составляет 36 месяцев. Пользователи таких ККТ при переходе на общий режим налогообложения могут не изменять настройки до истечения срока действия ключа.
(КонсультантПлюс, 2025)Исключение предусмотрено для онлайн-касс с фискальным накопителем, срок действия ключа фискального признака которого составляет 36 месяцев. Пользователи таких ККТ при переходе на общий режим налогообложения могут не изменять настройки до истечения срока действия ключа.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О
"По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"Необходимо учитывать, что публичные фискальные платежи, являющиеся формой отчуждения частной собственности, всегда основаны на принуждении плательщика. Режим принуждения требует придания публичным платежам формы закона. Фискальные платежи характеризуются также таким признаком, как безвозмездное (или неэквивалентное) отчуждение материальных благ.
"По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"Необходимо учитывать, что публичные фискальные платежи, являющиеся формой отчуждения частной собственности, всегда основаны на принуждении плательщика. Режим принуждения требует придания публичным платежам формы закона. Фискальные платежи характеризуются также таким признаком, как безвозмездное (или неэквивалентное) отчуждение материальных благ.
Приказ ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@
(ред. от 26.03.2025)
"Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию"
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2020 N 61361)10) Отчет об изменении параметров регистрации, за исключением отчета об изменении параметров регистрации, сформированного в связи с заменой фискального накопителя, с реквизитом "признак автономного режима" (тег 1002), имеющим значение "1", не может быть сформирован, если до момента формирования этого отчета об изменении параметров регистрации ККТ применялась в режиме передачи данных и для всех ФД, сформированных ККТ в режиме передачи данных, не были получены подтверждения оператора, за исключением случая если предыдущими ФД, сформированными ККТ, были только отчет о регистрации или отчеты об изменении параметров регистрации. При этом:
(ред. от 26.03.2025)
"Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию"
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2020 N 61361)10) Отчет об изменении параметров регистрации, за исключением отчета об изменении параметров регистрации, сформированного в связи с заменой фискального накопителя, с реквизитом "признак автономного режима" (тег 1002), имеющим значение "1", не может быть сформирован, если до момента формирования этого отчета об изменении параметров регистрации ККТ применялась в режиме передачи данных и для всех ФД, сформированных ККТ в режиме передачи данных, не были получены подтверждения оператора, за исключением случая если предыдущими ФД, сформированными ККТ, были только отчет о регистрации или отчеты об изменении параметров регистрации. При этом:
Статья: К дискуссии о правовой природе таможенной пошлины
(Кузякин Ю.П., Губернат В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)Большой интерес вызывают те аргументы, которые предлагаются П.С. Пацуркивским и Р.О. Гаврилюком <9>. Использование интегрированного подхода к исследованию параметров сути дало возможность авторам вычислить общие родовые черты, а также отличительные особенности. Общими чертами фискальных платежей являются их использование для финансового удовлетворения потребностей власти, обязательность, принудительность, публично-правовой характер. Отличия заключаются в целевом предназначении, формах принуждения к внесению, параметрах начисления и принципе соразмерности. Авторы считают, что все вышеперечисленные отличия не являются весомыми. Соответственно, пошлины, сборы и налоги можно считать явлениями однопорядковыми, для которых можно сформировать общий правовой режим.
(Кузякин Ю.П., Губернат В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)Большой интерес вызывают те аргументы, которые предлагаются П.С. Пацуркивским и Р.О. Гаврилюком <9>. Использование интегрированного подхода к исследованию параметров сути дало возможность авторам вычислить общие родовые черты, а также отличительные особенности. Общими чертами фискальных платежей являются их использование для финансового удовлетворения потребностей власти, обязательность, принудительность, публично-правовой характер. Отличия заключаются в целевом предназначении, формах принуждения к внесению, параметрах начисления и принципе соразмерности. Авторы считают, что все вышеперечисленные отличия не являются весомыми. Соответственно, пошлины, сборы и налоги можно считать явлениями однопорядковыми, для которых можно сформировать общий правовой режим.
Статья: Принципы финансового права и их роль в осуществлении финансовой деятельности муниципальных образований
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Интересную точку зрения о разграничении публичного и частного интереса высказывает Г.Ф. Ручкина применительно к введению специального налогового режима для самозанятых лиц. По мнению автора, введению налога на профессиональный доход послужил публичный интерес государства, изыскивающего новые источники налоговых доходов, а целью принятия закона является не забота об интересах самозанятых, а исключительно фискальный интерес государства <22>.
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Интересную точку зрения о разграничении публичного и частного интереса высказывает Г.Ф. Ручкина применительно к введению специального налогового режима для самозанятых лиц. По мнению автора, введению налога на профессиональный доход послужил публичный интерес государства, изыскивающего новые источники налоговых доходов, а целью принятия закона является не забота об интересах самозанятых, а исключительно фискальный интерес государства <22>.
Готовое решение: Как организации перерегистрировать ККТ
(КонсультантПлюс, 2025)иные причины (код 8). Данный код причины перерегистрации укажите, в частности, если вы планируете продавать подакцизные товары, например сахаросодержащие напитки (Информация ФНС России). В Законе о применении ККТ не предусмотрены переходные периоды и возможность доработать на ККТ до окончания срока службы ключа фискального признака фискального накопителя без перерегистрации ККТ и указания в заявлении о регистрации (перерегистрации) ККТ, что она используется при продаже подакцизных товаров (Письмо ФНС России от 08.06.2023 N ЗГ-3-20/7628@).
(КонсультантПлюс, 2025)иные причины (код 8). Данный код причины перерегистрации укажите, в частности, если вы планируете продавать подакцизные товары, например сахаросодержащие напитки (Информация ФНС России). В Законе о применении ККТ не предусмотрены переходные периоды и возможность доработать на ККТ до окончания срока службы ключа фискального признака фискального накопителя без перерегистрации ККТ и указания в заявлении о регистрации (перерегистрации) ККТ, что она используется при продаже подакцизных товаров (Письмо ФНС России от 08.06.2023 N ЗГ-3-20/7628@).
Статья: Пресекательные сроки в налоговом процессе
(Крохина Ю.А.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 4)Помимо рассмотренных пресекательных сроков, закрепленных в НК РФ, на данный момент иные пресекательные сроки не содержатся, однако нельзя исключать, что наметившаяся объективная тенденция в дальнейшем не будет закреплена в нормативно-правовых актах и появится новые пресекательные сроки. В этой связи институт сроков в налоговом процессе требует дальнейшего изучения. Задача науки налогового права, а впоследствии законодателя, разработать и зафиксировать юридический режим пресекательных сроков, выполняющий роль границы, рубежа, побуждающего сотрудников налоговых органов к своевременной реализации полномочий. Конечной целью урегулирования пресекательных сроков должно являться обеспечение баланса частных и публичных интересов участников фискальных правоотношений, устранение неопределенности в процедурах исполнения налоговой обязанности и связанных с этим негативных последствий для их участников, установление гарантий законности налоговых изъятий. Выявленные фундаментальные цели закрепления пресекательных сроков обусловлены их ключевыми признаками: применение судом по собственному усмотрению, невозможность приостановления, перерыва и восстановления в ординарном порядке и т.д.
(Крохина Ю.А.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 4)Помимо рассмотренных пресекательных сроков, закрепленных в НК РФ, на данный момент иные пресекательные сроки не содержатся, однако нельзя исключать, что наметившаяся объективная тенденция в дальнейшем не будет закреплена в нормативно-правовых актах и появится новые пресекательные сроки. В этой связи институт сроков в налоговом процессе требует дальнейшего изучения. Задача науки налогового права, а впоследствии законодателя, разработать и зафиксировать юридический режим пресекательных сроков, выполняющий роль границы, рубежа, побуждающего сотрудников налоговых органов к своевременной реализации полномочий. Конечной целью урегулирования пресекательных сроков должно являться обеспечение баланса частных и публичных интересов участников фискальных правоотношений, устранение неопределенности в процедурах исполнения налоговой обязанности и связанных с этим негативных последствий для их участников, установление гарантий законности налоговых изъятий. Выявленные фундаментальные цели закрепления пресекательных сроков обусловлены их ключевыми признаками: применение судом по собственному усмотрению, невозможность приостановления, перерыва и восстановления в ординарном порядке и т.д.
Статья: Предпроверочный анализ в налоговом контроле: проблемы правового регулирования
(Челноков Д.М.)
("Финансовое право", 2024, N 3)Риски первой группы могут являться самостоятельным основанием для включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Например, к ним можно отнести взаимоотношения с контрагентами, обладающими признаками технических компаний либо фирм-однодневок, расхождение данных фискальных отчетов с суммой реализации, отраженной в налоговой отчетности, расхождение сумм денежных средств, поступивших на банковские счета, с суммой реализации, отраженной в налоговой отчетности. В практике предпроверочного анализа чаще всего основанием для включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок является принятие к вычету и отнесение в расходы затрат, связанных с контрагентами, обладающими признаками фиктивности.
(Челноков Д.М.)
("Финансовое право", 2024, N 3)Риски первой группы могут являться самостоятельным основанием для включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Например, к ним можно отнести взаимоотношения с контрагентами, обладающими признаками технических компаний либо фирм-однодневок, расхождение данных фискальных отчетов с суммой реализации, отраженной в налоговой отчетности, расхождение сумм денежных средств, поступивших на банковские счета, с суммой реализации, отраженной в налоговой отчетности. В практике предпроверочного анализа чаще всего основанием для включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок является принятие к вычету и отнесение в расходы затрат, связанных с контрагентами, обладающими признаками фиктивности.
Вопрос: О применении ККТ интернет-магазином и его агентом.
(Письмо ФНС России от 29.03.2024 N ЗГ-2-20/4958)Контрольно-кассовая техника, применяемая при осуществлении расчетов, осуществляемых в безналичном порядке в сети Интернет, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не на месте осуществления расчетов с покупателями (клиентами), не может применяться в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.
(Письмо ФНС России от 29.03.2024 N ЗГ-2-20/4958)Контрольно-кассовая техника, применяемая при осуществлении расчетов, осуществляемых в безналичном порядке в сети Интернет, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не на месте осуществления расчетов с покупателями (клиентами), не может применяться в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.
Вопрос: О применении ККТ при осуществлении торговли сахаросодержащими напитками при сезонном (временном) характере работы.
(Письмо ФНС России от 08.06.2023 N ЗГ-3-20/7628@)При этом вышеуказанные положения не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю подакцизными товарами, а также при сезонном (временном) характере работы или одновременном применении режимов налогообложения, указанных в пункте 6 статьи 4.1 Федерального закона N 54-ФЗ, и общей системы налогообложения или применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), не осуществляющей передачи фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных. Указанные в данном абзаце организации и индивидуальные предприниматели вправе использовать фискальный накопитель, срок действия ключа фискального признака которого составляет менее 36 месяцев и не менее 13 месяцев.
(Письмо ФНС России от 08.06.2023 N ЗГ-3-20/7628@)При этом вышеуказанные положения не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю подакцизными товарами, а также при сезонном (временном) характере работы или одновременном применении режимов налогообложения, указанных в пункте 6 статьи 4.1 Федерального закона N 54-ФЗ, и общей системы налогообложения или применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), не осуществляющей передачи фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных. Указанные в данном абзаце организации и индивидуальные предприниматели вправе использовать фискальный накопитель, срок действия ключа фискального признака которого составляет менее 36 месяцев и не менее 13 месяцев.
Готовое решение: Как применять онлайн-ККТ
(КонсультантПлюс, 2025)работают в местностях, отдаленных от сетей связи, и поэтому применяют ККТ в автономном режиме, без заключения договора с ОФД и передачи онлайн данных в налоговый орган;
(КонсультантПлюс, 2025)работают в местностях, отдаленных от сетей связи, и поэтому применяют ККТ в автономном режиме, без заключения договора с ОФД и передачи онлайн данных в налоговый орган;
Вопрос: В каком порядке производится фискализация ККТ?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)Таким образом, порядок фискализации ККТ подразумевает под собой процедуру перевода приобретенного кассового аппарата в фискальный режим путем процедуры его регистрации в налоговых органах и последующего применения при осуществлении расчетов с передачей соответствующих сведений в налоговые органы через оператора фискальных данных.
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)Таким образом, порядок фискализации ККТ подразумевает под собой процедуру перевода приобретенного кассового аппарата в фискальный режим путем процедуры его регистрации в налоговых органах и последующего применения при осуществлении расчетов с передачей соответствующих сведений в налоговые органы через оператора фискальных данных.
Статья: Некоторые общие особенности развития категории "недвижимость" в российском гражданском праве
(Синицын С.А.)
("Гражданское право", 2023, N 2)Определение правового режима недвижимости является исключительной сферой гражданско-правового, а не смежного межотраслевого регулирования, что не до конца учитывается при реформировании одноименных положений российского гражданского законодательства (часто законотворческие инициативы об изменении правового режима отдельных объектов недвижимости объясняются фискальными основаниями, необходимостью градостроительной деятельности и т.д.). Действительно, оборот и принадлежность недвижимости может непосредственно затрагивать вопросы налогообложения, но это никак не преобразует вопрос о понятии и признаках недвижимости в межотраслевую сферу правового регулирования, ведь соответствующие возможности установления налоговых режимов полностью остаются в сфере политики финансового права и не имеют точек пересечения с гражданским законодательством. Вместе с тем, как представляется, отнесение отдельных объектов к недвижимости, в частности объектов незавершенного строительства, машино-мест, капитального строительства, имело во многом именно преобладающую фискальную мотивацию.
(Синицын С.А.)
("Гражданское право", 2023, N 2)Определение правового режима недвижимости является исключительной сферой гражданско-правового, а не смежного межотраслевого регулирования, что не до конца учитывается при реформировании одноименных положений российского гражданского законодательства (часто законотворческие инициативы об изменении правового режима отдельных объектов недвижимости объясняются фискальными основаниями, необходимостью градостроительной деятельности и т.д.). Действительно, оборот и принадлежность недвижимости может непосредственно затрагивать вопросы налогообложения, но это никак не преобразует вопрос о понятии и признаках недвижимости в межотраслевую сферу правового регулирования, ведь соответствующие возможности установления налоговых режимов полностью остаются в сфере политики финансового права и не имеют точек пересечения с гражданским законодательством. Вместе с тем, как представляется, отнесение отдельных объектов к недвижимости, в частности объектов незавершенного строительства, машино-мест, капитального строительства, имело во многом именно преобладающую фискальную мотивацию.