Приоритет нормативно-правовых актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Приоритет нормативно-правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.37 "Цели установления публичного сервитута" ЗК РФ"Системное толкование положений статей 39, 39.37, 39.38 ЗК РФ, статей 26, 88 ЛК РФ, Правил N 434, имея в виду необходимость придания приоритета более поздним нормативным правовым актам (темпоральное толкование), свидетельствует о том, что в процедуре установления публичного сервитута для целей, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, критерием разграничения компетенции по принятию соответствующего решения является не принадлежность земельных участков или конкретная категория земель, а назначение инженерного сооружения, для размещения которого устанавливается публичный сервитут."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.38 "Органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута" ЗК РФ"Системное толкование положений статей 39, 39.37, 39.38 ЗК РФ, статей 26, 88 ЛК РФ, Правил N 434, имея в виду необходимость придания приоритета более поздним нормативным правовым актам (темпоральное толкование), свидетельствует о том, что в процедуре установления публичного сервитута для целей, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, критерием разграничения компетенции по принятию соответствующего решения является не принадлежность земельных участков или конкретная категория земель, а назначение инженерного сооружения, для размещения которого устанавливается публичный сервитут."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы утверждения границ территорий объектов культурного наследия как исходной предпосылки их государственной регистрации
(Пивненко Д.Л.)
("Цивилист", 2024, N 3)В целом, возникающую коллизию возможно преодолеть, ссылаясь в том числе на ст. 76 Конституции РФ, позиции Конституционного и Верховного Судов РФ <12>, апеллируя к иерархии НПА и приоритету НПА большей юридической силы. Однако такой подход не снимает вопрос реализации ст. 3.1 Закона об ОКН, отсылающей к утверждаемым уполномоченным органом власти требованиям к составлению проектов ГТ и ТОД.
(Пивненко Д.Л.)
("Цивилист", 2024, N 3)В целом, возникающую коллизию возможно преодолеть, ссылаясь в том числе на ст. 76 Конституции РФ, позиции Конституционного и Верховного Судов РФ <12>, апеллируя к иерархии НПА и приоритету НПА большей юридической силы. Однако такой подход не снимает вопрос реализации ст. 3.1 Закона об ОКН, отсылающей к утверждаемым уполномоченным органом власти требованиям к составлению проектов ГТ и ТОД.
Статья: Роль закона и социалистического правосознания в юридической практике советских органов власти и управления в 1917 - 1928 гг.
(Шатковская Т.В., Диденко М.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 1)Одним из постулатов отечественной юриспруденции считается положение о приоритете нормативных правовых актов перед иными формами права. Вместе с тем данное положение не всегда подтверждается современными реалиями и историческим опытом. Наиболее наглядным историческим примером, обеспеченным достаточным количеством опубликованных и неопубликованных источников, является юридическая практика первого десятилетия советской власти.
(Шатковская Т.В., Диденко М.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 1)Одним из постулатов отечественной юриспруденции считается положение о приоритете нормативных правовых актов перед иными формами права. Вместе с тем данное положение не всегда подтверждается современными реалиями и историческим опытом. Наиболее наглядным историческим примером, обеспеченным достаточным количеством опубликованных и неопубликованных источников, является юридическая практика первого десятилетия советской власти.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.12.2020 N 437-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О федеральной территории "Сириус"2) утверждение стратегии социально-экономического развития федеральной территории "Сириус" на пять лет, в том числе определяющей приоритеты развития культуры, образования, науки, критических для развития Российской Федерации технологий, физической культуры и спорта в федеральной территории "Сириус" в соответствии с приоритетами Российской Федерации, определенными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
(ред. от 27.10.2025)
"О федеральной территории "Сириус"2) утверждение стратегии социально-экономического развития федеральной территории "Сириус" на пять лет, в том числе определяющей приоритеты развития культуры, образования, науки, критических для развития Российской Федерации технологий, физической культуры и спорта в федеральной территории "Сириус" в соответствии с приоритетами Российской Федерации, определенными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
Статья: Конструктивно-сочлененные объекты основных средств: налог на имущество организаций
(Рабинович А.М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 16)Причем подход, воплощенный в постановлениях АС Поволжского округа, выглядит трудно совместимым с тем, что во втором своем приведенном выше доводе суд сам называет нормы бухгалтерского учета специальными, а нормы гражданского законодательства - общими. Ведь из этого следует, что по вопросам, относящимся к сфере бухгалтерского учета, приоритетными являются положения нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету. Вопрос же о "единице" налогообложения в качестве объекта основных средств, то есть вопрос о том, надо ли в целях налога на имущество разделять конструктивно сочлененный объект на самостоятельные недвижимые и движимые инвентарные объекты основных средств, несомненно, относится к области бухгалтерского учета. Ну а на приоритетность специальных норм перед общими неоднократно указывал, в том числе при рассмотрении проблем налогообложения, Конституционный суд РФ. Причем никогда не называя практическую реализацию этой приоритетности "подменой" общих норм специальными (постановления Конституционного суда РФ от 14.05.2003 N 8-П, от 22.05.2019 N 20-П, Определения Конституционного суда РФ от 21.10.2008 N 673-О-О, от 17.02.2015 N 262-О, от 14.12.2021 N 2649-О и др.). И не надо пытаться общими нормами ГК РФ решить несвойственные их природе специальные задачи бухгалтерского учета.
(Рабинович А.М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 16)Причем подход, воплощенный в постановлениях АС Поволжского округа, выглядит трудно совместимым с тем, что во втором своем приведенном выше доводе суд сам называет нормы бухгалтерского учета специальными, а нормы гражданского законодательства - общими. Ведь из этого следует, что по вопросам, относящимся к сфере бухгалтерского учета, приоритетными являются положения нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету. Вопрос же о "единице" налогообложения в качестве объекта основных средств, то есть вопрос о том, надо ли в целях налога на имущество разделять конструктивно сочлененный объект на самостоятельные недвижимые и движимые инвентарные объекты основных средств, несомненно, относится к области бухгалтерского учета. Ну а на приоритетность специальных норм перед общими неоднократно указывал, в том числе при рассмотрении проблем налогообложения, Конституционный суд РФ. Причем никогда не называя практическую реализацию этой приоритетности "подменой" общих норм специальными (постановления Конституционного суда РФ от 14.05.2003 N 8-П, от 22.05.2019 N 20-П, Определения Конституционного суда РФ от 21.10.2008 N 673-О-О, от 17.02.2015 N 262-О, от 14.12.2021 N 2649-О и др.). И не надо пытаться общими нормами ГК РФ решить несвойственные их природе специальные задачи бухгалтерского учета.
Статья: Действие норм международного права в правовой системе Китайской Народной Республики
(Гаврилов В.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)Первые два из указанных положений не вызывают особых вопросов и лишь подтверждают сделанные ранее выводы о том, что Китайское государство при помощи своего законодательства само решает, положения каких международных договоров и обычаев будут иметь приоритет над нормативными правовыми актами КНР, применяться наряду с ними в качестве дополнительных регуляторов общественных отношений или реализовываться в рамках нормотворческой деятельности органов власти и управления Китая.
(Гаврилов В.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)Первые два из указанных положений не вызывают особых вопросов и лишь подтверждают сделанные ранее выводы о том, что Китайское государство при помощи своего законодательства само решает, положения каких международных договоров и обычаев будут иметь приоритет над нормативными правовыми актами КНР, применяться наряду с ними в качестве дополнительных регуляторов общественных отношений или реализовываться в рамках нормотворческой деятельности органов власти и управления Китая.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)3. В комментируемой статье зафиксирован общий принцип, согласно которому все нормативные правовые акты, регулирующие в той или иной степени жилищные отношения, должны соответствовать ЖК РФ (ч. 3, 4, 5, 6, 7 комментируемой статьи). В случае несоответствия ему какого-либо нормативного правового акта приоритет должны иметь нормы ЖК РФ.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)3. В комментируемой статье зафиксирован общий принцип, согласно которому все нормативные правовые акты, регулирующие в той или иной степени жилищные отношения, должны соответствовать ЖК РФ (ч. 3, 4, 5, 6, 7 комментируемой статьи). В случае несоответствия ему какого-либо нормативного правового акта приоритет должны иметь нормы ЖК РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечалось разработчиками законопроекта, принятого в качестве Закона 2019 г. N 472-ФЗ, он направлен на обеспечение однородной практики предоставления уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ и исчерпывающими перечнями, а также на сокращение срока предоставления отдельных услуг в сфере строительства; в частности, предлагается унифицировать порядок, условия и результаты предоставления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, путем установления федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ, единых стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "единые стандарты"); единые стандарты станут нормативными правовыми актами, обладающими приоритетом над административными регламентами, утверждаемыми на всех уровнях публичной власти, определяющими структуру, порядок, условия и результат предоставления конкретной государственной или муниципальной услуги, в том числе предусмотренной исчерпывающими перечнями; первые единые стандарты планируется утвердить в отношении государственных и муниципальных услуг, относящихся непосредственно к сфере градостроительства, курируемой Минстроем России.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечалось разработчиками законопроекта, принятого в качестве Закона 2019 г. N 472-ФЗ, он направлен на обеспечение однородной практики предоставления уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ и исчерпывающими перечнями, а также на сокращение срока предоставления отдельных услуг в сфере строительства; в частности, предлагается унифицировать порядок, условия и результаты предоставления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, путем установления федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ, единых стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "единые стандарты"); единые стандарты станут нормативными правовыми актами, обладающими приоритетом над административными регламентами, утверждаемыми на всех уровнях публичной власти, определяющими структуру, порядок, условия и результат предоставления конкретной государственной или муниципальной услуги, в том числе предусмотренной исчерпывающими перечнями; первые единые стандарты планируется утвердить в отношении государственных и муниципальных услуг, относящихся непосредственно к сфере градостроительства, курируемой Минстроем России.
Статья: Правовая природа, квалификация и юридический состав договора управления многоквартирным домом
(Гордеев Д.П.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 3)Эти коллизионные нормы помогают понять правильную иерархию норм, регулирующих жилищные отношения. Верховный Суд РФ в отношении состава и иерархии норм жилищного законодательства (ч. 2 ст. 5 ЖК РФ) разъясняет, что "наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс РФ". В отношении соотношения норм Жилищного кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ Верховный Суд РФ указывает: "...принимая во внимание, что жилое помещение может выступать объектом как гражданских, так и жилищных правоотношений, судам следует иметь в виду, что гражданское законодательство в отличие от жилищного законодательства регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилым помещением как объектом экономического оборота (например, сделки с жилыми помещениями, включая передачу в коммерческий наем жилых помещений)" <8>. В случае выявления судами противоречия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса РФ должны применяться нормы этого Кодекса (ч. 8 ст. 5 ЖК РФ). Поскольку отношения по поводу управления МКД и ДУ, согласно п. 8 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ, включаются в предмет регулирования жилищным законодательством, то нормы Жилищного кодекса РФ и изданных в соответствии с ним иных правовых актов являются специальными по отношению к общим нормам Гражданского кодекса РФ и других НПА. Приоритет специальной нормы, которой необходимо руководствоваться, над общей нормой признается высшими судами Российской Федерации одним из основополагающих принципов правового регулирования <9>.
(Гордеев Д.П.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 3)Эти коллизионные нормы помогают понять правильную иерархию норм, регулирующих жилищные отношения. Верховный Суд РФ в отношении состава и иерархии норм жилищного законодательства (ч. 2 ст. 5 ЖК РФ) разъясняет, что "наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс РФ". В отношении соотношения норм Жилищного кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ Верховный Суд РФ указывает: "...принимая во внимание, что жилое помещение может выступать объектом как гражданских, так и жилищных правоотношений, судам следует иметь в виду, что гражданское законодательство в отличие от жилищного законодательства регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилым помещением как объектом экономического оборота (например, сделки с жилыми помещениями, включая передачу в коммерческий наем жилых помещений)" <8>. В случае выявления судами противоречия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса РФ должны применяться нормы этого Кодекса (ч. 8 ст. 5 ЖК РФ). Поскольку отношения по поводу управления МКД и ДУ, согласно п. 8 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ, включаются в предмет регулирования жилищным законодательством, то нормы Жилищного кодекса РФ и изданных в соответствии с ним иных правовых актов являются специальными по отношению к общим нормам Гражданского кодекса РФ и других НПА. Приоритет специальной нормы, которой необходимо руководствоваться, над общей нормой признается высшими судами Российской Федерации одним из основополагающих принципов правового регулирования <9>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Помимо неукоснительного соблюдения норм КАС РФ всеми субъектами административного судопроизводства сущность принципа законности при рассмотрении и разрешении административного дела выражается в невозможности применения судом федерального закона, противоречащего КАС РФ. В системе законодательства об административном судопроизводстве КАС РФ является специализированным федеральным законом, основное предназначение которого - регулировать правоотношения в сфере административного судопроизводства. КАС РФ имеет приоритет перед другими нормативными правовыми актами, в той или иной степени определяющими порядок осуществления административного судопроизводства.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Помимо неукоснительного соблюдения норм КАС РФ всеми субъектами административного судопроизводства сущность принципа законности при рассмотрении и разрешении административного дела выражается в невозможности применения судом федерального закона, противоречащего КАС РФ. В системе законодательства об административном судопроизводстве КАС РФ является специализированным федеральным законом, основное предназначение которого - регулировать правоотношения в сфере административного судопроизводства. КАС РФ имеет приоритет перед другими нормативными правовыми актами, в той или иной степени определяющими порядок осуществления административного судопроизводства.