Приносящая доход деятельность ано
Подборка наиболее важных документов по запросу Приносящая доход деятельность ано (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 50 "Коммерческие и некоммерческие организации" ГК РФ"Вопреки доводам кассационных жалоб относительно получения АНО "ЦСП "Омега" прибыли, суды верно исходили из того, что указанные обстоятельства не свидетельствует о нарушении Учреждением пункта 2 части 3 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ, поскольку наличие у АНО "ЦСП "Омега" статуса некоммерческой организации не препятствует ей осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и если это соответствует таким целям (пункт 4 статьи 50 ГК РФ). При этом доказательств осуществления деятельности, направленной на получение прибыли, в связи с использованием предоставленного по вышеуказанным договорам спортивного сооружения в материалы дела не представлено."
Апелляционное определение Тульского областного суда от 15.07.2024 N 33-1860/2024 (УИД 71RS0028-01-2023-002855-27)
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: 1) О взыскании пособия по безработице; 2) О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О возложении обязанности зарегистрировать в качестве безработного, уведомить о принятых решениях.
Обстоятельства: Истец указал, что не был надлежащим образом уведомлен о необходимости явки в центр занятости населения для принятия решения по его заявлению о постановке на учет в качестве безработного.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.В связи с изложенным, довод истца, как в ходе судебного разбирательства, так и в апелляционной жалобе, а также представленная справка пенсионного органа об отсутствии на 12 февраля 2024 года на индивидуальном лицевом счете Ш. информации о заключенных договорах гражданско-правового характера с автономной некоммерческой организацией Клуб физической культуры и спорта, по мнению судебной коллегии, не ставят под сомнение в целом, вывод суда первой инстанции о правомерности действий ответчика в связи с отсутствием оснований для назначения Ш. пособия по безработице и признания безработным, поскольку при рассмотрении дела, в том числе и в суде апелляционной инстанции не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности осуществления АНО "КФКС "СПАРТА" деятельности, приносящей доходы в соответствии с учредительными документами.
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: 1) О взыскании пособия по безработице; 2) О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О возложении обязанности зарегистрировать в качестве безработного, уведомить о принятых решениях.
Обстоятельства: Истец указал, что не был надлежащим образом уведомлен о необходимости явки в центр занятости населения для принятия решения по его заявлению о постановке на учет в качестве безработного.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.В связи с изложенным, довод истца, как в ходе судебного разбирательства, так и в апелляционной жалобе, а также представленная справка пенсионного органа об отсутствии на 12 февраля 2024 года на индивидуальном лицевом счете Ш. информации о заключенных договорах гражданско-правового характера с автономной некоммерческой организацией Клуб физической культуры и спорта, по мнению судебной коллегии, не ставят под сомнение в целом, вывод суда первой инстанции о правомерности действий ответчика в связи с отсутствием оснований для назначения Ш. пособия по безработице и признания безработным, поскольку при рассмотрении дела, в том числе и в суде апелляционной инстанции не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности осуществления АНО "КФКС "СПАРТА" деятельности, приносящей доходы в соответствии с учредительными документами.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Виды приносящей доход деятельности некоммерческих организаций
(Селюнин П.С.)
("Гражданское право", 2024, N 2)Кроме того, существенный недостаток п. 2 ст. 24 ФЗ "Об НКО" - это то, что фактически норма подталкивает на осуществление приносящей доход деятельности НКО не самостоятельно, а через участие в других коммерческих дочерних юридических лицах, что делает целесообразность такой конструкции сомнительной - она никак не помогает в поиске критериев допустимости осуществляемых видов деятельности и лишь увеличивает издержки НКО на создание дочерней организации <10>. Интересным представляется дело, в котором суд разрешал вопрос о наличии оснований лишения лицензии АНО на управление многоквартирными домами. В мотивировочной части решения суд с учетом системного толкования норм, предусмотренных п. 2 ст. 24 ФЗ "Об НКО" и п. 5 ст. 123.24 ГК РФ, пришел к выводу о невозможности осуществления АНО предпринимательской деятельности "самостоятельно без создания соответствующих обществ" <11>, что стало причиной аннулирования выданной АНО лицензии. С учетом того что прибыль, полученная хозяйственными обществами, распределяется между их участниками (в приведенном примере при наличии такого дочернего общества прибыль была бы получена тем же АНО, т.е. бенефициаром так или иначе является АНО), в отличие от НКО, где прибыль не распределяется между участниками и направляется на цели НКО, закладываемый законодателем смысл такой конструкции представляется исключительно в создании дочерней организации, непосредственно занимающейся выбранным видом деятельности, который может вызвать недоверие со стороны контролирующих органов, если бы им занималась НКО самостоятельно, с сопутствующими проблемами доказывания допустимости такого вида деятельности для НКО с точки зрения целевого критерия. Также в данном случае усматривается противоречие двух норм ГК РФ: понятием предпринимательской деятельности, содержащимся в п. 1 ст. 2 ГК РФ, не охватывается участие в хозяйственных обществах, Конституционный Суд РФ указывал, что деятельность участников обществ предпринимательской не является <12>, но при этом п. 5 ст. 123.24 ГК РФ называет создание и участие в хозяйственном обществе способом осуществления АНО предпринимательской деятельности, хотя более корректным представляется отнесение этого вида деятельности не к предпринимательской, а к иной приносящей доход с учетом проведенного выше анализа п. 2 ст. 24 ФЗ "Об НКО".
(Селюнин П.С.)
("Гражданское право", 2024, N 2)Кроме того, существенный недостаток п. 2 ст. 24 ФЗ "Об НКО" - это то, что фактически норма подталкивает на осуществление приносящей доход деятельности НКО не самостоятельно, а через участие в других коммерческих дочерних юридических лицах, что делает целесообразность такой конструкции сомнительной - она никак не помогает в поиске критериев допустимости осуществляемых видов деятельности и лишь увеличивает издержки НКО на создание дочерней организации <10>. Интересным представляется дело, в котором суд разрешал вопрос о наличии оснований лишения лицензии АНО на управление многоквартирными домами. В мотивировочной части решения суд с учетом системного толкования норм, предусмотренных п. 2 ст. 24 ФЗ "Об НКО" и п. 5 ст. 123.24 ГК РФ, пришел к выводу о невозможности осуществления АНО предпринимательской деятельности "самостоятельно без создания соответствующих обществ" <11>, что стало причиной аннулирования выданной АНО лицензии. С учетом того что прибыль, полученная хозяйственными обществами, распределяется между их участниками (в приведенном примере при наличии такого дочернего общества прибыль была бы получена тем же АНО, т.е. бенефициаром так или иначе является АНО), в отличие от НКО, где прибыль не распределяется между участниками и направляется на цели НКО, закладываемый законодателем смысл такой конструкции представляется исключительно в создании дочерней организации, непосредственно занимающейся выбранным видом деятельности, который может вызвать недоверие со стороны контролирующих органов, если бы им занималась НКО самостоятельно, с сопутствующими проблемами доказывания допустимости такого вида деятельности для НКО с точки зрения целевого критерия. Также в данном случае усматривается противоречие двух норм ГК РФ: понятием предпринимательской деятельности, содержащимся в п. 1 ст. 2 ГК РФ, не охватывается участие в хозяйственных обществах, Конституционный Суд РФ указывал, что деятельность участников обществ предпринимательской не является <12>, но при этом п. 5 ст. 123.24 ГК РФ называет создание и участие в хозяйственном обществе способом осуществления АНО предпринимательской деятельности, хотя более корректным представляется отнесение этого вида деятельности не к предпринимательской, а к иной приносящей доход с учетом проведенного выше анализа п. 2 ст. 24 ФЗ "Об НКО".
Статья: "Свой среди чужих, чужой среди своих": АНО как "некоммерческое общество с ограниченной ответственностью"
(Цепов Г.В.)
("Закон", 2025, N 1)Согласно абз. 2 п. 2 ст. 27 Закона об НКО под термином "возможности некоммерческой организации" в целях данной статьи понимаются принадлежащие некоммерческой организации имущество, имущественные и неимущественные права, возможности в области предпринимательской деятельности, информация о деятельности и планах некоммерческой организации, имеющая для нее ценность. Поскольку согласно п. 4 ст. 50 ГК РФ АНО вправе заниматься приносящей доход деятельностью, то, принимая во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда РФ <20>, можно сделать вывод о том, что указанный в ст. 27 Закона об НКО запрет распространяется и на использование учредителем возможностей АНО по получению доходов от приносящей доход деятельности.
(Цепов Г.В.)
("Закон", 2025, N 1)Согласно абз. 2 п. 2 ст. 27 Закона об НКО под термином "возможности некоммерческой организации" в целях данной статьи понимаются принадлежащие некоммерческой организации имущество, имущественные и неимущественные права, возможности в области предпринимательской деятельности, информация о деятельности и планах некоммерческой организации, имеющая для нее ценность. Поскольку согласно п. 4 ст. 50 ГК РФ АНО вправе заниматься приносящей доход деятельностью, то, принимая во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда РФ <20>, можно сделать вывод о том, что указанный в ст. 27 Закона об НКО запрет распространяется и на использование учредителем возможностей АНО по получению доходов от приносящей доход деятельности.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
Статья: Проблемы соотношения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
(Будникова Ю.Е.)
("Хозяйство и право", 2023, N 7)Ранее в ГК РФ была предусмотрена возможность для некоммерческих организаций осуществлять предпринимательскую деятельность (до принятия Федерального закона N 99-ФЗ <7>), в настоящее время согласно ГК РФ некоммерческие организации (НКО), такие как потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные потребительские кооперативы; товарищества собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества; казачьи общества; общины коренных малочисленных народов РФ; общественно полезные фонды; государственные, муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения; автономные некоммерческие организации; публично-правовые компании; адвокатские образования; государственные корпорации не имеют права осуществлять предпринимательскую деятельность. Однако эти организации зачастую сталкиваются с необходимостью зарабатывания средств для возможности вести свою основную деятельность. Теперь ГК РФ установил лишь право вести "приносящую доход деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям".
(Будникова Ю.Е.)
("Хозяйство и право", 2023, N 7)Ранее в ГК РФ была предусмотрена возможность для некоммерческих организаций осуществлять предпринимательскую деятельность (до принятия Федерального закона N 99-ФЗ <7>), в настоящее время согласно ГК РФ некоммерческие организации (НКО), такие как потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные потребительские кооперативы; товарищества собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества; казачьи общества; общины коренных малочисленных народов РФ; общественно полезные фонды; государственные, муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения; автономные некоммерческие организации; публично-правовые компании; адвокатские образования; государственные корпорации не имеют права осуществлять предпринимательскую деятельность. Однако эти организации зачастую сталкиваются с необходимостью зарабатывания средств для возможности вести свою основную деятельность. Теперь ГК РФ установил лишь право вести "приносящую доход деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям".
Статья: Личные фонды: "русские трасты" как новый импульс развития российского права
(Кошелев Я.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<3> По общему правилу ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации вправе заниматься только приносящей доход деятельностью (если это предусмотрено их уставами и служит достижению целей, ради которых они созданы, и таким целям соответствует). Исключение ГК делает только для личных фондов и автономных некоммерческих организаций, которые могут вести именно предпринимательскую деятельность. В силу п. 2 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" фонд (в широком смысле) вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан.
(Кошелев Я.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<3> По общему правилу ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации вправе заниматься только приносящей доход деятельностью (если это предусмотрено их уставами и служит достижению целей, ради которых они созданы, и таким целям соответствует). Исключение ГК делает только для личных фондов и автономных некоммерческих организаций, которые могут вести именно предпринимательскую деятельность. В силу п. 2 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" фонд (в широком смысле) вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)Вопрос 2: Какими видами предпринимательской деятельности согласно действующему уставу может заниматься АНО, чтобы выполнять "цели создания некоммерческой организации"?
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)Вопрос 2: Какими видами предпринимательской деятельности согласно действующему уставу может заниматься АНО, чтобы выполнять "цели создания некоммерческой организации"?
Вопрос: Какие средства учреждения относятся к внебюджетным?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 4 ст. 9.2, п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", п. 3 ст. 161 БК РФ, ч. 6, 7 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 4 ст. 9.2, п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", п. 3 ст. 161 БК РФ, ч. 6, 7 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.
Статья: Общетеоретическая модель правосубъектного фонда в контексте двух дихотомий
(Заикин Д.П.)
("Вестник гражданского права", 2020, N 5)Предмет деятельности юридического лица имеет значение для права в том смысле, что вызывает к жизни столкновения интересов тех или иных участников гражданского оборота (жертвователей и принимающих пожертвования некоммерческих организаций, клиентов и организаций, оказывающих им услуги), что требует обеспечения баланса и защиты законных интересов указанных лиц посредством юридических механизмов: чисто договорные механизмы, как упоминалось выше, с этой задачей справляются не всегда, что вызывает необходимость их дополнения корпоративными или тесно с ними связанными публичными механизмами (запретом распределения прибыли, публичной отчетностью, обязательным аудитом, правами участия и контроля в отношении организации и др.). В этом отношении современными исследователями предлагается функциональная типологизация (funktionale Typologie) некоммерческих организаций: выделяются, во-первых, организации, финансируемые за счет пожертвований и осуществляющие на безвозмездной основе имущественные предоставления в пользу третьих лиц или действующие на благо общества в целом ("Spendenorganisationen" или " Nonprofit-Organisationen"), например благотворительные организации, общества охраны окружающей среды, во-вторых, организации, осуществляющие самофинансирование за счет приносящей доход (коммерческой, предпринимательской) деятельности в отношении третьих лиц ("kommerzielle Nonprofit-Organisationen"), например больницы, частные школы, музеи, в-третьих, организации, финансируемые своими участниками и предоставляющие им же различные блага (" Nouprofit-Organisationen"), например книжные и теннисные клубы <183>. Каждому типу присуща своя специфическая юридическая проблематика (фидуциарные отношения, защита прав кредиторов и защита интересов меньшинства участников соответственно). Однако основа данной типологии лежит в экономической сфере и существует параллельно с юридическими организационно-правовыми формами: фонд (Stiftung) может быть как Spendenorganisation, так и kommerzielle Nonprofit-Organisation <184>. Это вполне применимо и к российскому праву: фонды могут аккумулировать пожертвования и распределять полученные средства на общественно полезные цели (например, в виде стипендий), однако эти же фонды как некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность в силу прямого дозволения закона (п. 4 ст. 50 ГК РФ) и отсутствия специального запрета.
(Заикин Д.П.)
("Вестник гражданского права", 2020, N 5)Предмет деятельности юридического лица имеет значение для права в том смысле, что вызывает к жизни столкновения интересов тех или иных участников гражданского оборота (жертвователей и принимающих пожертвования некоммерческих организаций, клиентов и организаций, оказывающих им услуги), что требует обеспечения баланса и защиты законных интересов указанных лиц посредством юридических механизмов: чисто договорные механизмы, как упоминалось выше, с этой задачей справляются не всегда, что вызывает необходимость их дополнения корпоративными или тесно с ними связанными публичными механизмами (запретом распределения прибыли, публичной отчетностью, обязательным аудитом, правами участия и контроля в отношении организации и др.). В этом отношении современными исследователями предлагается функциональная типологизация (funktionale Typologie) некоммерческих организаций: выделяются, во-первых, организации, финансируемые за счет пожертвований и осуществляющие на безвозмездной основе имущественные предоставления в пользу третьих лиц или действующие на благо общества в целом ("Spendenorganisationen" или " Nonprofit-Organisationen"), например благотворительные организации, общества охраны окружающей среды, во-вторых, организации, осуществляющие самофинансирование за счет приносящей доход (коммерческой, предпринимательской) деятельности в отношении третьих лиц ("kommerzielle Nonprofit-Organisationen"), например больницы, частные школы, музеи, в-третьих, организации, финансируемые своими участниками и предоставляющие им же различные блага (" Nouprofit-Organisationen"), например книжные и теннисные клубы <183>. Каждому типу присуща своя специфическая юридическая проблематика (фидуциарные отношения, защита прав кредиторов и защита интересов меньшинства участников соответственно). Однако основа данной типологии лежит в экономической сфере и существует параллельно с юридическими организационно-правовыми формами: фонд (Stiftung) может быть как Spendenorganisation, так и kommerzielle Nonprofit-Organisation <184>. Это вполне применимо и к российскому праву: фонды могут аккумулировать пожертвования и распределять полученные средства на общественно полезные цели (например, в виде стипендий), однако эти же фонды как некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность в силу прямого дозволения закона (п. 4 ст. 50 ГК РФ) и отсутствия специального запрета.
Статья: Отчет о промежуточных результатах контрольного мероприятия "Проверка целевого и результативного использования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, направленных в 2019 - 2022 годах и истекшем периоде 2023 года на реализацию мероприятий федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда", в Республике Башкортостан и Тверской области"
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 6)<76> По данным АНО "Национальный центр развития государственно-частного партнерства", около 70% от общего числа проектов в благоустройстве реализуются в форме концессионных соглашений. Как правило, в рамках концессионных соглашений не только планируется благоустройство территории, но и предусматривается комплекс мероприятий по созданию мест проведения досуга и отдыха, которые способны приносить доход от коммерческой деятельности. Наиболее распространенным механизмом возврата инвестиций является прямой сбор платы с потребителей за пользование объектом, а также иная коммерческая деятельность (см.: ГЧП в коммунальной инфраструктуре и благоустройстве. Аналитический обзор. - https://rosinfra.ru/digest/documents/one/gcp-v-kommunalnoj-infrastrukture-i-blagoustrojstve-analiticeskij-obzor.
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 6)<76> По данным АНО "Национальный центр развития государственно-частного партнерства", около 70% от общего числа проектов в благоустройстве реализуются в форме концессионных соглашений. Как правило, в рамках концессионных соглашений не только планируется благоустройство территории, но и предусматривается комплекс мероприятий по созданию мест проведения досуга и отдыха, которые способны приносить доход от коммерческой деятельности. Наиболее распространенным механизмом возврата инвестиций является прямой сбор платы с потребителей за пользование объектом, а также иная коммерческая деятельность (см.: ГЧП в коммунальной инфраструктуре и благоустройстве. Аналитический обзор. - https://rosinfra.ru/digest/documents/one/gcp-v-kommunalnoj-infrastrukture-i-blagoustrojstve-analiticeskij-obzor.
Вопрос: Как некоммерческой организации сформировать учетную политику для целей бухгалтерского учета?
(Консультация эксперта, 2025)НКО могут создаваться в различных организационно-правовых формах (в частности, в форме общественных или религиозных организаций, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, общественно полезных и личных фондов и др.) (п. 3 ст. 50 ГК РФ, п. 3 ст. 2 Закона N 7-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)НКО могут создаваться в различных организационно-правовых формах (в частности, в форме общественных или религиозных организаций, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, общественно полезных и личных фондов и др.) (п. 3 ст. 50 ГК РФ, п. 3 ст. 2 Закона N 7-ФЗ).
"Гражданско-правовое регулирование взаимоотношений в сфере охраны здоровья: проблемные вопросы и судебная практика: научно-практическое пособие"
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Пункт 1 статьи 123.1 ГК РФ, в соответствии с которым некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, соответственно, вовсе не исключает осуществление ими предпринимательской или иной приносящей доход деятельности.
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Пункт 1 статьи 123.1 ГК РФ, в соответствии с которым некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, соответственно, вовсе не исключает осуществление ими предпринимательской или иной приносящей доход деятельности.
Вопрос: Какой порядок принятия решения о создании некоммерческой организации?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- автономных некоммерческих организаций;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- автономных некоммерческих организаций;