Принципы организации антикоррупционной экспертизы
Подборка наиболее важных документов по запросу Принципы организации антикоррупционной экспертизы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Российская общественная инициатива как разновидность обращений граждан и фактор укрепления конституционного правопорядка
(Безруков А.В., Савоськин А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)Особенность здесь заключается в том, что до принятия комментируемого Указа какие-либо разновидности предложений граждан регулировались только федеральными законами. Так, например: законотворческая инициатива на уровне субъекта Федерации была предусмотрена ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <5>, а сейчас предусмотрена в ст. 10 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" <6>; правотворческая инициатива на местном уровне и предложения при проведении публичных слушаний предусмотрены ст. 26 и 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <7> соответственно; предложения в рамках независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов урегулированы ст. 5 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <8>.
(Безруков А.В., Савоськин А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)Особенность здесь заключается в том, что до принятия комментируемого Указа какие-либо разновидности предложений граждан регулировались только федеральными законами. Так, например: законотворческая инициатива на уровне субъекта Федерации была предусмотрена ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <5>, а сейчас предусмотрена в ст. 10 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" <6>; правотворческая инициатива на местном уровне и предложения при проведении публичных слушаний предусмотрены ст. 26 и 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <7> соответственно; предложения в рамках независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов урегулированы ст. 5 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <8>.
Статья: Становление и развитие системы правового обеспечения противодействия коррупции в Ульяновской области
(Окутина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)Региональный Закон закрепляет участие губернатора Ульяновской области, государственных органов Ульяновской области в проведении единой государственной политики в области противодействия коррупции (ст. 3), а также конкретизирует антикоррупционные меры, реализуемые на территории Ульяновской области (ст. 4). Согласно ст. 5 на высшее должностное лицо региона возложена обязанность по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия региональных органов по вопросам противодействия коррупции, установлению порядка организации и проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Важно, что областной закон хотя и не содержит статьи, посвященной принципам организации антикоррупционной политики в Ульяновской области, но формулирует их в отдельных правовых нормах: законность (ст. 3), гласность деятельности государственной власти Ульяновской области (ст. 4, 12, 13), сотрудничество с институтами гражданского общества и привлечение граждан к участию в проведении единой антикоррупционной политики (ст. 11), признание допустимости установления ограничений, запретов и обязательств для лиц, замещающих отдельные должности в областных государственных учреждениях (ст. 4, 13.1), обеспечение приоритета прав и свобод граждан (ст. 10) и т.д.
(Окутина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)Региональный Закон закрепляет участие губернатора Ульяновской области, государственных органов Ульяновской области в проведении единой государственной политики в области противодействия коррупции (ст. 3), а также конкретизирует антикоррупционные меры, реализуемые на территории Ульяновской области (ст. 4). Согласно ст. 5 на высшее должностное лицо региона возложена обязанность по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия региональных органов по вопросам противодействия коррупции, установлению порядка организации и проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Важно, что областной закон хотя и не содержит статьи, посвященной принципам организации антикоррупционной политики в Ульяновской области, но формулирует их в отдельных правовых нормах: законность (ст. 3), гласность деятельности государственной власти Ульяновской области (ст. 4, 12, 13), сотрудничество с институтами гражданского общества и привлечение граждан к участию в проведении единой антикоррупционной политики (ст. 11), признание допустимости установления ограничений, запретов и обязательств для лиц, замещающих отдельные должности в областных государственных учреждениях (ст. 4, 13.1), обеспечение приоритета прав и свобод граждан (ст. 10) и т.д.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:
(ред. от 30.09.2024)
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:
Постановление ЦИК России от 24.11.2010 N 228/1503-5
(ред. от 09.08.2021)
"Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации"1.4. Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы являются: обязательность проведения экспертизы; оценка акта, проекта акта во взаимодействии с другими нормативными правовыми актами; обоснованность, объективность и проверяемость результатов.
(ред. от 09.08.2021)
"Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации"1.4. Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы являются: обязательность проведения экспертизы; оценка акта, проекта акта во взаимодействии с другими нормативными правовыми актами; обоснованность, объективность и проверяемость результатов.
Статья: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов как один из механизмов противодействия коррупции
(Селивановская И.А.)
("Российский следователь", 2022, N 11)В соответствии с данным Федеральным законом к коррупциогенным факторам относятся положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
(Селивановская И.А.)
("Российский следователь", 2022, N 11)В соответствии с данным Федеральным законом к коррупциогенным факторам относятся положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Статья: Транспарентность исполнительной власти в цифровую эпоху
(Силкин В.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)Не менее значимым для реализации принципа транспарентности является прохождение проектом нормативного правового акта стадии независимой антикоррупционной экспертизы на основании положений Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ (ред. от 11 октября 2018 г.) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". В соответствии с утвержденным Приказом Министерства юстиции России от 4 октября 2013 г. N 187 Порядком организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурными подразделениями Министерства юстиции Российской Федерации антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, федеральных законов осуществляется после прохождения ими стадии общественного обсуждения.
(Силкин В.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)Не менее значимым для реализации принципа транспарентности является прохождение проектом нормативного правового акта стадии независимой антикоррупционной экспертизы на основании положений Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ (ред. от 11 октября 2018 г.) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". В соответствии с утвержденным Приказом Министерства юстиции России от 4 октября 2013 г. N 187 Порядком организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурными подразделениями Министерства юстиции Российской Федерации антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, федеральных законов осуществляется после прохождения ими стадии общественного обсуждения.
Статья: Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов: актуальные проблемы и возможные пути их разрешения
(Нестеренко В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Далее важно констатировать скудность норм Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", касающихся противодействия коррупции. Так, к вопросам местного значения муниципальных образований всех видов он относит "осуществление мер по противодействию коррупции" в их границах <8>. Как можно заметить, это достаточно общая формулировка. На наш взгляд, в целях укрепления гарантий проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов приведенную формулировку необходимо дополнить следующими словами: "...включая проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и оказание содействия в ее проведении институтам гражданского общества".
(Нестеренко В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Далее важно констатировать скудность норм Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", касающихся противодействия коррупции. Так, к вопросам местного значения муниципальных образований всех видов он относит "осуществление мер по противодействию коррупции" в их границах <8>. Как можно заметить, это достаточно общая формулировка. На наш взгляд, в целях укрепления гарантий проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов приведенную формулировку необходимо дополнить следующими словами: "...включая проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и оказание содействия в ее проведении институтам гражданского общества".
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)В современных условиях развитие внутригосударственных факторов производства представляется возможным с учетом принятия следующих комплексных мер: создание новейших технологий в сфере производства, в отношении которой на основании всестороннего анализа выявлены целесообразность, приоритетность, стратегическое значение организации производственных процессов, проанализирован зарубежный опыт на предмет достижимости обеспечения международной конкурентоспособности (в разные периоды реализации производственных процессов), выявления и использования лучших мировых практик. В качестве отдельных мер организации и стимулирования процессов импортозамещения видится принятие специальных, дифференцированных по отраслям производства антикоррупционных практик на основе принципа прозрачности производственных процессов. Кроме того, поддержка производств посредством субсидий нуждается в антикоррупционной экспертизе и применении лучших практик анализа и отбора перспективных и прогрессивных проектов на основе в том числе государственно-частного партнерства, поддержки инновационных проектов и выделения грантов на их разработку и реализацию, а также на подготовку кадров в соответствующих приоритетных направлениях и формирование интеллектуального потенциала, стимулирования создания результатов интеллектуальной деятельности с эффективной системой распределения прав на такие результаты, включая введение в законодательство возможности выделения доли в исключительном праве, а также возможности коммерциализации, распоряжения такой долей.
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)В современных условиях развитие внутригосударственных факторов производства представляется возможным с учетом принятия следующих комплексных мер: создание новейших технологий в сфере производства, в отношении которой на основании всестороннего анализа выявлены целесообразность, приоритетность, стратегическое значение организации производственных процессов, проанализирован зарубежный опыт на предмет достижимости обеспечения международной конкурентоспособности (в разные периоды реализации производственных процессов), выявления и использования лучших мировых практик. В качестве отдельных мер организации и стимулирования процессов импортозамещения видится принятие специальных, дифференцированных по отраслям производства антикоррупционных практик на основе принципа прозрачности производственных процессов. Кроме того, поддержка производств посредством субсидий нуждается в антикоррупционной экспертизе и применении лучших практик анализа и отбора перспективных и прогрессивных проектов на основе в том числе государственно-частного партнерства, поддержки инновационных проектов и выделения грантов на их разработку и реализацию, а также на подготовку кадров в соответствующих приоритетных направлениях и формирование интеллектуального потенциала, стимулирования создания результатов интеллектуальной деятельности с эффективной системой распределения прав на такие результаты, включая введение в законодательство возможности выделения доли в исключительном праве, а также возможности коммерциализации, распоряжения такой долей.
Статья: Правовое регулирование противодействия коррупции на региональном и муниципальном уровне
(Габиева С.М., Газихмаев Д.Б.)
("Современное право", 2025, N 3)В Законе о противодействии коррупции обращается внимание на то, что правовое регулирование противодействия коррупции на региональном и муниципальном уровнях включает различные нормативные правовые акты. Это обусловлено необходимостью проведения антикоррупционных мер на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Как подчеркивает Т.И. Савельев, в связи с тем, что антикоррупционные меры должны приниматься не только на федеральном, но и на региональном уровне, перед каждым субъектом остро стоит вопрос о разработке эффективных мер по предупреждению коррупции [9, с. 60]. В регионах в основе таких мер лежат законы субъектов Российской Федерации о противодействии коррупции, нормы правовых актов, закрепляющих вопросы государственной гражданской и муниципальной службы. На уровне муниципалитета это Федеральные законы от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
(Габиева С.М., Газихмаев Д.Б.)
("Современное право", 2025, N 3)В Законе о противодействии коррупции обращается внимание на то, что правовое регулирование противодействия коррупции на региональном и муниципальном уровнях включает различные нормативные правовые акты. Это обусловлено необходимостью проведения антикоррупционных мер на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Как подчеркивает Т.И. Савельев, в связи с тем, что антикоррупционные меры должны приниматься не только на федеральном, но и на региональном уровне, перед каждым субъектом остро стоит вопрос о разработке эффективных мер по предупреждению коррупции [9, с. 60]. В регионах в основе таких мер лежат законы субъектов Российской Федерации о противодействии коррупции, нормы правовых актов, закрепляющих вопросы государственной гражданской и муниципальной службы. На уровне муниципалитета это Федеральные законы от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Федеральный закон N 172-ФЗ - Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Федеральный закон N 172-ФЗ - Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
Статья: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Методика проведения антикоррупционной экспертизы основана на применении таких ключевых принципов, как: обязательность ее осуществления, оценка проверяемых нормативных положений во взаимосвязи с иными предписаниями, обоснованность, объективность и проверяемость результатов, компетентность проверяющих лиц, сотрудничество государственных, муниципальных и иных государственных органов и организаций, их должностных лиц с институтами гражданского общества (ст. 2 Закона N 172-ФЗ). Экспертиза проводится независимыми экспертами, аккредитованными при Минюсте России, проекты нормативных правовых актов размещаются на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (п. п. 4, 5 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96). Однако Законом не допускается передача полномочий по проведению экспертизы коммерческим организациям (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.01.2016 N Ф06-3170/2015 по делу N А49-4024/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 25.05.2016 N 306-КГ16-1833 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Методика проведения антикоррупционной экспертизы основана на применении таких ключевых принципов, как: обязательность ее осуществления, оценка проверяемых нормативных положений во взаимосвязи с иными предписаниями, обоснованность, объективность и проверяемость результатов, компетентность проверяющих лиц, сотрудничество государственных, муниципальных и иных государственных органов и организаций, их должностных лиц с институтами гражданского общества (ст. 2 Закона N 172-ФЗ). Экспертиза проводится независимыми экспертами, аккредитованными при Минюсте России, проекты нормативных правовых актов размещаются на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (п. п. 4, 5 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96). Однако Законом не допускается передача полномочий по проведению экспертизы коммерческим организациям (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.01.2016 N Ф06-3170/2015 по делу N А49-4024/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 25.05.2016 N 306-КГ16-1833 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления)).