Природные пожары это
Подборка наиболее важных документов по запросу Природные пожары это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 29.11.2023 N 88-27519/2023 (УИД 16MS0013-01-2023-001188-94)
Категория спора: 1) Хранение; 2) Причинение морального вреда, защита чести, достоинства и деловой репутации.
Требования поклажедателя: 1) О взыскании убытков; 2) О взыскании неустойки.
Требования потерпевшего: 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что между ним и ответчиком заключен договор ответственного хранения, в соответствии с которым истец передал на хранение автомобильные шины. Истцом получено от ответчика уведомление об утрате имущества, переданного на хранение, в связи с пожаром на арендуемом складе.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Отклоняя доводы ответчика о том, что утрата товара не связана с его действиями, суд первой инстанции указал, что пожар, в результате которого поврежден товар, переданный поклажедателем на хранение, не был вызван природными явлениями стихийного характера, и не обладал признаками исключительности и объективной непредотвратимости, при этом, то обстоятельство, что местом возникновения пожара, являлось арендованное помещение ИП Т.Т., в результате которого также пострадало арендуемое ответчиком складское помещение и находящееся в нем имущество, не свидетельствует о неверном способе защиты истцом своих прав и не может являться основанием для освобождения от ответственности по договору между истцом и ответчиком.
Категория спора: 1) Хранение; 2) Причинение морального вреда, защита чести, достоинства и деловой репутации.
Требования поклажедателя: 1) О взыскании убытков; 2) О взыскании неустойки.
Требования потерпевшего: 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что между ним и ответчиком заключен договор ответственного хранения, в соответствии с которым истец передал на хранение автомобильные шины. Истцом получено от ответчика уведомление об утрате имущества, переданного на хранение, в связи с пожаром на арендуемом складе.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Отклоняя доводы ответчика о том, что утрата товара не связана с его действиями, суд первой инстанции указал, что пожар, в результате которого поврежден товар, переданный поклажедателем на хранение, не был вызван природными явлениями стихийного характера, и не обладал признаками исключительности и объективной непредотвратимости, при этом, то обстоятельство, что местом возникновения пожара, являлось арендованное помещение ИП Т.Т., в результате которого также пострадало арендуемое ответчиком складское помещение и находящееся в нем имущество, не свидетельствует о неверном способе защиты истцом своих прав и не может являться основанием для освобождения от ответственности по договору между истцом и ответчиком.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.10.2023 N 88-16941/2023 по делу N 2-212/2022 (УИД 66RS0046-01-2022-000112-39)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О возмещении вреда, причиненного лесным объектам.
Обстоятельства: В результате несоблюдения ответчиком правил пожарной безопасности в лесах причинен вред лесному фонду.
Решение: Удовлетворено.Суд апелляционной инстанции поддержал выводы районного суда, отклонив доводы ответчика о недоказанности его вины, причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным ущербом, как противоречащие представленным в деле доказательствам и установленным по делу обстоятельствам. При этом, приняв в качестве дополнительного доказательства представленный Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области расчет ущерба по лесному пожару, составленный главным специалистом ГКУ СО "Кушвинское лесничество" и ведущим специалистом юридического отдела Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, в котором общая сумма ущерба, причиненного лесному фонду, рассчитанная с учетом объема пожара и поврежденной древесины, выявленной экспертом <данные изъяты>, определена в размере 36468592 руб. суд апелляционной инстанции согласился с взысканной судом первой инстанции меньшей суммой ущерба.
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О возмещении вреда, причиненного лесным объектам.
Обстоятельства: В результате несоблюдения ответчиком правил пожарной безопасности в лесах причинен вред лесному фонду.
Решение: Удовлетворено.Суд апелляционной инстанции поддержал выводы районного суда, отклонив доводы ответчика о недоказанности его вины, причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным ущербом, как противоречащие представленным в деле доказательствам и установленным по делу обстоятельствам. При этом, приняв в качестве дополнительного доказательства представленный Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области расчет ущерба по лесному пожару, составленный главным специалистом ГКУ СО "Кушвинское лесничество" и ведущим специалистом юридического отдела Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, в котором общая сумма ущерба, причиненного лесному фонду, рассчитанная с учетом объема пожара и поврежденной древесины, выявленной экспертом <данные изъяты>, определена в размере 36468592 руб. суд апелляционной инстанции согласился с взысканной судом первой инстанции меньшей суммой ущерба.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые аспекты использования цифровых технологий в качестве инструмента адаптации к изменению климата
(Коданева С.И.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 2)Помогает система датчиков и камер и в тушении лесных пожаров. Так, в Калининградской области в 2020 г. количество природных пожаров снизилось по сравнению с 2019 г. на 46%, причем большинство пожаров удавалось тушить в день возникновения. Этому способствовали в том числе камеры видеонаблюдения системы "Лесной дозор". Всего на территории области функционирует 15 таких камер с высокоточным передающим изображением <9>.
(Коданева С.И.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 2)Помогает система датчиков и камер и в тушении лесных пожаров. Так, в Калининградской области в 2020 г. количество природных пожаров снизилось по сравнению с 2019 г. на 46%, причем большинство пожаров удавалось тушить в день возникновения. Этому способствовали в том числе камеры видеонаблюдения системы "Лесной дозор". Всего на территории области функционирует 15 таких камер с высокоточным передающим изображением <9>.
Статья: Новеллы Климатической доктрины Российской Федерации
(Новикова Е.В.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Другим примером смешения правового регулирования является императивная норма Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", прямо запрещающая проектирование, строительство объектов капитального строительства, деятельность которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя атмосферы, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для окружающей среды (п. 6 ст. 16). Несмотря на всю свою прогрессивность по содержанию, запрет Федерального закона в отношении определенной хозяйственной деятельности в интересах защиты климата в отсутствие каких-либо обеспечительных механизмов, правоприменительных процедур, а главное, прецедентов, лишь сотрясает воздух (игра слов), судя по отсутствию фактов применения его на практике. Актуальность новой КДРФ также высока на фоне растущих климатических вызовов для уникальных экосистем Арктического региона, территориально, преимущественно, принадлежащих России. К сожалению, изменения климата уже сейчас начали вызывать неблагоприятные последствия. В первую очередь это деградация многолетней мерзлоты (уже не вечной), следствием которой является неустойчивость строительных конструкций и инженерных сооружений, а также ненадежность объектов хозяйственной инфраструктуры, включая магистральные трубопроводы. Возрастание риска стихийных природно-антропогенных аварий в этом регионе есть серьезный вызов, так же как и увеличение количества пожаров в лесах, нарушение баланса, при котором вытесняются определенные биологические виды, и другие проявления. На этом фоне проявляются неблагоприятные последствия для здоровья населения в результате распространения различного рода инфекционных и паразитных заболеваний <16>. Именно поэтому нам трудно согласиться с редакцией положения новой КДРФ, которое говорит как о "возможных неблагоприятных последствиях ожидаемого изменения климата" в отношении указанных проявлений. Будущее уже наступило и требует незамедлительного реагирования со стороны государства на указанные угрозы экологической безопасности Российской Арктики путем выработки системы адекватных мер экономико-правового обеспечения. Согласно КДРФ в круг таких мер включаются: система фонового мониторинга многолетней мерзлоты, недавно запущенная, адаптация к изменениям климата на фоне предотвращения, сокращения и поглощения выбросов парниковых газов, а также повышение энергетической эффективности во всех отраслях экономики, реализация климатических проектов и другие.
(Новикова Е.В.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Другим примером смешения правового регулирования является императивная норма Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", прямо запрещающая проектирование, строительство объектов капитального строительства, деятельность которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя атмосферы, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для окружающей среды (п. 6 ст. 16). Несмотря на всю свою прогрессивность по содержанию, запрет Федерального закона в отношении определенной хозяйственной деятельности в интересах защиты климата в отсутствие каких-либо обеспечительных механизмов, правоприменительных процедур, а главное, прецедентов, лишь сотрясает воздух (игра слов), судя по отсутствию фактов применения его на практике. Актуальность новой КДРФ также высока на фоне растущих климатических вызовов для уникальных экосистем Арктического региона, территориально, преимущественно, принадлежащих России. К сожалению, изменения климата уже сейчас начали вызывать неблагоприятные последствия. В первую очередь это деградация многолетней мерзлоты (уже не вечной), следствием которой является неустойчивость строительных конструкций и инженерных сооружений, а также ненадежность объектов хозяйственной инфраструктуры, включая магистральные трубопроводы. Возрастание риска стихийных природно-антропогенных аварий в этом регионе есть серьезный вызов, так же как и увеличение количества пожаров в лесах, нарушение баланса, при котором вытесняются определенные биологические виды, и другие проявления. На этом фоне проявляются неблагоприятные последствия для здоровья населения в результате распространения различного рода инфекционных и паразитных заболеваний <16>. Именно поэтому нам трудно согласиться с редакцией положения новой КДРФ, которое говорит как о "возможных неблагоприятных последствиях ожидаемого изменения климата" в отношении указанных проявлений. Будущее уже наступило и требует незамедлительного реагирования со стороны государства на указанные угрозы экологической безопасности Российской Арктики путем выработки системы адекватных мер экономико-правового обеспечения. Согласно КДРФ в круг таких мер включаются: система фонового мониторинга многолетней мерзлоты, недавно запущенная, адаптация к изменениям климата на фоне предотвращения, сокращения и поглощения выбросов парниковых газов, а также повышение энергетической эффективности во всех отраслях экономики, реализация климатических проектов и другие.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О пожарной безопасности"ландшафтный (природный) пожар - неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде, охватывающий различные компоненты природного ландшафта;
(ред. от 07.07.2025)
"О пожарной безопасности"ландшафтный (природный) пожар - неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде, охватывающий различные компоненты природного ландшафта;
Статья: Организация и ведение гражданской обороны в муниципальном образовании (городе, районе)
(Архипов Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 2)- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
(Архипов Г.С.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 2)- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
Вопрос: Можно ли и как продлить временный перевод работника, чтобы перевод не стал постоянным?
(Консультация эксперта, 2025)для замещения временно отсутствующего работника - до выхода этого работника на работу;
(Консультация эксперта, 2025)для замещения временно отсутствующего работника - до выхода этого работника на работу;
Статья: Управление пожарным риском на объекте защиты
(Егоров С.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2020, N 12)Система управления риском (менеджмента риска <1>) является частью интегрированной системы менеджмента организации и предназначена для управления организацией в области риска. Процесс управления риском включает в себя установление целей, планирование, организацию и контроль их достижения, включая идентификацию, оценку, обработку, мониторинг, анализ и обмен информацией о риске. Менеджмент риска охватывает природные, технические, экономические, социальные и др. опасности. Диапазон его применения включает в себя охрану здоровья людей, безопасность, предотвращение экономических потерь и т.п. Одним из важнейших направлений в этой сфере является управление пожарным риском в организации.
(Егоров С.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2020, N 12)Система управления риском (менеджмента риска <1>) является частью интегрированной системы менеджмента организации и предназначена для управления организацией в области риска. Процесс управления риском включает в себя установление целей, планирование, организацию и контроль их достижения, включая идентификацию, оценку, обработку, мониторинг, анализ и обмен информацией о риске. Менеджмент риска охватывает природные, технические, экономические, социальные и др. опасности. Диапазон его применения включает в себя охрану здоровья людей, безопасность, предотвращение экономических потерь и т.п. Одним из важнейших направлений в этой сфере является управление пожарным риском в организации.
Ситуация: Каков порядок вскрытия жилого помещения (проникновения в жилое помещение) при аварийной ситуации?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Аварийно-спасательные работы - действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и по подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов (ст. 1 Закона N 151-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Аварийно-спасательные работы - действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и по подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов (ст. 1 Закона N 151-ФЗ).
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Подробная правовая характеристика механизма контроля за осуществлением переданных полномочий была дана в ранее опубликованной работе <1>. Вместе с тем стоит еще раз обратить внимание на непоследовательность формирования видов контроля, когда из однородной группы отношений искусственно выделяются новые сущности (подлежащие отсечению бритвой Оккама), например формируется контроль за достоверностью сведений об осуществлении отдельных полномочий (по пожарной охране и санитарно-патологической охране лесов). Вследствие этого вместо одной комплексной проверки Рослесхоз должен проводить пять тематических. Но главное - в правовой природе отношений между субъектом контроля и контролируемыми лицами. Дело в том, что леса находятся в собственности Российской Федерации, которая, передавая свои полномочия органу государственной власти субъекта Российской Федерации, фактически возлагает на него управление федеральной собственностью. Эта деятельность финансируется за счет федерального бюджета, а доходы, получаемые от нее, например арендная плата, зачисляются в федеральный бюджет (что, вероятно, снижает заинтересованность региональных властей в результате своей деятельности). Отношения, возникающие между федеральным органом исполнительной власти и органом государственной власти субъекта Российской Федерации, по своему характеру сродни отношениям, возникающим при аутсорсинге.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Подробная правовая характеристика механизма контроля за осуществлением переданных полномочий была дана в ранее опубликованной работе <1>. Вместе с тем стоит еще раз обратить внимание на непоследовательность формирования видов контроля, когда из однородной группы отношений искусственно выделяются новые сущности (подлежащие отсечению бритвой Оккама), например формируется контроль за достоверностью сведений об осуществлении отдельных полномочий (по пожарной охране и санитарно-патологической охране лесов). Вследствие этого вместо одной комплексной проверки Рослесхоз должен проводить пять тематических. Но главное - в правовой природе отношений между субъектом контроля и контролируемыми лицами. Дело в том, что леса находятся в собственности Российской Федерации, которая, передавая свои полномочия органу государственной власти субъекта Российской Федерации, фактически возлагает на него управление федеральной собственностью. Эта деятельность финансируется за счет федерального бюджета, а доходы, получаемые от нее, например арендная плата, зачисляются в федеральный бюджет (что, вероятно, снижает заинтересованность региональных властей в результате своей деятельности). Отношения, возникающие между федеральным органом исполнительной власти и органом государственной власти субъекта Российской Федерации, по своему характеру сродни отношениям, возникающим при аутсорсинге.
Статья: Отдельные аспекты ведения электронного документооборота в сфере трудовых отношений
(Чайка Л.Н.)
("Право и экономика", 2023, N 10)Законодателем указаны обстоятельства, при которых допустим временный обмен кадровыми документами и документами, связанными с работой, в форме электронного документа или электронного образа документа, несмотря на тот факт, что стороны не используют электронный документооборот при взаимодействии друг с другом. При каких же обстоятельствах это возможно? В случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части. Подобный временный обмен осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, с последующим представлением соответствующих документов на бумажном носителе, но законодателем не уточняется, в течение какого срока. Позиция Минтруда по данному вопросу заключается в следующем: "срок последующего представления соответствующих документов на бумажном носителе, а также иные условия обмена документами в электронной форме устанавливаются локальным нормативным актом работодателя" <11>. Кроме того, следует обратить внимание на пояснение в ст. 22.3 Трудового кодекса РФ, что под электронным образом документа понимается документ на бумажном носителе, преобразованный в электронную форму путем сканирования или фотографирования с сохранением его реквизитов. Более случаев, когда можно прибегнуть к обмену отсканированными копиями или фотографиями документов, в Трудовом кодексе РФ не предусмотрено. Соответственно, не следует отождествлять электронный документ и электронный образ документа.
(Чайка Л.Н.)
("Право и экономика", 2023, N 10)Законодателем указаны обстоятельства, при которых допустим временный обмен кадровыми документами и документами, связанными с работой, в форме электронного документа или электронного образа документа, несмотря на тот факт, что стороны не используют электронный документооборот при взаимодействии друг с другом. При каких же обстоятельствах это возможно? В случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части. Подобный временный обмен осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, с последующим представлением соответствующих документов на бумажном носителе, но законодателем не уточняется, в течение какого срока. Позиция Минтруда по данному вопросу заключается в следующем: "срок последующего представления соответствующих документов на бумажном носителе, а также иные условия обмена документами в электронной форме устанавливаются локальным нормативным актом работодателя" <11>. Кроме того, следует обратить внимание на пояснение в ст. 22.3 Трудового кодекса РФ, что под электронным образом документа понимается документ на бумажном носителе, преобразованный в электронную форму путем сканирования или фотографирования с сохранением его реквизитов. Более случаев, когда можно прибегнуть к обмену отсканированными копиями или фотографиями документов, в Трудовом кодексе РФ не предусмотрено. Соответственно, не следует отождествлять электронный документ и электронный образ документа.
Статья: Муниципальный уровень гражданской обороны: задачи, функции, основные мероприятия
(Александров М.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 10)- первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;
(Александров М.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 10)- первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;
Статья: Проблемы борьбы с незаконной торговлей дикими животными и растениями, находящимися под угрозой уничтожения
(Диканова Т.А.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Проблема незаконной торговли объектами дикой флоры и фауны - международная. По оценке экспертов, по "рентабельности" она занимает второе место после наркоторговли, а вероятность привлечения к ответственности незначительная. Незаконная торговля - одна из основных причин вымирания многих видов диких животных и растений, и этот процесс ускоряется. По данным Всемирного союза охраны природы (IUCN), в 80% гибель видов связана с деятельностью человека. Для России данная проблема весьма актуальна <1>. К примеру, из-за контрабанды снежных барсов в Китай их численность за последние десятилетия сократилась в 50 раз. Проблема усугубилась в связи с переходом на рыночные условия хозяйствования, изменением климата и крупномасштабными лесными пожарами. При этом Россия - крупнейший поставщик на мировой рынок диких животных и растений. Значительная их часть вывозится контрабандным путем. Имеет место и контрабандный ввоз диких растений и животных в Россию.
(Диканова Т.А.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Проблема незаконной торговли объектами дикой флоры и фауны - международная. По оценке экспертов, по "рентабельности" она занимает второе место после наркоторговли, а вероятность привлечения к ответственности незначительная. Незаконная торговля - одна из основных причин вымирания многих видов диких животных и растений, и этот процесс ускоряется. По данным Всемирного союза охраны природы (IUCN), в 80% гибель видов связана с деятельностью человека. Для России данная проблема весьма актуальна <1>. К примеру, из-за контрабанды снежных барсов в Китай их численность за последние десятилетия сократилась в 50 раз. Проблема усугубилась в связи с переходом на рыночные условия хозяйствования, изменением климата и крупномасштабными лесными пожарами. При этом Россия - крупнейший поставщик на мировой рынок диких животных и растений. Значительная их часть вывозится контрабандным путем. Имеет место и контрабандный ввоз диких растений и животных в Россию.
Статья: О создании и обеспечении деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований
(Голубев Д.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 7)- для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;
(Голубев Д.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 7)- для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;
Статья: Гражданская оборона в учреждениях, организациях и на предприятиях
(Елисеев Д.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 12)- проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чс природного и техногенного характера;
(Елисеев Д.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2022, N 12)- проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чс природного и техногенного характера;