Приоритет нормативных актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Приоритет нормативных актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Аренда лесного участка: Третье лицо хочет признать договор аренды недействительным и вернуть сторонам все полученное по сделке
(КонсультантПлюс, 2025)Третьим лицом не доказано наличие пороков формы или содержания договора, влекущих его недействительность: оспариваемые условия договора соответствуют требованиям нормативного акта, имеющего приоритет
(КонсультантПлюс, 2025)Третьим лицом не доказано наличие пороков формы или содержания договора, влекущих его недействительность: оспариваемые условия договора соответствуют требованиям нормативного акта, имеющего приоритет
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.37 "Цели установления публичного сервитута" ЗК РФ"Системное толкование положений статей 39, 39.37, 39.38 ЗК РФ, статей 26, 88 ЛК РФ, Правил N 434, имея в виду необходимость придания приоритета более поздним нормативным правовым актам (темпоральное толкование), свидетельствует о том, что в процедуре установления публичного сервитута для целей, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, критерием разграничения компетенции по принятию соответствующего решения является не принадлежность земельных участков или конкретная категория земель, а назначение инженерного сооружения, для размещения которого устанавливается публичный сервитут."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как уплатить арендную плату за публичные земельные участки
(КонсультантПлюс, 2025)Договор, предусматривающий порядок внесения арендной платы, имеет приоритет перед соответствующим нормативным актом, принятым после заключения договора (п. 4 ст. 421, ст. 422 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Договор, предусматривающий порядок внесения арендной платы, имеет приоритет перед соответствующим нормативным актом, принятым после заключения договора (п. 4 ст. 421, ст. 422 ГК РФ).
Статья: Административно-правовая трансформация: о влиянии на современное понимание и классификацию административно-правовых режимов
(Катинская Е.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Помимо того что понимание правового режима тесно связано с отраслевой принадлежностью, которая затрудняет определение приоритета конкретного нормативного акта при установлении экстраординарного режима, так еще и некоторые специальные законы (например, Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму") не содержат оснований введения специальных административно-правовых режимов <4>. Нормативная правовая база, регулирующая деятельность медицинских организаций, оказалась несостоятельной для быстрого реагирования на пандемию коронавируса из-за недостатков некоторых ключевых аспектов (например, изменение профиля деятельности медучреждений, отсутствие механизмов компенсации выпадающих доходов в рамках обязательного медстрахования, необходимость получения лицензий при временном перепрофилировании медорганизаций и оказании телемедицинских услуг и др.) <5>. В ответ на кризис предпринимается поиск новых подходов к урегулированию нестабильной ситуации, в результате которого наблюдается значительный рост массива региональных и подзаконных актов, требующих дальнейшего анализа. В контексте Т. Куна это соответствует периоду научного кризиса, когда накопленные аномалии вызывают сомнения в доминирующей парадигме.
(Катинская Е.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Помимо того что понимание правового режима тесно связано с отраслевой принадлежностью, которая затрудняет определение приоритета конкретного нормативного акта при установлении экстраординарного режима, так еще и некоторые специальные законы (например, Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму") не содержат оснований введения специальных административно-правовых режимов <4>. Нормативная правовая база, регулирующая деятельность медицинских организаций, оказалась несостоятельной для быстрого реагирования на пандемию коронавируса из-за недостатков некоторых ключевых аспектов (например, изменение профиля деятельности медучреждений, отсутствие механизмов компенсации выпадающих доходов в рамках обязательного медстрахования, необходимость получения лицензий при временном перепрофилировании медорганизаций и оказании телемедицинских услуг и др.) <5>. В ответ на кризис предпринимается поиск новых подходов к урегулированию нестабильной ситуации, в результате которого наблюдается значительный рост массива региональных и подзаконных актов, требующих дальнейшего анализа. В контексте Т. Куна это соответствует периоду научного кризиса, когда накопленные аномалии вызывают сомнения в доминирующей парадигме.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.12.2020 N 437-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О федеральной территории "Сириус"2) утверждение стратегии социально-экономического развития федеральной территории "Сириус" на пять лет, в том числе определяющей приоритеты развития культуры, образования, науки, критических для развития Российской Федерации технологий, физической культуры и спорта в федеральной территории "Сириус" в соответствии с приоритетами Российской Федерации, определенными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
(ред. от 27.10.2025)
"О федеральной территории "Сириус"2) утверждение стратегии социально-экономического развития федеральной территории "Сириус" на пять лет, в том числе определяющей приоритеты развития культуры, образования, науки, критических для развития Российской Федерации технологий, физической культуры и спорта в федеральной территории "Сириус" в соответствии с приоритетами Российской Федерации, определенными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5
(ред. от 05.03.2013)
"О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации"Правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти или уполномоченной организацией, заключившими данный договор (часть 4 статьи 15, статьи 90, 113 Конституции Российской Федерации).
(ред. от 05.03.2013)
"О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации"Правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти или уполномоченной организацией, заключившими данный договор (часть 4 статьи 15, статьи 90, 113 Конституции Российской Федерации).
Статья: Политическая безопасность и политический характер нормативных правовых актов в сфере обеспечения национальной безопасности
(Федотова Ю.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)Именно политические аспекты становятся все большим приоритетом современных нормативных правовых актов в сфере обеспечения национальной безопасности. При этом, учитывая, что политика строится на отношениях власти, ее достижения и укрепления, рассмотрим, какие механизмы обеспечения политической безопасности и ее угрозы отражены в нормативных правовых актах стран, наиболее ярко отразивших соответствующие приоритеты в своих основополагающих актах в области национальной безопасности.
(Федотова Ю.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)Именно политические аспекты становятся все большим приоритетом современных нормативных правовых актов в сфере обеспечения национальной безопасности. При этом, учитывая, что политика строится на отношениях власти, ее достижения и укрепления, рассмотрим, какие механизмы обеспечения политической безопасности и ее угрозы отражены в нормативных правовых актах стран, наиболее ярко отразивших соответствующие приоритеты в своих основополагающих актах в области национальной безопасности.
Статья: Управление качеством аудита бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями МСА
(Лосева Н.А.)
("Аудитор", 2023, N 10)По своему содержанию данный компонент определяет, что аудиторская организация обязана установить следующие цели в области обеспечения качества, касающиеся принятия решения о начале и продолжении работы с клиентом: получение информации в отношении характера и обстоятельств задания; аудиторская организация способна выполнить задание в соответствии с профессиональными стандартами, применимыми требованиями законов и нормативных актов; финансовые и операционные приоритеты не приводят к ненадлежащему суждению относительно начала или продолжения сотрудничества с клиентом по определенному заданию.
(Лосева Н.А.)
("Аудитор", 2023, N 10)По своему содержанию данный компонент определяет, что аудиторская организация обязана установить следующие цели в области обеспечения качества, касающиеся принятия решения о начале и продолжении работы с клиентом: получение информации в отношении характера и обстоятельств задания; аудиторская организация способна выполнить задание в соответствии с профессиональными стандартами, применимыми требованиями законов и нормативных актов; финансовые и операционные приоритеты не приводят к ненадлежащему суждению относительно начала или продолжения сотрудничества с клиентом по определенному заданию.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)3. В комментируемой статье зафиксирован общий принцип, согласно которому все нормативные правовые акты, регулирующие в той или иной степени жилищные отношения, должны соответствовать ЖК РФ (ч. 3, 4, 5, 6, 7 комментируемой статьи). В случае несоответствия ему какого-либо нормативного правового акта приоритет должны иметь нормы ЖК РФ.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)3. В комментируемой статье зафиксирован общий принцип, согласно которому все нормативные правовые акты, регулирующие в той или иной степени жилищные отношения, должны соответствовать ЖК РФ (ч. 3, 4, 5, 6, 7 комментируемой статьи). В случае несоответствия ему какого-либо нормативного правового акта приоритет должны иметь нормы ЖК РФ.
Статья: Роль закона и социалистического правосознания в юридической практике советских органов власти и управления в 1917 - 1928 гг.
(Шатковская Т.В., Диденко М.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 1)Одним из постулатов отечественной юриспруденции считается положение о приоритете нормативных правовых актов перед иными формами права. Вместе с тем данное положение не всегда подтверждается современными реалиями и историческим опытом. Наиболее наглядным историческим примером, обеспеченным достаточным количеством опубликованных и неопубликованных источников, является юридическая практика первого десятилетия советской власти.
(Шатковская Т.В., Диденко М.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 1)Одним из постулатов отечественной юриспруденции считается положение о приоритете нормативных правовых актов перед иными формами права. Вместе с тем данное положение не всегда подтверждается современными реалиями и историческим опытом. Наиболее наглядным историческим примером, обеспеченным достаточным количеством опубликованных и неопубликованных источников, является юридическая практика первого десятилетия советской власти.
Статья: Статус оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов
(Курбанов Р.А., Налетов К.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 12)Ряд государственных функций выполняют государственные корпорации. Например, Государственная корпорация "Росатом" согласно ст. 6 и 7 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" ведет государственный регистр ядерных материалов и выдает государствам - поставщикам ядерных материалов от имени Российской Федерации как покупателя заверения в мирном использовании, обеспечении их физической защиты и в соблюдении условий последующей передачи; осуществляет лицензирование и лицензионный контроль за деятельностью организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях; выполняет роль органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами; проводит государственную экспертизу проектной документации и федеральный государственный строительный надзор объектов капитального строительства федеральных ядерных организаций и государственную экспертизу результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации; выдает, приостанавливает, возобновляет, прекращает разрешения на плавание судов в акватории Северного морского пути, вносит в них изменения и осуществляет совместно с Росимуществом оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере морского транспорта. Статья 8 вышеназванного Закона фактически придает нормативным правовым актам Росатома приоритет относительно нормативных актов федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции <6>: согласно п. 1, 2 и 4 данной статьи нормативные правовые акты Росатома имеют прямое действие и обязательны в том числе для федеральных органов государственной власти. Кроме того, этими актами могут быть признаны не действующими на территории Российской Федерации акты Министерства среднего машиностроения СССР, Министерства атомной энергетики и промышленности СССР, Государственного комитета СССР по использованию атомной энергии, акты Министерства РФ по атомной энергии и Федерального агентства по атомной энергии - утратившими юридическую силу.
(Курбанов Р.А., Налетов К.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 12)Ряд государственных функций выполняют государственные корпорации. Например, Государственная корпорация "Росатом" согласно ст. 6 и 7 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" ведет государственный регистр ядерных материалов и выдает государствам - поставщикам ядерных материалов от имени Российской Федерации как покупателя заверения в мирном использовании, обеспечении их физической защиты и в соблюдении условий последующей передачи; осуществляет лицензирование и лицензионный контроль за деятельностью организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях; выполняет роль органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами; проводит государственную экспертизу проектной документации и федеральный государственный строительный надзор объектов капитального строительства федеральных ядерных организаций и государственную экспертизу результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации; выдает, приостанавливает, возобновляет, прекращает разрешения на плавание судов в акватории Северного морского пути, вносит в них изменения и осуществляет совместно с Росимуществом оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере морского транспорта. Статья 8 вышеназванного Закона фактически придает нормативным правовым актам Росатома приоритет относительно нормативных актов федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции <6>: согласно п. 1, 2 и 4 данной статьи нормативные правовые акты Росатома имеют прямое действие и обязательны в том числе для федеральных органов государственной власти. Кроме того, этими актами могут быть признаны не действующими на территории Российской Федерации акты Министерства среднего машиностроения СССР, Министерства атомной энергетики и промышленности СССР, Государственного комитета СССР по использованию атомной энергии, акты Министерства РФ по атомной энергии и Федерального агентства по атомной энергии - утратившими юридическую силу.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Помимо неукоснительного соблюдения норм КАС РФ всеми субъектами административного судопроизводства сущность принципа законности при рассмотрении и разрешении административного дела выражается в невозможности применения судом федерального закона, противоречащего КАС РФ. В системе законодательства об административном судопроизводстве КАС РФ является специализированным федеральным законом, основное предназначение которого - регулировать правоотношения в сфере административного судопроизводства. КАС РФ имеет приоритет перед другими нормативными правовыми актами, в той или иной степени определяющими порядок осуществления административного судопроизводства.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Помимо неукоснительного соблюдения норм КАС РФ всеми субъектами административного судопроизводства сущность принципа законности при рассмотрении и разрешении административного дела выражается в невозможности применения судом федерального закона, противоречащего КАС РФ. В системе законодательства об административном судопроизводстве КАС РФ является специализированным федеральным законом, основное предназначение которого - регулировать правоотношения в сфере административного судопроизводства. КАС РФ имеет приоритет перед другими нормативными правовыми актами, в той или иной степени определяющими порядок осуществления административного судопроизводства.
Статья: Конструктивно-сочлененные объекты основных средств: налог на имущество организаций
(Рабинович А.М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 16)Причем подход, воплощенный в постановлениях АС Поволжского округа, выглядит трудно совместимым с тем, что во втором своем приведенном выше доводе суд сам называет нормы бухгалтерского учета специальными, а нормы гражданского законодательства - общими. Ведь из этого следует, что по вопросам, относящимся к сфере бухгалтерского учета, приоритетными являются положения нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету. Вопрос же о "единице" налогообложения в качестве объекта основных средств, то есть вопрос о том, надо ли в целях налога на имущество разделять конструктивно сочлененный объект на самостоятельные недвижимые и движимые инвентарные объекты основных средств, несомненно, относится к области бухгалтерского учета. Ну а на приоритетность специальных норм перед общими неоднократно указывал, в том числе при рассмотрении проблем налогообложения, Конституционный суд РФ. Причем никогда не называя практическую реализацию этой приоритетности "подменой" общих норм специальными (постановления Конституционного суда РФ от 14.05.2003 N 8-П, от 22.05.2019 N 20-П, Определения Конституционного суда РФ от 21.10.2008 N 673-О-О, от 17.02.2015 N 262-О, от 14.12.2021 N 2649-О и др.). И не надо пытаться общими нормами ГК РФ решить несвойственные их природе специальные задачи бухгалтерского учета.
(Рабинович А.М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 16)Причем подход, воплощенный в постановлениях АС Поволжского округа, выглядит трудно совместимым с тем, что во втором своем приведенном выше доводе суд сам называет нормы бухгалтерского учета специальными, а нормы гражданского законодательства - общими. Ведь из этого следует, что по вопросам, относящимся к сфере бухгалтерского учета, приоритетными являются положения нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету. Вопрос же о "единице" налогообложения в качестве объекта основных средств, то есть вопрос о том, надо ли в целях налога на имущество разделять конструктивно сочлененный объект на самостоятельные недвижимые и движимые инвентарные объекты основных средств, несомненно, относится к области бухгалтерского учета. Ну а на приоритетность специальных норм перед общими неоднократно указывал, в том числе при рассмотрении проблем налогообложения, Конституционный суд РФ. Причем никогда не называя практическую реализацию этой приоритетности "подменой" общих норм специальными (постановления Конституционного суда РФ от 14.05.2003 N 8-П, от 22.05.2019 N 20-П, Определения Конституционного суда РФ от 21.10.2008 N 673-О-О, от 17.02.2015 N 262-О, от 14.12.2021 N 2649-О и др.). И не надо пытаться общими нормами ГК РФ решить несвойственные их природе специальные задачи бухгалтерского учета.
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Вопрос реализации норм международного права в отечественной правовой системе является одной из центральных проблем в правоприменительной практике правовой системы РФ. В случае коллизий между национальными (внутригосударственными) и международными нормами (нормативными актами) приоритет имеют международные нормы (нормативные акты). Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Однако в процессе осуществления способов приведения в действие норм международного права внутри страны возникают несогласованности и даже прямые противоречия между содержанием норм международного права и внутригосударственного права <1>. При этом если в случае противоречия национального законодательства и международных договоров Конституция РФ признает приоритет последних, то в отношении общепризнанных норм и принципов международного права отсутствует четкое указание о соотношении их с нормами международного права, хотя именно они служат критерием правомерности международных договоров <2>.
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Вопрос реализации норм международного права в отечественной правовой системе является одной из центральных проблем в правоприменительной практике правовой системы РФ. В случае коллизий между национальными (внутригосударственными) и международными нормами (нормативными актами) приоритет имеют международные нормы (нормативные акты). Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Однако в процессе осуществления способов приведения в действие норм международного права внутри страны возникают несогласованности и даже прямые противоречия между содержанием норм международного права и внутригосударственного права <1>. При этом если в случае противоречия национального законодательства и международных договоров Конституция РФ признает приоритет последних, то в отношении общепризнанных норм и принципов международного права отсутствует четкое указание о соотношении их с нормами международного права, хотя именно они служат критерием правомерности международных договоров <2>.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечалось разработчиками законопроекта, принятого в качестве Закона 2019 г. N 472-ФЗ, он направлен на обеспечение однородной практики предоставления уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ и исчерпывающими перечнями, а также на сокращение срока предоставления отдельных услуг в сфере строительства; в частности, предлагается унифицировать порядок, условия и результаты предоставления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, путем установления федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ, единых стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "единые стандарты"); единые стандарты станут нормативными правовыми актами, обладающими приоритетом над административными регламентами, утверждаемыми на всех уровнях публичной власти, определяющими структуру, порядок, условия и результат предоставления конкретной государственной или муниципальной услуги, в том числе предусмотренной исчерпывающими перечнями; первые единые стандарты планируется утвердить в отношении государственных и муниципальных услуг, относящихся непосредственно к сфере градостроительства, курируемой Минстроем России.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечалось разработчиками законопроекта, принятого в качестве Закона 2019 г. N 472-ФЗ, он направлен на обеспечение однородной практики предоставления уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ и исчерпывающими перечнями, а также на сокращение срока предоставления отдельных услуг в сфере строительства; в частности, предлагается унифицировать порядок, условия и результаты предоставления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, путем установления федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ, единых стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "единые стандарты"); единые стандарты станут нормативными правовыми актами, обладающими приоритетом над административными регламентами, утверждаемыми на всех уровнях публичной власти, определяющими структуру, порядок, условия и результат предоставления конкретной государственной или муниципальной услуги, в том числе предусмотренной исчерпывающими перечнями; первые единые стандарты планируется утвердить в отношении государственных и муниципальных услуг, относящихся непосредственно к сфере градостроительства, курируемой Минстроем России.