Принятие денежных обязательств
Подборка наиболее важных документов по запросу Принятие денежных обязательств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: Отсутствие бюджетного финансирования не является основанием для освобождения заказчика от оплаты оказанных услуг
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23
Применимые нормы: п. 1 ст. 781 ГК РФ, ст. ст. 161, 162, 219 БК РФВ соответствии с Бюджетным кодексом РФ учреждения, которые являются получателями бюджетных средств, имеют право принимать денежные обязательства путем заключения договоров с поставщиками продукции (работ, услуг) и составления платежных и иных документов, необходимых для осуществления расходов и платежей, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов.
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23
Применимые нормы: п. 1 ст. 781 ГК РФ, ст. ст. 161, 162, 219 БК РФВ соответствии с Бюджетным кодексом РФ учреждения, которые являются получателями бюджетных средств, имеют право принимать денежные обязательства путем заключения договоров с поставщиками продукции (работ, услуг) и составления платежных и иных документов, необходимых для осуществления расходов и платежей, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов.
Важнейшая практика по ст. 5 Закона о банкротствеуплатить проценты за пользование заемными (кредитными) средствами по денежным обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О применении Акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452) в целях подтверждения факта принятия денежных обязательств по результатам приемки в рамках закупок.
(Письмо Минфина России от 27.02.2025 N 02-07-08/18978)Вопрос: О применении Акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452) в целях подтверждения факта принятия денежных обязательств по результатам приемки в рамках закупок.
(Письмо Минфина России от 27.02.2025 N 02-07-08/18978)Вопрос: О применении Акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452) в целях подтверждения факта принятия денежных обязательств по результатам приемки в рамках закупок.
Нормативные акты
Статья: Бухгалтерский учет фактов хозяйственной жизни, возникающих при исполнении договоров (контрактов)
(Крамаров В.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)СГС "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах" <9> и Инструкцией N 157н предусмотрено, что по обязательствам учреждения, по начислению которых на отчетную дату существует неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов, предусмотрено формирование резервов предстоящих расходов с отражением отложенных обязательств. Например, к таким обязательствам обоснованно могут быть отнесены обязательства в объеме потребленных коммунальных услуг, размер которых за соответствующий отчетный период расчетно-документально подтвержден, при условии поступления первичных учетных документов, обосновывающих принятие денежного обязательства в ином отчетном периоде.
(Крамаров В.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)СГС "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах" <9> и Инструкцией N 157н предусмотрено, что по обязательствам учреждения, по начислению которых на отчетную дату существует неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов, предусмотрено формирование резервов предстоящих расходов с отражением отложенных обязательств. Например, к таким обязательствам обоснованно могут быть отнесены обязательства в объеме потребленных коммунальных услуг, размер которых за соответствующий отчетный период расчетно-документально подтвержден, при условии поступления первичных учетных документов, обосновывающих принятие денежного обязательства в ином отчетном периоде.
Готовое решение: Как в учете казенного, бюджетного, автономного учреждения отразить операции по санкционированию расходов (счет 0 500 00 000)
(КонсультантПлюс, 2025)Принятие учреждением денежного обязательства по выплате в текущем году аванса отражают в учете записью по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 11 000 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 12 000 (п. п. 140, 141 Инструкции N 162н, п. 167 Инструкции N 174н, п. 196 Инструкции N 183н).
(КонсультантПлюс, 2025)Принятие учреждением денежного обязательства по выплате в текущем году аванса отражают в учете записью по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 11 000 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 12 000 (п. п. 140, 141 Инструкции N 162н, п. 167 Инструкции N 174н, п. 196 Инструкции N 183н).
Вопрос: О бюджетном учете принятых денежных обязательств по авансовым платежам при расчетах с поставщиками или подотчетными лицами.
(Письмо Минфина России от 18.09.2024 N 02-07-11/89717)Вопрос: О бюджетном учете принятых денежных обязательств по авансовым платежам при расчетах с поставщиками или подотчетными лицами.
(Письмо Минфина России от 18.09.2024 N 02-07-11/89717)Вопрос: О бюджетном учете принятых денежных обязательств по авансовым платежам при расчетах с поставщиками или подотчетными лицами.
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Лимиты бюджетных обязательств являются основой для финансирования расходов и представляют предельный объем прав бюджетополучателя на принятие денежных обязательств. Лимиты устанавливаются на основании показателей сводной бюджетной росписи с учетом прогноза поступлений доходов и источников финансирования дефицита бюджета. Они доводятся до главных распорядителей бюджетных средств органами Федерального казначейства, которые, в свою очередь, доводят их до бюджетополучателей. Утвержденные лимиты представляются в соответствующий орган Федерального казначейства для контроля за расходованием средств бюджета (Приложение А).
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Лимиты бюджетных обязательств являются основой для финансирования расходов и представляют предельный объем прав бюджетополучателя на принятие денежных обязательств. Лимиты устанавливаются на основании показателей сводной бюджетной росписи с учетом прогноза поступлений доходов и источников финансирования дефицита бюджета. Они доводятся до главных распорядителей бюджетных средств органами Федерального казначейства, которые, в свою очередь, доводят их до бюджетополучателей. Утвержденные лимиты представляются в соответствующий орган Федерального казначейства для контроля за расходованием средств бюджета (Приложение А).
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 11.11.2022 N 02-06-07/110108 "Об отражении организациями бюджетной сферы в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни, возникающих при исполнении договоров (контрактов) (сдаче результатов поставок (работ, услуг) и принятии таких результатов согласно документу о приемке)"
(Селищева Г.)
("Казенные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 1)К таким обязательствам относятся обязательства в объеме потребленных коммунальных услуг, размер которых за отчетный период расчетно-документально подтвержден, при условии поступления первичных учетных документов, обосновывающих принятие денежного обязательства в ином отчетном периоде. По факту получения первичных документов, в соответствии с которыми возникают требования по исполнению обязательств, в отношении которых был создан резерв, на дату поступления первичного документа в бухгалтерском учете признаются за счет суммы ранее созданного резерва денежные обязательства.
(Селищева Г.)
("Казенные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 1)К таким обязательствам относятся обязательства в объеме потребленных коммунальных услуг, размер которых за отчетный период расчетно-документально подтвержден, при условии поступления первичных учетных документов, обосновывающих принятие денежного обязательства в ином отчетном периоде. По факту получения первичных документов, в соответствии с которыми возникают требования по исполнению обязательств, в отношении которых был создан резерв, на дату поступления первичного документа в бухгалтерском учете признаются за счет суммы ранее созданного резерва денежные обязательства.
Ситуация: Как взыскать долг с заемщика, если есть расписка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)срок исполнения денежных обязательств, возникших до принятия судом заявления, считается наступившим;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)срок исполнения денежных обязательств, возникших до принятия судом заявления, считается наступившим;
Вопрос: О бухгалтерском (бюджетном) учете операций по перечислению субъектом учета денежных средств в счет исполнения принятых денежных обязательств по обязательным платежам в доход бюджета в качестве ЕНП.
(Письмо Минфина России от 14.09.2023 N 02-07-10/88219)Вопрос: О бухгалтерском (бюджетном) учете операций по перечислению субъектом учета денежных средств в счет исполнения принятых денежных обязательств по обязательным платежам в доход бюджета в качестве ЕНП.
(Письмо Минфина России от 14.09.2023 N 02-07-10/88219)Вопрос: О бухгалтерском (бюджетном) учете операций по перечислению субъектом учета денежных средств в счет исполнения принятых денежных обязательств по обязательным платежам в доход бюджета в качестве ЕНП.
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Исторически в системе отечественного права на различных этапах его развития вопросам неторговой несостоятельности граждан уделялось большое внимание. Так, в праве Российской империи еще с 1722 года начался процесс систематизации и правовой институционализации правил личной неторговой несостоятельности подданных империи. В законодательстве указанного периода произошло выделение двух видов несостоятельности просроченного должника: несчастная (невиновная) несостоятельность, возникшая не по вине должника, а в случае наступления различного рода форс-мажорных обстоятельств: пожара, стихийного бедствия, эпидемий, военных нападений; злонамеренная (виновная) несостоятельность, которая могла наступить, к примеру, в случае легкомысленного поведения человека, например, растратившего вверенные средства, потерявшего имущество в результате пьянства или других подобных действий. Подход к несостоятельности должников, обозначенный еще в Русской Правде, сохранился и в более позднем законодательстве имперского периода <113>, существенной новеллой в законодательстве о личной несостоятельности того периода явилось введение мер по обеспечению иска в отношении предполагаемого должника. Данные меры применялись как по отношению к личности самого должника, так и по отношению к его имуществу (например, арест имущества должника, выражающийся в опечатывании не только самого имущества должника, но и документации, связанной с его деятельностью) <114>. В российском законодательстве имперского периода было введено правило, согласно которому после объявления лица несостоятельным должником все его имущество включалось в конкурсную массу, за исключением имущества, сданного должнику на хранение, находящегося у должника по договору комиссии, относящегося к личным вещам и находящегося в залоге. В праве рассматриваемого периода нашла широкое применение система долговых обязательств, оформляемая через выдачу "заемных писем" - долговых расписок, применявшихся главным образом в случае некоммерческих долгов, которые, в свою очередь, подразделялись на "крепостные заемные письма" <115>, а также "домовые заемные письма" <116>. Кроме того, денежные долговые обязательства оформлялись посредством "закладных крепостей" двух типов, для каждого из которых были свои реестры: реестр заложенной сельской собственности (имения с крепостными помещиков; незаселенные земли во владении купцов и состоятельных крестьян); реестр городской собственности (дома, лавки и пустующие земельные участки) <117>. В 1884 году Сенатом указанное правило было уточнено, и решающее слово в совете по банкротству было передано меньшинству кредиторов, являвшихся держателями большинства долговых обязательств <118>. Вместе с тем следует обратить внимание на тот факт, что при рассмотрении достаточно редких для того времени дел о неоплатности и несостоятельности лиц правоприменитель того времени очень часто применял иностранное право, правила деловых обыкновений или отдельные указы Сената. Так, С.В. Панов приводит пример, согласно которому "в деле о неоплате должником кредиторам Сенат дал санкцию суду руководствоваться амстердамским конкурсным правом, чтобы принудить меньшинство кредиторов подчиниться воле большинства. Для обеспечения пропорционального распределения имущества между кредиторами было предложено руководствоваться "купеческим обыкновением". Более того, в указанный период (1740 - 1745 гг.) Сенат своим распоряжением устанавливал сроки для предъявления кредиторами своих требований в конкурс, по истечении которых претензии не принимаются (один месяц - для кредиторов из Санкт-Петербурга, шесть месяцев - для иногородних и иностранных кредиторов). Весьма примечательными выглядят нормативные акты указанного периода о признании граждан дееспособными по отношению к имущественным сделкам, а следовательно, к возможности признания их банкротами. Так, в Московском государстве лица мужского пола по достижении 15-летнего возраста и поступлении на царскую службу считались юридически дееспособными по отношению к принятым ими долговым обязательствам. При правлении Петра I возраст наступления совершеннолетия был повышен до 18 лет применительно к сделкам с движимым имуществом и до 20 лет - с недвижимостью <119>, что существенным образом пресекало возможную несостоятельность молодых лиц. В соответствии с Петровским Указом о единонаследии 1714 года документы по принятию денежных обязательств, подписанные лицами, не достигшими 20-летнего возраста, не имели законной силы. Кроме того, в 1752, 1821, 1826 и 1830 годах данное правило было подтверждено и включено в Свод законов 1832 года. Согласно данным правилам несовершеннолетний, достигший 17-летнего возраста (возраст наступления ответственности за уголовные преступления <120>), мог брать в долг, но лишь с согласия своего опекуна <121>. Полное право распоряжаться или закладывать принадлежащей лицу недвижимостью без опекуна с 1785 года Указом Екатерины II было разрешено только лицам, достигшим 21-летнего возраста <122>. Если лицо приняло на себя денежные обязательства, не достигнув установленного возраста, введя в заблуждение кредиторов, то согласно действующему на то время законодательству данное лицо должно было подвергнуться уголовному преследованию, а само денежное обязательство признавалось недействительным <123>. Но если собственность уже находилась в безнадежном состоянии или если родственники опекаемого не давали согласия на предполагаемую стратегию управления ею, то следующим шагом за учреждением опеки могла последовать процедура признания лица неплатежеспособным. Следует отметить, что до реформы 1864 года важным фактором, влияющим на решение об освобождении банкрота от долгов, служили такие черты характера должника, как честность, преданность семье и трезвость. Для выявления указанных черт личности производство по банкротству включало такую процедуру, как "повальный обыск", суть которой состояла в том, что судом производился опрос двенадцати, а иногда и больше представителей местного общества с тем же сословным статусом (то есть купцов, крестьян и т.п.) о поведении и характере банкрота, его образе жизни и отношении к кредиторам, после чего принималось решение о его освобождении или не освобождении от долгов <124>.
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Исторически в системе отечественного права на различных этапах его развития вопросам неторговой несостоятельности граждан уделялось большое внимание. Так, в праве Российской империи еще с 1722 года начался процесс систематизации и правовой институционализации правил личной неторговой несостоятельности подданных империи. В законодательстве указанного периода произошло выделение двух видов несостоятельности просроченного должника: несчастная (невиновная) несостоятельность, возникшая не по вине должника, а в случае наступления различного рода форс-мажорных обстоятельств: пожара, стихийного бедствия, эпидемий, военных нападений; злонамеренная (виновная) несостоятельность, которая могла наступить, к примеру, в случае легкомысленного поведения человека, например, растратившего вверенные средства, потерявшего имущество в результате пьянства или других подобных действий. Подход к несостоятельности должников, обозначенный еще в Русской Правде, сохранился и в более позднем законодательстве имперского периода <113>, существенной новеллой в законодательстве о личной несостоятельности того периода явилось введение мер по обеспечению иска в отношении предполагаемого должника. Данные меры применялись как по отношению к личности самого должника, так и по отношению к его имуществу (например, арест имущества должника, выражающийся в опечатывании не только самого имущества должника, но и документации, связанной с его деятельностью) <114>. В российском законодательстве имперского периода было введено правило, согласно которому после объявления лица несостоятельным должником все его имущество включалось в конкурсную массу, за исключением имущества, сданного должнику на хранение, находящегося у должника по договору комиссии, относящегося к личным вещам и находящегося в залоге. В праве рассматриваемого периода нашла широкое применение система долговых обязательств, оформляемая через выдачу "заемных писем" - долговых расписок, применявшихся главным образом в случае некоммерческих долгов, которые, в свою очередь, подразделялись на "крепостные заемные письма" <115>, а также "домовые заемные письма" <116>. Кроме того, денежные долговые обязательства оформлялись посредством "закладных крепостей" двух типов, для каждого из которых были свои реестры: реестр заложенной сельской собственности (имения с крепостными помещиков; незаселенные земли во владении купцов и состоятельных крестьян); реестр городской собственности (дома, лавки и пустующие земельные участки) <117>. В 1884 году Сенатом указанное правило было уточнено, и решающее слово в совете по банкротству было передано меньшинству кредиторов, являвшихся держателями большинства долговых обязательств <118>. Вместе с тем следует обратить внимание на тот факт, что при рассмотрении достаточно редких для того времени дел о неоплатности и несостоятельности лиц правоприменитель того времени очень часто применял иностранное право, правила деловых обыкновений или отдельные указы Сената. Так, С.В. Панов приводит пример, согласно которому "в деле о неоплате должником кредиторам Сенат дал санкцию суду руководствоваться амстердамским конкурсным правом, чтобы принудить меньшинство кредиторов подчиниться воле большинства. Для обеспечения пропорционального распределения имущества между кредиторами было предложено руководствоваться "купеческим обыкновением". Более того, в указанный период (1740 - 1745 гг.) Сенат своим распоряжением устанавливал сроки для предъявления кредиторами своих требований в конкурс, по истечении которых претензии не принимаются (один месяц - для кредиторов из Санкт-Петербурга, шесть месяцев - для иногородних и иностранных кредиторов). Весьма примечательными выглядят нормативные акты указанного периода о признании граждан дееспособными по отношению к имущественным сделкам, а следовательно, к возможности признания их банкротами. Так, в Московском государстве лица мужского пола по достижении 15-летнего возраста и поступлении на царскую службу считались юридически дееспособными по отношению к принятым ими долговым обязательствам. При правлении Петра I возраст наступления совершеннолетия был повышен до 18 лет применительно к сделкам с движимым имуществом и до 20 лет - с недвижимостью <119>, что существенным образом пресекало возможную несостоятельность молодых лиц. В соответствии с Петровским Указом о единонаследии 1714 года документы по принятию денежных обязательств, подписанные лицами, не достигшими 20-летнего возраста, не имели законной силы. Кроме того, в 1752, 1821, 1826 и 1830 годах данное правило было подтверждено и включено в Свод законов 1832 года. Согласно данным правилам несовершеннолетний, достигший 17-летнего возраста (возраст наступления ответственности за уголовные преступления <120>), мог брать в долг, но лишь с согласия своего опекуна <121>. Полное право распоряжаться или закладывать принадлежащей лицу недвижимостью без опекуна с 1785 года Указом Екатерины II было разрешено только лицам, достигшим 21-летнего возраста <122>. Если лицо приняло на себя денежные обязательства, не достигнув установленного возраста, введя в заблуждение кредиторов, то согласно действующему на то время законодательству данное лицо должно было подвергнуться уголовному преследованию, а само денежное обязательство признавалось недействительным <123>. Но если собственность уже находилась в безнадежном состоянии или если родственники опекаемого не давали согласия на предполагаемую стратегию управления ею, то следующим шагом за учреждением опеки могла последовать процедура признания лица неплатежеспособным. Следует отметить, что до реформы 1864 года важным фактором, влияющим на решение об освобождении банкрота от долгов, служили такие черты характера должника, как честность, преданность семье и трезвость. Для выявления указанных черт личности производство по банкротству включало такую процедуру, как "повальный обыск", суть которой состояла в том, что судом производился опрос двенадцати, а иногда и больше представителей местного общества с тем же сословным статусом (то есть купцов, крестьян и т.п.) о поведении и характере банкрота, его образе жизни и отношении к кредиторам, после чего принималось решение о его освобождении или не освобождении от долгов <124>.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Освобождает ли заказчика от оплаты работ по договору подряда отсутствие бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)"...15. В силу статей 161, 162, 225, 250 БК РФ учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, имеют право принятия денежных обязательств путем заключения с поставщиками продукции (работ, услуг) договоров и составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов.
Освобождает ли заказчика от оплаты работ по договору подряда отсутствие бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)"...15. В силу статей 161, 162, 225, 250 БК РФ учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, имеют право принятия денежных обязательств путем заключения с поставщиками продукции (работ, услуг) договоров и составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов.
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)- осуществление своевременного планирования и принятие денежных обязательств.
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)- осуществление своевременного планирования и принятие денежных обязательств.