Принятие Клиента на обслуживание
Подборка наиболее важных документов по запросу Принятие Клиента на обслуживание (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль34.4. Можно ли учесть расходы на прием и обслуживание физических лиц - клиентов при проведении переговоров?
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 7.7. Права и обязанности кредитных организаций, филиалов иностранных банков при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов - юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в зависимости от отнесения их к группам риска совершения подозрительных операций
(ред. от 24.06.2025)
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 7.7. Права и обязанности кредитных организаций, филиалов иностранных банков при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов - юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в зависимости от отнесения их к группам риска совершения подозрительных операций
Статья: Как избежать обвинений в нарушении банковской тайны: нюансы передачи сведений в частноправовом порядке
(Мезанов П.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 1)При рассмотрении конкретных дел суды признавали относящимися к банковской тайне сведения о контактной информации юридических лиц, о кредитных продуктах (в т.ч. получении кредита, кредитном договоре, графике погашения), о содержании и условиях договора обеспечения исполнения обязательств, об аренде индивидуального банковского сейфа, о характеристиках компаний - потенциальных клиентов для принятия на обслуживание, об учредителях общества, об активных лицевых счетах юридических лиц, участвующих в закупочных процедурах, о всех видах банковских продуктов (включая брокерский договор), о коммерческой деятельности клиентов <6>.
(Мезанов П.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 1)При рассмотрении конкретных дел суды признавали относящимися к банковской тайне сведения о контактной информации юридических лиц, о кредитных продуктах (в т.ч. получении кредита, кредитном договоре, графике погашения), о содержании и условиях договора обеспечения исполнения обязательств, об аренде индивидуального банковского сейфа, о характеристиках компаний - потенциальных клиентов для принятия на обслуживание, об учредителях общества, об активных лицевых счетах юридических лиц, участвующих в закупочных процедурах, о всех видах банковских продуктов (включая брокерский договор), о коммерческой деятельности клиентов <6>.
Статья: Оценка рисков в аудиторской организации в соответствии с Международным стандартом управления качеством (МСК) 1
(Кочинев Ю.Ю.)
("Аудитор", 2023, N 8)4) принятие на обслуживание нового клиента и продолжение сотрудничества;
(Кочинев Ю.Ю.)
("Аудитор", 2023, N 8)4) принятие на обслуживание нового клиента и продолжение сотрудничества;
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Так, положение абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 6 названного Закона (в ред. Федерального закона от 28 июля 2004 г. N 88-ФЗ <144>) относит приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет к числу операций, которые подлежат обязательному контролю, а положение подп. 1 п. 1 ст. 7 названного Закона обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, до приема на обслуживание идентифицировать клиента.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Так, положение абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 6 названного Закона (в ред. Федерального закона от 28 июля 2004 г. N 88-ФЗ <144>) относит приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет к числу операций, которые подлежат обязательному контролю, а положение подп. 1 п. 1 ст. 7 названного Закона обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, до приема на обслуживание идентифицировать клиента.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)В частности, до открытия счета кредитная организация обязана запросить информацию о налоговом резидентстве клиента, провести проверку достоверности и полноты предоставленной информации. Учитывая тенденцию к цифровизации и развитие возможности принятия клиента на обслуживание без личного присутствия, а посредством обращения к цифровому профилю/ЕБС, необходимо определить (с учетом мнения ФНС России), каким образом кредитным организациям исполнять вышеобозначенные обязанности.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)В частности, до открытия счета кредитная организация обязана запросить информацию о налоговом резидентстве клиента, провести проверку достоверности и полноты предоставленной информации. Учитывая тенденцию к цифровизации и развитие возможности принятия клиента на обслуживание без личного присутствия, а посредством обращения к цифровому профилю/ЕБС, необходимо определить (с учетом мнения ФНС России), каким образом кредитным организациям исполнять вышеобозначенные обязанности.
Статья: К вопросу об эффективном функционировании национальной системы ПОД/ФТ в Российской Федерации
(Попова А.В., Волков А.Ю.)
("Финансовое право", 2023, N 8)Вместе с тем при функционировании российской системы ПОД/ФТ наблюдается ряд проблем. Одна из таких проблем нам видится в том, что в сфере законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ отсутствуют четкие критерии и сроки включения информации о физических лицах и организациях в перечни организаций и физических лиц, связанных с террористической деятельностью и экстремизмом. Сегодня указанный перечень ведет Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг), вместе с тем он не является мгновенно пополняемым, так как указанные сведения заносятся в него с задержкой по времени <9>. Все это снижает эффективность процедуры идентификации клиентов при мониторинге операций со стороны банков. Ведь банк не может получить своевременную и качественную информацию о лице, которое подлежит идентификации в банке согласно Федеральному закону от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <10> (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), например в связи с принятием такого клиента на обслуживание в данном банке.
(Попова А.В., Волков А.Ю.)
("Финансовое право", 2023, N 8)Вместе с тем при функционировании российской системы ПОД/ФТ наблюдается ряд проблем. Одна из таких проблем нам видится в том, что в сфере законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ отсутствуют четкие критерии и сроки включения информации о физических лицах и организациях в перечни организаций и физических лиц, связанных с террористической деятельностью и экстремизмом. Сегодня указанный перечень ведет Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг), вместе с тем он не является мгновенно пополняемым, так как указанные сведения заносятся в него с задержкой по времени <9>. Все это снижает эффективность процедуры идентификации клиентов при мониторинге операций со стороны банков. Ведь банк не может получить своевременную и качественную информацию о лице, которое подлежит идентификации в банке согласно Федеральному закону от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <10> (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), например в связи с принятием такого клиента на обслуживание в данном банке.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за июнь 2023 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 8)2. Основанием отказа в открытии счета юридическому лицу может быть в том числе непредоставление потенциальным клиентом выписок по банковским счетам, открытым в иных кредитных организациях. Согласно п. 2 ст. 866 ГК РФ юридические лица обязаны проводить расчеты в безналичном порядке, следовательно, анализ выписки по банковским счетам информирует об источниках получения денежных средств, объеме/масштабе/виде финансовой деятельности, предполагаемом характере деловых отношений с банком, количестве и сумме операций, в том числе снятии наличных, видах договоров, основных контрагентах клиента, а также планируемых плательщиках и получателях денежных средств, что соответствует Федеральному закону от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ и п. 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 приложения N 2 к Положению Банка России от 15 октября 2015 года N 499-П, которые обязывают банк осуществлять такой анализ до принятия клиента на обслуживание.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 8)2. Основанием отказа в открытии счета юридическому лицу может быть в том числе непредоставление потенциальным клиентом выписок по банковским счетам, открытым в иных кредитных организациях. Согласно п. 2 ст. 866 ГК РФ юридические лица обязаны проводить расчеты в безналичном порядке, следовательно, анализ выписки по банковским счетам информирует об источниках получения денежных средств, объеме/масштабе/виде финансовой деятельности, предполагаемом характере деловых отношений с банком, количестве и сумме операций, в том числе снятии наличных, видах договоров, основных контрагентах клиента, а также планируемых плательщиках и получателях денежных средств, что соответствует Федеральному закону от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ и п. 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 приложения N 2 к Положению Банка России от 15 октября 2015 года N 499-П, которые обязывают банк осуществлять такой анализ до принятия клиента на обслуживание.
"Международные стандарты аудита: учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, пересмотренное)
(Арзуманова Л.Л., Орлова Н.Ю., Соболь О.С., Цареградская Ю.К.)
(отв. ред. Л.Л. Арзуманова, Ю.К. Цареградская)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)- проверка соответствия политике организации принятых на обслуживание новых клиентов;
(2-е издание, пересмотренное)
(Арзуманова Л.Л., Орлова Н.Ю., Соболь О.С., Цареградская Ю.К.)
(отв. ред. Л.Л. Арзуманова, Ю.К. Цареградская)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)- проверка соответствия политике организации принятых на обслуживание новых клиентов;
Статья: Принципы и методы аудита как элементы теории аудита
(Арабян К.К.)
("Аудитор", 2023, N 12)Принципы независимости при принятии на обслуживание нового клиента включают в себя:
(Арабян К.К.)
("Аудитор", 2023, N 12)Принципы независимости при принятии на обслуживание нового клиента включают в себя:
Статья: Правовые аспекты майнинга криптовалюты
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- программа, регламентирующая порядок действий в случае отказа в приеме клиента на обслуживание;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- программа, регламентирующая порядок действий в случае отказа в приеме клиента на обслуживание;
Вопрос: Обязан ли банк при приеме на обслуживание юридических лиц - резидентов для подтверждения нахождения клиента по адресу требовать представления договора аренды? Если не обязан, то вправе ли банк установить такое условие во внутренних банковских правилах?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Обязан ли банк при приеме на обслуживание юридических лиц - резидентов для подтверждения нахождения клиента по адресу требовать представления договора аренды? Если не обязан, то вправе ли банк установить такое условие во внутренних банковских правилах? Может ли банк устанавливать адрес клиента только на основании сведений из ЕГРЮЛ?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Обязан ли банк при приеме на обслуживание юридических лиц - резидентов для подтверждения нахождения клиента по адресу требовать представления договора аренды? Если не обязан, то вправе ли банк установить такое условие во внутренних банковских правилах? Может ли банк устанавливать адрес клиента только на основании сведений из ЕГРЮЛ?