Принципы расходования бюджетных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Принципы расходования бюджетных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Представление казначейства, его обжалование
(КонсультантПлюс, 2025)Представление казначейства не отменяют из-за того, что объект контроля не извещен об осмотре купленного помещения, если есть другие доказательства нарушения принципа эффективности использования бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)Представление казначейства не отменяют из-за того, что объект контроля не извещен об осмотре купленного помещения, если есть другие доказательства нарушения принципа эффективности использования бюджетных средств
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 34 "Принцип эффективности использования бюджетных средств" БК РФТаким образом, оплата работ по подготовке проектно-сметной документации на весь проспект благоустройства, в том числе, за счет средств федерального бюджета не повлекла под собой нарушения установленных бюджетным законодательством принципов использования бюджетных средств (статьи 34, 38, 162 БК РФ), что тем самым указывает на отсутствие нецелевого использования бюджетных средств."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оценка эффективности использования бюджетных средств муниципальными образованиями
(Коновалов Р.В.)
("Финансовое право", 2023, N 5)По нашему мнению, представленные критерии оценивания не в полной мере отражают реализацию принципа эффективности использования бюджетных средств, провозглашенного в ст. 34 БК РФ, поскольку в составляемых отчетах содержатся фактические показатели исполнения бюджетных средств без описания реализованных мероприятий. В сухом остатке мы получаем информацию: выделено/потрачено <6>.
(Коновалов Р.В.)
("Финансовое право", 2023, N 5)По нашему мнению, представленные критерии оценивания не в полной мере отражают реализацию принципа эффективности использования бюджетных средств, провозглашенного в ст. 34 БК РФ, поскольку в составляемых отчетах содержатся фактические показатели исполнения бюджетных средств без описания реализованных мероприятий. В сухом остатке мы получаем информацию: выделено/потрачено <6>.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23
(ред. от 28.05.2019)
"О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
(ред. от 28.05.2019)
"О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2010 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.03.2011)
(Извлечение)Статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.03.2011)
(Извлечение)Статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств.
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (май 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)ФАС России в исковом заявлении указала, что Контракты N 1 и 2 посягают на публичные интересы, в том числе нарушают не только принципы контрактной системы в сфере закупок: принципы обеспечения конкуренции, профессионализма заказчика, эффективности осуществления закупок (статьи 8, 9, 12 Закона контрактной системе), принцип эффективного расходования бюджетных средств, установленный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, но и императивные правила, содержащиеся в статьях 24, 93 Закона о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)ФАС России в исковом заявлении указала, что Контракты N 1 и 2 посягают на публичные интересы, в том числе нарушают не только принципы контрактной системы в сфере закупок: принципы обеспечения конкуренции, профессионализма заказчика, эффективности осуществления закупок (статьи 8, 9, 12 Закона контрактной системе), принцип эффективного расходования бюджетных средств, установленный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, но и императивные правила, содержащиеся в статьях 24, 93 Закона о контрактной системе.
Готовое решение: Как поставщику (подрядчику, исполнителю) исполнить государственный (муниципальный) контракт по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Да, может. Закон N 44-ФЗ этого не запрещает. Однако учтите, что заказчик, вероятнее всего, не согласится принять частичное исполнение, если это будет противоречить принципу ответственности за результативность обеспечения государственных (муниципальных) нужд, эффективности осуществления закупок и расходования бюджетных средств (ст. 12 Закона N 44-ФЗ, ст. 34 БК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Да, может. Закон N 44-ФЗ этого не запрещает. Однако учтите, что заказчик, вероятнее всего, не согласится принять частичное исполнение, если это будет противоречить принципу ответственности за результативность обеспечения государственных (муниципальных) нужд, эффективности осуществления закупок и расходования бюджетных средств (ст. 12 Закона N 44-ФЗ, ст. 34 БК РФ).
Статья: Закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд: оценка законности
(Гайчук С.Ф.)
("Законность", 2024, N 9)Успешная реализация предусмотренного ст. 34 Бюджетного кодекса РФ принципа эффективности использования бюджетных средств, а равно обеспечение государственных или муниципальных нужд с использованием определенного бюджетом объема средств, их наименьшего расходования напрямую зависит от своевременного и надлежащего исполнения государственными (муниципальными) заказчиками законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
(Гайчук С.Ф.)
("Законность", 2024, N 9)Успешная реализация предусмотренного ст. 34 Бюджетного кодекса РФ принципа эффективности использования бюджетных средств, а равно обеспечение государственных или муниципальных нужд с использованием определенного бюджетом объема средств, их наименьшего расходования напрямую зависит от своевременного и надлежащего исполнения государственными (муниципальными) заказчиками законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за ноябрь 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 1)1. Если денежные средства, полученные подрядчиком и использованные им для оплаты выполненных субподрядчиком работ, являются бюджетными средствами и были получены подрядчиком от заказчика в рамках государственного контракта, то при расходовании таких средств необходимо соблюдать принцип эффективного использования бюджетных средств с целью защиты публичных интересов (ст. 6 БК РФ). Иск подрядчика о взыскании с субподрядчика денежных средств в связи с завышением стоимости ряда работ направлен на устранение нарушения принципа эффективного использования бюджетных средств с целью защиты публичных интересов.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 1)1. Если денежные средства, полученные подрядчиком и использованные им для оплаты выполненных субподрядчиком работ, являются бюджетными средствами и были получены подрядчиком от заказчика в рамках государственного контракта, то при расходовании таких средств необходимо соблюдать принцип эффективного использования бюджетных средств с целью защиты публичных интересов (ст. 6 БК РФ). Иск подрядчика о взыскании с субподрядчика денежных средств в связи с завышением стоимости ряда работ направлен на устранение нарушения принципа эффективного использования бюджетных средств с целью защиты публичных интересов.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Ученые-правоведы не оставляют без внимания содержащиеся в БК РФ принципы. Так, например, Н.А. Саттарова рассматривает один из важнейших принципов бюджетного права - принцип эффективности использования бюджетных средств, содержащийся в статье 34 БК РФ. Основные тезисы сводятся к тому, что данный принцип необходимо развивать в ключе бюджетных правоотношений, а его реализация должна достигаться на всех стадиях бюджетного процесса <4>.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Ученые-правоведы не оставляют без внимания содержащиеся в БК РФ принципы. Так, например, Н.А. Саттарова рассматривает один из важнейших принципов бюджетного права - принцип эффективности использования бюджетных средств, содержащийся в статье 34 БК РФ. Основные тезисы сводятся к тому, что данный принцип необходимо развивать в ключе бюджетных правоотношений, а его реализация должна достигаться на всех стадиях бюджетного процесса <4>.
Статья: Надзор за исполнением законодательства в сфере соблюдения прав детей на получение доступного образования
(Криворучко Н.В.)
("Законность", 2023, N 6)Как показывают результаты проверок, органы государственной власти не всегда соблюдают принцип эффективности использования бюджетных средств, предусмотренный ст. 28 Бюджетного кодекса РФ, который означает необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
(Криворучко Н.В.)
("Законность", 2023, N 6)Как показывают результаты проверок, органы государственной власти не всегда соблюдают принцип эффективности использования бюджетных средств, предусмотренный ст. 28 Бюджетного кодекса РФ, который означает необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Статья: Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- оценка экономности и результативности использования бюджетных средств главным администратором (администратором) бюджетных средств с учетом принципа эффективности использования бюджетных средств, в том числе путем формирования субъектом внутреннего финансового аудита суждения о:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- оценка экономности и результативности использования бюджетных средств главным администратором (администратором) бюджетных средств с учетом принципа эффективности использования бюджетных средств, в том числе путем формирования субъектом внутреннего финансового аудита суждения о:
Статья: Проблемы правового регулирования внутреннего финансового контроля на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2023, N 10)ВФК строится на риск-ориентированном подходе. Содержание процессов ВФК включает оценку бюджетных рисков, в связи с чем в большинстве актов ГАБС указаны следующие риски: несоблюдения бюджетного законодательства РФ, несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств, несоблюдения законодательства о противодействии коррупции. В отдельных актах встречается также риск недостижения целевых показателей. Каждый показатель оценивается с точки зрения вероятности и последствий, причем в отдельных актах вопрос последствий более детально проработан с указанием оценки ущерба, потери репутации, применения санкций за нарушение бюджетного законодательства. Таким образом, отсутствует единообразная практика оценки рисков ГАБС, несмотря на то что всеми составляются карты внутреннего финансового контроля, представляющие собой документ с указанием бюджетных процедур и уровней рисков.
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2023, N 10)ВФК строится на риск-ориентированном подходе. Содержание процессов ВФК включает оценку бюджетных рисков, в связи с чем в большинстве актов ГАБС указаны следующие риски: несоблюдения бюджетного законодательства РФ, несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств, несоблюдения законодательства о противодействии коррупции. В отдельных актах встречается также риск недостижения целевых показателей. Каждый показатель оценивается с точки зрения вероятности и последствий, причем в отдельных актах вопрос последствий более детально проработан с указанием оценки ущерба, потери репутации, применения санкций за нарушение бюджетного законодательства. Таким образом, отсутствует единообразная практика оценки рисков ГАБС, несмотря на то что всеми составляются карты внутреннего финансового контроля, представляющие собой документ с указанием бюджетных процедур и уровней рисков.
Статья: Об эффективности использования бюджетных средств
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Наименование действующей статьи 34 БК РФ "Принцип эффективности использования бюджетных средств" было введено Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса". Заметим, что ранее действующая статья 34 БК РФ называлась "Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств".
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Наименование действующей статьи 34 БК РФ "Принцип эффективности использования бюджетных средств" было введено Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса". Заметим, что ранее действующая статья 34 БК РФ называлась "Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств".
Статья: Расторжение контракта: соглашение сторон или односторонний отказ от исполнения контракта? Риски, последствия для заказчиков и исполнителей по контракту
(Милонаец О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 10)Безусловно, читатель может возразить, что ч. 17.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ допускает возможность заключения контракта со вторым участником и при расторжении контракта по соглашению сторон, но нужно иметь в виду следующее. Расторжение контракта по соглашению сторон с победителем закупки (т.е. с лицом, предложившим наименьшую цену за исполнение контракта или наилучшие условия) и последующее заключение контракта со вторым участником (т.е. с лицом, предложившим цену более высокую, нежели победитель, либо более худшие условия) может быть расценено контролирующими органами как нарушение принципа эффективного использования бюджетных средств, закрепленного в ст. 34 БК РФ.
(Милонаец О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 10)Безусловно, читатель может возразить, что ч. 17.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ допускает возможность заключения контракта со вторым участником и при расторжении контракта по соглашению сторон, но нужно иметь в виду следующее. Расторжение контракта по соглашению сторон с победителем закупки (т.е. с лицом, предложившим наименьшую цену за исполнение контракта или наилучшие условия) и последующее заключение контракта со вторым участником (т.е. с лицом, предложившим цену более высокую, нежели победитель, либо более худшие условия) может быть расценено контролирующими органами как нарушение принципа эффективного использования бюджетных средств, закрепленного в ст. 34 БК РФ.