Привлечение субподрядчика с сро
Подборка наиболее важных документов по запросу Привлечение субподрядчика с сро (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Договорами, заключенными налогоплательщиком с заказчиками, предусмотрено привлечение субподрядчиков, имеющих необходимую квалификацию, знания, опыт и членство в СРО. В отношении спорных контрагентов названные условия не соблюдались.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Договорами, заключенными налогоплательщиком с заказчиками, предусмотрено привлечение субподрядчиков, имеющих необходимую квалификацию, знания, опыт и членство в СРО. В отношении спорных контрагентов названные условия не соблюдались.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 172 "Порядок применения налоговых вычетов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил обществу НДС, сделав вывод о неправомерном применении вычетов по НДС по сделкам с рядом контрагентов по договорам субподряда на устройство автомобильных дорог. Суд признал доначисление обоснованным. Суд установил, что контрагенты имеют признаки технических компаний, документооборот носит формальный характер. Привлечение субподрядчиков не было предусмотрено основным договором налогоплательщика и заказчика, контрагенты не состояли в СРО и не имели допусков на выполнение работ, из представленных актов и счетов-фактур невозможно определить объем выполненных работ. Суд указал, что отсутствие в акте о приемке конкретных видов работ приводит к невозможности соотнесения их с работами, переданными по "цепочке отношений" контрагенты - общество - основные заказчики. Следовательно, применение налоговой реконструкции является невозможным. Суд также указал, что реальность хозяйственных операций со спорными контрагентами не может быть подтверждена только наличием счета-фактуры, принятием спорных работ основными заказчиками, поскольку в подтверждение обоснованности заявленных вычетов по НДС налогоплательщик должен представить документы, отвечающие критериям ст. ст. 169, 171 НК РФ и подтверждающие наличие реальных операций. Суд пришел к выводу, что спорные работы выполнены самим налогоплательщиком, следовательно, НДС не подлежит принятию к вычету.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил обществу НДС, сделав вывод о неправомерном применении вычетов по НДС по сделкам с рядом контрагентов по договорам субподряда на устройство автомобильных дорог. Суд признал доначисление обоснованным. Суд установил, что контрагенты имеют признаки технических компаний, документооборот носит формальный характер. Привлечение субподрядчиков не было предусмотрено основным договором налогоплательщика и заказчика, контрагенты не состояли в СРО и не имели допусков на выполнение работ, из представленных актов и счетов-фактур невозможно определить объем выполненных работ. Суд указал, что отсутствие в акте о приемке конкретных видов работ приводит к невозможности соотнесения их с работами, переданными по "цепочке отношений" контрагенты - общество - основные заказчики. Следовательно, применение налоговой реконструкции является невозможным. Суд также указал, что реальность хозяйственных операций со спорными контрагентами не может быть подтверждена только наличием счета-фактуры, принятием спорных работ основными заказчиками, поскольку в подтверждение обоснованности заявленных вычетов по НДС налогоплательщик должен представить документы, отвечающие критериям ст. ст. 169, 171 НК РФ и подтверждающие наличие реальных операций. Суд пришел к выводу, что спорные работы выполнены самим налогоплательщиком, следовательно, НДС не подлежит принятию к вычету.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Формирование документов для закупки по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли при закупке по Закону N 44-ФЗ требовать от участников иметь лицензию МЧС России, если предусмотренные ею работы объединены со строительными работами
(КонсультантПлюс, 2025)Примечание: По вопросу содержания заявки на участие в закупке, в которой работы, связанные с пожарной сигнализацией, включены в один лот со строительными работами (капитальным ремонтом, реконструкцией), Минэкономразвития России отметило следующее (см. Письма от 20.01.2016 N ОГ-Д28-1183, от 15.06.2016 N ОГ-Д28-7332). Для выполнения указанных работ подрядчик вправе привлечь субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию. В таком случае у подрядчика должно быть свидетельство СРО по организации строительства (т.е. допуск на генподряд). Если оно отсутствует, участнику необходимо иметь как выданные СРО свидетельства о допуске к конкретным видам работ, так и лицензию на проведение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Можно ли при закупке по Закону N 44-ФЗ требовать от участников иметь лицензию МЧС России, если предусмотренные ею работы объединены со строительными работами
(КонсультантПлюс, 2025)Примечание: По вопросу содержания заявки на участие в закупке, в которой работы, связанные с пожарной сигнализацией, включены в один лот со строительными работами (капитальным ремонтом, реконструкцией), Минэкономразвития России отметило следующее (см. Письма от 20.01.2016 N ОГ-Д28-1183, от 15.06.2016 N ОГ-Д28-7332). Для выполнения указанных работ подрядчик вправе привлечь субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию. В таком случае у подрядчика должно быть свидетельство СРО по организации строительства (т.е. допуск на генподряд). Если оно отсутствует, участнику необходимо иметь как выданные СРО свидетельства о допуске к конкретным видам работ, так и лицензию на проведение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (июнь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4. При установлении требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации необходимо устанавливать требование к фонду возмещения вреда; объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций должен быть установлен конкретно.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4. При установлении требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации необходимо устанавливать требование к фонду возмещения вреда; объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций должен быть установлен конкретно.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)В подтверждение недобросовестности поведения общества при заключении договора подряда компания указывала, что общество представило недостоверные сведения об имеющихся у него трудовых ресурсах, свидетельствах о допуске к работам, оказывающим влияние на объекты капитального строительства, чем создало видимость своей благонадежности как контрагента, без его согласия привлекло субподрядчика к выполнению работ. Истец также указывал, что общество без его согласия привлекло субподрядчика, ответчик не соответствовал минимальным требованиям для получения свидетельства саморегулируемой организации для работы на опасных производственных объектах.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)В подтверждение недобросовестности поведения общества при заключении договора подряда компания указывала, что общество представило недостоверные сведения об имеющихся у него трудовых ресурсах, свидетельствах о допуске к работам, оказывающим влияние на объекты капитального строительства, чем создало видимость своей благонадежности как контрагента, без его согласия привлекло субподрядчика к выполнению работ. Истец также указывал, что общество без его согласия привлекло субподрядчика, ответчик не соответствовал минимальным требованиям для получения свидетельства саморегулируемой организации для работы на опасных производственных объектах.
Решение ФАС России от 25.12.2024 N 223ФЗ-459/24
Нарушение: ч. 1 ст. 2 Закона о закупках.
Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.Кроме того, учитывая, что подрядчиком может быть привлечен субподрядчик для выполнения работ по предмету закупки, требование о наличии у участника закупки членства одновременно в трех СРО является избыточным, поскольку отсутствие у участника Закупки членства одновременно в трех СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства не свидетельствует о невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам планируемых закупочных процедур.
Нарушение: ч. 1 ст. 2 Закона о закупках.
Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.Кроме того, учитывая, что подрядчиком может быть привлечен субподрядчик для выполнения работ по предмету закупки, требование о наличии у участника закупки членства одновременно в трех СРО является избыточным, поскольку отсутствие у участника Закупки членства одновременно в трех СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства не свидетельствует о невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам планируемых закупочных процедур.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июль 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Кроме того, учитывая, что участником закупки для выполнения работ по договору может быть привлечена субподрядная организация, в связи с чем требование о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования необходимо предъявлять к лицу, осуществляющему соответствующие виды работ, требующие наличия разрешительных документов, на этапе исполнения договора.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Кроме того, учитывая, что участником закупки для выполнения работ по договору может быть привлечена субподрядная организация, в связи с чем требование о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования необходимо предъявлять к лицу, осуществляющему соответствующие виды работ, требующие наличия разрешительных документов, на этапе исполнения договора.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке строительных работ по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При формировании условий договора учтите, что вы можете установить запрет на привлечение субподрядчиков, если это не ведет к победе конкретного участника. В этом случае суды могут признать такое ограничение правомерным (см. Позицию ВС РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)При формировании условий договора учтите, что вы можете установить запрет на привлечение субподрядчиков, если это не ведет к победе конкретного участника. В этом случае суды могут признать такое ограничение правомерным (см. Позицию ВС РФ).
Статья: Обзор практики споров о взыскании финансовых потерь (убытков) по НДС с контрагентов
(Черкасов Д., Филиппов С., Кузьмина Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- контрагент не сам выполнил работы, а привлек субподрядчика, что не было оговорено в договоре;
(Черкасов Д., Филиппов С., Кузьмина Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- контрагент не сам выполнил работы, а привлек субподрядчика, что не было оговорено в договоре;
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке работ по капитальному ремонту заказчикам, работающим по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы проводите закупку работ по капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, помимо требований к участникам закупки установите также требования к привлекаемым ими субподрядчикам (п. 10 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы проводите закупку работ по капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, помимо требований к участникам закупки установите также требования к привлекаемым ими субподрядчикам (п. 10 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Готовое решение: Какие требования предъявляют к участникам закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы закупаете работы, для которых нужно иметь разные лицензии, рекомендуем установить требование об их наличии непосредственно у подрядчика (исполнителя) работ. Не советуем требовать, чтобы все разрешительные документы были у участника закупки. Это может ограничить количество участников. Лицо, с которым будет заключен контракт, сможет привлечь к выполнению работ субподрядчиков (соисполнителей), имеющих необходимые лицензии.
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы закупаете работы, для которых нужно иметь разные лицензии, рекомендуем установить требование об их наличии непосредственно у подрядчика (исполнителя) работ. Не советуем требовать, чтобы все разрешительные документы были у участника закупки. Это может ограничить количество участников. Лицо, с которым будет заключен контракт, сможет привлечь к выполнению работ субподрядчиков (соисполнителей), имеющих необходимые лицензии.
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (июль 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, подрядчик к выполнению указанных работ вправе привлечь субподрядчиков, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе в части наличия членства в СРО на осуществляемые виды деятельности, если такие требования установлены законодательством Российской Федерации. При таких условиях требование о наличии у участника закупки членства одновременно в двух СРО является избыточным, поскольку отсутствие у участника закупки членства одновременно в двух СРО... не свидетельствует о невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам планируемых закупочных процедур.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, подрядчик к выполнению указанных работ вправе привлечь субподрядчиков, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе в части наличия членства в СРО на осуществляемые виды деятельности, если такие требования установлены законодательством Российской Федерации. При таких условиях требование о наличии у участника закупки членства одновременно в двух СРО является избыточным, поскольку отсутствие у участника закупки членства одновременно в двух СРО... не свидетельствует о невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам планируемых закупочных процедур.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июль 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Кроме того, с учетом того, что предметом закупки является выполнение строительно-монтажных работ, подрядчиком может быть привлечен субподрядчик для выполнения части работ.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Кроме того, с учетом того, что предметом закупки является выполнение строительно-монтажных работ, подрядчиком может быть привлечен субподрядчик для выполнения части работ.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3.1. Частью 3.1 комментируемой статьи установлена общая обязанность членства в саморегулируемой организации лиц, являющихся застройщиками, в случае самостоятельного выполнения ими работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, однако иное может быть предусмотрено комментируемой статьей. При этом допускается привлечение других лиц в качестве подрядчиков или субподрядчиков для выполнения определенных работ при условии заключения с ними договора строительного подряда.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3.1. Частью 3.1 комментируемой статьи установлена общая обязанность членства в саморегулируемой организации лиц, являющихся застройщиками, в случае самостоятельного выполнения ими работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, однако иное может быть предусмотрено комментируемой статьей. При этом допускается привлечение других лиц в качестве подрядчиков или субподрядчиков для выполнения определенных работ при условии заключения с ними договора строительного подряда.
Статья: Стандарты осмотрительного поведения при заключении сделок
(Цыганков В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)Так, например, если заключается договор на выполнение строительных работ капитального характера, подрядчик должен являться членом одного из строительных СРО, располагать профильными основными средствами (машины, механизмы, оборудование и пр.), находящимися в собственности или взятыми в аренду. Штат должен быть укомплектован специалистами, обладающими соответствующими компетенциями в области строительства. Аналогичными ресурсами должны обладать и субподрядные организации в случае их привлечения подрядчиком для выполнения работ (части работ).
(Цыганков В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)Так, например, если заключается договор на выполнение строительных работ капитального характера, подрядчик должен являться членом одного из строительных СРО, располагать профильными основными средствами (машины, механизмы, оборудование и пр.), находящимися в собственности или взятыми в аренду. Штат должен быть укомплектован специалистами, обладающими соответствующими компетенциями в области строительства. Аналогичными ресурсами должны обладать и субподрядные организации в случае их привлечения подрядчиком для выполнения работ (части работ).
Тематический выпуск: Актуальные вопросы применения ФСБУ 14/2022 из практики нашего консалтинга
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)Вместе с тем у спорных контрагентов отсутствовали трудовые ресурсы, необходимые для выполнения работ, лицензии и свидетельства СРО, активы, имущество, транспортные средства. Отсутствуют доказательства нахождения работников или привлеченных контрагентами лиц на объекте незавершенного строительства.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)Вместе с тем у спорных контрагентов отсутствовали трудовые ресурсы, необходимые для выполнения работ, лицензии и свидетельства СРО, активы, имущество, транспортные средства. Отсутствуют доказательства нахождения работников или привлеченных контрагентами лиц на объекте незавершенного строительства.