Принципы коап
Подборка наиболее важных документов по запросу Принципы коап (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 12.23 "Нарушение правил перевозки людей" КоАП РФ"Административное наказание заявителю назначено в размере, безальтернативно определенном санкцией ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ, бремя доказывания распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности соблюден."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3.1 "Цели административного наказания" КоАП РФ"Исходя из конкретных обстоятельств дела, приняв во внимание характер допущенных Управляющим нарушений, суд первой инстанции правомерно назначил административное наказание в предупреждения (минимальный размер санкции части 3 статьи 14.13 КоАП РФ). Назначенное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Требование оперативности как обязательный элемент принципа разумности сроков
(Малахов С.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 8)Ключевые слова: принципы права, норма-принцип, КоАП РФ, оперативность, разумный срок, производство по делу об административном правонарушении, исполнение постановлений, сроки производства, процессуальная форма, административная ответственность, права и свободы, искусственный интеллект, правосудие.
(Малахов С.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 8)Ключевые слова: принципы права, норма-принцип, КоАП РФ, оперативность, разумный срок, производство по делу об административном правонарушении, исполнение постановлений, сроки производства, процессуальная форма, административная ответственность, права и свободы, искусственный интеллект, правосудие.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Глава 1. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
(ред. от 04.11.2025)Глава 1. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"13. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"13. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Искусственное разделение совершенного УК административного правонарушения на эпизоды (в разрезе обследованных домов) и вынесение по каждому из них отдельного решения о привлечении к ответственности свидетельствует о нарушении п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ и противоречит принципу однократности наказания, закрепленному в ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ (см. Постановления АС СЗО от 14.10.2022 N Ф07-12345/2022 по делу N А44-594/2022, от 13.10.2022 N Ф07-9093/2022 по делу N А44-29/2022).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Искусственное разделение совершенного УК административного правонарушения на эпизоды (в разрезе обследованных домов) и вынесение по каждому из них отдельного решения о привлечении к ответственности свидетельствует о нарушении п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ и противоречит принципу однократности наказания, закрепленному в ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ (см. Постановления АС СЗО от 14.10.2022 N Ф07-12345/2022 по делу N А44-594/2022, от 13.10.2022 N Ф07-9093/2022 по делу N А44-29/2022).
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)<1> Данный принцип в КоАП РФ прямо не закреплен, однако вытекает из анализа его положений, касающихся распределения дел об административных правонарушениях между судебными и несудебными органами.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)<1> Данный принцип в КоАП РФ прямо не закреплен, однако вытекает из анализа его положений, касающихся распределения дел об административных правонарушениях между судебными и несудебными органами.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает дополнительную гарантию для реализации вышеописанного механизма "регуляторной гильотины", предусматривая запрет на оценку соблюдения обязательных требований, установленный в нормативных правовых актах, принятых до 1 января 2020 г., с 1 января 2021 г. Важно отметить правовую позицию судебной практики о том, что "обязательность соответствующих требований до 1 января 2021 г. механизм "регуляторной гильотины" не отменяет и не может в этой связи рассматриваться как способ изложения более мягкого административно-деликтного закона" (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 июня 2022 г. N Ф09-3207/22 по делу N А76-21111/2021). Аналогичная позиция отражена и в документах федеральных органов исполнительной власти, в частности, в письме Роспотребнадзора от 19 января 2021 г. N 02/850-2021-32 указано, что в случае выявления в 2020 г. нарушений обязательных требований, которые с 1 января 2021 г. признаны утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены, лицо, совершившее правонарушение, подлежит привлечению к административной ответственности за нарушение требований законодательства, действовавшего в момент совершения (выявления) административного правонарушения, что соответствует принципу равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ). При этом срок привлечения к административной ответственности исчисляется по общему правилу в соответствии с положениями ст. 4.5 КоАП РФ.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает дополнительную гарантию для реализации вышеописанного механизма "регуляторной гильотины", предусматривая запрет на оценку соблюдения обязательных требований, установленный в нормативных правовых актах, принятых до 1 января 2020 г., с 1 января 2021 г. Важно отметить правовую позицию судебной практики о том, что "обязательность соответствующих требований до 1 января 2021 г. механизм "регуляторной гильотины" не отменяет и не может в этой связи рассматриваться как способ изложения более мягкого административно-деликтного закона" (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 июня 2022 г. N Ф09-3207/22 по делу N А76-21111/2021). Аналогичная позиция отражена и в документах федеральных органов исполнительной власти, в частности, в письме Роспотребнадзора от 19 января 2021 г. N 02/850-2021-32 указано, что в случае выявления в 2020 г. нарушений обязательных требований, которые с 1 января 2021 г. признаны утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены, лицо, совершившее правонарушение, подлежит привлечению к административной ответственности за нарушение требований законодательства, действовавшего в момент совершения (выявления) административного правонарушения, что соответствует принципу равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ). При этом срок привлечения к административной ответственности исчисляется по общему правилу в соответствии с положениями ст. 4.5 КоАП РФ.
Статья: Понятие и содержание принципа непосредственности и гарантии его реализации в производстве по делам об административных правонарушениях
(Нобель А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)Раскрывается понятие и содержание принципа непосредственности, а также гарантии его реализации в производстве по делам об административных правонарушениях. Анализ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, позиций высших судебных инстанций и правоприменительной практики позволяет сформулировать элементы принципа непосредственности, действующего в производстве по делам об административных правонарушениях. Их системное рассмотрение указывает на необходимость прямого закрепления данного принципа в КоАП РФ и устранения недостатков, содержащихся в действующем законодательстве. Принцип непосредственности в производстве по делам об административных правонарушениях определен в качестве требований процессуального характера, выражающихся в том, что обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для дела, могут устанавливаться доказательствами, содержание которых исследовалось при рассмотрении дела путем личного восприятия субъектами административной юрисдикции с предоставлением участникам производства равных прав в их изучении, обсуждении и анализе посредством обязательной вербализации.
(Нобель А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)Раскрывается понятие и содержание принципа непосредственности, а также гарантии его реализации в производстве по делам об административных правонарушениях. Анализ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, позиций высших судебных инстанций и правоприменительной практики позволяет сформулировать элементы принципа непосредственности, действующего в производстве по делам об административных правонарушениях. Их системное рассмотрение указывает на необходимость прямого закрепления данного принципа в КоАП РФ и устранения недостатков, содержащихся в действующем законодательстве. Принцип непосредственности в производстве по делам об административных правонарушениях определен в качестве требований процессуального характера, выражающихся в том, что обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для дела, могут устанавливаться доказательствами, содержание которых исследовалось при рассмотрении дела путем личного восприятия субъектами административной юрисдикции с предоставлением участникам производства равных прав в их изучении, обсуждении и анализе посредством обязательной вербализации.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Обозначим наши представления о содержании предусмотренных Общей частью КоАП РФ принципов административной ответственности, а также тех принципов данного вида ответственности, которые еще предстоит нормативно сформулировать в указанном Кодексе.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Обозначим наши представления о содержании предусмотренных Общей частью КоАП РФ принципов административной ответственности, а также тех принципов данного вида ответственности, которые еще предстоит нормативно сформулировать в указанном Кодексе.
Готовое решение: Каким требованиям должен соответствовать участник закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если в вашей закупке на стороне участника выступает группа лиц, то требования должны предъявляться в совокупности к такому коллективному участнику, а не к каждому из лиц в отдельности. В противном случае вам грозит административная ответственность по ч. 3 ст. 7.30.4 КоАП РФ. Установление в таком случае требований к каждому отдельному участнику противоречит принципам Закона N 223-ФЗ (п. 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)).
(КонсультантПлюс, 2025)Если в вашей закупке на стороне участника выступает группа лиц, то требования должны предъявляться в совокупности к такому коллективному участнику, а не к каждому из лиц в отдельности. В противном случае вам грозит административная ответственность по ч. 3 ст. 7.30.4 КоАП РФ. Установление в таком случае требований к каждому отдельному участнику противоречит принципам Закона N 223-ФЗ (п. 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)).
Статья: Критерии и способы индивидуализации наказания по делам об административных правонарушениях
(Нобель А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Реализация данного принципа в КоАП РФ представлена ординарными правилами (ст. 4.1, 4.2, 4.3), действующими в отношении любого административного правонарушения, и специальными правилами (ч. 3 ст. 3.4, ч. 3.6 ст. 4.1, ст. 4.1.1, 4.1.2, примечания к ст. 13.4, 14.31, 14.32, 14.40), применяемыми в отношении отдельных административных правонарушений и лиц, их совершивших. Их системный анализ позволяет сделать вывод о том, что реализация принципа индивидуализации административного наказания в производстве по делам об административных правонарушениях осуществляется посредством либо установления правил его назначения в пределах санкции соответствующей статьи, либо возможности назначения административного наказания, вид или размер которого не предусмотрен санкцией статьи Особенной части КоАП РФ и законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
(Нобель А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Реализация данного принципа в КоАП РФ представлена ординарными правилами (ст. 4.1, 4.2, 4.3), действующими в отношении любого административного правонарушения, и специальными правилами (ч. 3 ст. 3.4, ч. 3.6 ст. 4.1, ст. 4.1.1, 4.1.2, примечания к ст. 13.4, 14.31, 14.32, 14.40), применяемыми в отношении отдельных административных правонарушений и лиц, их совершивших. Их системный анализ позволяет сделать вывод о том, что реализация принципа индивидуализации административного наказания в производстве по делам об административных правонарушениях осуществляется посредством либо установления правил его назначения в пределах санкции соответствующей статьи, либо возможности назначения административного наказания, вид или размер которого не предусмотрен санкцией статьи Особенной части КоАП РФ и законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья: Комментарий к Письму Федеральной службы по труду и занятости от 31.01.2024 N ТЗ/429-3-1 <Если вы не смогли отправить отчет СОУТ из-за технического сбоя, то штраф вам не начислят>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 5)Статьей 1.5 КоАП РФ установлен основополагающий принцип административного производства, в соответствии с которым лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 5)Статьей 1.5 КоАП РФ установлен основополагающий принцип административного производства, в соответствии с которым лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.