Приватизация гАзовых сетей
Подборка наиболее важных документов по запросу Приватизация гАзовых сетей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Оспаривание актов, решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления: Организация не согласна содержать и обслуживать бесхозяйную сеть
(КонсультантПлюс, 2025)передаточным актом, составленным при приватизации имущественного комплекса, в котором спорные тепловые сети не указаны в составе приватизируемого Организацией имущества (соответственно, находятся в муниципальной собственности) >>>
(КонсультантПлюс, 2025)передаточным актом, составленным при приватизации имущественного комплекса, в котором спорные тепловые сети не указаны в составе приватизируемого Организацией имущества (соответственно, находятся в муниципальной собственности) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как говорилось выше, данный пункт введен Законом 2023 г. N 345-ФЗ, которым также абз. 1 п. 1 комментируемой статьи дополнен оговоркой "если иное не установлено настоящим Федеральным законом", а в положения п. 1.1 и 1.3 комментируемой статьи включено указание на сети газораспределения, сети газопотребления и объекты таких сетей. Этим же Законом введена указанная ст. 30.5 комментируемого Закона, определяющая особенности приватизации сетей газораспределения, сетей газопотребления и объектов таких сетей. Как предусмотрено в п. 1 указанной статьи, сети газораспределения, сети газопотребления и объекты таких сетей, используемые для газоснабжения потребителей газа (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "объекты газоснабжения"), могут приватизироваться в порядке и способами, которые предусмотрены комментируемым Законом, с учетом особенностей, установленных данной статьей, при условии обременения объектов газоснабжения обязательствами по эксплуатации (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "эксплуатационные обязательства").
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как говорилось выше, данный пункт введен Законом 2023 г. N 345-ФЗ, которым также абз. 1 п. 1 комментируемой статьи дополнен оговоркой "если иное не установлено настоящим Федеральным законом", а в положения п. 1.1 и 1.3 комментируемой статьи включено указание на сети газораспределения, сети газопотребления и объекты таких сетей. Этим же Законом введена указанная ст. 30.5 комментируемого Закона, определяющая особенности приватизации сетей газораспределения, сетей газопотребления и объектов таких сетей. Как предусмотрено в п. 1 указанной статьи, сети газораспределения, сети газопотребления и объекты таких сетей, используемые для газоснабжения потребителей газа (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "объекты газоснабжения"), могут приватизироваться в порядке и способами, которые предусмотрены комментируемым Законом, с учетом особенностей, установленных данной статьей, при условии обременения объектов газоснабжения обязательствами по эксплуатации (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "эксплуатационные обязательства").
Готовое решение: Как внести публичное имущество в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества
(КонсультантПлюс, 2025)Объекты газоснабжения (сети газораспределения, сети газопотребления и объекты таких сетей, используемые для газоснабжения потребителей газа) можно приватизировать в порядке и способами, которые предусмотрены Законом о приватизации, с учетом особенностей, установленных названным Законом, если они обременены обязательствами по эксплуатации (п. 1 ст. 30.5 Закона о приватизации). Эти обязательства надо включить в качестве существенного условия в решение об условиях приватизации (п. 3 ст. 30.5 Закона о приватизации).
(КонсультантПлюс, 2025)Объекты газоснабжения (сети газораспределения, сети газопотребления и объекты таких сетей, используемые для газоснабжения потребителей газа) можно приватизировать в порядке и способами, которые предусмотрены Законом о приватизации, с учетом особенностей, установленных названным Законом, если они обременены обязательствами по эксплуатации (п. 1 ст. 30.5 Закона о приватизации). Эти обязательства надо включить в качестве существенного условия в решение об условиях приватизации (п. 3 ст. 30.5 Закона о приватизации).
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"1. Сети газораспределения, сети газопотребления и объекты таких сетей, используемые для газоснабжения потребителей газа (далее - объекты газоснабжения), могут приватизироваться в порядке и способами, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, при условии обременения объектов газоснабжения обязательствами по эксплуатации (далее - эксплуатационные обязательства).
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"1. Сети газораспределения, сети газопотребления и объекты таких сетей, используемые для газоснабжения потребителей газа (далее - объекты газоснабжения), могут приватизироваться в порядке и способами, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, при условии обременения объектов газоснабжения обязательствами по эксплуатации (далее - эксплуатационные обязательства).
Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2284
(ред. от 28.09.2017, с изм. от 08.09.2021)
"О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации"2.1.43. Предприятия, объекты и организации геологической службы, выполняющие региональные геологические исследования, связанные с оборонными нуждами государства, работы на континентальном шельфе и в пределах морской экономической зоны и Мирового океана, включая предусмотренные для этого морские суда, а также выполняющие фундаментальные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на решение федеральных программ развития минерально-сырьевой базы страны, в соответствии со специальным перечнем, утверждаемым Указом Президента Российской Федерации, скважины глубокого бурения, находящиеся в пределах горных отводов или площадей, по которым выданы лицензии добывающим или иным предприятиям, и государственная сеть наблюдательных скважин и пунктов наблюдения нефтяных и газовых фонтанов.
(ред. от 28.09.2017, с изм. от 08.09.2021)
"О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации"2.1.43. Предприятия, объекты и организации геологической службы, выполняющие региональные геологические исследования, связанные с оборонными нуждами государства, работы на континентальном шельфе и в пределах морской экономической зоны и Мирового океана, включая предусмотренные для этого морские суда, а также выполняющие фундаментальные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на решение федеральных программ развития минерально-сырьевой базы страны, в соответствии со специальным перечнем, утверждаемым Указом Президента Российской Федерации, скважины глубокого бурения, находящиеся в пределах горных отводов или площадей, по которым выданы лицензии добывающим или иным предприятиям, и государственная сеть наблюдательных скважин и пунктов наблюдения нефтяных и газовых фонтанов.
Интервью: Задача соседского права - заставить считаться с интересами соседей и до разумных пределов переносить неудобства, которые причиняет соседство
("Закон", 2024, N 10)- Это движение из крайности в крайность. Когда-то для того, чтобы не пересматривать результаты приватизации, срок исковой давности для признания сделки ничтожной сократили с десяти лет до трех. Теперь тенденция другая. Я как цивилист считаю, что частная собственность неприкосновенна. Если срок давности истек, никаких покушений на право собственности быть не может. Иначе зачем этот институт? Срок давности очищает право. Это защита устойчивости оборота, защита прав наследников. Я столкнулась на практике с ситуацией, когда муниципалитет продал на торгах всю систему газовых сетей частному собственнику, он вложился в ее развитие и стал сдавать в аренду городу и газоснабжающим компаниям, а через десять лет вдруг выяснилось, что город ошибочно продал государственное имущество, которое продавать не имел права, и сделку признали ничтожной. По сути, это тоже завуалированная деприватизация. Очень спорный момент. С одной стороны, общегородское имущество вроде как не должно находиться в частной собственности, с другой - передача такого имущества частному лицу снимает с государства риски владения, расходы на поддержание имущества, и если частное лицо не допускает злоупотреблений, есть ли основания ставить его право под сомнение?
("Закон", 2024, N 10)- Это движение из крайности в крайность. Когда-то для того, чтобы не пересматривать результаты приватизации, срок исковой давности для признания сделки ничтожной сократили с десяти лет до трех. Теперь тенденция другая. Я как цивилист считаю, что частная собственность неприкосновенна. Если срок давности истек, никаких покушений на право собственности быть не может. Иначе зачем этот институт? Срок давности очищает право. Это защита устойчивости оборота, защита прав наследников. Я столкнулась на практике с ситуацией, когда муниципалитет продал на торгах всю систему газовых сетей частному собственнику, он вложился в ее развитие и стал сдавать в аренду городу и газоснабжающим компаниям, а через десять лет вдруг выяснилось, что город ошибочно продал государственное имущество, которое продавать не имел права, и сделку признали ничтожной. По сути, это тоже завуалированная деприватизация. Очень спорный момент. С одной стороны, общегородское имущество вроде как не должно находиться в частной собственности, с другой - передача такого имущества частному лицу снимает с государства риски владения, расходы на поддержание имущества, и если частное лицо не допускает злоупотреблений, есть ли основания ставить его право под сомнение?
Статья: Принцип международного экологического права "загрязнитель платит": содержание и проблемы реализации
(Рыженков А.Я.)
("Современное право", 2025, N 5)<4> Например, в Великобритании загрязнение территории бывшего газового завода в Баутри (Bawtry) привело к судебному разбирательству между Национальным сетевым оператором газа (National Grid Gas) и Агентством по охране окружающей среды. Суд признал, что оператор несет ответственность за очистку загрязненной территории, несмотря на то что загрязнение произошло до приватизации завода. Это решение подчеркивает применение принципа "загрязнитель платит" в практике ЕС. См. подробнее: Bawtry gasworks contamination. URL: https://en.rn.wikipedia.org/wiki/Bawtry_gasworks_contamination (дата обращения: 17.04.2025).
(Рыженков А.Я.)
("Современное право", 2025, N 5)<4> Например, в Великобритании загрязнение территории бывшего газового завода в Баутри (Bawtry) привело к судебному разбирательству между Национальным сетевым оператором газа (National Grid Gas) и Агентством по охране окружающей среды. Суд признал, что оператор несет ответственность за очистку загрязненной территории, несмотря на то что загрязнение произошло до приватизации завода. Это решение подчеркивает применение принципа "загрязнитель платит" в практике ЕС. См. подробнее: Bawtry gasworks contamination. URL: https://en.rn.wikipedia.org/wiki/Bawtry_gasworks_contamination (дата обращения: 17.04.2025).
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики)"
(выпуск 28)
(отв. ред. В.М. Жуйков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием (абз. 5 ст. 2, абз. 2 ст. 7 Закона о газоснабжении).
(выпуск 28)
(отв. ред. В.М. Жуйков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием (абз. 5 ст. 2, абз. 2 ст. 7 Закона о газоснабжении).
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 2)передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 2)передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
Статья: Земельные ресурсы. Мнения
(Гаврилов С., Нургалиева Э., Бородин А., Шагайда Н., Хлыстун В., Доронин Н., Позднякова О., Терновцов А., Пузанов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Вместе с тем следует отметить, что за последние два года Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям совместно с Росреестром и Росимуществом подготовил целый пакет законодательных мер по совершенствованию регулирования имущественных отношений. Это в том числе вопросы более активного вовлечения низколиквидного имущества в хозяйственный оборот, совершенствования приватизационных процедур, в частности торгов по продаже публичного имущества, усиления имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства за счет предоставления права приватизации движимого имущества, вопросы стимулирования инвестиций в развитие инфраструктуры речных портов, повышения безопасности эксплуатации газовых сетей, восстановления и реконструкции объектов культурного наследия, вопросы обеспечения эффективности процедур реализации конфискованного имущества, повышения качества планирования и администрирования доходов, получаемых от сдачи в аренду федерального имущества.
(Гаврилов С., Нургалиева Э., Бородин А., Шагайда Н., Хлыстун В., Доронин Н., Позднякова О., Терновцов А., Пузанов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Вместе с тем следует отметить, что за последние два года Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям совместно с Росреестром и Росимуществом подготовил целый пакет законодательных мер по совершенствованию регулирования имущественных отношений. Это в том числе вопросы более активного вовлечения низколиквидного имущества в хозяйственный оборот, совершенствования приватизационных процедур, в частности торгов по продаже публичного имущества, усиления имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства за счет предоставления права приватизации движимого имущества, вопросы стимулирования инвестиций в развитие инфраструктуры речных портов, повышения безопасности эксплуатации газовых сетей, восстановления и реконструкции объектов культурного наследия, вопросы обеспечения эффективности процедур реализации конфискованного имущества, повышения качества планирования и администрирования доходов, получаемых от сдачи в аренду федерального имущества.