Приостановление предоставления коммунальной услуги
Подборка наиболее важных документов по запросу Приостановление предоставления коммунальной услуги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Уведомление о приостановлении оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Факт и дата получения потребителем-должником уведомления о возможном ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги имеет существенное значение в рамках процедуры ограничения (приостановления) предоставления услуги
(КонсультантПлюс, 2025)Факт и дата получения потребителем-должником уведомления о возможном ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги имеет существенное значение в рамках процедуры ограничения (приостановления) предоставления услуги
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Что будет за неоплату или просрочку оплаты коммунальных услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги
Вопрос: Об ограничении или приостановлении предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов.
(Письмо Минфина России от 27.08.2024 N 06-05-48/80816)Вопрос: Об ограничении или приостановлении предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов.
(Письмо Минфина России от 27.08.2024 N 06-05-48/80816)Вопрос: Об ограничении или приостановлении предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")VI. Ограничение, приостановление, возобновление
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")VI. Ограничение, приостановление, возобновление
Ситуация: Как выбрать управляющую компанию многоквартирного дома?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения или за обеспечение готовности инженерных систем (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения или за обеспечение готовности инженерных систем (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
Статья: Преимущества и недостатки прямых договоров ресурсоснабжения в многоквартирных домах
(Крючков Р.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 5)- вести претензионно-исковую работу по сокращению дебиторской задолженности, проводить мероприятия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг злостным неплательщикам и т.п. При этом увеличиваются затраты на истребование задолженности с каждого такого должника <13>: дела о взыскании задолженности с граждан-потребителей подсудны судам общей юрисдикции <14>, а массовый характер таких дел зачастую влечет повышенный совокупный размер госпошлины за рассмотрение заявления о вынесении судебного приказа или искового заявления по каждому должнику - физическому лицу (вместо одного иска в арбитражный суд к лицу, управляющему многоквартирным домом).
(Крючков Р.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 5)- вести претензионно-исковую работу по сокращению дебиторской задолженности, проводить мероприятия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг злостным неплательщикам и т.п. При этом увеличиваются затраты на истребование задолженности с каждого такого должника <13>: дела о взыскании задолженности с граждан-потребителей подсудны судам общей юрисдикции <14>, а массовый характер таких дел зачастую влечет повышенный совокупный размер госпошлины за рассмотрение заявления о вынесении судебного приказа или искового заявления по каждому должнику - физическому лицу (вместо одного иска в арбитражный суд к лицу, управляющему многоквартирным домом).
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2. В том случае, если управление наемным домом осуществляет наймодатель, именно он несет ответственность перед собственником за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание наемного дома, за обеспечение предоставления коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства наемного дома. Речь, в частности, идет о соответствии управления требованиям технических регламентов и установленным Правительством Российской Федерации правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме в случае, если наемный дом является многоквартирным домом, за обеспечение предоставления коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства наемного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и собственникам и пользователям жилых домов.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2. В том случае, если управление наемным домом осуществляет наймодатель, именно он несет ответственность перед собственником за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание наемного дома, за обеспечение предоставления коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства наемного дома. Речь, в частности, идет о соответствии управления требованиям технических регламентов и установленным Правительством Российской Федерации правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме в случае, если наемный дом является многоквартирным домом, за обеспечение предоставления коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства наемного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и собственникам и пользователям жилых домов.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В предмет муниципального жилищного контроля входит соблюдение: 1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме; 2) требований к формированию фондов капитального ремонта; 3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; 5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; 6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения; 7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; 8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов; 9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе; 10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах; 11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (п. 1 - 11 ч. 1 ст. 20 ЖК РФ).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В предмет муниципального жилищного контроля входит соблюдение: 1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме; 2) требований к формированию фондов капитального ремонта; 3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; 5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; 6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения; 7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; 8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов; 9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе; 10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах; 11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (п. 1 - 11 ч. 1 ст. 20 ЖК РФ).
Статья: К вопросу о гражданско-правовой природе концессионного соглашения в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Замескин Л.М.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Наиболее близким по своей правовой природе к концессионному соглашению является договор аренды. Анализируя сходства и отличия концессии и аренды, Е.Е. Китанина пришла к выводу, что "отношения аренды и концессии различны" <5>, поскольку концессионное соглашение предполагает не только владение и пользование тем или иным имуществом, но и его последовательное улучшение, в том числе посредством осуществления капитальных вложений в мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации инфраструктуры. Помимо этого, концессионная деятельность в виде оказания общественно значимых услуг потребителям с использованием такого имущества осуществляется непрерывно, в отличие от деятельности арендатора, который может самостоятельно определять, каким образом осуществлять ту или иную деятельность на арендованном имуществе. Это непосредственно относится к коммунальным концессиям и концессионерам, также являющимся ресурсоснабжающими организациями, поскольку услуга по предоставлению коммунального ресурса (питьевой воды, тепловой энергии) характеризуется непрерывностью, а приостановки в ее предоставлении домохозяйствам и предприятиям могут негативно сказаться на жизнедеятельности и осуществлении экономической деятельности. Так, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов <6> предусмотрен по общему правилу уведомительный порядок ограничения и (или) приостановления предоставления коммунальных услуг потребителям, за исключением объективных событий в виде аварийных ситуаций, стихийных бедствий. Также особым признаком концессионного соглашения является безусловное сохранение имущества, переданного в рамках концессии, в собственности публичной стороны (государственная или муниципальная собственность), в то время как арендатор может обладать правом выкупа арендуемого имущества согласно ст. 624 Гражданского кодекса РФ <7>. Несмотря на приведенные отличия, интересной является судебная практика, согласно которой к концессионному соглашению были по аналогии применены нормы гражданского законодательства об аренде в части принципа следования права аренды за объектом. Так, суд апелляционной инстанции указал <8>, что смена собственника имущества, которое является объектом концессионного соглашения, не является основанием для изменения или расторжения концессионного соглашения (при условии, что имущество не утрачивает статус муниципального).
(Замескин Л.М.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Наиболее близким по своей правовой природе к концессионному соглашению является договор аренды. Анализируя сходства и отличия концессии и аренды, Е.Е. Китанина пришла к выводу, что "отношения аренды и концессии различны" <5>, поскольку концессионное соглашение предполагает не только владение и пользование тем или иным имуществом, но и его последовательное улучшение, в том числе посредством осуществления капитальных вложений в мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации инфраструктуры. Помимо этого, концессионная деятельность в виде оказания общественно значимых услуг потребителям с использованием такого имущества осуществляется непрерывно, в отличие от деятельности арендатора, который может самостоятельно определять, каким образом осуществлять ту или иную деятельность на арендованном имуществе. Это непосредственно относится к коммунальным концессиям и концессионерам, также являющимся ресурсоснабжающими организациями, поскольку услуга по предоставлению коммунального ресурса (питьевой воды, тепловой энергии) характеризуется непрерывностью, а приостановки в ее предоставлении домохозяйствам и предприятиям могут негативно сказаться на жизнедеятельности и осуществлении экономической деятельности. Так, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов <6> предусмотрен по общему правилу уведомительный порядок ограничения и (или) приостановления предоставления коммунальных услуг потребителям, за исключением объективных событий в виде аварийных ситуаций, стихийных бедствий. Также особым признаком концессионного соглашения является безусловное сохранение имущества, переданного в рамках концессии, в собственности публичной стороны (государственная или муниципальная собственность), в то время как арендатор может обладать правом выкупа арендуемого имущества согласно ст. 624 Гражданского кодекса РФ <7>. Несмотря на приведенные отличия, интересной является судебная практика, согласно которой к концессионному соглашению были по аналогии применены нормы гражданского законодательства об аренде в части принципа следования права аренды за объектом. Так, суд апелляционной инстанции указал <8>, что смена собственника имущества, которое является объектом концессионного соглашения, не является основанием для изменения или расторжения концессионного соглашения (при условии, что имущество не утрачивает статус муниципального).
Статья: Отключение электроэнергии
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания исполнительного органа субъекта РФ, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания исполнительного органа субъекта РФ, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)7. Сведения о жилых помещениях, в отношении которых введено ограничение или приостановление предоставления соответствующей коммунальной услуги за долги, на дату предоставления сведений, а также сведения об устранении оснований для введения такого ограничения или приостановления.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)7. Сведения о жилых помещениях, в отношении которых введено ограничение или приостановление предоставления соответствующей коммунальной услуги за долги, на дату предоставления сведений, а также сведения об устранении оснований для введения такого ограничения или приостановления.
Ситуация: Какие обязанности несет управляющая компания многоквартирного дома?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)обеспечивать ресурсоснабжающим организациям доступ к общему имуществу МКД для осуществления в предусмотренных случаях приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг либо самостоятельно производить указанные действия по соглашению с ресурсоснабжающей организацией.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)обеспечивать ресурсоснабжающим организациям доступ к общему имуществу МКД для осуществления в предусмотренных случаях приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг либо самостоятельно производить указанные действия по соглашению с ресурсоснабжающей организацией.