Природно-антропогенные объекты
Подборка наиболее важных документов по запросу Природно-антропогенные объекты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционные обязанности
(Нарутто С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам предусмотрена ст. 58 Конституции РФ. Природа является естественной средой обитания человека. В условиях интенсивного использования природных богатств, развития науки и техники необходимы особые меры охраны природы государством, обществом и каждым человеком. Обязанность сохранять природу направлена на обеспечение благополучия и процветания России, исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями. В понятие "окружающая среда" помимо компонентов природной среды, природных объектов и природно-антропогенных объектов, относятся антропогенные объекты - объекты, созданные человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающие свойствами природных объектов (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"). Законами об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира, мелиорации земель и другими установлены правила, которым должны следовать граждане при использовании природных богатств. Несоблюдение требований природоохранного законодательства влечет применение мер юридической ответственности.
(Нарутто С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам предусмотрена ст. 58 Конституции РФ. Природа является естественной средой обитания человека. В условиях интенсивного использования природных богатств, развития науки и техники необходимы особые меры охраны природы государством, обществом и каждым человеком. Обязанность сохранять природу направлена на обеспечение благополучия и процветания России, исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями. В понятие "окружающая среда" помимо компонентов природной среды, природных объектов и природно-антропогенных объектов, относятся антропогенные объекты - объекты, созданные человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающие свойствами природных объектов (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"). Законами об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира, мелиорации земель и другими установлены правила, которым должны следовать граждане при использовании природных богатств. Несоблюдение требований природоохранного законодательства влечет применение мер юридической ответственности.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В статье 3 Закона 1997 г. о приватизации также устанавливалось, что действие данного Закона не распространяется на приватизацию природных ресурсов. Соответствующим актом является Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <46>, который согласно абз. 3 его преамбулы (в ред. Федерального закона от 4 августа 2023 г. N 449-ФЗ <47>) регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении экономической (хозяйственной) и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории России, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России. Понятие "природные ресурсы" определено в ст. 1 названного Закона: компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В статье 3 Закона 1997 г. о приватизации также устанавливалось, что действие данного Закона не распространяется на приватизацию природных ресурсов. Соответствующим актом является Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <46>, который согласно абз. 3 его преамбулы (в ред. Федерального закона от 4 августа 2023 г. N 449-ФЗ <47>) регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении экономической (хозяйственной) и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории России, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России. Понятие "природные ресурсы" определено в ст. 1 названного Закона: компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"3) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"3) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
Статья: Актуальные вопросы оборотоспособности природных ресурсов
(Карзенкова А.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)В ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <13> получили закрепление такие термины, как "окружающая среда", "природный объект", "природно-антропогенный объект", "антропогенный объект", "естественная экологическая система" и "природный комплекс", "природный ресурс". Определение этих терминов является естественнонаучным, хотя и используется законодателем, но юридически это оценочные суждения, которые тем не менее могут применяться на практике. Прежде всего, необходимо говорить о сфере гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный окружающей среде. Многие авторы пишут о том, что в российском законодательстве нет единства в понимании такого правового явления, как возмещение и оценка экологического вреда <14>.
(Карзенкова А.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)В ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <13> получили закрепление такие термины, как "окружающая среда", "природный объект", "природно-антропогенный объект", "антропогенный объект", "естественная экологическая система" и "природный комплекс", "природный ресурс". Определение этих терминов является естественнонаучным, хотя и используется законодателем, но юридически это оценочные суждения, которые тем не менее могут применяться на практике. Прежде всего, необходимо говорить о сфере гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный окружающей среде. Многие авторы пишут о том, что в российском законодательстве нет единства в понимании такого правового явления, как возмещение и оценка экологического вреда <14>.
Статья: Квалификация хищения древесных насаждений (статья вторая)
(Данилов Д.О.)
("Уголовное право", 2024, N 12)Конституционный Суд РФ указал, что специфической чертой имущественной ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды является то, что вред как необходимое условие состава правонарушения причиняется не имуществу конкретного лица, а окружающей среде, определяемой как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Возмещение вреда в подобных случаях направлено в первую очередь на преодоление негативных последствий и восстановление нарушенного состояния окружающей среды в максимально возможной степени (абз. 1 п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 2 июня 2015 г. N 12-П). В абз. 4 п. 3.1 Постановления также отмечено, что для исчисления размера вреда, причиненного лесам как компоненту окружающей среды, должны приниматься во внимание имущественная ценность леса, которая устанавливается на основе таких показателей, как рыночная или кадастровая стоимость, и его экологическая ценность, определяемая исходя из присущих лесам свойств - уникальности, способности к возобновлению, заменимости, местоположения и др.
(Данилов Д.О.)
("Уголовное право", 2024, N 12)Конституционный Суд РФ указал, что специфической чертой имущественной ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды является то, что вред как необходимое условие состава правонарушения причиняется не имуществу конкретного лица, а окружающей среде, определяемой как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Возмещение вреда в подобных случаях направлено в первую очередь на преодоление негативных последствий и восстановление нарушенного состояния окружающей среды в максимально возможной степени (абз. 1 п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 2 июня 2015 г. N 12-П). В абз. 4 п. 3.1 Постановления также отмечено, что для исчисления размера вреда, причиненного лесам как компоненту окружающей среды, должны приниматься во внимание имущественная ценность леса, которая устанавливается на основе таких показателей, как рыночная или кадастровая стоимость, и его экологическая ценность, определяемая исходя из присущих лесам свойств - уникальности, способности к возобновлению, заменимости, местоположения и др.
Статья: Право каждого на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации: актуальные проблемы обеспечения
(Редникова Т.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Переходя к вопросу содержания понятия "право на благоприятную окружающую среду", необходимо отметить, что в отсутствие законодательного его закрепления в доктрине экологического права существуют различные подходы к его определению. М.М. Бринчук предлагает оценивать окружающую среду как благоприятную в случае ее соответствия установленным в законодательстве требованиям к чистоте (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия, эстетического богатства, сохранения уникальных объектов природы с учетом допустимого экологического и техногенного риска <26>. К другим, не включенным в данное определение свойствам окружающей среды, определяющим благоприятность ее состояния, относится необходимость наличия в окружающей среде естественных экосистем, не нарушенных воздействием хозяйственной деятельности человека. В Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <27> благоприятная окружающая среда определена как среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, в свою очередь, ее качество характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью (ст. 1). Тем самым Закон делает акцент именно на качественных характеристиках данного понятия. Тогда как на практике существует и эмоциональное восприятие человеком окружающей природной среды как благоприятной для его существования. При этом объективные критерии качества зачастую не являются достаточными. Одна и та же среда может восприниматься как благоприятная, так и нет. Например, суровые климатические условия Арктической зоны Российской Федерации могут показаться неблагоприятными для жителей южных регионов страны. При этом данные территории представителями коренных малочисленных народов, исконно их населяющих, включая климатические и иные природные особенности, воспринимаются как основа существования и ведения традиционного образа жизни, являющегося частью культурного наследия Российской Федерации.
(Редникова Т.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Переходя к вопросу содержания понятия "право на благоприятную окружающую среду", необходимо отметить, что в отсутствие законодательного его закрепления в доктрине экологического права существуют различные подходы к его определению. М.М. Бринчук предлагает оценивать окружающую среду как благоприятную в случае ее соответствия установленным в законодательстве требованиям к чистоте (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия, эстетического богатства, сохранения уникальных объектов природы с учетом допустимого экологического и техногенного риска <26>. К другим, не включенным в данное определение свойствам окружающей среды, определяющим благоприятность ее состояния, относится необходимость наличия в окружающей среде естественных экосистем, не нарушенных воздействием хозяйственной деятельности человека. В Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <27> благоприятная окружающая среда определена как среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, в свою очередь, ее качество характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью (ст. 1). Тем самым Закон делает акцент именно на качественных характеристиках данного понятия. Тогда как на практике существует и эмоциональное восприятие человеком окружающей природной среды как благоприятной для его существования. При этом объективные критерии качества зачастую не являются достаточными. Одна и та же среда может восприниматься как благоприятная, так и нет. Например, суровые климатические условия Арктической зоны Российской Федерации могут показаться неблагоприятными для жителей южных регионов страны. При этом данные территории представителями коренных малочисленных народов, исконно их населяющих, включая климатические и иные природные особенности, воспринимаются как основа существования и ведения традиционного образа жизни, являющегося частью культурного наследия Российской Федерации.
Статья: Правовой режим особо охраняемых природных территорий в России и зарубежных странах
(Николаева Е.А., Тарасова О.Е.)
("Экологическое право", 2023, N 5)На наш взгляд, отсутствие нормативных трактовок отдельных категорий особо охраняемых природных территорий на федеральном уровне усиливает возможность организации бесконечного многообразия категорий в данной сфере на региональном и местном уровнях. Считаем в такой ситуации целесообразным поделить особо охраняемые природные территории на две основные группы, взяв в качестве основополагающего критерия классификации происхождение охраняемого объекта <9>. В результате мы будем иметь природно-эталонные объекты, к которым можно отнести комплексы естественного природного происхождения, так сказать, "созданные" самой природой. И вторая группа - природно-антропогенные объекты, которые преимущественно созданы деятельностью человека, либо его доля участия в природных процессах была доминирующей. К первой группе будут относиться, к примеру, такие объекты, как водно-болотные станции, зональные ландшафты и т.д. Ко второй группе - городские сады и скверы, ботанические сады, дендрологические парки и т.д. Такой подход позволил бы более детально разработать критерии выделения особо охраняемых природных территорий, порядок формирования рассматриваемых территорий, установить режим охраны и на законодательном уровне четко закрепить, какие действия могут нанести непоправимый ущерб в пределах обозначенных границ определенной категории особо охраняемым природным территориям.
(Николаева Е.А., Тарасова О.Е.)
("Экологическое право", 2023, N 5)На наш взгляд, отсутствие нормативных трактовок отдельных категорий особо охраняемых природных территорий на федеральном уровне усиливает возможность организации бесконечного многообразия категорий в данной сфере на региональном и местном уровнях. Считаем в такой ситуации целесообразным поделить особо охраняемые природные территории на две основные группы, взяв в качестве основополагающего критерия классификации происхождение охраняемого объекта <9>. В результате мы будем иметь природно-эталонные объекты, к которым можно отнести комплексы естественного природного происхождения, так сказать, "созданные" самой природой. И вторая группа - природно-антропогенные объекты, которые преимущественно созданы деятельностью человека, либо его доля участия в природных процессах была доминирующей. К первой группе будут относиться, к примеру, такие объекты, как водно-болотные станции, зональные ландшафты и т.д. Ко второй группе - городские сады и скверы, ботанические сады, дендрологические парки и т.д. Такой подход позволил бы более детально разработать критерии выделения особо охраняемых природных территорий, порядок формирования рассматриваемых территорий, установить режим охраны и на законодательном уровне четко закрепить, какие действия могут нанести непоправимый ущерб в пределах обозначенных границ определенной категории особо охраняемым природным территориям.
Статья: Горная выработка как объект обложения налогом на имущество организаций: природный ресурс или недвижимость
(Котляров М.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)Согласно ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" <10> к природным ресурсам относятся компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты. В качестве условий отнесения к природным ресурсам (их свойств) выделены:
(Котляров М.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)Согласно ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" <10> к природным ресурсам относятся компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты. В качестве условий отнесения к природным ресурсам (их свойств) выделены:
Статья: Развитие транспорта в условиях экономики природопользования: правовые аспекты
(Писарев Г.А.)
("Транспортное право", 2024, N 4)В современной науке высказывается идея об особенностях методологии права рационального природопользования, под которой понимается "система методов, приемов, способов, парадигм, основ, принципов исследования правовых средств, реализация которых приводит к обеспечению и повышению устойчивости естественных экологических систем, компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов" <2>. Этот методологический подход должен применяться и в отношении иных регуляторных механизмов, определяющих условия осуществления хозяйственной деятельности, затрагивающей окружающую человека среду. В качестве примера, показывающего необходимость использования комплексного подхода к правовому регулированию, может быть использована транспортная отрасль. Речь идет не только и не столько о процессах перевозки грузов или пассажиров. Представляет интерес изучение целостной стратегии развития транспортной системы в стране, так как именно в этой части происходит наиболее значимое воздействие на окружающую среду.
(Писарев Г.А.)
("Транспортное право", 2024, N 4)В современной науке высказывается идея об особенностях методологии права рационального природопользования, под которой понимается "система методов, приемов, способов, парадигм, основ, принципов исследования правовых средств, реализация которых приводит к обеспечению и повышению устойчивости естественных экологических систем, компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов" <2>. Этот методологический подход должен применяться и в отношении иных регуляторных механизмов, определяющих условия осуществления хозяйственной деятельности, затрагивающей окружающую человека среду. В качестве примера, показывающего необходимость использования комплексного подхода к правовому регулированию, может быть использована транспортная отрасль. Речь идет не только и не столько о процессах перевозки грузов или пассажиров. Представляет интерес изучение целостной стратегии развития транспортной системы в стране, так как именно в этой части происходит наиболее значимое воздействие на окружающую среду.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В Конституции РФ закреплено положение, согласно которому каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ). В ч. 1 ст. 11 Закона об охране окружающей среды также указано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. По определению Закона окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В Конституции РФ закреплено положение, согласно которому каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ). В ч. 1 ст. 11 Закона об охране окружающей среды также указано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. По определению Закона окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).
Статья: Развитие внутреннего туризма в России посредством принятия мер по поддержке разработки туристических маршрутов (на примере посещения объектов индустриального наследия Демидовых на Урале)
(Вербицкая Т.В., Вербицкая Н.О., Конов А.А.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 1)Отметим, что в ст. 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" <1> отражено понятие туристического маршрута (это путь следования туристов для посещения и (или) использования туристских ресурсов), однако в данном Законе не отражены виды таких маршрутов как по значимости, так и по тематической направленности. Отсутствуют определения указанных видов туристических маршрутов и в Постановлении Правительства РФ, посвященном установлению правил признания туристического маршрута национальным <2>, и в распоряжении Правительства РФ, посвященном определению видов туристических маршрутов, требующих сопровождения инструктором-проводником <3>. Исходя из п. 9, 10 указанного Постановления Правительства РФ можно установить, что национальный туристический маршрут - путь следования туристов для посещения и (или) использования туристских ресурсов - объектов культурного наследия, природных и природно-антропогенных объектов в соответствии с определенной тематической направленностью (культурно-познавательной, экологической, гастрономической, промышленной, научной и т.д.). Для того чтобы туристическому маршруту был придан статус национального, он должен соответствовать критериям - экономическая целесообразность, определенная тематическая направленность трех и более туристических ресурсов, как минимум один из которых - объект культурного наследия, природный или природно-антропогенный объект, узнаваемость, перспективность, основанность на государственно-частном партнерстве с туроператорами.
(Вербицкая Т.В., Вербицкая Н.О., Конов А.А.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 1)Отметим, что в ст. 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" <1> отражено понятие туристического маршрута (это путь следования туристов для посещения и (или) использования туристских ресурсов), однако в данном Законе не отражены виды таких маршрутов как по значимости, так и по тематической направленности. Отсутствуют определения указанных видов туристических маршрутов и в Постановлении Правительства РФ, посвященном установлению правил признания туристического маршрута национальным <2>, и в распоряжении Правительства РФ, посвященном определению видов туристических маршрутов, требующих сопровождения инструктором-проводником <3>. Исходя из п. 9, 10 указанного Постановления Правительства РФ можно установить, что национальный туристический маршрут - путь следования туристов для посещения и (или) использования туристских ресурсов - объектов культурного наследия, природных и природно-антропогенных объектов в соответствии с определенной тематической направленностью (культурно-познавательной, экологической, гастрономической, промышленной, научной и т.д.). Для того чтобы туристическому маршруту был придан статус национального, он должен соответствовать критериям - экономическая целесообразность, определенная тематическая направленность трех и более туристических ресурсов, как минимум один из которых - объект культурного наследия, природный или природно-антропогенный объект, узнаваемость, перспективность, основанность на государственно-частном партнерстве с туроператорами.
Статья: Отдельные вопросы осуществления муниципального контроля и законодательство об обязательных требованиях
(Катаева М.С., Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Тем не менее, учитывая, что граждане, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, признаются контролируемыми лицами в случае, если владеют и (или) используют производственные объекты <3>, к которым относятся в том числе территории, транспортные средства, природные и природно-антропогенные объекты и иные объекты, к которым предъявляются обязательные требования <4>, то к гражданам, признаваемым контролируемыми лицами, вполне можно отнести граждан, не осуществляющих какую-либо экономическую, в том числе предпринимательскую, деятельность.
(Катаева М.С., Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Тем не менее, учитывая, что граждане, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, признаются контролируемыми лицами в случае, если владеют и (или) используют производственные объекты <3>, к которым относятся в том числе территории, транспортные средства, природные и природно-антропогенные объекты и иные объекты, к которым предъявляются обязательные требования <4>, то к гражданам, признаваемым контролируемыми лицами, вполне можно отнести граждан, не осуществляющих какую-либо экономическую, в том числе предпринимательскую, деятельность.
Статья: Применение экосистемного подхода к ликвидации и возмещению накопленного вреда окружающей среде
(Кудяков А.К.)
("Хозяйство и право", 2024, N 10)В судебной практике <13>, а также в теории экологического права подобные невосполнимые или трудновосполнимые потери окружающей среды именуются экологическими потерями, которые могут восприниматься как в узком, так и широком значении. В первом случае экологические потери связываются исключительно с неправомерными действиями по причинению или возможному причинению вреда, а в более широком смысле таковыми признаются безвозвратные или длительно восстанавливаемые утраты отдельных компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также нарушение прямых и обратных связей элементов экологической системы, появляющиеся в результате как неправомерных, так и правомерных действий природопользователей или событий природного происхождения. Исходя из данного Е.В. Луневой определения делается вывод о наличии абсолютных и относительных экологических потерь, которые разделяются в зависимости от безвозвратности произошедших изменений в экосистемах <14>.
(Кудяков А.К.)
("Хозяйство и право", 2024, N 10)В судебной практике <13>, а также в теории экологического права подобные невосполнимые или трудновосполнимые потери окружающей среды именуются экологическими потерями, которые могут восприниматься как в узком, так и широком значении. В первом случае экологические потери связываются исключительно с неправомерными действиями по причинению или возможному причинению вреда, а в более широком смысле таковыми признаются безвозвратные или длительно восстанавливаемые утраты отдельных компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также нарушение прямых и обратных связей элементов экологической системы, появляющиеся в результате как неправомерных, так и правомерных действий природопользователей или событий природного происхождения. Исходя из данного Е.В. Луневой определения делается вывод о наличии абсолютных и относительных экологических потерь, которые разделяются в зависимости от безвозвратности произошедших изменений в экосистемах <14>.