Приобретение земельного участка с ограничениями
Подборка наиболее важных документов по запросу Приобретение земельного участка с ограничениями (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 214 "Право государственной собственности" ГК РФ"Не может с учетом изложенного опровергать добросовестность давностного владельца и сама по себе презумпция государственной собственности на землю (пункт 2 статьи 214 ГК РФ), поскольку ограничение для приобретения земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной собственности), по давности владения ставит частных лиц в заведомо невыгодное положение по отношению к публично-правовым образованиям, что нарушает принцип равенства субъектов гражданского права (пункт 1 статьи 2 и пункт 4 статьи 212 ГК РФ) и вступает в противоречие со статьями 8 (часть 2) и 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 57 "Возмещение убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости" ЗК РФТаким образом, законодатель предусматривает способы компенсации потерь собственникам земельных участков ввиду ограничения их прав на использование земли по их целевому назначению. При этом данное ограничение должно быть установлено уже после приобретения лицом земельного участка, уменьшая объем прав собственника."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Может ли иностранный гражданин купить земельный участок в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Ограничения на покупку иностранными гражданами земельных участков
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Ограничения на покупку иностранными гражданами земельных участков
Путеводитель по судебной практике. Продажа недвижимости6. Ограничение возможности заключения договора купли-продажи земельного участка
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Постановлением арбитражного суда округа постановление суда апелляционной инстанции изменено в части урегулирования разногласий по размеру арендной платы, договор дополнен абзацем: "Итоговый размер арендной платы, указанный в настоящем пункте, не может превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых отсутствуют ограничения права на приобретение в собственность земельного участка.". Суд руководствовался положениями п. 3 ст. 39.20 ЗК РФ, в соответствии с которым, если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. Учитывая наличие в здании помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию и закрепленных на праве оперативного управления за учреждением, а также иных помещений, находящихся в частной собственности у общества и физического лица, арбитражный суд округа пришел к выводу, что у этих лиц имеются ограничения на право приобретения земельного участка в собственность, который может быть предоставлен только в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. При указанных обстоятельствах размер арендной платы должен определяться в соответствии с принципом учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, и не должен превышать размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют (принцип N 7, закрепленный постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (с изменениями, внесенными постановлением от 5 мая 2017 г. N 531).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Постановлением арбитражного суда округа постановление суда апелляционной инстанции изменено в части урегулирования разногласий по размеру арендной платы, договор дополнен абзацем: "Итоговый размер арендной платы, указанный в настоящем пункте, не может превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых отсутствуют ограничения права на приобретение в собственность земельного участка.". Суд руководствовался положениями п. 3 ст. 39.20 ЗК РФ, в соответствии с которым, если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. Учитывая наличие в здании помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию и закрепленных на праве оперативного управления за учреждением, а также иных помещений, находящихся в частной собственности у общества и физического лица, арбитражный суд округа пришел к выводу, что у этих лиц имеются ограничения на право приобретения земельного участка в собственность, который может быть предоставлен только в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. При указанных обстоятельствах размер арендной платы должен определяться в соответствии с принципом учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, и не должен превышать размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют (принцип N 7, закрепленный постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (с изменениями, внесенными постановлением от 5 мая 2017 г. N 531).
Готовое решение: Как составить предварительный договор купли-продажи земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Должен ли продавец в предварительном договоре купли-продажи земельного участка указать информацию об обременении или ограничениях, установленных в отношении продаваемого участка
(КонсультантПлюс, 2025)Должен ли продавец в предварительном договоре купли-продажи земельного участка указать информацию об обременении или ограничениях, установленных в отношении продаваемого участка
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Анализ судебной практики <1> показывает, что предметом исков об установлении публичного сервитута является требование о приобретении права ограниченного пользования в отношении чужого земельного участка, соответственно, объем необходимых правомочий и потребностей правообладателя линейного объекта выходит за пределы юридического содержания конструкции ограничения права собственности. Установление ограничений не влечет приобретения права пользования земельным участком, поскольку ограничения права собственности не являются основаниями возникновения прав на землю, в то время как правообладателю линейного объекта необходимо индивидуальное право пользования конкретным земельным участком или его частью. Такое право пользования требуется в отношении чужого участка, на определенный период и предполагает ограниченный перечень действий по использованию участка, следовательно, по своим ключевым юридическим признакам соответствует характеристикам сервитута. Данный сервитут может преследовать различные интересы, что само по себе не меняет его содержания и не свидетельствует о его превращении в ограничение права собственности в отношении всех без изъятия, поскольку адресатом правовой нормы выступает только определенное лицо.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Анализ судебной практики <1> показывает, что предметом исков об установлении публичного сервитута является требование о приобретении права ограниченного пользования в отношении чужого земельного участка, соответственно, объем необходимых правомочий и потребностей правообладателя линейного объекта выходит за пределы юридического содержания конструкции ограничения права собственности. Установление ограничений не влечет приобретения права пользования земельным участком, поскольку ограничения права собственности не являются основаниями возникновения прав на землю, в то время как правообладателю линейного объекта необходимо индивидуальное право пользования конкретным земельным участком или его частью. Такое право пользования требуется в отношении чужого участка, на определенный период и предполагает ограниченный перечень действий по использованию участка, следовательно, по своим ключевым юридическим признакам соответствует характеристикам сервитута. Данный сервитут может преследовать различные интересы, что само по себе не меняет его содержания и не свидетельствует о его превращении в ограничение права собственности в отношении всех без изъятия, поскольку адресатом правовой нормы выступает только определенное лицо.
Готовое решение: Как составить договор купли-продажи земельного участка между юридическими лицами
(КонсультантПлюс, 2025)характеристики земельного участка, в отношении которого может быть заключен договор купли-продажи. Например, указать кадастровый номер, если участок, который приобретается, уже известен, а если еще нет конкретного объекта, то его площадь (допустимые границы - минимальная и максимальная), вид разрешенного использования, территорию, в пределах которой должен быть приобретен земельный участок;
(КонсультантПлюс, 2025)характеристики земельного участка, в отношении которого может быть заключен договор купли-продажи. Например, указать кадастровый номер, если участок, который приобретается, уже известен, а если еще нет конкретного объекта, то его площадь (допустимые границы - минимальная и максимальная), вид разрешенного использования, территорию, в пределах которой должен быть приобретен земельный участок;
Статья: Минимизация имущественных рисков: важные аспекты в земельных правоотношениях
(Васючкова О.А., Волкова Е.Ю.)
("Нотариус", 2022, N 5)В рамках исследования будут рассмотрены случаи, при которых наступление таких имущественных рисков более вероятно. Например, приобретение земельного участка с ограничениями либо обременениями. Именно по этим вопросам возникает наибольшее количество судебных споров, что говорит об актуальности проблемы и необходимости поиска путей ее решения в настоящем исследовании.
(Васючкова О.А., Волкова Е.Ю.)
("Нотариус", 2022, N 5)В рамках исследования будут рассмотрены случаи, при которых наступление таких имущественных рисков более вероятно. Например, приобретение земельного участка с ограничениями либо обременениями. Именно по этим вопросам возникает наибольшее количество судебных споров, что говорит об актуальности проблемы и необходимости поиска путей ее решения в настоящем исследовании.
Статья: Пределы и ограничения права собственности иностранных граждан на земельные участки
(Белова Т.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Исходя из изложенного, следует сделать вывод о том, что регламент по отчуждению земельных участков, равно как и остального имущества, которое не может принадлежать собственнику, нормой статьи 238 ГК, а также иными специальными нормами не урегулирован на должном уровне, что приводит к злоупотреблениям и ненадлежащему поведению как собственников, так и уполномоченных органов. Несмотря на установленные законодательно запреты для иностранных граждан на приобретение земельных участков, ограниченных в обороте, требуется серьезная доработка действующих норм, поскольку, предполагая воздействие на межотраслевые отношения, они должны гармонично сочетаться, быть связанными общей целью, отвечать критериям эффективного регулирования, прежде всего потому что наряду с имущественными правами и интересами иностранным гражданам как субъектам правоотношений также принадлежат неимущественные права, реализация части которых находится в субординационной взаимосвязи с правом собственности на земельный участок и расположенную на нем недвижимость.
(Белова Т.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Исходя из изложенного, следует сделать вывод о том, что регламент по отчуждению земельных участков, равно как и остального имущества, которое не может принадлежать собственнику, нормой статьи 238 ГК, а также иными специальными нормами не урегулирован на должном уровне, что приводит к злоупотреблениям и ненадлежащему поведению как собственников, так и уполномоченных органов. Несмотря на установленные законодательно запреты для иностранных граждан на приобретение земельных участков, ограниченных в обороте, требуется серьезная доработка действующих норм, поскольку, предполагая воздействие на межотраслевые отношения, они должны гармонично сочетаться, быть связанными общей целью, отвечать критериям эффективного регулирования, прежде всего потому что наряду с имущественными правами и интересами иностранным гражданам как субъектам правоотношений также принадлежат неимущественные права, реализация части которых находится в субординационной взаимосвязи с правом собственности на земельный участок и расположенную на нем недвижимость.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Представляется, что новое понимание добросовестности для целей приобретательной давности, предложенное Конституционным Судом РФ, в действительности не случайно ограничено случаями приобретения земельных участков, находившихся в публичной собственности. Дело в том, что речь здесь идет об особой ситуации, которая сложилась в отечественном правовом режиме земельных ресурсов в результате всеобъемлющей национализации земли, сохранявшейся на протяжении многих десятилетий (до 1992 г.): их основная масса (до 90%) остается в публичной собственности, в составе которой земельные участки во многих случаях не сформированы и не поставлены на кадастровый учет (т.е. юридически не существуют как индивидуально-определенные вещи - объекты вещных прав), а закон (п. 2 ст. 214 ГК РФ и п. 1 ст. 16 ЗК РФ) устанавливает презумпцию государственной собственности на землю (что исключает ее отнесение к бесхозяйному имуществу).
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Представляется, что новое понимание добросовестности для целей приобретательной давности, предложенное Конституционным Судом РФ, в действительности не случайно ограничено случаями приобретения земельных участков, находившихся в публичной собственности. Дело в том, что речь здесь идет об особой ситуации, которая сложилась в отечественном правовом режиме земельных ресурсов в результате всеобъемлющей национализации земли, сохранявшейся на протяжении многих десятилетий (до 1992 г.): их основная масса (до 90%) остается в публичной собственности, в составе которой земельные участки во многих случаях не сформированы и не поставлены на кадастровый учет (т.е. юридически не существуют как индивидуально-определенные вещи - объекты вещных прав), а закон (п. 2 ст. 214 ГК РФ и п. 1 ст. 16 ЗК РФ) устанавливает презумпцию государственной собственности на землю (что исключает ее отнесение к бесхозяйному имуществу).