Приостановление деятельности политической партии
Подборка наиболее важных документов по запросу Приостановление деятельности политической партии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Приостановление деятельности политических партий в зарубежных странах
(Долгих Ф.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4
(Долгих Ф.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4
Статья: Политические партии: понятие, правовое положение, порядок создания и деятельности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Приостановление деятельности политической партии
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Приостановление деятельности политической партии
Нормативные акты
Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О политических партиях"Статья 39. Приостановление деятельности политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения
(ред. от 23.05.2025)
"О политических партиях"Статья 39. Приостановление деятельности политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Глава 27. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
(ред. от 31.07.2025)Глава 27. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
Статья: Административные деликты, отнесенные к компетенции судов
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)В отношении физических лиц и организаций, деятельность которых не связана с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, судами общей юрисдикции применяются меры судебно-административного понуждения в соответствии с гл. 11, 27, 27.1, 27.2, 32 КАС РФ. Наряду с этим меры судебно-административного понуждения на основании п. 5, п. 6 ч. 1 ст. 21 КАС РФ применяются Верховным Судом Российской Федерации в виде: 1) приостановления деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; 2) прекращения деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, посредством осуществления административного судопроизводства, урегулированного гл. 27 КАС РФ.
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)В отношении физических лиц и организаций, деятельность которых не связана с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, судами общей юрисдикции применяются меры судебно-административного понуждения в соответствии с гл. 11, 27, 27.1, 27.2, 32 КАС РФ. Наряду с этим меры судебно-административного понуждения на основании п. 5, п. 6 ч. 1 ст. 21 КАС РФ применяются Верховным Судом Российской Федерации в виде: 1) приостановления деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; 2) прекращения деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, посредством осуществления административного судопроизводства, урегулированного гл. 27 КАС РФ.
Статья: Механизм функционирования института административно-судебной юрисдикции
(Петрова В.Т.)
("Российский судья", 2023, N 11)Стоит поподробнее остановиться на вопросах подведомственности и подсудности данных категорий дел. Подведомственность означает, какие споры относятся к ведению определенного государственного органа. К компетенции Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) и судов общей юрисдикции относятся дела, связанные с защитой прав и интересов граждан и образований (например, об оспаривании нормативных правовых актов, решений публичных органов), а также дела, связанные с осуществлением судебного контроля за публичными органами (например, приостановление деятельности политической партии, взыскание обязательных платежей), кроме дел, отнесенных к компетенции конституционных и арбитражных судов. К тому же к компетенции КАС РФ не относятся производство по делам об административных правонарушениях, по обращению взысканий на бюджетные средства, служебные споры, пенсионные, социальные и экономические споры <4>.
(Петрова В.Т.)
("Российский судья", 2023, N 11)Стоит поподробнее остановиться на вопросах подведомственности и подсудности данных категорий дел. Подведомственность означает, какие споры относятся к ведению определенного государственного органа. К компетенции Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) и судов общей юрисдикции относятся дела, связанные с защитой прав и интересов граждан и образований (например, об оспаривании нормативных правовых актов, решений публичных органов), а также дела, связанные с осуществлением судебного контроля за публичными органами (например, приостановление деятельности политической партии, взыскание обязательных платежей), кроме дел, отнесенных к компетенции конституционных и арбитражных судов. К тому же к компетенции КАС РФ не относятся производство по делам об административных правонарушениях, по обращению взысканий на бюджетные средства, служебные споры, пенсионные, социальные и экономические споры <4>.
Статья: Рассмотрение административного дела как стадия административного процесса
(Спиридонов П.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)- производство по административным делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису, либо об ограничении доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет и функционирование которых обеспечивается организатором распространения информации в сети Интернет;
(Спиридонов П.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)- производство по административным делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису, либо об ограничении доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет и функционирование которых обеспечивается организатором распространения информации в сети Интернет;
Статья: Военное положение и обеспечивающие его административно-правовые режимы: содержание и взаимосвязь
(Брежнев О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)В-четвертых, касаясь мер, которые могут применяться на основании указов Президента РФ на территории, на которой введено военное положение (ст. 7 ФКЗ о ВП), нужно отметить, что некоторые из них характерны и для чрезвычайного положения (например, усиление охраны общественного порядка, приостановление деятельности политических партий, запрещение или ограничение проведения публичных мероприятий, запрещение забастовок), другие же - отражают специфику военного положения (интернирование (изоляция) граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией, усиление режима секретности в органах власти, организациях и т.п.).
(Брежнев О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)В-четвертых, касаясь мер, которые могут применяться на основании указов Президента РФ на территории, на которой введено военное положение (ст. 7 ФКЗ о ВП), нужно отметить, что некоторые из них характерны и для чрезвычайного положения (например, усиление охраны общественного порядка, приостановление деятельности политических партий, запрещение или ограничение проведения публичных мероприятий, запрещение забастовок), другие же - отражают специфику военного положения (интернирование (изоляция) граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией, усиление режима секретности в органах власти, организациях и т.п.).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Глава 27. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Глава 27. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
Статья: Задачи административного судопроизводства: предназначение и правовое содержание
(Старилов Ю.Н.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Часть 1 ст. 1 КАС РФ включает в предмет его регулирования рассмотрение и разрешение административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. Пункт 1 ч. 3 ст. 1 уточняет регулирование и определяет виды административных дел, которые связаны с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям. Среди таких дел, например, указаны: дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации; дела о признании информационных материалов экстремистскими; о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке; дела, связанные с пребыванием несовершеннолетнего в учебном учреждении закрытого типа.
(Старилов Ю.Н.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Часть 1 ст. 1 КАС РФ включает в предмет его регулирования рассмотрение и разрешение административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. Пункт 1 ч. 3 ст. 1 уточняет регулирование и определяет виды административных дел, которые связаны с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям. Среди таких дел, например, указаны: дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации; дела о признании информационных материалов экстремистскими; о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке; дела, связанные с пребыванием несовершеннолетнего в учебном учреждении закрытого типа.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Процессуальным правовым средством, применяемым при защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, считается административный иск. Следовательно, подача административного искового заявления, содержащего исковые требования административного истца к административному ответчику, и запускает процессуальный механизм реализации права на эффективную правовую защиту в административном судопроизводстве. В административном исковом заявлении могут быть указаны, например, требования: о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений; о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части; признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями; об оспаривании бездействия органа или должностного лица (при этом нужно дать справку, от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями); об отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах; о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации. Суд, рассмотрев административное дело, может принять решение, например: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (ч. 2 ст. 227 КАС РФ); о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 7 ст. 227.1 КАС РФ); об удовлетворении жалобы и отмене решения соответствующей квалификационной коллегии судей полностью или в части (ч. 1 ст. 238 КАС РФ).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Процессуальным правовым средством, применяемым при защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, считается административный иск. Следовательно, подача административного искового заявления, содержащего исковые требования административного истца к административному ответчику, и запускает процессуальный механизм реализации права на эффективную правовую защиту в административном судопроизводстве. В административном исковом заявлении могут быть указаны, например, требования: о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений; о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части; признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями; об оспаривании бездействия органа или должностного лица (при этом нужно дать справку, от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями); об отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах; о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации. Суд, рассмотрев административное дело, может принять решение, например: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (ч. 2 ст. 227 КАС РФ); о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 7 ст. 227.1 КАС РФ); об удовлетворении жалобы и отмене решения соответствующей квалификационной коллегии судей полностью или в части (ч. 1 ст. 238 КАС РФ).
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2) дела об административно-наказуемых деликтах, а также дела об административно-устранимых и административно-понуждаемых деликтах (в частности, дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, о прекращении деятельности средства массовой информации, о взыскании обязательных платежей);
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2) дела об административно-наказуемых деликтах, а также дела об административно-устранимых и административно-понуждаемых деликтах (в частности, дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, о прекращении деятельности средства массовой информации, о взыскании обязательных платежей);