Принятие обязательств автономным учреждением
Подборка наиболее важных документов по запросу Принятие обязательств автономным учреждением (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Приемка товара при закупках по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)"...государственное автономное учреждение здравоохранения [заказчик - ред.]... обратилось в Арбитражный суд... с иском к обществу [поставщик - ред.]... о... расторжении договора на поставку запасных частей...
(КонсультантПлюс, 2025)"...государственное автономное учреждение здравоохранения [заказчик - ред.]... обратилось в Арбитражный суд... с иском к обществу [поставщик - ред.]... о... расторжении договора на поставку запасных частей...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка строительных работ по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Антимонопольный орган установил, что антиконкурентное соглашение реализовано путем заключения соглашения о взаимодействии в связи с реализацией строительства объекта социально-культурного назначения... последующего проведения автономным учреждением электронного аукциона... с целью выкупа здания физкультурно-оздоровительного комплекса, строительство которого осуществлялось обществом... и заключения... муниципального контракта на поставку (передачу) в муниципальную собственность недвижимого имущества, созданного в будущем.
(КонсультантПлюс, 2025)...Антимонопольный орган установил, что антиконкурентное соглашение реализовано путем заключения соглашения о взаимодействии в связи с реализацией строительства объекта социально-культурного назначения... последующего проведения автономным учреждением электронного аукциона... с целью выкупа здания физкультурно-оздоровительного комплекса, строительство которого осуществлялось обществом... и заключения... муниципального контракта на поставку (передачу) в муниципальную собственность недвижимого имущества, созданного в будущем.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ответственность публично-правовых образований по долгам государственных и муниципальных учреждений за счет средств бюджетов
(Яговкина В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)В статье проанализированы причины и условия субсидиарной ответственности учредителей по долгам государственных и муниципальных учреждений за счет средств бюджетов. Сделан вывод о необходимости учета цели принятия бюджетом таких обязательств и инструментов, повлекших их возникновение, а также типа государственного или муниципального учреждения. Отмечается, что взыскание долгов бюджетных и автономных учреждений за счет бюджетов может происходить только в случае публичного характера договоров, из которых вытекают обязательства, что, в свою очередь, накладывает ограничения на кредитора и влияет на баланс прав и законных интересов сторон договора. Прежде чем обращаться с требованием о взыскании долга бюджетного или автономного учреждения непосредственно за счет бюджета, необходимо доказать, что отсутствует возможность взыскания долга с основного должника. Автором также проводится краткий анализ подходов законодателя и судов к взысканию с публично-правовых образований за счет бюджетных средств долгов унитарных предприятий. На основе этого анализа делается вывод, что подходы к ответственности по долгам унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений различаются, но в целом прослеживается некоторое сходство, что вызвано, вероятнее всего, общим для их финансов децентрализованным характером.
(Яговкина В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)В статье проанализированы причины и условия субсидиарной ответственности учредителей по долгам государственных и муниципальных учреждений за счет средств бюджетов. Сделан вывод о необходимости учета цели принятия бюджетом таких обязательств и инструментов, повлекших их возникновение, а также типа государственного или муниципального учреждения. Отмечается, что взыскание долгов бюджетных и автономных учреждений за счет бюджетов может происходить только в случае публичного характера договоров, из которых вытекают обязательства, что, в свою очередь, накладывает ограничения на кредитора и влияет на баланс прав и законных интересов сторон договора. Прежде чем обращаться с требованием о взыскании долга бюджетного или автономного учреждения непосредственно за счет бюджета, необходимо доказать, что отсутствует возможность взыскания долга с основного должника. Автором также проводится краткий анализ подходов законодателя и судов к взысканию с публично-правовых образований за счет бюджетных средств долгов унитарных предприятий. На основе этого анализа делается вывод, что подходы к ответственности по долгам унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений различаются, но в целом прослеживается некоторое сходство, что вызвано, вероятнее всего, общим для их финансов децентрализованным характером.
Вопрос: Об определении критериев при принятии решений органами исполнительной власти о выборе типа учреждения; об осуществлении автономными учреждениями закупочной деятельности.
(Письмо Минфина России от 08.07.2024 N 02-02-10/63681)Принимая во внимание право автономного учреждения осуществлять приносящую доход деятельность, а также обязанность нести ответственность за принятые обязательства, в качестве критерия при определении типа создаваемого учреждения могут рассматриваться финансовая самостоятельность и автономия учреждения, обусловленная востребованностью услуг и работ, которые могут осуществляться учреждением за плату, что позволит ему достигнуть определенной степени самостоятельности и распределить бремя финансового обеспечения деятельности такого учреждения между создавшим его публично-правовым образованием и учреждением.
(Письмо Минфина России от 08.07.2024 N 02-02-10/63681)Принимая во внимание право автономного учреждения осуществлять приносящую доход деятельность, а также обязанность нести ответственность за принятые обязательства, в качестве критерия при определении типа создаваемого учреждения могут рассматриваться финансовая самостоятельность и автономия учреждения, обусловленная востребованностью услуг и работ, которые могут осуществляться учреждением за плату, что позволит ему достигнуть определенной степени самостоятельности и распределить бремя финансового обеспечения деятельности такого учреждения между создавшим его публично-правовым образованием и учреждением.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)127. Операции по принятию (увеличению) долговых обязательств автономным учреждением оформляются следующими бухгалтерскими записями:
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)127. Операции по принятию (увеличению) долговых обязательств автономным учреждением оформляются следующими бухгалтерскими записями:
Приказ Минфина России от 24.05.2022 N 82н
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)На данную статью аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов также относятся операции по увеличению долговых обязательств, принятых бюджетными и автономными учреждениями, в валюте Российской Федерации.
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)На данную статью аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов также относятся операции по увеличению долговых обязательств, принятых бюджетными и автономными учреждениями, в валюте Российской Федерации.
Вопрос: О предоставлении субсидии юрлицу на возмещение части затрат, произведенных при выполнении работ по реализации инфраструктурных проектов, финансируемых за счет инфраструктурного бюджетного кредита.
(Письмо Минфина России от 27.04.2024 N 06-09-09/45/40315)при условии принятия субъектом Российской Федерации обязательств по включению условия об осуществлении Федеральным казначейством в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейского сопровождения средств, источником финансового обеспечения которых являются средства инфраструктурного бюджетного кредита, в том числе в заключаемые субъектами Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидий юридическим лицам, в том числе бюджетным и автономным учреждениям, а также в контракты (договоры) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемые исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных соглашений.
(Письмо Минфина России от 27.04.2024 N 06-09-09/45/40315)при условии принятия субъектом Российской Федерации обязательств по включению условия об осуществлении Федеральным казначейством в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейского сопровождения средств, источником финансового обеспечения которых являются средства инфраструктурного бюджетного кредита, в том числе в заключаемые субъектами Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидий юридическим лицам, в том числе бюджетным и автономным учреждениям, а также в контракты (договоры) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемые исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных соглашений.
Готовое решение: Как учреждению учитывать операции на счете 0 502 00 000 "Обязательства"
(КонсультантПлюс, 2025)у бюджетного (автономного) учреждения - это обязательства, принятые в пределах назначений, утвержденных планом ФХД с учетом изменений, утвержденных в текущем финансовом году (п. 165 Инструкции N 174н, п. 194 Инструкции N 183н);
(КонсультантПлюс, 2025)у бюджетного (автономного) учреждения - это обязательства, принятые в пределах назначений, утвержденных планом ФХД с учетом изменений, утвержденных в текущем финансовом году (п. 165 Инструкции N 174н, п. 194 Инструкции N 183н);
Вопрос: О расчетах по госконтрактам, заключаемым ФГБУ, подлежащих казначейскому сопровождению.
(Письмо Минфина России от 17.06.2025 N 02-12-12/58925)В соответствии с нормами статьи 6 Бюджетного кодекса орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом, признается получателем бюджетных средств.
(Письмо Минфина России от 17.06.2025 N 02-12-12/58925)В соответствии с нормами статьи 6 Бюджетного кодекса орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом, признается получателем бюджетных средств.
Статья: Трансформация бюджетного законодательства: причины, формы, перспективы
(Поветкина Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 12)<4> Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом (ст. 6 БК РФ).
(Поветкина Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 12)<4> Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом (ст. 6 БК РФ).
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Принимая во внимание, что определенная часть заказчиков (бюджетные и автономные учреждения, унитарные предприятия), а также юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (контрагенты по контрактным обязательствам) не являются участниками бюджетного процесса, а бюджетные правоотношения в сфере публичных закупок прекращаются в момент доведения бюджетных средств до заказчика - целесообразно обратить внимание на нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 266.1 которого под объектами государственного финансового контроля определяет:
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Принимая во внимание, что определенная часть заказчиков (бюджетные и автономные учреждения, унитарные предприятия), а также юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (контрагенты по контрактным обязательствам) не являются участниками бюджетного процесса, а бюджетные правоотношения в сфере публичных закупок прекращаются в момент доведения бюджетных средств до заказчика - целесообразно обратить внимание на нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 266.1 которого под объектами государственного финансового контроля определяет:
"Трудовое право в условиях больших вызовов: монография"
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)Поскольку работодателем для работников выступает частное агентство занятости, то право привлечения работника к дисциплинарной или материальной ответственности принадлежит ему. При этом в договоре о предоставлении труда работников (персонала) могут содержаться положения о направлении принимающей стороной частному агентству занятости информации о необходимости привлечения работника к ответственности. Так, в проекте договора с федеральным государственным бюджетным учреждением "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт фтизиопульмонологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (заказчик) предусмотрено, что в случае, если у заказчика имеются претензии к персоналу исполнителя (нарушение трудовой дисциплины, низкая квалификация и т.п.), он письменно извещает об этом исполнителя и предоставляет документы, необходимые Исполнителю как работодателю для принятия мер в порядке, установленном законодательством (пункт 2.6). В некоторых договорах содержатся обязательства исполнителя (частного агентства занятости) по привлечению своих работников к дисциплинарной ответственности. Так, пунктом 2.8 проекта договора N 17-ЭА/19, заказчиком по которому выступает Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр профессиональной патологии", предусмотрено, что в случае нарушения дисциплины кем-либо из специалистов исполнитель надлежащим образом оформляет нарушения дисциплины. Безусловно, указанная формулировка не позволяет сделать однозначный вывод о том, будет ли работник привлечен к дисциплинарной ответственности в обязательном порядке или нет, однако само включение в договор о предоставлении труда работников (персонала) такого условия свидетельствует о том, что исполнители готовы ограничить свое усмотрение в части применения к работнику дисциплинарного взыскания, традиционно рассматриваемого как право работодателя. Н. Д. Потапова предлагает установить сроки уведомления работодателя принимающей стороной о факте ненадлежащего исполнения работником обязанностей (например, в течение 2 дней со дня обнаружения проступка) непосредственно в ТК РФ, чтобы гарантировать, что работодатель сможет уложиться в сроки, установленные статьей 193 ТК РФ для применения дисциплинарного взыскания. Кроме того, она предлагает предоставить принимающей стороне право высказаться относительно вида дисциплинарного взыскания, т.к. именно принимающая сторона может оценить тяжесть совершенного проступка, учесть отношение работника к работе и т.п. <1>.
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)Поскольку работодателем для работников выступает частное агентство занятости, то право привлечения работника к дисциплинарной или материальной ответственности принадлежит ему. При этом в договоре о предоставлении труда работников (персонала) могут содержаться положения о направлении принимающей стороной частному агентству занятости информации о необходимости привлечения работника к ответственности. Так, в проекте договора с федеральным государственным бюджетным учреждением "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт фтизиопульмонологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (заказчик) предусмотрено, что в случае, если у заказчика имеются претензии к персоналу исполнителя (нарушение трудовой дисциплины, низкая квалификация и т.п.), он письменно извещает об этом исполнителя и предоставляет документы, необходимые Исполнителю как работодателю для принятия мер в порядке, установленном законодательством (пункт 2.6). В некоторых договорах содержатся обязательства исполнителя (частного агентства занятости) по привлечению своих работников к дисциплинарной ответственности. Так, пунктом 2.8 проекта договора N 17-ЭА/19, заказчиком по которому выступает Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр профессиональной патологии", предусмотрено, что в случае нарушения дисциплины кем-либо из специалистов исполнитель надлежащим образом оформляет нарушения дисциплины. Безусловно, указанная формулировка не позволяет сделать однозначный вывод о том, будет ли работник привлечен к дисциплинарной ответственности в обязательном порядке или нет, однако само включение в договор о предоставлении труда работников (персонала) такого условия свидетельствует о том, что исполнители готовы ограничить свое усмотрение в части применения к работнику дисциплинарного взыскания, традиционно рассматриваемого как право работодателя. Н. Д. Потапова предлагает установить сроки уведомления работодателя принимающей стороной о факте ненадлежащего исполнения работником обязанностей (например, в течение 2 дней со дня обнаружения проступка) непосредственно в ТК РФ, чтобы гарантировать, что работодатель сможет уложиться в сроки, установленные статьей 193 ТК РФ для применения дисциплинарного взыскания. Кроме того, она предлагает предоставить принимающей стороне право высказаться относительно вида дисциплинарного взыскания, т.к. именно принимающая сторона может оценить тяжесть совершенного проступка, учесть отношение работника к работе и т.п. <1>.
Вопрос: Об отнесении денежных средств, предоставленных юрлицу из бюджета субъекта РФ в виде гранта в форме субсидии, к средствам бюджета и условиях, которые необходимо соблюдать при их расходовании.
(Письмо Минфина России от 14.05.2024 N 02-12-14/43734)получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом;
(Письмо Минфина России от 14.05.2024 N 02-12-14/43734)получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом;
Статья: Расчет нормативных затрат в образовательных учреждениях в 2025 году
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 8)В течение года бюджетное (автономное) учреждение принимает обязательства и денежные обязательства по расходам, оплачивает кредиторскую задолженность за счет субсидии.
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 8)В течение года бюджетное (автономное) учреждение принимает обязательства и денежные обязательства по расходам, оплачивает кредиторскую задолженность за счет субсидии.
Готовое решение: Как бюджетному (автономному) учреждению отражать в учете право на принятие обязательств (счет 0 506 00 000)
(КонсультантПлюс, 2025)На счете 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств" бюджетные и автономные учреждения отражают объем прав на принятие обязательств в пределах сметных (плановых, прогнозных) назначений, утвержденных планом ФХД на соответствующий финансовый год (п. 326 Инструкции N 157н).
(КонсультантПлюс, 2025)На счете 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств" бюджетные и автономные учреждения отражают объем прав на принятие обязательств в пределах сметных (плановых, прогнозных) назначений, утвержденных планом ФХД на соответствующий финансовый год (п. 326 Инструкции N 157н).