Принципы закупок
Подборка наиболее важных документов по запросу Принципы закупок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Договор передачи полномочий единоличного исполнительного органа АО управляющей организации
(КонсультантПлюс, 2025)...Констатировав, что допущенные при проведении закупки нарушения порядка проведения процедуры закупки и заключения договора фактически повлекли ограничение конкуренции и возможность неэффективного расходования целевых бюджетных средств, способствовали ограничению добросовестной конкуренции и нарушению положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, что противоречит целям и общим принципам закупки товаров, работ, услуг, а следовательно, публичным интересам, суды признали сделку недействительной (ничтожной) на основании пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Констатировав, что допущенные при проведении закупки нарушения порядка проведения процедуры закупки и заключения договора фактически повлекли ограничение конкуренции и возможность неэффективного расходования целевых бюджетных средств, способствовали ограничению добросовестной конкуренции и нарушению положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, что противоречит целям и общим принципам закупки товаров, работ, услуг, а следовательно, публичным интересам, суды признали сделку недействительной (ничтожной) на основании пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Обоснование осуществления закупки у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Антимонопольным органом указано, что, поскольку заключение государственного контракта и его исполнение в течение четырех месяцев с даты принятия решения об осуществлении закупки не влияло на фактически осуществляемую учреждением деятельность по борьбе с коронавирусной инфекцией, выбранный заказчиком способ закупки не отвечает принципам закупки у единственного поставщика, предусмотренным подпунктом 9 пункта 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
(КонсультантПлюс, 2025)Антимонопольным органом указано, что, поскольку заключение государственного контракта и его исполнение в течение четырех месяцев с даты принятия решения об осуществлении закупки не влияло на фактически осуществляемую учреждением деятельность по борьбе с коронавирусной инфекцией, выбранный заказчиком способ закупки не отвечает принципам закупки у единственного поставщика, предусмотренным подпунктом 9 пункта 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как провести закупку по Закону N 223-ФЗ среди СМСП по принципу "электронного магазина"
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как провести закупку по Закону N 223-ФЗ среди СМСП по принципу "электронного магазина"
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как провести закупку по Закону N 223-ФЗ среди СМСП по принципу "электронного магазина"
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)Статья 6. Принципы контрактной системы в сфере закупок
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)Статья 6. Принципы контрактной системы в сфере закупок
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг
Статья: Роль принципов гражданского права в регулировании контрактных отношений в сфере публичных закупок
(Степанова Е.Е.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)В практике публичных закупок принцип добросовестности неразрывно связан с принципом обеспечения конкуренции. Причем в юридической литературе неоднократно обращалось внимание на то, что недобросовестно может вести себя заказчик, когда подстраивает техническое задание (описание объекта закупки) при проведении конкурентной процедуры под конкретного производителя.
(Степанова Е.Е.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)В практике публичных закупок принцип добросовестности неразрывно связан с принципом обеспечения конкуренции. Причем в юридической литературе неоднократно обращалось внимание на то, что недобросовестно может вести себя заказчик, когда подстраивает техническое задание (описание объекта закупки) при проведении конкурентной процедуры под конкретного производителя.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (июль 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5. Внесение заказчиком изменений в протокол рассмотрения заявок и подведения итогов в отношении дат проведения этапов закупки нарушает принцип информационной открытости закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5. Внесение заказчиком изменений в протокол рассмотрения заявок и подведения итогов в отношении дат проведения этапов закупки нарушает принцип информационной открытости закупки.
Готовое решение: Какие особенности закупки в форме электронных торгов предусмотрены Законом N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что закупку среди СМСП и самозанятых можно провести неконкурентным способом по правилам, установленным вашим положением о закупке. Например, вы вправе предусмотреть в нем проведение закупки по принципу "электронного магазина". При описании данного способа учтите требования, перечисленные в п. 20(1) Положения об особенностях участия СМСП в закупках;
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что закупку среди СМСП и самозанятых можно провести неконкурентным способом по правилам, установленным вашим положением о закупке. Например, вы вправе предусмотреть в нем проведение закупки по принципу "электронного магазина". При описании данного способа учтите требования, перечисленные в п. 20(1) Положения об особенностях участия СМСП в закупках;
Готовое решение: Что такое закрытая конкурентная закупка по Закону N 223-ФЗ и каким способом она проводится
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: порядок проведения переговоров заказчика и участника закупки следует предусмотреть таким образом, чтобы они не нарушали основные принципы закупочной деятельности, а также ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, которая распространяется в том числе на закупки по Закону N 223-ФЗ (ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, ч. 5 ст. 17 Закона N 135-ФЗ). В частности, недопустимо проводить переговоры, в ходе которых осуществляется в том числе координация деятельности участников, создание кому-либо из них преимущественных условий (в том числе путем доступа к информации), ограничение конкуренции.
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: порядок проведения переговоров заказчика и участника закупки следует предусмотреть таким образом, чтобы они не нарушали основные принципы закупочной деятельности, а также ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, которая распространяется в том числе на закупки по Закону N 223-ФЗ (ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, ч. 5 ст. 17 Закона N 135-ФЗ). В частности, недопустимо проводить переговоры, в ходе которых осуществляется в том числе координация деятельности участников, создание кому-либо из них преимущественных условий (в том числе путем доступа к информации), ограничение конкуренции.
Статья: О принципе единства контрактной системы в сфере закупок
(Гапанович А.В.)
("Гражданское право", 2024, N 4)"Гражданское право", 2024, N 4
(Гапанович А.В.)
("Гражданское право", 2024, N 4)"Гражданское право", 2024, N 4
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (апрель 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Неисполнение заказчиком выданных предписаний влечет нарушение законных прав и интересов потенциальных участников закупки и не соответствует принципам Закона о закупках.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Неисполнение заказчиком выданных предписаний влечет нарушение законных прав и интересов потенциальных участников закупки и не соответствует принципам Закона о закупках.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке строительных работ по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок подтверждения соответствия таким требованиям, в том числе перечень документов, которыми подтверждается такое соответствие и которые участник должен представить в составе заявки, определяется в документах о закупке на основании положения о закупке заказчика (п. п. 2, 9, 10 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Полагаем, такой порядок может предусматривать подтверждение опыта как сведениями об исполненных контрактах, заключенных по Закону N 44-ФЗ, и договорах, заключенных по Закону N 223-ФЗ, так и об иных гражданско-правовых договорах, соответствующих установленным заказчиком критериям сопоставимости с предметом закупки. Важно, чтобы установленный в положении о закупке и документации (извещении) порядок подтверждения опыта не нарушал основные принципы закупочной деятельности, в том числе принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок подтверждения соответствия таким требованиям, в том числе перечень документов, которыми подтверждается такое соответствие и которые участник должен представить в составе заявки, определяется в документах о закупке на основании положения о закупке заказчика (п. п. 2, 9, 10 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Полагаем, такой порядок может предусматривать подтверждение опыта как сведениями об исполненных контрактах, заключенных по Закону N 44-ФЗ, и договорах, заключенных по Закону N 223-ФЗ, так и об иных гражданско-правовых договорах, соответствующих установленным заказчиком критериям сопоставимости с предметом закупки. Важно, чтобы установленный в положении о закупке и документации (извещении) порядок подтверждения опыта не нарушал основные принципы закупочной деятельности, в том числе принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (декабрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Заключение Заказчиком договора по результатам закупки по цене меньшей, чем предложена победителем в ходе проведения закупки, является неправомерным и противоречащим принципам Закона о закупках.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Заключение Заказчиком договора по результатам закупки по цене меньшей, чем предложена победителем в ходе проведения закупки, является неправомерным и противоречащим принципам Закона о закупках.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)3. Лишь по "остаточному принципу" создается возможность для закупок работ и услуг по осуществлению водохозяйственных мероприятий.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)3. Лишь по "остаточному принципу" создается возможность для закупок работ и услуг по осуществлению водохозяйственных мероприятий.