Принципы построения бюджетной системы
Подборка наиболее важных документов по запросу Принципы построения бюджетной системы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Структура государственного бюджетного управления в Российской Федерации
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)Как следует из принципов построения бюджетной системы Российской Федерации (гл. 5 БК РФ), главенствующую роль в них играют принципы федерализма. Из 14 сформулированных принципов 4 закрепляют самостоятельность бюджетов (принципы: разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав, единства кассы), 1 объединяет их по формальным признакам, то есть общности процессов и форм документов (принцип единства бюджетной системы), 6 отражают требования к содержанию самих бюджетов и только 2 принципа (адресности и целевого характера, а также подведомственности расходов) можно соотнести с принципами бюджетирования, так как эти два принципа устанавливают тот набор требований, которые и создают правила для главных распорядителей (распорядителей) средств бюджетов.
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)Как следует из принципов построения бюджетной системы Российской Федерации (гл. 5 БК РФ), главенствующую роль в них играют принципы федерализма. Из 14 сформулированных принципов 4 закрепляют самостоятельность бюджетов (принципы: разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав, единства кассы), 1 объединяет их по формальным признакам, то есть общности процессов и форм документов (принцип единства бюджетной системы), 6 отражают требования к содержанию самих бюджетов и только 2 принципа (адресности и целевого характера, а также подведомственности расходов) можно соотнести с принципами бюджетирования, так как эти два принципа устанавливают тот набор требований, которые и создают правила для главных распорядителей (распорядителей) средств бюджетов.
Статья: Система органов бюджетного администрирования, пределы их компетенции
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2022, N 10)С другой стороны, приведенный нами Федеральный закон предусмотрел, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а их бюджетные полномочия определяются соответствующими положениями БК РФ, тем самым реализуется иерархический принцип построения системы органов бюджетного администрирования.
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2022, N 10)С другой стороны, приведенный нами Федеральный закон предусмотрел, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а их бюджетные полномочия определяются соответствующими положениями БК РФ, тем самым реализуется иерархический принцип построения системы органов бюджетного администрирования.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)бюджетное устройство РФ, т.е. бюджетную систему, принципы ее построения;
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)бюджетное устройство РФ, т.е. бюджетную систему, принципы ее построения;
Статья: Принцип федерализма как основа функционирования финансовой системы государства
(Садовская Т.Д., Попкова Ж.Г., Рашидов О.Ш.)
("Финансовое право", 2023, N 11)Бюджетный кодекс Российской Федерации в гл. 5 <15> не закрепляет принцип бюджетного федерализма в качестве принципов бюджетной системы. При этом принцип бюджетного федерализма широко изучен на уровне доктрины финансового права. Например, по мнению О.В. Болтиновой, "бюджетный федерализм является одним из важнейших принципов бюджетного устройства и основы построения бюджетной системы Российской Федерации. <...> Это комплексный институт, который нашел законодательное закрепление в Бюджетном кодексе РФ (ст. 30, 31, 31.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) как основополагающий принцип бюджетной системы" <16>.
(Садовская Т.Д., Попкова Ж.Г., Рашидов О.Ш.)
("Финансовое право", 2023, N 11)Бюджетный кодекс Российской Федерации в гл. 5 <15> не закрепляет принцип бюджетного федерализма в качестве принципов бюджетной системы. При этом принцип бюджетного федерализма широко изучен на уровне доктрины финансового права. Например, по мнению О.В. Болтиновой, "бюджетный федерализм является одним из важнейших принципов бюджетного устройства и основы построения бюджетной системы Российской Федерации. <...> Это комплексный институт, который нашел законодательное закрепление в Бюджетном кодексе РФ (ст. 30, 31, 31.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) как основополагающий принцип бюджетной системы" <16>.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Опыт кодификации бюджетного законодательства показывает, что определенные институты, рассматривавшиеся ранее в качестве отдельных в системе финансового права, включены в систему бюджетного права. К ним относятся: 1) институт правового регулирования государственных внебюджетных фондов; 2) институт правовых основ государственного (муниципального) кредита; 3) институт правового регулирования государственных (муниципальных) расходов. Например, в ст. 10 БК РФ сказано, что государственные внебюджетные фонды регламентируются как часть бюджетной системы Российской Федерации, что в полной мере соответствует принципам ее построения, таким как принцип единства бюджетной системы (ст. 29), принцип адресности и принцип целевого характера бюджетных средств (ст. 38). Данные положения БК РФ отражают то, что отношения по формированию и исполнению бюджетов государственных внебюджетных фондов в целом подчинены единому юридическому режиму бюджетного права.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Опыт кодификации бюджетного законодательства показывает, что определенные институты, рассматривавшиеся ранее в качестве отдельных в системе финансового права, включены в систему бюджетного права. К ним относятся: 1) институт правового регулирования государственных внебюджетных фондов; 2) институт правовых основ государственного (муниципального) кредита; 3) институт правового регулирования государственных (муниципальных) расходов. Например, в ст. 10 БК РФ сказано, что государственные внебюджетные фонды регламентируются как часть бюджетной системы Российской Федерации, что в полной мере соответствует принципам ее построения, таким как принцип единства бюджетной системы (ст. 29), принцип адресности и принцип целевого характера бюджетных средств (ст. 38). Данные положения БК РФ отражают то, что отношения по формированию и исполнению бюджетов государственных внебюджетных фондов в целом подчинены единому юридическому режиму бюджетного права.
Статья: Категориально-понятийная система бюджетного права: вопросы структуры и генезиса
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Актуальность исследования теоретических основ категориально-понятийной системы бюджетного права обусловлена текущей тенденцией к расширению предметной области бюджетного законодательства и разрастанию его терминологического аппарата <2>. Данный процесс подчинен принципам (закономерностям) построения категориально-понятийной системы бюджетного права, о которой пойдет речь в настоящей статье.
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Актуальность исследования теоретических основ категориально-понятийной системы бюджетного права обусловлена текущей тенденцией к расширению предметной области бюджетного законодательства и разрастанию его терминологического аппарата <2>. Данный процесс подчинен принципам (закономерностям) построения категориально-понятийной системы бюджетного права, о которой пойдет речь в настоящей статье.
Статья: Об использовании понятия "фонд" в понятийном аппарате финансового права
(Рыбакова С.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Помимо перечисленных характеристик для понимания материальной сущности данного фонда (способов его объективации) важно обратиться к одному из принципов построения и функционирования бюджетной системы Российской Федерации - принципу общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (ст. 35 БК РФ). В соответствии с данным принципом по общему правилу расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части оснований, установленных в данной статье (например, расходов бюджета, осуществляемых в случаях и в пределах поступления отдельных видов неналоговых доходов).
(Рыбакова С.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Помимо перечисленных характеристик для понимания материальной сущности данного фонда (способов его объективации) важно обратиться к одному из принципов построения и функционирования бюджетной системы Российской Федерации - принципу общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (ст. 35 БК РФ). В соответствии с данным принципом по общему правилу расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части оснований, установленных в данной статье (например, расходов бюджета, осуществляемых в случаях и в пределах поступления отдельных видов неналоговых доходов).