Природоохранная прокуратура
Подборка наиболее важных документов по запросу Природоохранная прокуратура (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Неотделимые улучшения арендованного имущества
(КонсультантПлюс, 2025)...Доводы подателя жалобы об обязанности ООО... произвести спорные работы в целях устранения нарушений требований федерального водного законодательства в области охраны окружающей среды, исполнения предписаний Росприроднадзора, Роспотребнадзора, природоохранной прокуратуры подлежат отклонению судом округа, поскольку нормами статьи 623 ГК РФ установлена императивная обязанность арендатора/субарендатора согласовать действия по осуществлению проведения неотделимых улучшений с его собственником в каждом случае.
(КонсультантПлюс, 2025)...Доводы подателя жалобы об обязанности ООО... произвести спорные работы в целях устранения нарушений требований федерального водного законодательства в области охраны окружающей среды, исполнения предписаний Росприроднадзора, Роспотребнадзора, природоохранной прокуратуры подлежат отклонению судом округа, поскольку нормами статьи 623 ГК РФ установлена императивная обязанность арендатора/субарендатора согласовать действия по осуществлению проведения неотделимых улучшений с его собственником в каждом случае.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за незаконную перепланировку нежилого помещения и за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию
(КонсультантПлюс, 2025)...непосредственно проверку (на месте) проводила... природоохранная межрайонная прокуратура.
(КонсультантПлюс, 2025)...непосредственно проверку (на месте) проводила... природоохранная межрайонная прокуратура.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Использование судебного понуждения с целью обеспечения предоставления государственных услуг в электронной форме
(Гуслов Е.А.)
("Законность", 2023, N 6)В статье рассматривается опыт исковой работы Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры Республики Башкортостан по обеспечению предоставления государственных услуг в электронной форме.
(Гуслов Е.А.)
("Законность", 2023, N 6)В статье рассматривается опыт исковой работы Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры Республики Башкортостан по обеспечению предоставления государственных услуг в электронной форме.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"1. Прокуратуры субъектов Российской Федерации, военные и другие специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, возглавляют соответственно прокуроры субъектов Российской Федерации, военные и другие специализированные прокуроры.
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"1. Прокуратуры субъектов Российской Федерации, военные и другие специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, возглавляют соответственно прокуроры субъектов Российской Федерации, военные и другие специализированные прокуроры.
Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84
(ред. от 02.09.2024)
"О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур"2.3. Природоохранным прокурорам (на правах районных) в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации осуществлять:
(ред. от 02.09.2024)
"О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур"2.3. Природоохранным прокурорам (на правах районных) в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации осуществлять:
Статья: Правовое обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях: роль и место правоохранительных органов
(Бурганова Г.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Рассмотрение роли правоохранительных органов в системе экологической безопасности требует комплексного подхода, поскольку их функции выходят далеко за рамки традиционного обеспечения правопорядка. Согласно исследованиям эффективность правоохранительных структур в сфере экологии во многом зависит от координации с другими государственными институтами и наличия специализированных подразделений, ориентированных именно на расследование экологических преступлений. Так, природоохранные прокуратуры, созданные в структуре органов прокуратуры Российской Федерации, контролируют исполнение законодательства в сфере экологии, выявляют правонарушения и координируют действия различных ведомств. Однако в правоприменительной практике наблюдаются значительные пробелы: отсутствует четкий механизм взаимодействия между следственными органами и природоохранными структурами, а многие преступления остаются безнаказанными из-за сложности доказывания экологического ущерба.
(Бурганова Г.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Рассмотрение роли правоохранительных органов в системе экологической безопасности требует комплексного подхода, поскольку их функции выходят далеко за рамки традиционного обеспечения правопорядка. Согласно исследованиям эффективность правоохранительных структур в сфере экологии во многом зависит от координации с другими государственными институтами и наличия специализированных подразделений, ориентированных именно на расследование экологических преступлений. Так, природоохранные прокуратуры, созданные в структуре органов прокуратуры Российской Федерации, контролируют исполнение законодательства в сфере экологии, выявляют правонарушения и координируют действия различных ведомств. Однако в правоприменительной практике наблюдаются значительные пробелы: отсутствует четкий механизм взаимодействия между следственными органами и природоохранными структурами, а многие преступления остаются безнаказанными из-за сложности доказывания экологического ущерба.
Путеводитель по судебной практике: Доверительное управление имуществом.
Можно ли взыскать ущерб, причиненный доверительным управляющим третьим лицам, с учредителя по договору доверительного управления
(КонсультантПлюс, 2025)Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой 17.04.2003 по данному факту в отношении капитана ТР "Ланжерон" В.А.Билина возбуждено уголовное дело, в ходе предварительного расследования по которому установлено, что отгрузку рыбопродукции на ТР "Ланжерон" осуществляло в том числе судно БАТМ "Капитан Болсуновский" под управлением капитана С.А.Тюрина. По данному факту в отношении С.А.Тюрина возбуждено уголовное дело.
Можно ли взыскать ущерб, причиненный доверительным управляющим третьим лицам, с учредителя по договору доверительного управления
(КонсультантПлюс, 2025)Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой 17.04.2003 по данному факту в отношении капитана ТР "Ланжерон" В.А.Билина возбуждено уголовное дело, в ходе предварительного расследования по которому установлено, что отгрузку рыбопродукции на ТР "Ланжерон" осуществляло в том числе судно БАТМ "Капитан Болсуновский" под управлением капитана С.А.Тюрина. По данному факту в отношении С.А.Тюрина возбуждено уголовное дело.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)ВС РФ <1> не удовлетворил жалобу индивидуального предпринимателя Е.И.Н. на решения нижестоящих судов, оставивших в силе постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 КоАП РФ. Основанием для привлечения Е.И.Н. к ответственности послужили выявленные в ходе осмотра, проведенного в связи с поступившим в природоохранную прокуратуру обращением, факты оборудования названным лицом в акватории реки Волги (Чебоксарское водохранилище) понтона для причаливания предоставляемых напрокат лодок и катамаранов при отсутствии зарегистрированного в установленном порядке договора о водопользовании, что подтверждается фотоматериалами и иными доказательствами.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)ВС РФ <1> не удовлетворил жалобу индивидуального предпринимателя Е.И.Н. на решения нижестоящих судов, оставивших в силе постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 КоАП РФ. Основанием для привлечения Е.И.Н. к ответственности послужили выявленные в ходе осмотра, проведенного в связи с поступившим в природоохранную прокуратуру обращением, факты оборудования названным лицом в акватории реки Волги (Чебоксарское водохранилище) понтона для причаливания предоставляемых напрокат лодок и катамаранов при отсутствии зарегистрированного в установленном порядке договора о водопользовании, что подтверждается фотоматериалами и иными доказательствами.
Статья: Экологический паспорт поднадзорной территории как один из способов обобщения сведений о состоянии законности
(Ермаченко С.В.)
("Законность", 2024, N 12)Ключевые слова: природоохранная деятельность прокуратуры, природоохранные прокуратуры, совершенствование работы.
(Ермаченко С.В.)
("Законность", 2024, N 12)Ключевые слова: природоохранная деятельность прокуратуры, природоохранные прокуратуры, совершенствование работы.
Статья: Бассейновый принцип организации и деятельности прокуратуры
(Мальханова Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)В статье анализируется динамика применения в системе российского права бассейнового подхода к регулированию такой области правоотношений, как использование и охрана водных объектов. Исследуется применение бассейнового подхода при формировании правового режима водных объектов, а также системы уполномоченных органов, осуществляющих непосредственное управление в области использования и охраны вод. Раскрывается влияние бассейнового принципа на структуру природоохранных прокуратур. Рассматривается такой весомый элемент стратегического планирования водохозяйственных мероприятий и сохранения водных экосистем, как схемы комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО), оценивается влияние бассейновых советов на формирование комплексных схем и водохозяйственную обстановку в конкретном бассейне. Отмечается неэффективность их реализации по причине недостаточной силы контроля, отсутствия органов прокуратуры в составе бассейновых советов. На основе анализа изменений в нормативно-правовом регулировании формируется вывод об ослаблении роли советов, фактическом нивелировании их координационной функции наряду с лишением обязательной силы СКИОВО и отсутствием ответственности за ее неисполнение. В условиях негативной динамики изменения качества вод и сокращения запаса чистой пресной питьевой воды обосновывается значимость получения прокурорами информации об исполнении схем для своевременного принятия мер прокурорского реагирования и судебного понуждения к надлежащему выполнению и учету положений СКИОВО, в том числе при принятии документов социально-экономического развития и территориального планирования регионов, входящих в территориальные границы соответствующего бассейна.
(Мальханова Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)В статье анализируется динамика применения в системе российского права бассейнового подхода к регулированию такой области правоотношений, как использование и охрана водных объектов. Исследуется применение бассейнового подхода при формировании правового режима водных объектов, а также системы уполномоченных органов, осуществляющих непосредственное управление в области использования и охраны вод. Раскрывается влияние бассейнового принципа на структуру природоохранных прокуратур. Рассматривается такой весомый элемент стратегического планирования водохозяйственных мероприятий и сохранения водных экосистем, как схемы комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО), оценивается влияние бассейновых советов на формирование комплексных схем и водохозяйственную обстановку в конкретном бассейне. Отмечается неэффективность их реализации по причине недостаточной силы контроля, отсутствия органов прокуратуры в составе бассейновых советов. На основе анализа изменений в нормативно-правовом регулировании формируется вывод об ослаблении роли советов, фактическом нивелировании их координационной функции наряду с лишением обязательной силы СКИОВО и отсутствием ответственности за ее неисполнение. В условиях негативной динамики изменения качества вод и сокращения запаса чистой пресной питьевой воды обосновывается значимость получения прокурорами информации об исполнении схем для своевременного принятия мер прокурорского реагирования и судебного понуждения к надлежащему выполнению и учету положений СКИОВО, в том числе при принятии документов социально-экономического развития и территориального планирования регионов, входящих в территориальные границы соответствующего бассейна.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Природоохранная прокуратура в результате проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства об охране водных объектов оспорила правильность заключенного электростанцией десятилетнего договора на водопользование водохранилищем. Основанием для оспаривания являлся довод прокурора о том, что не все энергетическое оборудование электростанции, охлаждаемое забранной из водохранилища водой, перечислено в договоре водопользования, в связи с чем расчет объема забираемой для охлаждения воды выполнен некорректно и должен быть пересчитан в сторону его увеличения. Таким образом, прокурор обратился с требованиями в суд, одним из которых было возложить на электростанцию обязанность в установленном порядке обратиться в соответствующий компетентный государственный орган с заявлением о предоставлении водохранилища в пользование на основании нового договора водопользования для забора (изъятия) водных ресурсов в целях охлаждения ранее не указанного оборудования <1>. В ходе судебного процесса судом были сделаны выводы о том, что система водоснабжения электростанции является не оборотной, а прямоточной <2>, несмотря на наличие в материалах дела: а) письма территориального органа Росводресурсов, ответственного за согласование схемы систем водопотребления и подтверждающего наличие оборотной системы у электростанции; б) технического проекта, в соответствии с которым 70 лет назад была построена электростанция с оборотной системой водопользования из водохранилища и т.п. Данный вывод был сделан судом для опровержения довода электростанции о том, что поскольку для нее предусмотрена оборотная система водоснабжения, то разработка нормативов допустимых сбросов не требуется, в связи с тем что весь объем воды, используемый в оборотной части водоснабжения, не может являться сбросом в водный объект (водохранилище). Целью суда было установить факт необходимости оформления электростанцией разрешения на сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, которыми являются воды, образованные после охлаждения оборудования электростанции, для чего требуется разработать проект нормативов допустимых сбросов и начать вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, если вода, сбрасываемая в водохранилище после охлаждения оборудования, привносит загрязняющие вещества.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Природоохранная прокуратура в результате проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства об охране водных объектов оспорила правильность заключенного электростанцией десятилетнего договора на водопользование водохранилищем. Основанием для оспаривания являлся довод прокурора о том, что не все энергетическое оборудование электростанции, охлаждаемое забранной из водохранилища водой, перечислено в договоре водопользования, в связи с чем расчет объема забираемой для охлаждения воды выполнен некорректно и должен быть пересчитан в сторону его увеличения. Таким образом, прокурор обратился с требованиями в суд, одним из которых было возложить на электростанцию обязанность в установленном порядке обратиться в соответствующий компетентный государственный орган с заявлением о предоставлении водохранилища в пользование на основании нового договора водопользования для забора (изъятия) водных ресурсов в целях охлаждения ранее не указанного оборудования <1>. В ходе судебного процесса судом были сделаны выводы о том, что система водоснабжения электростанции является не оборотной, а прямоточной <2>, несмотря на наличие в материалах дела: а) письма территориального органа Росводресурсов, ответственного за согласование схемы систем водопотребления и подтверждающего наличие оборотной системы у электростанции; б) технического проекта, в соответствии с которым 70 лет назад была построена электростанция с оборотной системой водопользования из водохранилища и т.п. Данный вывод был сделан судом для опровержения довода электростанции о том, что поскольку для нее предусмотрена оборотная система водоснабжения, то разработка нормативов допустимых сбросов не требуется, в связи с тем что весь объем воды, используемый в оборотной части водоснабжения, не может являться сбросом в водный объект (водохранилище). Целью суда было установить факт необходимости оформления электростанцией разрешения на сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, которыми являются воды, образованные после охлаждения оборудования электростанции, для чего требуется разработать проект нормативов допустимых сбросов и начать вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, если вода, сбрасываемая в водохранилище после охлаждения оборудования, привносит загрязняющие вещества.
Информация: Совещание с членами Правительства
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)Также считаю важным отметить, что мы тесно работаем с природоохранным блоком Генеральной прокуратуры и коллегами на местах. Коллеги сопровождают все эти этапы, которые я перечислил.
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)Также считаю важным отметить, что мы тесно работаем с природоохранным блоком Генеральной прокуратуры и коллегами на местах. Коллеги сопровождают все эти этапы, которые я перечислил.
Готовое решение: Кто вправе подать иск об обязании ликвидировать несанкционированную свалку
(КонсультантПлюс, 2025)прокурор (п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре, ч. 1 ст. 45 ГПК РФ). В ряде субъектов РФ созданы даже специализированные природоохранные прокуратуры, которые в том числе вправе инициировать соответствующие судебные разбирательства;
(КонсультантПлюс, 2025)прокурор (п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре, ч. 1 ст. 45 ГПК РФ). В ряде субъектов РФ созданы даже специализированные природоохранные прокуратуры, которые в том числе вправе инициировать соответствующие судебные разбирательства;
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Природоохранные прокуратуры были учреждены в связи с ухудшением в стране экологической обстановки и необходимостью усиления прокурорского надзора за исполнением законов об охране природы и окружающей среды. Они созданы по принципу межрайонных прокуратур с подчинением прокурорам субъектов РФ.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Природоохранные прокуратуры были учреждены в связи с ухудшением в стране экологической обстановки и необходимостью усиления прокурорского надзора за исполнением законов об охране природы и окружающей среды. Они созданы по принципу межрайонных прокуратур с подчинением прокурорам субъектов РФ.