Привлечение субподрядчиков по госконтракту
Подборка наиболее важных документов по запросу Привлечение субподрядчиков по госконтракту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: Если льгота по уплате НДС, существовавшая на момент заключения госконтракта, была утрачена в результате действий подрядчика, требование последнего взыскать с заказчика налог, начисленный на стоимость работ, является злоупотреблением правом
Постановление Президиума ВАС РФ от 14.06.2011 N 16970/10 по делу N А05-1486/2010
Применимые нормы: п. 2 ст. 10, ст. 309 ГК РФ, п. 1 ст. 168 НК РФПодрядчик предъявил иск о взыскании с государственного заказчика долга в части НДС, начисленного на стоимость работ, выполненных на основании государственного контракта. Подрядчик был освобожден от уплаты НДС и выиграл конкурс, проведенный на основании Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, за счет того, что не включил налог в стоимость работ. Однако в результате его действий, совершенных после заключения государственного контракта и привлечения субподрядных организаций, возникла обязанность по уплате налога. Указанные действия были направлены на увеличение стоимости работ.
Постановление Президиума ВАС РФ от 14.06.2011 N 16970/10 по делу N А05-1486/2010
Применимые нормы: п. 2 ст. 10, ст. 309 ГК РФ, п. 1 ст. 168 НК РФПодрядчик предъявил иск о взыскании с государственного заказчика долга в части НДС, начисленного на стоимость работ, выполненных на основании государственного контракта. Подрядчик был освобожден от уплаты НДС и выиграл конкурс, проведенный на основании Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, за счет того, что не включил налог в стоимость работ. Однако в результате его действий, совершенных после заключения государственного контракта и привлечения субподрядных организаций, возникла обязанность по уплате налога. Указанные действия были направлены на увеличение стоимости работ.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд, изучив материалы дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной, поскольку в рамках исполнения государственных контрактов им были привлечены подконтрольные субподрядные организации, однако в ходе выездной проверки документы (договоры, счета-фактуры, акты выполненных работ, иные первичные документы) по взаимоотношениям с ними не представлены.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд, изучив материалы дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной, поскольку в рамках исполнения государственных контрактов им были привлечены подконтрольные субподрядные организации, однако в ходе выездной проверки документы (договоры, счета-фактуры, акты выполненных работ, иные первичные документы) по взаимоотношениям с ними не представлены.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)23. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)23. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Вопрос: Об установлении заказчиком в контракте обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о субподрядчиках (соисполнителях).
(Письмо Минфина России от 01.12.2020 N 24-01-06/104567)Вопрос: Об установлении заказчиком в контракте обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о субподрядчиках (соисполнителях).
(Письмо Минфина России от 01.12.2020 N 24-01-06/104567)Вопрос: Об установлении заказчиком в контракте обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о субподрядчиках (соисполнителях).
Вопрос: О видах и объемах работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнять самостоятельно при исполнении контракта.
(Письмо Минфина России от 25.06.2020 N 24-01-07/54823)Вопрос: О видах и объемах работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнять самостоятельно при исполнении контракта.
(Письмо Минфина России от 25.06.2020 N 24-01-07/54823)Вопрос: О видах и объемах работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнять самостоятельно при исполнении контракта.
Статья: Договор субподряда: комментарий к ст. 706 ГК РФ
(Зикун И.И.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 4)В российской судебной практике рассмотрено множество судебных дел по государственным контрактам на выполнение работ по договорам подряда, заключенным по результатам торгов в части порядка применения положений ст. 706 ГК РФ. Часто государственный заказчик настаивает на том, что государственный контракт имеет ряд особенностей в сравнении с обычным договором подряда. В качестве общего вывода из анализа судебной практики можно сказать, что положения ст. 706 ГК РФ действуют одинаково как для обычных договоров подряда с привлечением субподрядчика, так и для государственных контрактов.
(Зикун И.И.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 4)В российской судебной практике рассмотрено множество судебных дел по государственным контрактам на выполнение работ по договорам подряда, заключенным по результатам торгов в части порядка применения положений ст. 706 ГК РФ. Часто государственный заказчик настаивает на том, что государственный контракт имеет ряд особенностей в сравнении с обычным договором подряда. В качестве общего вывода из анализа судебной практики можно сказать, что положения ст. 706 ГК РФ действуют одинаково как для обычных договоров подряда с привлечением субподрядчика, так и для государственных контрактов.
Статья: Требования к участникам публичных закупок
(Кондратьев В.А.)
("Закон", 2021, N 8)В целом практика привлечения субподрядчиков для исполнения государственных (муниципальных) контрактов является вполне оправданной. Такой вывод подтверждается и судами, которые обосновывают его отсутствием запрета, а также ссылкой на положения ст. 706 Гражданского кодекса (ГК) РФ, устанавливающей в качестве общего правила право на привлечение субподрядчика <8>. Кроме того, реализация сложных инфраструктурных проектов без привлечения субподрядчиков практически невозможна. Возможность привлечения субисполнителей по государственным контрактам характерна для зарубежной практики регулирования закупок, например в ст. 89 Итальянского кодекса публичных закупок (Codice dei contratti pubblici) предусматривается право участника закупки использовать ресурсы другой, привлекаемой организации при нехватке собственных мощностей в целях обеспечения соответствия требованиям, установленным заказчикам по наличию определенных ресурсов <9>.
(Кондратьев В.А.)
("Закон", 2021, N 8)В целом практика привлечения субподрядчиков для исполнения государственных (муниципальных) контрактов является вполне оправданной. Такой вывод подтверждается и судами, которые обосновывают его отсутствием запрета, а также ссылкой на положения ст. 706 Гражданского кодекса (ГК) РФ, устанавливающей в качестве общего правила право на привлечение субподрядчика <8>. Кроме того, реализация сложных инфраструктурных проектов без привлечения субподрядчиков практически невозможна. Возможность привлечения субисполнителей по государственным контрактам характерна для зарубежной практики регулирования закупок, например в ст. 89 Итальянского кодекса публичных закупок (Codice dei contratti pubblici) предусматривается право участника закупки использовать ресурсы другой, привлекаемой организации при нехватке собственных мощностей в целях обеспечения соответствия требованиям, установленным заказчикам по наличию определенных ресурсов <9>.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Как разъяснил Верховный Суд РФ еще в 2017 г., возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта не исключает необходимости наличия действующей лицензии у самого участника закупки <19>. Эта позиция сохраняет актуальность и в настоящее время.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Как разъяснил Верховный Суд РФ еще в 2017 г., возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта не исключает необходимости наличия действующей лицензии у самого участника закупки <19>. Эта позиция сохраняет актуальность и в настоящее время.
Вопрос: О привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО и подтверждении их привлечения при закупке товара.
(Письмо Минфина России от 22.06.2020 N 24-02-08/53708)Вопрос: О привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО и подтверждении их привлечения при закупке товара.
(Письмо Минфина России от 22.06.2020 N 24-02-08/53708)Вопрос: О привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО и подтверждении их привлечения при закупке товара.
Готовое решение: Как поставщику (подрядчику, исполнителю) исполнить государственный (муниципальный) контракт по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Можно ли привлечь субподрядчика, соисполнителя по госконтракту
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Можно ли привлечь субподрядчика, соисполнителя по госконтракту
Вопрос: Об учете в объеме закупок у СМП, СОНКО закупок с привлечением к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.
(Письмо Минфина России от 16.09.2024 N 24-06-06/88175)Вопрос: Об учете в объеме закупок у СМП, СОНКО закупок с привлечением к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.
(Письмо Минфина России от 16.09.2024 N 24-06-06/88175)Вопрос: Об учете в объеме закупок у СМП, СОНКО закупок с привлечением к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.
Вопрос: О привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО, если победитель закупки в ходе исполнения контракта будет исключен из реестра СМП.
(Письмо Минфина России от 31.05.2024 N 24-06-07/50609)Вопрос: В документации о закупке установлено требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП (в соответствии с ч. 5 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ) в размере 25%. Но победитель закупки, с которым был заключен контракт, сам оказался СМП, который, однако, в ходе исполнения контракта будет исключен из реестра СМП. Нужно ли ему будет привлечь к исполнению контракта СМП в объеме 25% от цены контракта? Будет ли включаться данная закупка в отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО?
(Письмо Минфина России от 31.05.2024 N 24-06-07/50609)Вопрос: В документации о закупке установлено требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП (в соответствии с ч. 5 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ) в размере 25%. Но победитель закупки, с которым был заключен контракт, сам оказался СМП, который, однако, в ходе исполнения контракта будет исключен из реестра СМП. Нужно ли ему будет привлечь к исполнению контракта СМП в объеме 25% от цены контракта? Будет ли включаться данная закупка в отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО?