Принципы национальной стратегии противодействия коррупции
Подборка наиболее важных документов по запросу Принципы национальной стратегии противодействия коррупции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Защита информации ограниченного доступа, получаемой по цифровым каналам передачи информации о совершаемых коррупционных правонарушениях
(Жарова А.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)Еще в 2010 г. Указом Президента РФ "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы" к основным принципам Национальной стратегии противодействия коррупции отнесено в том числе "признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации" (подп. "а" п. 7) <3>.
(Жарова А.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)Еще в 2010 г. Указом Президента РФ "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы" к основным принципам Национальной стратегии противодействия коррупции отнесено в том числе "признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации" (подп. "а" п. 7) <3>.
Статья: Коррупция как актуальная проблема государственной и муниципальной службы
(Маслакова Е.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)В пункте 7 Национальной стратегии противодействия коррупция (утв. Указом Президента РФ от 13.04.2010) обозначен принцип признания коррупции одной из системных угроз безопасности РФ. Согласно п. 1 названной Стратегии "коррупция: затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует модернизации национальной экономики и социальным преобразованиям, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж РФ на международной арене" <18>.
(Маслакова Е.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)В пункте 7 Национальной стратегии противодействия коррупция (утв. Указом Президента РФ от 13.04.2010) обозначен принцип признания коррупции одной из системных угроз безопасности РФ. Согласно п. 1 названной Стратегии "коррупция: затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует модернизации национальной экономики и социальным преобразованиям, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж РФ на международной арене" <18>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)По другому делу председатель верховного суда республики указал, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в этом случае не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в самом факте нарушения одного из принципов реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460, о распространении ограничений, запретов и обязанностей в целях предупреждения коррупции на граждан, замещавших должность государственной или муниципальной службы, а также на принимающих на работу бывших государственных и муниципальных служащих работодателей.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)По другому делу председатель верховного суда республики указал, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в этом случае не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в самом факте нарушения одного из принципов реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460, о распространении ограничений, запретов и обязанностей в целях предупреждения коррупции на граждан, замещавших должность государственной или муниципальной службы, а также на принимающих на работу бывших государственных и муниципальных служащих работодателей.
Статья: Изменения законодательства в сфере противодействия коррупции
(Ковалева О.А., Юлтыева Ю.Б.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)<8> Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 гг." // СЗ РФ. 2010. N 16. Ст. 1875.
(Ковалева О.А., Юлтыева Ю.Б.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)<8> Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 гг." // СЗ РФ. 2010. N 16. Ст. 1875.
Статья: Взяточничество и освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа лиц: проблема совместимости
(Анощенкова С.В.)
("Российский судья", 2021, N 9)Освобождение от уголовной ответственности является актом, свидетельствующим о констатации снижения общественной опасности содеянного. Массивный рост освобождения от уголовной ответственности говорит либо об избыточной криминализации целого ряда деяний, которые априори не носят криминального характера, либо о том, что государство склонно к достаточно частому отказу от применения мер уголовно-правового воздействия. Последнее, по моему убеждению, должно носить исключительный, строго избирательный характер. Поэтому суду как субъекту, применяющему нормы о судебном штрафе, следует проявлять особо дифференцированный подход, главным образом в случаях совершения преступлений, которые создают факторы угрозы национальной безопасности. К таковым, безусловно, относятся преступления коррупционной направленности. Деструктивность коррупции как антисоциального явления осознана на государственном и международном уровнях. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации (далее - Президент РФ) от 31 декабря 2015 г. N 683, к основным угрозам государственной и общественной безопасности относит в том числе и коррупцию. А главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности названы усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и собственности, а также совершенствование правового регулирования предупреждения преступности, коррупции (п. п. 43 и 44 Стратегии национальной безопасности <6>). Нормативно-правовой акт концептуального значения - Национальная стратегия противодействия коррупции, утвержденная Указом Президента РФ от 13 марта 2012 г. N 297 <7>, - одну из целей декларирует следующим образом: организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции (ст. 6). Выступая на заседании Совета по противодействию коррупции 26 января 2016 г., Президент РФ подчеркнул: "Среди приоритетных направлений - повышение эффективности правоприменения в антикоррупционной сфере" <8>. Вышесказанное объясняет, почему одним из принципов противодействия коррупции провозглашен принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <9>).
(Анощенкова С.В.)
("Российский судья", 2021, N 9)Освобождение от уголовной ответственности является актом, свидетельствующим о констатации снижения общественной опасности содеянного. Массивный рост освобождения от уголовной ответственности говорит либо об избыточной криминализации целого ряда деяний, которые априори не носят криминального характера, либо о том, что государство склонно к достаточно частому отказу от применения мер уголовно-правового воздействия. Последнее, по моему убеждению, должно носить исключительный, строго избирательный характер. Поэтому суду как субъекту, применяющему нормы о судебном штрафе, следует проявлять особо дифференцированный подход, главным образом в случаях совершения преступлений, которые создают факторы угрозы национальной безопасности. К таковым, безусловно, относятся преступления коррупционной направленности. Деструктивность коррупции как антисоциального явления осознана на государственном и международном уровнях. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации (далее - Президент РФ) от 31 декабря 2015 г. N 683, к основным угрозам государственной и общественной безопасности относит в том числе и коррупцию. А главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности названы усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и собственности, а также совершенствование правового регулирования предупреждения преступности, коррупции (п. п. 43 и 44 Стратегии национальной безопасности <6>). Нормативно-правовой акт концептуального значения - Национальная стратегия противодействия коррупции, утвержденная Указом Президента РФ от 13 марта 2012 г. N 297 <7>, - одну из целей декларирует следующим образом: организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции (ст. 6). Выступая на заседании Совета по противодействию коррупции 26 января 2016 г., Президент РФ подчеркнул: "Среди приоритетных направлений - повышение эффективности правоприменения в антикоррупционной сфере" <8>. Вышесказанное объясняет, почему одним из принципов противодействия коррупции провозглашен принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <9>).
Статья: Правовая защита лиц, сообщающих о фактах коррупции, и их классификация
(Трунцевский Ю.В., Мохаммад Ф.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)Защита лиц, сообщающих информацию, является аспектом, который уже включен в национальные стратегии и законы по борьбе с коррупцией <10>. Актуальность разработки на федеральном уровне системы мер защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции, подтверждается положениями Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы <11>. Правительству Российской Федерации было поручено проанализировать соответствующую практику и (в случае необходимости) представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере.
(Трунцевский Ю.В., Мохаммад Ф.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)Защита лиц, сообщающих информацию, является аспектом, который уже включен в национальные стратегии и законы по борьбе с коррупцией <10>. Актуальность разработки на федеральном уровне системы мер защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции, подтверждается положениями Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы <11>. Правительству Российской Федерации было поручено проанализировать соответствующую практику и (в случае необходимости) представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере.
Статья: Правовые технологии противодействия коррупции
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Цель, задачи, принципы, основные направления, механизм исполнения и субъекты-реализаторы антикоррупционной политики Российского государства провозглашены в Национальной стратегии противодействия коррупции <7>. В юридической периодике отмечается, что цель - "искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе", - провозглашенная в стратегическом антикоррупционном документе, методологически неверна. В.В. Потомский вполне обоснованно предлагает определить стратегическую цель как существенное снижение уровня коррупции, поскольку в такой формулировке она вполне достижима и может служить одним из критериев оценки результативности антикоррупционной политики <8>.
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Цель, задачи, принципы, основные направления, механизм исполнения и субъекты-реализаторы антикоррупционной политики Российского государства провозглашены в Национальной стратегии противодействия коррупции <7>. В юридической периодике отмечается, что цель - "искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе", - провозглашенная в стратегическом антикоррупционном документе, методологически неверна. В.В. Потомский вполне обоснованно предлагает определить стратегическую цель как существенное снижение уровня коррупции, поскольку в такой формулировке она вполне достижима и может служить одним из критериев оценки результативности антикоррупционной политики <8>.
Вопрос: В чем заключается принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: В пп. "б" п. 5 Национальной стратегии противодействия коррупции, утв. Указом Президента РФ от 13.04.2010 N 460 (далее - Стратегия), в качестве одной из задач названа организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: В пп. "б" п. 5 Национальной стратегии противодействия коррупции, утв. Указом Президента РФ от 13.04.2010 N 460 (далее - Стратегия), в качестве одной из задач названа организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции.