Привлечение работника к работе коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Привлечение работника к работе коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 72.2 "Временный перевод на другую работу" Трудового кодекса РФ"Таким образом, создание инфекционного госпиталя было вызвано эпидемиологической обстановкой и необходимость привлечения медицинских работников для лечения больных новой коронавирусной инфекцией, перевод работников, в том числе ответчика для выполнения работы в инфекционном госпитале на другую должность в спорные периоды осуществлялся путем перераспределения функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, в приказах Министерства здравоохранения Алтайского края было предписано осуществление такого перевода в соответствии со статье 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с чем такой перевод фактически носил временный характер, тогда как основной трудовой договор с ответчиком не расторгался, за ней сохранялось ее постоянное место работы в должности врача-педиатра участкового детской поликлиники КГБУЗ "Центральная городская больница г. Заринск", после свертывая инфекционного госпиталя ответчик переводилась на прежнюю должность, в связи с чем оснований для взыскания с З. компенсационной выплаты не имелось, а потому обжалуемое апелляционное определение не может быть признано законным и подлежит отмене."
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность: Организацию (ИП, Должностное лицо) привлекают к ответственности за нарушение требований по предупреждению распространения коронавируса (COVID-19)
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП) в нарушение запрета допустила к работе в общепите сотрудников без результата теста на наличие коронавируса
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП) в нарушение запрета допустила к работе в общепите сотрудников без результата теста на наличие коронавируса
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Единственным исключением из общего правила может считаться ситуация привлечения к сверхурочной работе без получения согласия медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях <3>.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Единственным исключением из общего правила может считаться ситуация привлечения к сверхурочной работе без получения согласия медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях <3>.
Вопрос: Каков порядок привлечения к работе в нерабочие дни?
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)Разъяснения и (или) рекомендации относительно порядка привлечения работников к работе в нерабочие дни, установленные Указом N 595, отсутствуют. Однако, по нашему мнению, можно было воспользоваться разъяснениями, которые были изданы в отношении аналогичных ранее установленных нерабочих дней.
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)Разъяснения и (или) рекомендации относительно порядка привлечения работников к работе в нерабочие дни, установленные Указом N 595, отсутствуют. Однако, по нашему мнению, можно было воспользоваться разъяснениями, которые были изданы в отношении аналогичных ранее установленных нерабочих дней.
Нормативные акты
"МР 3.1.0293-22. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) для предприятий, судов и объектов, участвующих в производстве, хранении, транспортировании пищевой продукции и сырья, экспортируемых в Китайскую Народную Республику. Методические рекомендации"
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 21.07.2022)2.1.1. Привлекать к работе работников, имеющих сведения о законченной вакцинации против COVID-19 или перенесенном заболевании за последние 6 месяцев.
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 21.07.2022)2.1.1. Привлекать к работе работников, имеющих сведения о законченной вакцинации против COVID-19 или перенесенном заболевании за последние 6 месяцев.
"Трудовые отношения в условиях развития нестандартных форм занятости: монография"
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)Указанный пробел в законодательстве очень ярко проявился в ситуации с невыплатами "путинских" надбавок работникам младшего медицинского персонала, привлеченным к работе в городской клинической больнице N 40.
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)Указанный пробел в законодательстве очень ярко проявился в ситуации с невыплатами "путинских" надбавок работникам младшего медицинского персонала, привлеченным к работе в городской клинической больнице N 40.
Готовое решение: Как работодателю организовать работу в неблагоприятной эпидемиологической ситуации (из-за коронавируса COVID-19) (не актуализируется с 28.04.2023)
(КонсультантПлюс, 2023)Устанавливая правила использования СИЗ, руководствуйтесь, в частности, Рекомендациями по применению СИЗ для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19 (Письмо Роспотребнадзора от 11.04.2020 N 02/6673-2020-32) и Рекомендациями по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 (Письмо Роспотребнадзора от 20.04.2020 N 02/7376-2020-24).
(КонсультантПлюс, 2023)Устанавливая правила использования СИЗ, руководствуйтесь, в частности, Рекомендациями по применению СИЗ для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19 (Письмо Роспотребнадзора от 11.04.2020 N 02/6673-2020-32) и Рекомендациями по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 (Письмо Роспотребнадзора от 20.04.2020 N 02/7376-2020-24).
Статья: Влияние глобализации на формирование механизмов публично-правового регулирования миграции в Российской Федерации
(Катаева О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Также позволило сдержать распространение пандемии введение новых миграционных правил для иностранных граждан <40>, включающих порядок получения документов, разрешающих пребывание в Российской Федерации и осуществление трудовой деятельности. Так, иностранным гражданам, пребывающим на территории Российской Федерации, в случае истечения законного срока их нахождения в стране этот срок продлевался на период до 90 дней, а в случае нарушения миграционного законодательства к таким лицам не применялось административное выдворение за пределы Российской Федерации, а также депортация и реадмиссия. При этом не прекращалась выдача разрешений российским работодателям на привлечение и использование иностранной рабочей силы, а иностранным работникам - также разрешений на работу и патентов, что фактически являлось своеобразной миграционной амнистией, о целесообразности проведения которой в стране продолжается дискуссия в научных и политических кругах <41>.
(Катаева О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Также позволило сдержать распространение пандемии введение новых миграционных правил для иностранных граждан <40>, включающих порядок получения документов, разрешающих пребывание в Российской Федерации и осуществление трудовой деятельности. Так, иностранным гражданам, пребывающим на территории Российской Федерации, в случае истечения законного срока их нахождения в стране этот срок продлевался на период до 90 дней, а в случае нарушения миграционного законодательства к таким лицам не применялось административное выдворение за пределы Российской Федерации, а также депортация и реадмиссия. При этом не прекращалась выдача разрешений российским работодателям на привлечение и использование иностранной рабочей силы, а иностранным работникам - также разрешений на работу и патентов, что фактически являлось своеобразной миграционной амнистией, о целесообразности проведения которой в стране продолжается дискуссия в научных и политических кругах <41>.
Статья: Конституционно-правовые основы обязательной вакцинации в России
(Черепанова Т.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)В России сложилась практика привлечения к проведению вакцинации от COVID-19 работодателей, что, в свою очередь, соответствует положениям Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <11>, а также Трудового кодекса РФ <12>. Работодатель обязан отстранить работника в соответствии с медицинским заключением о противопоказаниях к выполнению работ, обусловленных трудовым договором. Тем не менее 16 июля 2021 г. принято судебное решение о незаконности возложения на работодателей обязанностей вакцинировать персонал от гриппа <13>. Выделим ключевой аспект, что обязанность не сводится к принуждению сделать прививку, а предполагает использование рычагов отстранения. Работодатель имеет право: взять объяснение, с указанием причин, по которым работник не вакцинируется; составить акт и привлечь работника к дисциплинарному взысканию <14>.
(Черепанова Т.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)В России сложилась практика привлечения к проведению вакцинации от COVID-19 работодателей, что, в свою очередь, соответствует положениям Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <11>, а также Трудового кодекса РФ <12>. Работодатель обязан отстранить работника в соответствии с медицинским заключением о противопоказаниях к выполнению работ, обусловленных трудовым договором. Тем не менее 16 июля 2021 г. принято судебное решение о незаконности возложения на работодателей обязанностей вакцинировать персонал от гриппа <13>. Выделим ключевой аспект, что обязанность не сводится к принуждению сделать прививку, а предполагает использование рычагов отстранения. Работодатель имеет право: взять объяснение, с указанием причин, по которым работник не вакцинируется; составить акт и привлечь работника к дисциплинарному взысканию <14>.
Статья: Аутсорсинг как форма аутстаффинга - о чем говорит практика
(Гулякина В., Звагольская О., Платонов В., Попова О., Рейзман Е.)
("Трудовое право", 2023, N 4)Социальные, экономические и политические особенности ведения бизнеса в России, возникшие в связи с проведением специальной военной операции и беспрецедентным санкционным давлением, оказываемым западными странами, создают запрос на гибкие механизмы обеспечения участников гражданского оборота трудовыми ресурсами. В этом смысле текущая ситуация продолжила тренды, возникшие в связи с эпидемией коронавируса COVID-19.
(Гулякина В., Звагольская О., Платонов В., Попова О., Рейзман Е.)
("Трудовое право", 2023, N 4)Социальные, экономические и политические особенности ведения бизнеса в России, возникшие в связи с проведением специальной военной операции и беспрецедентным санкционным давлением, оказываемым западными странами, создают запрос на гибкие механизмы обеспечения участников гражданского оборота трудовыми ресурсами. В этом смысле текущая ситуация продолжила тренды, возникшие в связи с эпидемией коронавируса COVID-19.
Статья: Обеспечение доступности медицинской помощи как новелла конституционно-правового статуса института местного самоуправления в Российской Федерации: кадры, инфраструктура, территории
(Чуб Н.В., Петров Н.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)О кадровых проблемах в этой области говорили и до пандемии, однако сейчас отмечается отток специалистов. Из-за нехватки врачей губернаторы приостанавливали оказание плановой медицинской помощи <6>. Так, из-за пандемии нагрузка на первичное звено возросла в десять раз, стало больше и случаев заболевания среди медиков. Сегодня Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) призывает медиков-пенсионеров снова занять должность в системе. Например, в Курской области за 2020 г. правом уйти на отдых воспользовались 136 врачей и 242 сотрудника со средним медицинским образованием. По данным региональной администрации, их уже пригласили вернуться, причем на должности с невысоким риском заразиться коронавирусом <7>. Важной, но малоэффективной в части реализации является норма Закона N 323-ФЗ, устанавливающая, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья относится создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях в соответствии с Законом N 131-ФЗ.
(Чуб Н.В., Петров Н.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)О кадровых проблемах в этой области говорили и до пандемии, однако сейчас отмечается отток специалистов. Из-за нехватки врачей губернаторы приостанавливали оказание плановой медицинской помощи <6>. Так, из-за пандемии нагрузка на первичное звено возросла в десять раз, стало больше и случаев заболевания среди медиков. Сегодня Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) призывает медиков-пенсионеров снова занять должность в системе. Например, в Курской области за 2020 г. правом уйти на отдых воспользовались 136 врачей и 242 сотрудника со средним медицинским образованием. По данным региональной администрации, их уже пригласили вернуться, причем на должности с невысоким риском заразиться коронавирусом <7>. Важной, но малоэффективной в части реализации является норма Закона N 323-ФЗ, устанавливающая, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья относится создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях в соответствии с Законом N 131-ФЗ.
Статья: Как пандемия повлияла на трудовые споры? (О чем чаще спорят, и какие новые виды конфликтов появились)
(Жукова А.)
("Трудовое право", 2021, N 3)Рассматривая трудовые споры с участием компаний, в которых в период с 30 марта до 11 мая 2020 года действовал режим рабочих дней, суды также анализировали выполнение работодателем мер противодействия распространению коронавирусной инфекции: наличие актов выполненных работ по дезинфекции, справок по компаниям со сведениями о том, что к ответственности за нарушения в части охраны труда они в указанный период не привлекались. Надлежащая организация рабочего пространства, соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, установленных в связи с пандемий, подтверждали обоснованность увольнения за прогул, отсутствие у сотрудника оснований для невыхода на работу (Апелляционное определение Московского городского суда от 24.11.2020 N 33-417067/2020).
(Жукова А.)
("Трудовое право", 2021, N 3)Рассматривая трудовые споры с участием компаний, в которых в период с 30 марта до 11 мая 2020 года действовал режим рабочих дней, суды также анализировали выполнение работодателем мер противодействия распространению коронавирусной инфекции: наличие актов выполненных работ по дезинфекции, справок по компаниям со сведениями о том, что к ответственности за нарушения в части охраны труда они в указанный период не привлекались. Надлежащая организация рабочего пространства, соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, установленных в связи с пандемий, подтверждали обоснованность увольнения за прогул, отсутствие у сотрудника оснований для невыхода на работу (Апелляционное определение Московского городского суда от 24.11.2020 N 33-417067/2020).
Статья: Особенности правового регулирования рабочего времени медицинских работников
(Чайка Л.Н.)
("Право и экономика", 2023, N 4)В случае возникновения вопроса о возможности привлечения медицинских работников к сверхурочной работе следует руководствоваться положениями статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации. Особенно остро стоял вопрос об оформлении условий привлечения медицинских работников для оказания медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях. Оформление отдельных должностей в рамках одной организации осуществлялось в порядке временного перевода с письменного согласия медицинского работника и временного перевода без его согласия. И на время такого временного перевода медицинский работник мог привлекаться без его согласия к сверхурочной работе и работе в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определенном ст. 99, 113 Трудового кодекса РФ <11>.
(Чайка Л.Н.)
("Право и экономика", 2023, N 4)В случае возникновения вопроса о возможности привлечения медицинских работников к сверхурочной работе следует руководствоваться положениями статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации. Особенно остро стоял вопрос об оформлении условий привлечения медицинских работников для оказания медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях. Оформление отдельных должностей в рамках одной организации осуществлялось в порядке временного перевода с письменного согласия медицинского работника и временного перевода без его согласия. И на время такого временного перевода медицинский работник мог привлекаться без его согласия к сверхурочной работе и работе в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определенном ст. 99, 113 Трудового кодекса РФ <11>.
Вопрос: Может ли работодатель обязать работников-вахтовиков проходить обязательную обсервацию за свой счет или не допускать их к работе, если они не сделают прививку от коронавируса?
(Консультация эксперта, Роструд, 2023)Отметим, в случае принятия работодателем локального нормативного акта, в соответствии с которым в отсутствие вышеуказанного постановления работники-вахтовики не допускаются к работе без подтверждения прохождения вакцинации от коронавирусной инфекции, и (или) если в нем указано, что работники-вахтовики обязаны проходить обязательную обсервацию за свой счет, данный локальный нормативный акт не подлежит применению, а работодатель, в свою очередь, может быть привлечен к административной ответственности (ч. 4 ст. 8 ТК РФ, ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
(Консультация эксперта, Роструд, 2023)Отметим, в случае принятия работодателем локального нормативного акта, в соответствии с которым в отсутствие вышеуказанного постановления работники-вахтовики не допускаются к работе без подтверждения прохождения вакцинации от коронавирусной инфекции, и (или) если в нем указано, что работники-вахтовики обязаны проходить обязательную обсервацию за свой счет, данный локальный нормативный акт не подлежит применению, а работодатель, в свою очередь, может быть привлечен к административной ответственности (ч. 4 ст. 8 ТК РФ, ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Статья: Обязательная вакцинация против COVID-19 и право на труд: юридические особенности и реализация
(Минкина Н.И.)
("Медицинское право", 2021, N 5)Во-вторых, в новых условиях обязательной вакцинации повсеместно встает вопрос, как продолжить трудовые отношения с действующими работниками, которые отказались от добровольной вакцинации против коронавирусной инфекции, но действие трудовых договоров с которыми в организации продолжается. Это касается только работников названных выше сфер и областей. Поскольку, как установлено законодательством, граждане могут и вправе отказаться от прививки, то тогда они должны быть готовы к изменениям социально-трудовых отношений. В частности, в п. 2 ст. 5 Федерального закона N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" регламентированы определенные правовые последствия для данных случаев. Среди них предусмотрены и отказ в приеме граждан на работу, и отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями в соответствии с указанным списком работ, утвержденным Правительством РФ. Таким образом, можно сделать вывод: если работники отказываются от вакцинации против COVID-19, не мотивируя это медицинскими противопоказаниями, то ни к какой юридической ответственности граждан привлечь нельзя. Однако, что касается существующих в этот момент трудовых отношений, то они по общему правилу приостанавливаются на период отстранения такого работника от работы. Но вместе с тем с учетом новелл главы 49.1 ТК РФ, вступивших в силу с 1 января 2021 г., в исключительных случаях, когда работник желает и может в силу характеристик своей трудовой функции осуществлять ее в удаленном порядке, по соглашению сторон трудового договора возможен перевод работника на дистанционную работу на период до 6 месяцев (ст. 312.1). Если же выполнение трудовой функции в удаленном режиме в силу особенностей труда и/или производственной необходимости работодателя невозможно, то происходит отстранение такого работника от работы. Последнее является основным правовым последствием в рассмотренных случаях, и основанием для него служит требование органов или должностных лиц, уполномоченных на то соответствующими нормативными правовыми актами согласно абз. 7 ч. 1 ст. 76 ТК РФ. При этом период отстранения от работы подлежит оплате по правилам простоя в соответствии с положениями ст. 157 ТК РФ. По общему правилу в связи с причинами, не зависящими от работодателя и работника, оплата происходит в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада или должностного оклада. Аналогичное разъяснение содержится в письме Министерства труда и социальной защиты РФ N 14-2/ООГ-7691 от 10 августа 2021 г. Бесспорно, упомянутый документ и прочие разъяснения Министерства носят рекомендательный характер. Однако в них содержится ориентир на унифицированную и единообразную интерпретацию норм, поэтому работодателям необходимо соблюдать требования трудового законодательства РФ и в рассматриваемом случае следует отстранять работников от работы согласно упомянутым нормам Кодекса <8>.
(Минкина Н.И.)
("Медицинское право", 2021, N 5)Во-вторых, в новых условиях обязательной вакцинации повсеместно встает вопрос, как продолжить трудовые отношения с действующими работниками, которые отказались от добровольной вакцинации против коронавирусной инфекции, но действие трудовых договоров с которыми в организации продолжается. Это касается только работников названных выше сфер и областей. Поскольку, как установлено законодательством, граждане могут и вправе отказаться от прививки, то тогда они должны быть готовы к изменениям социально-трудовых отношений. В частности, в п. 2 ст. 5 Федерального закона N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" регламентированы определенные правовые последствия для данных случаев. Среди них предусмотрены и отказ в приеме граждан на работу, и отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями в соответствии с указанным списком работ, утвержденным Правительством РФ. Таким образом, можно сделать вывод: если работники отказываются от вакцинации против COVID-19, не мотивируя это медицинскими противопоказаниями, то ни к какой юридической ответственности граждан привлечь нельзя. Однако, что касается существующих в этот момент трудовых отношений, то они по общему правилу приостанавливаются на период отстранения такого работника от работы. Но вместе с тем с учетом новелл главы 49.1 ТК РФ, вступивших в силу с 1 января 2021 г., в исключительных случаях, когда работник желает и может в силу характеристик своей трудовой функции осуществлять ее в удаленном порядке, по соглашению сторон трудового договора возможен перевод работника на дистанционную работу на период до 6 месяцев (ст. 312.1). Если же выполнение трудовой функции в удаленном режиме в силу особенностей труда и/или производственной необходимости работодателя невозможно, то происходит отстранение такого работника от работы. Последнее является основным правовым последствием в рассмотренных случаях, и основанием для него служит требование органов или должностных лиц, уполномоченных на то соответствующими нормативными правовыми актами согласно абз. 7 ч. 1 ст. 76 ТК РФ. При этом период отстранения от работы подлежит оплате по правилам простоя в соответствии с положениями ст. 157 ТК РФ. По общему правилу в связи с причинами, не зависящими от работодателя и работника, оплата происходит в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада или должностного оклада. Аналогичное разъяснение содержится в письме Министерства труда и социальной защиты РФ N 14-2/ООГ-7691 от 10 августа 2021 г. Бесспорно, упомянутый документ и прочие разъяснения Министерства носят рекомендательный характер. Однако в них содержится ориентир на унифицированную и единообразную интерпретацию норм, поэтому работодателям необходимо соблюдать требования трудового законодательства РФ и в рассматриваемом случае следует отстранять работников от работы согласно упомянутым нормам Кодекса <8>.