Приостановление действия нормативного акта
Подборка наиболее важных документов по запросу Приостановление действия нормативного акта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 118 Конституции РФ"Соответственно, представляется закономерным, что ни в одном из перечисленных в Конституции Российской Федерации (статья 118, часть 2) видов судопроизводства не предусмотрен в настоящее время институт приостановления по решению суда действия нормативных правовых актов. Так, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, устанавливая, что арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры), в том числе в случае отложения судебного разбирательства в целях урегулирования спора (часть 1 статьи 90), в то же время предусматривает, что подача заявления в Суд по интеллектуальным правам об оспаривании нормативного правового акта не приостанавливает действие этого акта (часть 3 статьи 193)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отмена нормативного правового акта как основание утраты юридической силы
(Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)3. Высшее должностное лицо субъекта РФ обязано в течение двух месяцев со дня издания указа Президента РФ о приостановлении действия нормативного правового акта исполнительного органа субъекта РФ отменить приостановленный акт (либо изменить, либо обратиться в суд для разрешения спора) (подп. 2 ч. 1 ст. 29 Закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"). Согласно части 2 статьи 85 Конституции РФ Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
(Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)3. Высшее должностное лицо субъекта РФ обязано в течение двух месяцев со дня издания указа Президента РФ о приостановлении действия нормативного правового акта исполнительного органа субъекта РФ отменить приостановленный акт (либо изменить, либо обратиться в суд для разрешения спора) (подп. 2 ч. 1 ст. 29 Закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"). Согласно части 2 статьи 85 Конституции РФ Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Статья: Развитие межбюджетных отношений в рамках бюджетно-налоговой политики, направленной на обеспечение финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Подчеркнем, что сбалансированность бюджета публично-правового образования, представляющая собой баланс между, с одной стороны, суммой доходов и положительного сальдо источников финансирования дефицита бюджета в финансовом году и, с другой стороны, общим объемом расходов, может быть достигнута за счет приостановления действия нормативных правовых актов или их отдельных положений, на основании которых возникают расходные обязательства. Поэтому финансовая устойчивость не может рассматриваться только как способность субъекта РФ обеспечивать сбалансированность своего бюджета, "отказываясь" от расходных обязательств в силу отсутствия должного финансового обеспечения, а должна пониматься именно как сочетание сбалансированности бюджета и платежеспособности в полном объеме. Однако следует учесть и вероятность отказа субъекта РФ от расходных обязательств не только в силу отсутствия финансовой обеспеченности, но и в силу политических причин, изменившихся приоритетов социально-экономического развития региона и иных внешних и внутренних факторов <10>.
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Подчеркнем, что сбалансированность бюджета публично-правового образования, представляющая собой баланс между, с одной стороны, суммой доходов и положительного сальдо источников финансирования дефицита бюджета в финансовом году и, с другой стороны, общим объемом расходов, может быть достигнута за счет приостановления действия нормативных правовых актов или их отдельных положений, на основании которых возникают расходные обязательства. Поэтому финансовая устойчивость не может рассматриваться только как способность субъекта РФ обеспечивать сбалансированность своего бюджета, "отказываясь" от расходных обязательств в силу отсутствия должного финансового обеспечения, а должна пониматься именно как сочетание сбалансированности бюджета и платежеспособности в полном объеме. Однако следует учесть и вероятность отказа субъекта РФ от расходных обязательств не только в силу отсутствия финансовой обеспеченности, но и в силу политических причин, изменившихся приоритетов социально-экономического развития региона и иных внешних и внутренних факторов <10>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) уклонения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня издания указа Президента Российской Федерации о приостановлении действия нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации либо нормативного правового акта исполнительного органа субъекта Российской Федерации от издания нормативного правового акта, предусматривающего отмену приостановленного нормативного правового акта, или от внесения в указанный акт изменений, если в течение этого срока высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не обратилось в соответствующий суд для разрешения спора.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) уклонения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня издания указа Президента Российской Федерации о приостановлении действия нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации либо нормативного правового акта исполнительного органа субъекта Российской Федерации от издания нормативного правового акта, предусматривающего отмену приостановленного нормативного правового акта, или от внесения в указанный акт изменений, если в течение этого срока высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не обратилось в соответствующий суд для разрешения спора.
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации обратила внимание на то, что отношениям в сфере предоставления мер социальной поддержки, регулируемым указанным нормативным правовым актом Республики Марий Эл, присущи особенности: эти отношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. В рамках таких отношений один из их участников, в данном случае ответчик, осуществляет публично-властные полномочия по исполнению и применению нормативных правовых актов по отношению к другому участнику - гражданину, реализующему предоставленное ему нормативным правовым актом право на получение мер социальной поддержки. В связи с этим субъекту Российской Федерации - Республике Марий Эл - в случае приостановления или отмены действия нормативного правового акта, регламентирующего предоставление гражданам мер социальной поддержки, следовало принять меры по дальнейшей реализации прав лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки и реализовавших такое право, предусмотрев для таких лиц соответствующие компенсационные мероприятия, направленные на смягчение неблагоприятных последствий приостановления или отмены действия нормативного правового акта о предоставлении мер социальной поддержки.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации обратила внимание на то, что отношениям в сфере предоставления мер социальной поддержки, регулируемым указанным нормативным правовым актом Республики Марий Эл, присущи особенности: эти отношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. В рамках таких отношений один из их участников, в данном случае ответчик, осуществляет публично-властные полномочия по исполнению и применению нормативных правовых актов по отношению к другому участнику - гражданину, реализующему предоставленное ему нормативным правовым актом право на получение мер социальной поддержки. В связи с этим субъекту Российской Федерации - Республике Марий Эл - в случае приостановления или отмены действия нормативного правового акта, регламентирующего предоставление гражданам мер социальной поддержки, следовало принять меры по дальнейшей реализации прав лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки и реализовавших такое право, предусмотрев для таких лиц соответствующие компенсационные мероприятия, направленные на смягчение неблагоприятных последствий приостановления или отмены действия нормативного правового акта о предоставлении мер социальной поддержки.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В этой связи, на наш взгляд, суды должны крайне осторожно подходить к применению этой меры предварительной защиты. Приостановление действия спорного нормативного правового акта может допускаться в исключительных случаях, когда суд будет иметь достаточные данные о незаконности этого акта, а неприменение этой меры может повлечь за собой причинение административному истцу несоразмерного и невосполнимого ущерба.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В этой связи, на наш взгляд, суды должны крайне осторожно подходить к применению этой меры предварительной защиты. Приостановление действия спорного нормативного правового акта может допускаться в исключительных случаях, когда суд будет иметь достаточные данные о незаконности этого акта, а неприменение этой меры может повлечь за собой причинение административному истцу несоразмерного и невосполнимого ущерба.
Статья: Взаимодействие региональных органов прокуратуры и конституционных (уставных) советов: понятие и формы
(Джиоев С.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Решения ныне созданных конституционных советов, как уже отмечалось, носят рекомендательный характер: совет не уполномочен самостоятельно отменять или приостанавливать действие нормативных актов. Этот принципиальный момент определяет специфику правового взаимодействия советов с прокуратурой: для придания юридической силы выводам конституционного совета зачастую требуются последующие действия органов власти, в том числе - применение мер прокурорского реагирования. Например, прокурор вносит протест на незаконный нормативный акт в адрес органа, его принявшего, с требованием привести нормативный акт в соответствие с конституцией субъекта РФ. Наличие авторитетного заключения конституционного совета усиливает правовую позицию прокуратуры, включается механизм прокурорского реагирования: опираясь на заключение конституционного совета, прокурор побуждает законодательный (или иной издавший нормативный акт) орган принять меры по его изменению или отмене. В случае бездействия со стороны субъекта правотворчества региональные органы прокуратуры могут обратиться в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением о признании данного нормативного акта недействующим. Таким образом, решение конституционного совета получает как бы второе дыхание через правоприменительные инструменты прокуратуры и суда, способные придать сформулированным в решении рекомендациям юридическую обязательность.
(Джиоев С.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Решения ныне созданных конституционных советов, как уже отмечалось, носят рекомендательный характер: совет не уполномочен самостоятельно отменять или приостанавливать действие нормативных актов. Этот принципиальный момент определяет специфику правового взаимодействия советов с прокуратурой: для придания юридической силы выводам конституционного совета зачастую требуются последующие действия органов власти, в том числе - применение мер прокурорского реагирования. Например, прокурор вносит протест на незаконный нормативный акт в адрес органа, его принявшего, с требованием привести нормативный акт в соответствие с конституцией субъекта РФ. Наличие авторитетного заключения конституционного совета усиливает правовую позицию прокуратуры, включается механизм прокурорского реагирования: опираясь на заключение конституционного совета, прокурор побуждает законодательный (или иной издавший нормативный акт) орган принять меры по его изменению или отмене. В случае бездействия со стороны субъекта правотворчества региональные органы прокуратуры могут обратиться в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением о признании данного нормативного акта недействующим. Таким образом, решение конституционного совета получает как бы второе дыхание через правоприменительные инструменты прокуратуры и суда, способные придать сформулированным в решении рекомендациям юридическую обязательность.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2. В соответствии с ч. 2 ст. 85 КАС РФ суд может: 1) приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения; 2) запретить совершать определенные действия; 3) принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных ч. 1 указанной статьи, если КАС РФ при рассмотрении и разрешении отдельных категорий административных дел не предусматривает запрет на принятие МПЗ. С одной стороны, отмечается превентивный характер применяемой судом МПЗ, содержащей соответствующий запрет. С другой стороны, суд вправе принять МПЗ в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца, при этом запрещается принятие иных МПЗ по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов КАС РФ (ст. 211 КАС РФ). Таким образом, действие оспариваемого нормативного правового акта практически приостанавливается в отношении самого заявителя (административного истца). Как было отмечено, здесь очевиден превентивный характер данной МПЗ, цель которой - предотвратить нарушения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций в случае применения к ним оспариваемого правового акта.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2. В соответствии с ч. 2 ст. 85 КАС РФ суд может: 1) приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения; 2) запретить совершать определенные действия; 3) принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных ч. 1 указанной статьи, если КАС РФ при рассмотрении и разрешении отдельных категорий административных дел не предусматривает запрет на принятие МПЗ. С одной стороны, отмечается превентивный характер применяемой судом МПЗ, содержащей соответствующий запрет. С другой стороны, суд вправе принять МПЗ в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца, при этом запрещается принятие иных МПЗ по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов КАС РФ (ст. 211 КАС РФ). Таким образом, действие оспариваемого нормативного правового акта практически приостанавливается в отношении самого заявителя (административного истца). Как было отмечено, здесь очевиден превентивный характер данной МПЗ, цель которой - предотвратить нарушения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций в случае применения к ним оспариваемого правового акта.
Статья: Проблемы и пути совершенствования взаимодействия органов прокуратуры и местного самоуправления
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Не настаивая на замене судебного порядка приостановления нормативного правового акта муниципального органа административным, считаем возможным предоставить прокурору полномочия по принесению протеста, приостанавливающего действие нормативного акта уполномоченного органа до рассмотрения дела судом.
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Не настаивая на замене судебного порядка приостановления нормативного правового акта муниципального органа административным, считаем возможным предоставить прокурору полномочия по принесению протеста, приостанавливающего действие нормативного акта уполномоченного органа до рассмотрения дела судом.
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Программа регуляторной "песочницы" ИКТ (ICT Regulatory Sandbox) [1395], впервые представленная в Южной Корее в 2019 г., представляет собой политическую инициативу, которая позволяет проводить тестирование инноваций в реальном времени и их запуск на рынок под контролем правительства без фактического изменения соответствующих нормативных актов или законов путем приостановления действий существующих правил на некоторое время при определенных условиях.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Программа регуляторной "песочницы" ИКТ (ICT Regulatory Sandbox) [1395], впервые представленная в Южной Корее в 2019 г., представляет собой политическую инициативу, которая позволяет проводить тестирование инноваций в реальном времени и их запуск на рынок под контролем правительства без фактического изменения соответствующих нормативных актов или законов путем приостановления действий существующих правил на некоторое время при определенных условиях.
Готовое решение: Что делать кадровику организации в связи с частичной мобилизацией либо в случае, если работник стал добровольцем или контрактником
(КонсультантПлюс, 2025)Например, можете включить в локальный нормативный акт положение о том, что в период приостановления действия трудового договора мобилизованному работнику выплачивается материальная помощь.
(КонсультантПлюс, 2025)Например, можете включить в локальный нормативный акт положение о том, что в период приостановления действия трудового договора мобилизованному работнику выплачивается материальная помощь.