Принятие бюджетных обязательств в декабре
Подборка наиболее важных документов по запросу Принятие бюджетных обязательств в декабре (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)принятие обязательств сверх лимитов бюджетных обязательств" <1>.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)принятие обязательств сверх лимитов бюджетных обязательств" <1>.
Статья: Стимулирующие субсидии и действие нормативных правовых актов во времени. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 7 февраля 2022 года N 309-ЭС21-18136
(Ильин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)Анализ правил, которые составляют изменения Положения, производимые правительством Удмуртской Республики каждый календарный год, свидетельствует о том, что эти изменения как по существу, так и по форме ("изложить Положение в редакции согласно приложению") всякий раз представляли собой принятие нового нормативного правового акта, в свою очередь, всякий раз устанавливающего правила проведения нового конкурса по отбору заявок на предоставление стимулирующих выплат. Это происходит из-за того, что во всех рассмотренных случаях общий размер распределяемых сумм ограничен доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств текущего финансового года, действующими до 31 декабря (п. 3 ст. 242 БК РФ), а значит, в каждом новом финансовом году для выделения бюджетных средств, направляемых на эти цели, требуется принятие новых финансово-правовых решений. Это еще раз подтверждает вывод о том, что ни о какой обратной силе нормативных правовых актов, распространяющейся на ранее возникшие отношения, в комментируемом деле речи идти не может.
(Ильин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)Анализ правил, которые составляют изменения Положения, производимые правительством Удмуртской Республики каждый календарный год, свидетельствует о том, что эти изменения как по существу, так и по форме ("изложить Положение в редакции согласно приложению") всякий раз представляли собой принятие нового нормативного правового акта, в свою очередь, всякий раз устанавливающего правила проведения нового конкурса по отбору заявок на предоставление стимулирующих выплат. Это происходит из-за того, что во всех рассмотренных случаях общий размер распределяемых сумм ограничен доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств текущего финансового года, действующими до 31 декабря (п. 3 ст. 242 БК РФ), а значит, в каждом новом финансовом году для выделения бюджетных средств, направляемых на эти цели, требуется принятие новых финансово-правовых решений. Это еще раз подтверждает вывод о том, что ни о какой обратной силе нормативных правовых актов, распространяющейся на ранее возникшие отношения, в комментируемом деле речи идти не может.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 N 1528
(ред. от 25.11.2023)
"Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке"В случае уведомления уполномоченного банка о принятом в соответствии с настоящим пунктом решении Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в течение 7 рабочих дней (но не позднее 30 декабря текущего финансового года) после увеличения лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, перечисляет субсидии по представленным в соответствии с настоящим пунктом заявкам на перечисление субсидии уполномоченному банку в приоритетном порядке.
(ред. от 25.11.2023)
"Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке"В случае уведомления уполномоченного банка о принятом в соответствии с настоящим пунктом решении Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в течение 7 рабочих дней (но не позднее 30 декабря текущего финансового года) после увеличения лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, перечисляет субсидии по представленным в соответствии с настоящим пунктом заявкам на перечисление субсидии уполномоченному банку в приоритетном порядке.
Постановление Правительства РФ от 21.12.2023 N 2237
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"6. В подпункте "а" пункта 11 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2023 г. N 2050 "Об утверждении Правил принятия решений об изменении сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств, а также информации об объектах капитального строительства и объектах недвижимого имущества" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2023, 5 декабря, N 0001202312050020):
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"6. В подпункте "а" пункта 11 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2023 г. N 2050 "Об утверждении Правил принятия решений об изменении сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств, а также информации об объектах капитального строительства и объектах недвижимого имущества" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2023, 5 декабря, N 0001202312050020):
Статья: Бюджетно-правовой режим как порядок поведения участников бюджетной деятельности
(Андриевский К.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Принятие бюджетных обязательств сверх утвержденных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств (если иное не установлено соответствующим нормативным правовым актом) влечет для должностных лиц учреждения бюджетополучателя штраф от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ст. 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) <13>; Письмо Минфина России от 4 мая 2016 г. N 02-04-10/26348 "О принятии получателем бюджетных средств бюджетных обязательств в отсутствие доведенных до него лимитов бюджетных обязательств" <14>).
(Андриевский К.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Принятие бюджетных обязательств сверх утвержденных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств (если иное не установлено соответствующим нормативным правовым актом) влечет для должностных лиц учреждения бюджетополучателя штраф от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ст. 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) <13>; Письмо Минфина России от 4 мая 2016 г. N 02-04-10/26348 "О принятии получателем бюджетных средств бюджетных обязательств в отсутствие доведенных до него лимитов бюджетных обязательств" <14>).
Статья: О КБК, соответствующих закупкам, указанным в пункте 11 Положения N 1496
(Суворова Т.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)а(1)) в случае принятия до даты, предусмотренной п. 10 Положения N 1496, правительственной комиссией по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов решений о возможности принятия таких обязательств до 1 декабря текущего финансового года;
(Суворова Т.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)а(1)) в случае принятия до даты, предусмотренной п. 10 Положения N 1496, правительственной комиссией по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов решений о возможности принятия таких обязательств до 1 декабря текущего финансового года;
Статья: Особенности исполнения федерального бюджета в 2023 году
(Романова Л.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Таким образом, приостановлено действие и пп. "а(1)" п. 11 Положения N 1496, которым определено, что норма п. 10 данного документа не распространяется на бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета, связанные с поставкой товаров, выполнением работ и оказанием услуг, в случае вынесения до даты, предусмотренной п. 10 названного Положения, Правительственной комиссией по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов решений о возможности принятия таких обязательств до 1 декабря текущего финансового года.
(Романова Л.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Таким образом, приостановлено действие и пп. "а(1)" п. 11 Положения N 1496, которым определено, что норма п. 10 данного документа не распространяется на бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета, связанные с поставкой товаров, выполнением работ и оказанием услуг, в случае вынесения до даты, предусмотренной п. 10 названного Положения, Правительственной комиссией по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов решений о возможности принятия таких обязательств до 1 декабря текущего финансового года.
Вопрос: О предоставлении пассажирским перевозчикам субсидий в целях финансового обеспечения затрат, связанных с предоставлением льгот на проезд и перевозки по тарифам ниже экономически обоснованного уровня.
(Письмо Минфина России от 08.08.2025 N 02-12-06/77308)<1> Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Закон N 414-ФЗ).
(Письмо Минфина России от 08.08.2025 N 02-12-06/77308)<1> Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Закон N 414-ФЗ).
Статья: Видовая и правовая характеристики мониторинга в бюджетной сфере и его реализация в информационном пространстве
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2023, N 2)Последняя группа обусловлена применением риск-ориентированного подхода при классификации признаков финансового нарушения; такими рисками являются: недостижение результатов предоставления субсидии; образование неиспользованных остатков субсидии; принятие обязательств сверх лимитов бюджетных обязательств. При кодировании признака финансового нарушения по уникальному пятизначному коду отражается код раздела признака нарушения по классификатору с присвоением соответствующего риска, имеющего цифровое значение, а также отражается соответствующая мера реагирования, установленная в ст. 242.13-1 БК РФ.
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2023, N 2)Последняя группа обусловлена применением риск-ориентированного подхода при классификации признаков финансового нарушения; такими рисками являются: недостижение результатов предоставления субсидии; образование неиспользованных остатков субсидии; принятие обязательств сверх лимитов бюджетных обязательств. При кодировании признака финансового нарушения по уникальному пятизначному коду отражается код раздела признака нарушения по классификатору с присвоением соответствующего риска, имеющего цифровое значение, а также отражается соответствующая мера реагирования, установленная в ст. 242.13-1 БК РФ.
Вопрос: Об установлении размера авансовых платежей при заключении договоров о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, финансируемых за счет субсидии, подлежащей казначейскому сопровождению.
(Письмо Минфина России от 20.06.2025 N 02-11-13/60275)В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 20.06.2025 N 02-11-13/60275)В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
"Налогообложение в области спорта: Учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)В соответствии с Гражданским кодексом РК <2> юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией и содержащееся только за счет государственного бюджета, может быть создано исключительно в форме государственного учреждения (п. 3-1 ст. 34). Государственным учреждением признается учреждение, создаваемое государством в соответствии с Конституцией РК и законодательными актами РК или нормативными правовыми актами Президента РК, Правительства РК и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения и содержащееся только за счет бюджета или бюджета (сметы расходов) Национального банка РК, если дополнительные источники финансирования не установлены законодательными актами РК. Принятие государственным учреждением договорных обязательств осуществляется только в соответствии с Бюджетным кодексом РК.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)В соответствии с Гражданским кодексом РК <2> юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией и содержащееся только за счет государственного бюджета, может быть создано исключительно в форме государственного учреждения (п. 3-1 ст. 34). Государственным учреждением признается учреждение, создаваемое государством в соответствии с Конституцией РК и законодательными актами РК или нормативными правовыми актами Президента РК, Правительства РК и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения и содержащееся только за счет бюджета или бюджета (сметы расходов) Национального банка РК, если дополнительные источники финансирования не установлены законодательными актами РК. Принятие государственным учреждением договорных обязательств осуществляется только в соответствии с Бюджетным кодексом РК.
Готовое решение: Как принять и учесть бюджетные обязательства
(КонсультантПлюс, 2025)ПБС может принимать бюджетные обязательства на очередной финансовый год, в том числе в декабре текущего года, в случае, если до него доведены ЛБО на очередной финансовый год (Письмо Минфина России от 19.06.2019 N 02-09-06/44642).
(КонсультантПлюс, 2025)ПБС может принимать бюджетные обязательства на очередной финансовый год, в том числе в декабре текущего года, в случае, если до него доведены ЛБО на очередной финансовый год (Письмо Минфина России от 19.06.2019 N 02-09-06/44642).
Статья: Конституционно-правовое плацебо: анализ позиции Конституционного Суда РФ в Постановлении от 26 сентября 2024 года N 41-П о праве на лекарственное обеспечение орфанных пациентов
(Шарловский К.А., Лимонова А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 1)Постановление Суда затрагивает важный конституционно-правовой сюжет о праве граждан на лекарственное обеспечение за счет государственного бюджета, включая вопросы объема такого права и объема корреспондирующих ему обязанностей публично-правовых образований. Суд признает право на лекарственное обеспечение в качестве конституционного, рассматривая его как элемент права на охрану здоровья и медицинскую помощь <7>. Суд приходит к выводу, что текущее нормативное регулирование недостаточно для обеспечения конституционного права граждан на доступ к лекарствам и приводит к его нарушениям. Несмотря на то что Суд прямо не поднимает вопрос об объеме конституционного права, он тем не менее затрагивает темы бюджетного планирования и недостаточности бюджетных средств для выполнения социальных обязательств государства.
(Шарловский К.А., Лимонова А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 1)Постановление Суда затрагивает важный конституционно-правовой сюжет о праве граждан на лекарственное обеспечение за счет государственного бюджета, включая вопросы объема такого права и объема корреспондирующих ему обязанностей публично-правовых образований. Суд признает право на лекарственное обеспечение в качестве конституционного, рассматривая его как элемент права на охрану здоровья и медицинскую помощь <7>. Суд приходит к выводу, что текущее нормативное регулирование недостаточно для обеспечения конституционного права граждан на доступ к лекарствам и приводит к его нарушениям. Несмотря на то что Суд прямо не поднимает вопрос об объеме конституционного права, он тем не менее затрагивает темы бюджетного планирования и недостаточности бюджетных средств для выполнения социальных обязательств государства.
Вопрос: О сроке размещения в 2023 г. в ЕИС в сфере закупок извещений (приглашений, проектов контракта) об осуществлении закупок товаров, работ, услуг.
(Письмо Минфина России от 30.05.2023 N 02-11-09/49807)Положениями абзаца первого пункта 5(1) Постановления N 2549 <1> установлено, что получатели средств федерального бюджета в 2023 году принимают бюджетные обязательства, связанные с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не позднее 1 июля 2023 г. или последнего рабочего дня до указанной даты.
(Письмо Минфина России от 30.05.2023 N 02-11-09/49807)Положениями абзаца первого пункта 5(1) Постановления N 2549 <1> установлено, что получатели средств федерального бюджета в 2023 году принимают бюджетные обязательства, связанные с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не позднее 1 июля 2023 г. или последнего рабочего дня до указанной даты.