Принципы охраны окружающей среды
Подборка наиболее важных документов по запросу Принципы охраны окружающей среды (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3 "Основные принципы охраны окружающей среды" Федерального закона "Об охране окружающей среды"СТАТЬЯ 3 "ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принцип приоритета охраны окружающей среды в механизме защиты прокурором публичных интересов в сфере земельных правоотношений в судебном порядке
(Михлина Н.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 1)"Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 1
(Михлина Н.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 1)"Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 1
Статья: Особенности ESG-облигаций как инструмента ответственного финансирования
(Жаравин Н.А., Шмарова Л.В.)
("Аудитор", 2025, N 5)Современный этап развития мировой экономики характеризуется осознанной необходимостью в обеспечении соблюдения принципов охраны окружающей среды и повышения благосостояния общества. В условиях интенсификации хозяйственной деятельности внимание корпоративного сектора к социальному и экологическому аспектам ощутимо возрастает.
(Жаравин Н.А., Шмарова Л.В.)
("Аудитор", 2025, N 5)Современный этап развития мировой экономики характеризуется осознанной необходимостью в обеспечении соблюдения принципов охраны окружающей среды и повышения благосостояния общества. В условиях интенсификации хозяйственной деятельности внимание корпоративного сектора к социальному и экологическому аспектам ощутимо возрастает.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды
"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Исходя из основных принципов охраны окружающей среды, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, суды пришли к выводу о том, что дальнейшее осуществление деятельности обществом по добыче полезных ископаемых на основании действующей лицензии в границах водоохранной зоны озера Байкал недопустимо.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Исходя из основных принципов охраны окружающей среды, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, суды пришли к выводу о том, что дальнейшее осуществление деятельности обществом по добыче полезных ископаемых на основании действующей лицензии в границах водоохранной зоны озера Байкал недопустимо.
Статья: Актуальные проблемы охраны земельных ресурсов Российской Федерации
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2024, N 6)<14> См. подробнее: Харьков В.Н. Приоритетное обеспечение публичных экологических интересов как конституционный принцип охраны окружающей среды и природопользования // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. N 10. С. 193 - 199.
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2024, N 6)<14> См. подробнее: Харьков В.Н. Приоритетное обеспечение публичных экологических интересов как конституционный принцип охраны окружающей среды и природопользования // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. N 10. С. 193 - 199.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Предмет регионального государственного экологического контроля (надзора) определен Законом об охране окружающей среды по остаточному принципу - оценка соблюдения обязательных требований в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Предмет регионального государственного экологического контроля (надзора) определен Законом об охране окружающей среды по остаточному принципу - оценка соблюдения обязательных требований в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
Статья: Правовое обеспечение "устойчивого природопользования" как дежавю
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Качественно новое дополнение в свете Конституции Российской Федерации этот принцип получил в ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <7> (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды"), определяющей основные принципы охраны окружающей среды, к которым, в частности, относится воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. В таком виде этот принцип наполнен важным и конкретным содержанием. Существенно и то, что как принцип эта норма, сформулированная в головном акте экологического законодательства, должна распространяться и на все отрасли природоресурсного законодательства.
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Качественно новое дополнение в свете Конституции Российской Федерации этот принцип получил в ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <7> (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды"), определяющей основные принципы охраны окружающей среды, к которым, в частности, относится воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. В таком виде этот принцип наполнен важным и конкретным содержанием. Существенно и то, что как принцип эта норма, сформулированная в головном акте экологического законодательства, должна распространяться и на все отрасли природоресурсного законодательства.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Природоохранные прокуратуры были учреждены в связи с ухудшением в стране экологической обстановки и необходимостью усиления прокурорского надзора за исполнением законов об охране природы и окружающей среды. Они созданы по принципу межрайонных прокуратур с подчинением прокурорам субъектов РФ.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Природоохранные прокуратуры были учреждены в связи с ухудшением в стране экологической обстановки и необходимостью усиления прокурорского надзора за исполнением законов об охране природы и окружающей среды. Они созданы по принципу межрайонных прокуратур с подчинением прокурорам субъектов РФ.
Статья: Сравнительно-правовой анализ отраслевых принципов экологического права в фокусе конституционных экологических прав
(Юн Л.В.)
("Юрист", 2025, N 5)Принцип охраны окружающей среды является одним из отраслевых, и в отличие от первого принципа в нем речь идет о превентивных, предупредительных мерах, осуществляемых субъектами с целью недопущения неблагоприятного воздействия на окружающую среду. Данные меры помогут предотвратить ущерб, который может быть нанесен физическими или юридическими лицами, и обеспечить тем самым конституционные экологические права других субъектов. Данный принцип тесно взаимосвязан с правом на благоприятную окружающую среду, так как он, в большей степени, свидетельствует о пассивном поведении субъектов и предполагает соблюдение конституционных экологических обязанностей.
(Юн Л.В.)
("Юрист", 2025, N 5)Принцип охраны окружающей среды является одним из отраслевых, и в отличие от первого принципа в нем речь идет о превентивных, предупредительных мерах, осуществляемых субъектами с целью недопущения неблагоприятного воздействия на окружающую среду. Данные меры помогут предотвратить ущерб, который может быть нанесен физическими или юридическими лицами, и обеспечить тем самым конституционные экологические права других субъектов. Данный принцип тесно взаимосвязан с правом на благоприятную окружающую среду, так как он, в большей степени, свидетельствует о пассивном поведении субъектов и предполагает соблюдение конституционных экологических обязанностей.
Статья: Рациональное природопользование как методологическая основа формирования и осуществления экологического и природоресурсного права
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Являясь актуальной и высоко значимой для исследуемых отраслей права, категория рационального природопользования эпизодически в самом общем виде и в разных правовых контекстах употребляется в экологическом и природоресурсном законодательстве. Так, в Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <4> (далее - Закон об окружающей среде) она употребляется в ст. 3, определяющей основные принципы охраны окружающей среды, образуя основу в содержании некоторых из них. Аналогичное ее применение мы находим в ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации <5> (далее - ЛК РФ). В таком качестве она употребляется, пожалуй, чаще всего.
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Являясь актуальной и высоко значимой для исследуемых отраслей права, категория рационального природопользования эпизодически в самом общем виде и в разных правовых контекстах употребляется в экологическом и природоресурсном законодательстве. Так, в Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <4> (далее - Закон об окружающей среде) она употребляется в ст. 3, определяющей основные принципы охраны окружающей среды, образуя основу в содержании некоторых из них. Аналогичное ее применение мы находим в ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации <5> (далее - ЛК РФ). В таком качестве она употребляется, пожалуй, чаще всего.
Статья: Презумпции в экологическом праве
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Такой позиции придерживается и Минприроды России, что презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и обязательность ОВОС при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности входят в число основных принципов ООС, установленных ст. 3 Закона об окружающей среде <13>.
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Такой позиции придерживается и Минприроды России, что презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и обязательность ОВОС при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности входят в число основных принципов ООС, установленных ст. 3 Закона об окружающей среде <13>.
Статья: Некоторые проблемы развития экологического права в отношении природных объектов - объектов недвижимости
(Шпаковский Ю.Г.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)В нем закрепляются основные принципы охраны окружающей среды; определяются основы управления в области охраны окружающей среды; закрепляются права и обязанности граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды; регламентируются вопросы экономического регулирования и нормирования в области охраны окружающей среды, оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, государственного экологического надзора, производственного и общественного контроля, юридической ответственности за нарушение экологического законодательства; устанавливаются требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также регулируется ряд других вопросов.
(Шпаковский Ю.Г.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)В нем закрепляются основные принципы охраны окружающей среды; определяются основы управления в области охраны окружающей среды; закрепляются права и обязанности граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды; регламентируются вопросы экономического регулирования и нормирования в области охраны окружающей среды, оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, государственного экологического надзора, производственного и общественного контроля, юридической ответственности за нарушение экологического законодательства; устанавливаются требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также регулируется ряд других вопросов.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Включение в законодательство императивной нормы об обязательности кадастрового учета территорий влечет возникновение теоретической проблемы о соотношении принципа экономической обоснованности и принципа стабильности гражданского оборота; решение данной проблемы невозможно без ранжирования приоритетов. В доктрине права термин "ранжирование приоритетов" широкого распространения не получил, хотя и используется некоторыми авторами применительно к управленческой сфере <1>. Вместе с тем юридической науке известен принцип приоритета, например, можно назвать установленный в земельном законодательстве принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека (ст. 1 ЗК РФ). В содержании понятия "приоритет" важную роль играет выбор какого-либо подхода (решения) в качестве первоочередного по сравнению с иным решением в зависимости от соответствующего критерия.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Включение в законодательство императивной нормы об обязательности кадастрового учета территорий влечет возникновение теоретической проблемы о соотношении принципа экономической обоснованности и принципа стабильности гражданского оборота; решение данной проблемы невозможно без ранжирования приоритетов. В доктрине права термин "ранжирование приоритетов" широкого распространения не получил, хотя и используется некоторыми авторами применительно к управленческой сфере <1>. Вместе с тем юридической науке известен принцип приоритета, например, можно назвать установленный в земельном законодательстве принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека (ст. 1 ЗК РФ). В содержании понятия "приоритет" важную роль играет выбор какого-либо подхода (решения) в качестве первоочередного по сравнению с иным решением в зависимости от соответствующего критерия.
Статья: К вопросу о предмете экологического права
(Куракин А.В., Елбаева Н.А., Козырева Ю.Н., Калинина Ю.В.)
("Современное право", 2024, N 12)Глобальные экологические катастрофы, техногенные аварии, затрагивающие интересы разных государств, привели к необходимости консолидации их усилий и в конечном итоге к формированию такого феномена, как международное экологическое право. "Международная концепция охраны окружающей среды опирается на положения современной науки о взаимодействии общества и природы, экологическую государственную политику и принципы охраны окружающей среды" [15, с. 4].
(Куракин А.В., Елбаева Н.А., Козырева Ю.Н., Калинина Ю.В.)
("Современное право", 2024, N 12)Глобальные экологические катастрофы, техногенные аварии, затрагивающие интересы разных государств, привели к необходимости консолидации их усилий и в конечном итоге к формированию такого феномена, как международное экологическое право. "Международная концепция охраны окружающей среды опирается на положения современной науки о взаимодействии общества и природы, экологическую государственную политику и принципы охраны окружающей среды" [15, с. 4].