Приоритет международных договоров
Подборка наиболее важных документов по запросу Приоритет международных договоров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 15 Конституции РФ"Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации устанавливает приоритет норм международных договоров над внутренним законодательством."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 15 Конституции РФ"При подписании и ратификации Российской Федерацией международного соглашения, его положения имеют приоритет над российским законодательством, в том числе Налоговым Кодексом Российской Федерации. Следовательно, если субъектом правоприменения выступает лицо, являющееся резидентом страны, с которой у Российской Федерации заключено международное соглашение, в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации и статьей 7 Кодекса применяются правила международного договора."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как облагаются НДФЛ выплаты нерезидентам
(КонсультантПлюс, 2025)Международные договоры имеют приоритет над Налоговым кодексом РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, п. 1 ст. 7 НК РФ). Поэтому вы обязаны их применить, если выплачиваете доход нерезиденту. С 1 января 2021 г. при применении отдельных договоров также нужно учитывать Многостороннюю конвенцию по противодействию размыванию налоговой базы, ратифицированную Федеральным законом от 01.05.2019 N 79-ФЗ (Информационное сообщение Минфина России).
(КонсультантПлюс, 2025)Международные договоры имеют приоритет над Налоговым кодексом РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, п. 1 ст. 7 НК РФ). Поэтому вы обязаны их применить, если выплачиваете доход нерезиденту. С 1 января 2021 г. при применении отдельных договоров также нужно учитывать Многостороннюю конвенцию по противодействию размыванию налоговой базы, ратифицированную Федеральным законом от 01.05.2019 N 79-ФЗ (Информационное сообщение Минфина России).
Готовое решение: Как работает механизм устранения двойного налогообложения
(КонсультантПлюс, 2025)Международные договоры имеют приоритет перед налоговым законодательством РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, п. 1 ст. 7 НК РФ). Поэтому если между ними возникает противоречие, то нужно применять правила международных договоров.
(КонсультантПлюс, 2025)Международные договоры имеют приоритет перед налоговым законодательством РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, п. 1 ст. 7 НК РФ). Поэтому если между ними возникает противоречие, то нужно применять правила международных договоров.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза"При этом положения Таможенного кодекса имеют приоритет перед иными регулирующими таможенные отношения международными договорами, входящими в право Союза, за исключением Договора (абзац первый пункта 3 статьи 6 Договора и пункт 4 статьи 1 Таможенного кодекса).
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза"При этом положения Таможенного кодекса имеют приоритет перед иными регулирующими таможенные отношения международными договорами, входящими в право Союза, за исключением Договора (абзац первый пункта 3 статьи 6 Договора и пункт 4 статьи 1 Таможенного кодекса).
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 12.09.2025 N БС-17-11/2406@ <Доход от казахстанского работодателя получен в России: что с НДФЛ?>
(Фатахова Н.Ю.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 20)Поэтому ФНС обращается к п. 1 ст. 7 НК РФ, который устанавливает приоритет международных договоров над нормами национального законодательства.
(Фатахова Н.Ю.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 20)Поэтому ФНС обращается к п. 1 ст. 7 НК РФ, который устанавливает приоритет международных договоров над нормами национального законодательства.
Статья: Региональная интеграция и новые вызовы международному правопорядку
(Морозов А.Н., Каширкина А.А.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)В Конституции Российской Федерации при полной сохранности ч. 4 ст. 15, гарантирующей приоритет международных договоров Российской Федерации, появилось важное дополнение, касающееся защиты интересов России в международных наднациональных структурах. В частности, как прямо указано в Конституции, Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации (ст. 79) <8>.
(Морозов А.Н., Каширкина А.А.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)В Конституции Российской Федерации при полной сохранности ч. 4 ст. 15, гарантирующей приоритет международных договоров Российской Федерации, появилось важное дополнение, касающееся защиты интересов России в международных наднациональных структурах. В частности, как прямо указано в Конституции, Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации (ст. 79) <8>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Однако приоритет международных договоров Российской Федерации не носит абсолютного характера. Он не действует в случае, когда толкование международного договора противоречит Конституции РФ.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Однако приоритет международных договоров Российской Федерации не носит абсолютного характера. Он не действует в случае, когда толкование международного договора противоречит Конституции РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 22 июня 2024 г. N 145-ФЗ "О легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании личных документов"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)таким образом, представляется целесообразным на законодательном уровне исключить возможность истребования документов по дипломатическим каналам в подобных случаях. Несмотря на приоритет международных договоров России над нормами национального законодательства, формальных правовых оснований для отказа инициаторам подобных запросов, поступающих в МИД России напрямую, без учета положений действующих международных договоров, пока не имеется.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)таким образом, представляется целесообразным на законодательном уровне исключить возможность истребования документов по дипломатическим каналам в подобных случаях. Несмотря на приоритет международных договоров России над нормами национального законодательства, формальных правовых оснований для отказа инициаторам подобных запросов, поступающих в МИД России напрямую, без учета положений действующих международных договоров, пока не имеется.
Статья: Антиисковой запрет как юридическая конструкция (ст. 248.2 АПК РФ)
(Иванов Е.И., Туктамышев В.Д.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 6)Приоритет международного договора над процессуальным законодательством основан на большей юридической силе международных договоров в сравнении с законами <10>.
(Иванов Е.И., Туктамышев В.Д.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 6)Приоритет международного договора над процессуальным законодательством основан на большей юридической силе международных договоров в сравнении с законами <10>.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)3. Законодатель поместил федеральные законы на первое место, что не согласуется с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которым международные договоры имеют приоритет над актами федерального законодательства. Новеллы ст. 79 Конституции РФ, исключающие возможность исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации, в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не умаляют приоритет норм международных договоров Российской Федерации по отношению к законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а касаются лишь правоприменительных актов, изданных в соответствии с тем или иным толкованием положений международных договоров.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)3. Законодатель поместил федеральные законы на первое место, что не согласуется с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которым международные договоры имеют приоритет над актами федерального законодательства. Новеллы ст. 79 Конституции РФ, исключающие возможность исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации, в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не умаляют приоритет норм международных договоров Российской Федерации по отношению к законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а касаются лишь правоприменительных актов, изданных в соответствии с тем или иным толкованием положений международных договоров.
Статья: Место реализации для целей налогообложения НДС трансграничных операций внутри ЕАЭС
(Швед Ю.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)Законодатель Республики Беларусь придерживается иного подхода: закрепив в ч. 1 п. 2 ст. 5 Налогового кодекса приоритет международных договоров над национальными актами, в ч. 2 п. 2 указанной статьи он оговаривает, что в случаях, когда национальным законодательством предусмотрены более льготные условия налогообложения, чем те, которые установлены международными договорами, составляющими право ЕАЭС, применению подлежат нормы права ЕАЭС.
(Швед Ю.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)Законодатель Республики Беларусь придерживается иного подхода: закрепив в ч. 1 п. 2 ст. 5 Налогового кодекса приоритет международных договоров над национальными актами, в ч. 2 п. 2 указанной статьи он оговаривает, что в случаях, когда национальным законодательством предусмотрены более льготные условия налогообложения, чем те, которые установлены международными договорами, составляющими право ЕАЭС, применению подлежат нормы права ЕАЭС.
Статья: Международное право в российской правовой системе: от норм к решениям суда евразийской интеграции
(Марочкин С.Ю.)
("Международное правосудие", 2024, N 2)Обосновывая применение права Союза, суды порой не ограничиваются ссылкой на Договор о ЕАЭС, а обращаются к конституционному и законодательному принципу приоритета международных договоров, закрепленному в части 4 статьи 15 Конституции РФ и статьях соответствующих федеральных законов. Так, Московский городской суд в Апелляционном определении по требованию заявителя о признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии отметил, что в части 2 статьи 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлен приоритет международных договоров. Аргументируя отмену решения районного суда, он в итоге заключил: "Согласно Консультативному заключению Суда ЕАЭС от 20.12.2018 N СЕ-2-2/7-18-БК, нормы международного права, регулирующие правовое положение служащих международных организаций, обладают приоритетом, национальное законодательство в отношении данных лиц может применяться при наличии прямого указания на то в праве Союза" <41>.
(Марочкин С.Ю.)
("Международное правосудие", 2024, N 2)Обосновывая применение права Союза, суды порой не ограничиваются ссылкой на Договор о ЕАЭС, а обращаются к конституционному и законодательному принципу приоритета международных договоров, закрепленному в части 4 статьи 15 Конституции РФ и статьях соответствующих федеральных законов. Так, Московский городской суд в Апелляционном определении по требованию заявителя о признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии отметил, что в части 2 статьи 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлен приоритет международных договоров. Аргументируя отмену решения районного суда, он в итоге заключил: "Согласно Консультативному заключению Суда ЕАЭС от 20.12.2018 N СЕ-2-2/7-18-БК, нормы международного права, регулирующие правовое положение служащих международных организаций, обладают приоритетом, национальное законодательство в отношении данных лиц может применяться при наличии прямого указания на то в праве Союза" <41>.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Таким образом, можно говорить об определенном противоречии между правилами ч. 1 (приоритет правил международного договора) и ч. 2 комментируемой статьи (приоритет положений Конституции РФ), которое может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. Однако до настоящего времени такого закона не было принято.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Таким образом, можно говорить об определенном противоречии между правилами ч. 1 (приоритет правил международного договора) и ч. 2 комментируемой статьи (приоритет положений Конституции РФ), которое может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. Однако до настоящего времени такого закона не было принято.