Приоритет радиоэлектронной продукции
Подборка наиболее важных документов по запросу Приоритет радиоэлектронной продукции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка радиоэлектронной продукции
(КонсультантПлюс, 2025)...приоритет, предусмотренный для радиоэлектронной продукции, связан с предоставлением российскому товару преимущества не на стадии сопоставления предложений, а на стадии заключения договора с победителем. Если по итогам сопоставления предложений участников закупки победителем признается участник, поставляющий иностранную продукцию (которой не предоставляется равный с российским товаром приоритет), то цена договора снижается на 30%.
(КонсультантПлюс, 2025)...приоритет, предусмотренный для радиоэлектронной продукции, связан с предоставлением российскому товару преимущества не на стадии сопоставления предложений, а на стадии заключения договора с победителем. Если по итогам сопоставления предложений участников закупки победителем признается участник, поставляющий иностранную продукцию (которой не предоставляется равный с российским товаром приоритет), то цена договора снижается на 30%.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор изменений, вносимых в Закон N 44-ФЗ Федеральным законом от 08.08.2024 N 318-ФЗ
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 9)9. Получила развитие идея "приоритета внутри приоритета", которая в настоящее время реализована в п. 3 (1) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (приоритет российской радиоэлектронной продукции первого уровня по отношению к российским товарам, не отнесенным к такой продукции). С этой целью вводится ч. 6 ст. 27 Закона N 44-ФЗ, наделяющая Правительство РФ правом установить случаи, когда заявка с предложением о поставке товара российского происхождения приравнивается к заявке с предложением о поставке иностранного товара, если на участие в закупке подана заявка, которая не только соответствует всем установленным требованиям, но еще и содержит предложение о поставке товара российского происхождения, "в наибольшей степени удовлетворяющего требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в соответствии с законодательством в сфере промышленной политики в целях отнесения этой продукции к российской промышленной продукции".
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 9)9. Получила развитие идея "приоритета внутри приоритета", которая в настоящее время реализована в п. 3 (1) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (приоритет российской радиоэлектронной продукции первого уровня по отношению к российским товарам, не отнесенным к такой продукции). С этой целью вводится ч. 6 ст. 27 Закона N 44-ФЗ, наделяющая Правительство РФ правом установить случаи, когда заявка с предложением о поставке товара российского происхождения приравнивается к заявке с предложением о поставке иностранного товара, если на участие в закупке подана заявка, которая не только соответствует всем установленным требованиям, но еще и содержит предложение о поставке товара российского происхождения, "в наибольшей степени удовлетворяющего требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в соответствии с законодательством в сфере промышленной политики в целях отнесения этой продукции к российской промышленной продукции".
Статья: Комментарий к новеллам о минимальной доле закупок товаров российского происхождения
(Трефилова Т.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 3)По вопросу предоставления приоритета российской радиоэлектронной продукции Минфин России 2 декабря 2020 г. указал <6>, что "цена договора снижается на 30% от предложенной победителем закупки [при закупке путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на шаг, установленный в документации о закупке] в случае осуществления закупки радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр радиоэлектронной продукции. В то же время условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке требования об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров. Учитывая изложенное, в случае если при осуществлении закупки поданы заявки, содержащие только предложения о поставке товаров российского происхождения, приоритет, предусмотренный ПП РФ N 925, не предоставляется".
(Трефилова Т.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 3)По вопросу предоставления приоритета российской радиоэлектронной продукции Минфин России 2 декабря 2020 г. указал <6>, что "цена договора снижается на 30% от предложенной победителем закупки [при закупке путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на шаг, установленный в документации о закупке] в случае осуществления закупки радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр радиоэлектронной продукции. В то же время условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке требования об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров. Учитывая изложенное, в случае если при осуществлении закупки поданы заявки, содержащие только предложения о поставке товаров российского происхождения, приоритет, предусмотренный ПП РФ N 925, не предоставляется".
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 N 260
(ред. от 05.09.2025)
"О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации"60(8). Проекты актов Правительства Российской Федерации, регулирующие вопросы установления запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей закупок радиоэлектронной продукции и программного обеспечения, осуществляемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, установления приоритета, в том числе минимальной доли закупок товаров российского происхождения, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, при осуществлении закупок товаров отдельными видами юридических лиц, направляются на согласование в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
(ред. от 05.09.2025)
"О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации"60(8). Проекты актов Правительства Российской Федерации, регулирующие вопросы установления запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей закупок радиоэлектронной продукции и программного обеспечения, осуществляемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, установления приоритета, в том числе минимальной доли закупок товаров российского происхождения, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, при осуществлении закупок товаров отдельными видами юридических лиц, направляются на согласование в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)2. Стимулирующие меры в отдельных приоритетных отраслях:
(разработаны Минфином России)2. Стимулирующие меры в отдельных приоритетных отраслях:
Статья: Отчет о результатах параллельного экспертно-аналитического мероприятия "Анализ результативности мер государственной поддержки по привлечению инвестиций в Приоритетные направления проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики Российской Федерации в 2023 году и истекшем периоде 2024 года" (с Контрольно-счетной палатой Челябинской области, Контрольно-счетной палатой Воронежской области, Счетной палатой Республики Татарстан)
(Зайцев Д.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 3)Первая очередь из десяти национальных проектов технологического суверенитета (далее - мега-проекты) была утверждена Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным от 20 мая 2023 г. N ММ-П13-6637. В нее были включены следующие мега-проекты: "Импортозамещение критической химической продукции", "Производство дизельных двигателей и продукции на их основе", "Производство импортозамещенных воздушных судов", "Производство судов и судового оборудования", "Производство приоритетной станкоинструментальной продукции", "Производство электронной и радиоэлектронной продукции", "Локализация производства лекарственных препаратов с риском возникновения дефектуры", "Производство наиболее востребованных медицинских изделий", "Развитие беспилотных авиационных систем", "Развитие производства сжиженного природного газа на основе отечественного оборудования". Соотношение национальных проектов, установленных перечнем поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию (от 30 марта 2024 г. N Пр-616), и мега-проектов, утвержденных поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. N ММ-П13-6637, представлено в приложении N 3.
(Зайцев Д.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 3)Первая очередь из десяти национальных проектов технологического суверенитета (далее - мега-проекты) была утверждена Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным от 20 мая 2023 г. N ММ-П13-6637. В нее были включены следующие мега-проекты: "Импортозамещение критической химической продукции", "Производство дизельных двигателей и продукции на их основе", "Производство импортозамещенных воздушных судов", "Производство судов и судового оборудования", "Производство приоритетной станкоинструментальной продукции", "Производство электронной и радиоэлектронной продукции", "Локализация производства лекарственных препаратов с риском возникновения дефектуры", "Производство наиболее востребованных медицинских изделий", "Развитие беспилотных авиационных систем", "Развитие производства сжиженного природного газа на основе отечественного оборудования". Соотношение национальных проектов, установленных перечнем поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию (от 30 марта 2024 г. N Пр-616), и мега-проектов, утвержденных поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. N ММ-П13-6637, представлено в приложении N 3.
Статья: Регулирование и направления развития рынка центров обработки данных в Российской Федерации
(Новиков А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)Регуляторная база также включает меры по технологической независимости. Постановления Правительства РФ ограничивают закупки зарубежного программного обеспечения для государственных нужд при наличии российских аналогов (например, Постановление от 2015 г. N 1236), что влияет и на программные платформы, используемые в ЦОД. С 2022 г. введены требования приоритета отечественного телекоммуникационного оборудования при государственных закупках: для информационных систем госорганов допускается только оборудование из реестра российской радиоэлектронной продукции. Эти нормативные решения направлены на повышение технологической независимости инфраструктуры хранения данных.
(Новиков А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)Регуляторная база также включает меры по технологической независимости. Постановления Правительства РФ ограничивают закупки зарубежного программного обеспечения для государственных нужд при наличии российских аналогов (например, Постановление от 2015 г. N 1236), что влияет и на программные платформы, используемые в ЦОД. С 2022 г. введены требования приоритета отечественного телекоммуникационного оборудования при государственных закупках: для информационных систем госорганов допускается только оборудование из реестра российской радиоэлектронной продукции. Эти нормативные решения направлены на повышение технологической независимости инфраструктуры хранения данных.
Статья: Что нового в системе закупок (март - апрель 2023 года)?
(Гусев М.Г.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 5)Вводится двухуровневая система допуска к закупкам отдельных видов вычислительной техники. Наивысший приоритет будет получать продукция первого уровня (с российским центральным процессором). Сведения об уровне будут включаться в реестр радиоэлектронной продукции.
(Гусев М.Г.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 5)Вводится двухуровневая система допуска к закупкам отдельных видов вычислительной техники. Наивысший приоритет будет получать продукция первого уровня (с российским центральным процессором). Сведения об уровне будут включаться в реестр радиоэлектронной продукции.
Статья: ЕРРРП: как попасть в реестр производителю радиоэлектроники и какие это дает преимущества
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 19)Правительством РФ установлен режим запретов и ограничений на госзакупку иностранной продукции и закреплен приоритет российских товаров (а также товаров от производителей из стран - членов ЕАЭС). То есть заказчик (это, например, налоговая служба, городская или районная администрация, Росатом, Роскосмос, учреждение здравоохранения, образовательное учреждение или др.) может закупить иностранную продукцию только при отсутствии отечественных аналогов (или аналогов из стран - членов ЕАЭС) <5>. И должен отклонить все заявки с предложением импортной электроники при наличии заявок с предложением российского товара. А закупка радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования российских производителей, информация о которых указана в реестре, должна проходить без дополнительных ограничений.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 19)Правительством РФ установлен режим запретов и ограничений на госзакупку иностранной продукции и закреплен приоритет российских товаров (а также товаров от производителей из стран - членов ЕАЭС). То есть заказчик (это, например, налоговая служба, городская или районная администрация, Росатом, Роскосмос, учреждение здравоохранения, образовательное учреждение или др.) может закупить иностранную продукцию только при отсутствии отечественных аналогов (или аналогов из стран - членов ЕАЭС) <5>. И должен отклонить все заявки с предложением импортной электроники при наличии заявок с предложением российского товара. А закупка радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования российских производителей, информация о которых указана в реестре, должна проходить без дополнительных ограничений.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (апрель 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Также представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил материалы, заявки участников Аукциона и сообщил, что предложение Заявителя содержит предложение о поставке радиоэлектронной продукции российского происхождения, при этом такому участнику не представлен приоритет в соответствии с Постановлением N 925 в связи с отсутствием сведений о предложенной продукции в едином реестре радиоэлектронной продукции.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Также представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил материалы, заявки участников Аукциона и сообщил, что предложение Заявителя содержит предложение о поставке радиоэлектронной продукции российского происхождения, при этом такому участнику не представлен приоритет в соответствии с Постановлением N 925 в связи с отсутствием сведений о предложенной продукции в едином реестре радиоэлектронной продукции.
Вопрос: Вправе ли мы требовать, чтобы участники закупки указывали в заявках номера реестровых записей из реестров российской радиоэлектронной продукции или российских промышленных товаров? Или хотя бы передали документы, на основании которых российские товары включаются в указанные реестры?
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 11)Вопрос: Планируем конкурентную процедуру по Закону N 223-ФЗ для целей выполнения квоты, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 2013 (далее - ПП РФ N 2013). Вправе ли мы требовать, чтобы участники закупки указывали в заявках номера реестровых записей из реестров российской радиоэлектронной продукции или российских промышленных товаров? Или хотя бы передали документы, на основании которых российские товары включаются в указанные реестры, при поставке?
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 11)Вопрос: Планируем конкурентную процедуру по Закону N 223-ФЗ для целей выполнения квоты, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 2013 (далее - ПП РФ N 2013). Вправе ли мы требовать, чтобы участники закупки указывали в заявках номера реестровых записей из реестров российской радиоэлектронной продукции или российских промышленных товаров? Или хотя бы передали документы, на основании которых российские товары включаются в указанные реестры, при поставке?
Последние изменения: Ограничение закупок иностранных товаров (работ, услуг) и преимущества для российских товаров (работ, услуг) по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)установлен приоритет для заявок с предложением отдельных видов радиоэлектронной продукции, например ноутбуков массой не более 10 кг. Заказчик отклоняет все заявки, если подана хотя бы одна заявка, которая одновременно соответствует требованиям извещения (документации), содержит предложение указанной продукции только первого уровня и предлагает прочую радиоэлектронную продукцию (если входит в предмет одного контракта (лота)) только из ЕАЭС. Когда таких заявок нет, надо применять общий порядок отклонения заявок с иностранной радиоэлектроникой (п. 3(1) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878);
(КонсультантПлюс, 2025)установлен приоритет для заявок с предложением отдельных видов радиоэлектронной продукции, например ноутбуков массой не более 10 кг. Заказчик отклоняет все заявки, если подана хотя бы одна заявка, которая одновременно соответствует требованиям извещения (документации), содержит предложение указанной продукции только первого уровня и предлагает прочую радиоэлектронную продукцию (если входит в предмет одного контракта (лота)) только из ЕАЭС. Когда таких заявок нет, надо применять общий порядок отклонения заявок с иностранной радиоэлектроникой (п. 3(1) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878);
Статья: Налоговое стимулирование предприятий высокотехнологичного сектора экономики: проблемы и решения
(Мандрощенко О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Отрасли авиастроения не уступает по значимости радиоэлектронная промышленность (далее также - РЭП), которая является одним из структурообразующих элементов российской экономики, а ее комплексное развитие в значительной мере определяет темпы и качество экономического роста страны. Достижение конкурентного преимущества и эффективности производства электронной и радиоэлектронной продукции - важные задачи, стоящей перед РЭП. По мнению ученых и практиков, приоритетными направлениями развития отрасли являются обеспечение технологической независимости в области производства электронной компонентной базы (далее - ЭКБ), внедрение и поддержка базовых и критических технологий, модернизация радиоэлектронных производств с учетом перспектив развития технологий, создание институциональной среды для развития РЭП.
(Мандрощенко О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Отрасли авиастроения не уступает по значимости радиоэлектронная промышленность (далее также - РЭП), которая является одним из структурообразующих элементов российской экономики, а ее комплексное развитие в значительной мере определяет темпы и качество экономического роста страны. Достижение конкурентного преимущества и эффективности производства электронной и радиоэлектронной продукции - важные задачи, стоящей перед РЭП. По мнению ученых и практиков, приоритетными направлениями развития отрасли являются обеспечение технологической независимости в области производства электронной компонентной базы (далее - ЭКБ), внедрение и поддержка базовых и критических технологий, модернизация радиоэлектронных производств с учетом перспектив развития технологий, создание институциональной среды для развития РЭП.
Вопрос: Как правильно применить п. 3.1 ПП РФ N 925, если заказчик планирует осуществить закупку радиоэлектронной продукции, но в реестре найти ее не может? Может ли он не устанавливать в документации информацию о предоставлении приоритета?
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 12)"Вестник Института госзакупок", 2021, N 12
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 12)"Вестник Института госзакупок", 2021, N 12
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (январь 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Также представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил материалы, заявки участников Аукциона и сообщил, что предложение Заявителя содержит предложение о поставке радиоэлектронной продукции российского происхождения, при этом такому участнику не представлен приоритет в соответствии с Постановлением N 925 в связи с отсутствием сведений о предложенной продукции в едином реестре радиоэлектронной продукции.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Также представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил материалы, заявки участников Аукциона и сообщил, что предложение Заявителя содержит предложение о поставке радиоэлектронной продукции российского происхождения, при этом такому участнику не представлен приоритет в соответствии с Постановлением N 925 в связи с отсутствием сведений о предложенной продукции в едином реестре радиоэлектронной продукции.