Приостановление действия правового акта
Подборка наиболее важных документов по запросу Приостановление действия правового акта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 97 "Отмена обеспечения иска арбитражным судом" АПК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило определение суда об отмене обеспечительных мер в виде приостановления действия ненормативного правового акта налогового органа, настаивая, что принятие обеспечительных мер в рамках настоящего дела направлено на сохранение существующего состояния отношений между сторонами (статус-кво), позволяет соблюсти баланс интересов сторон и других имеющих отношение к соответствующему имуществу лиц, так как оно (обеспечение) является временной мерой и сохраняет неизменное положение до разрешения в судебном порядке вопроса о наличии/отсутствии оснований для удовлетворения заявления о признании недействительным решения. Суд установил, что обществом произведено отчуждение одного объекта недвижимости и одного земельного участка в адрес взаимозависимых лиц в проверяемом периоде и после его окончания, при этом не подтвердились доводы налогоплательщика о том, что реализация имущества связана с необходимостью пополнения оборотных средств, поскольку документально обществом не был подтвержден факт встречного предоставления. Суд признал обоснованной отмену обеспечительных мер, сделав вывод, что их сохранение не будет способствовать целям обеспечительных мер, а также будет нарушать баланс интересов сторон.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило определение суда об отмене обеспечительных мер в виде приостановления действия ненормативного правового акта налогового органа, настаивая, что принятие обеспечительных мер в рамках настоящего дела направлено на сохранение существующего состояния отношений между сторонами (статус-кво), позволяет соблюсти баланс интересов сторон и других имеющих отношение к соответствующему имуществу лиц, так как оно (обеспечение) является временной мерой и сохраняет неизменное положение до разрешения в судебном порядке вопроса о наличии/отсутствии оснований для удовлетворения заявления о признании недействительным решения. Суд установил, что обществом произведено отчуждение одного объекта недвижимости и одного земельного участка в адрес взаимозависимых лиц в проверяемом периоде и после его окончания, при этом не подтвердились доводы налогоплательщика о том, что реализация имущества связана с необходимостью пополнения оборотных средств, поскольку документально обществом не был подтвержден факт встречного предоставления. Суд признал обоснованной отмену обеспечительных мер, сделав вывод, что их сохранение не будет способствовать целям обеспечительных мер, а также будет нарушать баланс интересов сторон.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11.3 "Единый налоговый платеж. Единый налоговый счет" НК РФ"Поэтому судами сделан обоснованный вывод, что принятие судом обеспечительных мер в виде приостановления действия ненормативного правового акта в полном его объеме исключает возможность совершения налоговым органом действий, направленных не только на взыскание указанных в нем налогов, но и соответствующих им пеней, исчисление которых также предусмотрено приостановленным ненормативным правовым актом. Запрет на совершение действий, основанных на оспариваемом акте, как верно отметили суды, установлен также и положениями подпункта 3 пункта 7 статьи 11.3 НК РФ, согласно которым сумма пени, указанная в решении налогового органа (или, что равнозначно, определенная к исчислению), в случае принятия судом мер предварительной защиты (обеспечительных мер) в совокупной обязанности не учитывается."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Увольнение9. Истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору
Статья: Средства государственной правозащитной деятельности
(Чечельницкий И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)- направление мотивированных предложений о признании утратившими силу или приостановлении действия правовых актов и решений в случаях, если эти акты и решения нарушают права и законные интересы детей, либо о внесении в эти акты и решения изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних <73>.
(Чечельницкий И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)- направление мотивированных предложений о признании утратившими силу или приостановлении действия правовых актов и решений в случаях, если эти акты и решения нарушают права и законные интересы детей, либо о внесении в эти акты и решения изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних <73>.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ
(ред. от 02.11.2023)
"О чрезвычайном положении"Статья 15. Приостановление действия правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления
(ред. от 02.11.2023)
"О чрезвычайном положении"Статья 15. Приостановление действия правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 54. Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 54. Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия
Статья: Приостановление действия решений налоговых органов о принятии обеспечительных мер
(Барыкин М.Ю.)
("Финансовое право", 2025, N 2)1) арбитражное процессуальное законодательство не допускает принятия обеспечительных мер в виде приостановления действия ненормативных правовых актов обеспечительного характера;
(Барыкин М.Ю.)
("Финансовое право", 2025, N 2)1) арбитражное процессуальное законодательство не допускает принятия обеспечительных мер в виде приостановления действия ненормативных правовых актов обеспечительного характера;
Готовое решение: Есть ли особенности в оформлении ежегодного отпуска в период отстранения от работы
(КонсультантПлюс, 2025)в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя подходящую работнику по состоянию здоровья работу. Например, если у водителя приостановлено действие права на управление транспортным средством. Отстранение от работы в этом случае производится на основании ч. 1 ст. 76 ТК РФ;
(КонсультантПлюс, 2025)в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя подходящую работнику по состоянию здоровья работу. Например, если у водителя приостановлено действие права на управление транспортным средством. Отстранение от работы в этом случае производится на основании ч. 1 ст. 76 ТК РФ;
Статья: Практические аспекты реализации законодательных гарантий защиты прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(Абакумова Е.Б.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 3)- выносить предписания о приостановлении действия ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы предпринимателей. Такие предписания подлежат немедленному исполнению. Данное право может быть реализовано только при условии одновременного обжалования Уполномоченным такого документа в судебном порядке.
(Абакумова Е.Б.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 3)- выносить предписания о приостановлении действия ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы предпринимателей. Такие предписания подлежат немедленному исполнению. Данное право может быть реализовано только при условии одновременного обжалования Уполномоченным такого документа в судебном порядке.
Статья: Отмена нормативного правового акта как основание утраты юридической силы
(Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)3. Высшее должностное лицо субъекта РФ обязано в течение двух месяцев со дня издания указа Президента РФ о приостановлении действия нормативного правового акта исполнительного органа субъекта РФ отменить приостановленный акт (либо изменить, либо обратиться в суд для разрешения спора) (подп. 2 ч. 1 ст. 29 Закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"). Согласно части 2 статьи 85 Конституции РФ Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
(Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)3. Высшее должностное лицо субъекта РФ обязано в течение двух месяцев со дня издания указа Президента РФ о приостановлении действия нормативного правового акта исполнительного органа субъекта РФ отменить приостановленный акт (либо изменить, либо обратиться в суд для разрешения спора) (подп. 2 ч. 1 ст. 29 Закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"). Согласно части 2 статьи 85 Конституции РФ Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Статья: Конституционно-правовая ответственность Правительства Российской Федерации: развитие и современное состояние
(Хагба Е.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)1. Отмена или приостановление действия президентом правовых актов правительства. Данная санкция не раз вызывала споры в юридической литературе, что связано с тем, что редко можно представить себе случай, когда правительство может принять решение, о котором президент не был бы заблаговременно осведомлен. К числу самостоятельных полномочий Правительства РФ относятся: разработка и представление в Государственную Думу проекта федерального бюджета на очередной год (п. 2 ст. 19 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4 "О Правительстве Российской Федерации" <14>, далее - Закон о правительстве); управление федеральной собственностью (п. "г" подп. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации <15>, далее - Конституция РФ) и прочие вопросы. Однако в теории конституционного права встречаются и другие подходы, согласно которым отмена акта Правительства, противоречащего Конституции или законам РФ, не является мерой конституционно-правовой ответственности, а является лишь восстановлением законности <16>. Думается, что подобная отмена правового акта Правительства, особенно если это приобретает систематический характер, может привести к негативной оценке их работы со стороны Президента. Это, в свою очередь, может повлечь отставку Правительства.
(Хагба Е.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)1. Отмена или приостановление действия президентом правовых актов правительства. Данная санкция не раз вызывала споры в юридической литературе, что связано с тем, что редко можно представить себе случай, когда правительство может принять решение, о котором президент не был бы заблаговременно осведомлен. К числу самостоятельных полномочий Правительства РФ относятся: разработка и представление в Государственную Думу проекта федерального бюджета на очередной год (п. 2 ст. 19 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4 "О Правительстве Российской Федерации" <14>, далее - Закон о правительстве); управление федеральной собственностью (п. "г" подп. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации <15>, далее - Конституция РФ) и прочие вопросы. Однако в теории конституционного права встречаются и другие подходы, согласно которым отмена акта Правительства, противоречащего Конституции или законам РФ, не является мерой конституционно-правовой ответственности, а является лишь восстановлением законности <16>. Думается, что подобная отмена правового акта Правительства, особенно если это приобретает систематический характер, может привести к негативной оценке их работы со стороны Президента. Это, в свою очередь, может повлечь отставку Правительства.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)По ходатайству заявителя суд может приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта, решения государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в соответствии с ч. 2 ст. 85, ст. 223 КАС РФ. Принятие таких мер осуществляется в порядке, определенном гл. 7 КАС РФ, с учетом особенностей административного судопроизводства. Соответственно, приостановление действия оспариваемого ненормативного правового акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 85 КАС РФ. Приостановление действия ненормативного правового акта, решения государственного или иного органа, должностного лица не влечет их недействительности. Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения согласно ч. 2 ст. 85, ст. 223 КАС РФ в качестве МПЗ понимается запрет совершения действий, предусмотренных данным актом, решением. Если действия, предусмотренные ненормативным правовым актом, решением, уже совершены либо их осуществление началось, судам необходимо выяснять, насколько испрашиваемые меры предварительной защиты фактически исполнимы и эффективны, а также оценивать, может ли непринятие таких мер привести к причинению значительного ущерба заявителю, затруднить или сделать невозможным исполнение итогового судебного акта.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)По ходатайству заявителя суд может приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта, решения государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в соответствии с ч. 2 ст. 85, ст. 223 КАС РФ. Принятие таких мер осуществляется в порядке, определенном гл. 7 КАС РФ, с учетом особенностей административного судопроизводства. Соответственно, приостановление действия оспариваемого ненормативного правового акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 85 КАС РФ. Приостановление действия ненормативного правового акта, решения государственного или иного органа, должностного лица не влечет их недействительности. Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения согласно ч. 2 ст. 85, ст. 223 КАС РФ в качестве МПЗ понимается запрет совершения действий, предусмотренных данным актом, решением. Если действия, предусмотренные ненормативным правовым актом, решением, уже совершены либо их осуществление началось, судам необходимо выяснять, насколько испрашиваемые меры предварительной защиты фактически исполнимы и эффективны, а также оценивать, может ли непринятие таких мер привести к причинению значительного ущерба заявителю, затруднить или сделать невозможным исполнение итогового судебного акта.
Статья: Некоторые проблемы реализации мероприятий "регуляторной гильотины"
(Летуновский В.В., Агеев А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)Уже опубликованный Приказ ГТК России от 26 мая 1998 г. N 344 "О признании утратившими силу и приостановлении действия некоторых правовых актов ГТК России" постановил "не применять на территории Российской Федерации письмо ТК СССР (разъяснение) от 08.05.1991 N 11-55/2145 "О классификации ряда товаров в соответствии с принципами и положениями ТН ВЭД СССР" <9>.
(Летуновский В.В., Агеев А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)Уже опубликованный Приказ ГТК России от 26 мая 1998 г. N 344 "О признании утратившими силу и приостановлении действия некоторых правовых актов ГТК России" постановил "не применять на территории Российской Федерации письмо ТК СССР (разъяснение) от 08.05.1991 N 11-55/2145 "О классификации ряда товаров в соответствии с принципами и положениями ТН ВЭД СССР" <9>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в п. 29 Постановления от 01.06.2023 N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты", следует, что под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в качестве меры предварительной защиты следует понимать запрет совершения действий, предусмотренных данным актом, решением.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в п. 29 Постановления от 01.06.2023 N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты", следует, что под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в качестве меры предварительной защиты следует понимать запрет совершения действий, предусмотренных данным актом, решением.
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Направляет ли инспекция материалы проверки, исполнение решения по которой приостановил суд, в следственные органы
(КонсультантПлюс, 2025)ФАС отменил состоявшиеся по делу судебные акты и разъяснил, что под приостановлением действия ненормативного правового акта (решения) понимается запрет исполнения действий, предусмотренных этим актом (решением). При этом суд сослался на разъяснения Пленума ВАС РФ, содержащиеся в п. 29 Постановления от 12.10.2006 N 55. Значит, у инспекции не было оснований для совершения действий, предусмотренных решением по проверке. Однако в решении такая мера, как направление материалов в следственные органы, не поименована. Следовательно, на данные действия запрет не распространяется. Поэтому выводы судов о том, что судебным актом о принятии обеспечительных мер запрещается также направление материалов проверки в следственные органы, ФАС признал ошибочными.
Направляет ли инспекция материалы проверки, исполнение решения по которой приостановил суд, в следственные органы
(КонсультантПлюс, 2025)ФАС отменил состоявшиеся по делу судебные акты и разъяснил, что под приостановлением действия ненормативного правового акта (решения) понимается запрет исполнения действий, предусмотренных этим актом (решением). При этом суд сослался на разъяснения Пленума ВАС РФ, содержащиеся в п. 29 Постановления от 12.10.2006 N 55. Значит, у инспекции не было оснований для совершения действий, предусмотренных решением по проверке. Однако в решении такая мера, как направление материалов в следственные органы, не поименована. Следовательно, на данные действия запрет не распространяется. Поэтому выводы судов о том, что судебным актом о принятии обеспечительных мер запрещается также направление материалов проверки в следственные органы, ФАС признал ошибочными.
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)4) в силу приостановления действия закона или иного правового акта, регулирующих соответствующее отношение;
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)4) в силу приостановления действия закона или иного правового акта, регулирующих соответствующее отношение;