Принципы бюджетного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Принципы бюджетного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 34 "Принцип эффективности использования бюджетных средств" БК РФТаким образом, оплата работ по подготовке проектно-сметной документации на весь проспект благоустройства, в том числе, за счет средств федерального бюджета не повлекла под собой нарушения установленных бюджетным законодательством принципов использования бюджетных средств (статьи 34, 38, 162 БК РФ), что тем самым указывает на отсутствие нецелевого использования бюджетных средств."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 34 "Принцип эффективности использования бюджетных средств" БК РФ"Отступление от проектной документации без надлежащего изменения проекта, предъявление к оплате актов, содержащих сведения о фактически невыполненных работах, замены используемого материала являются нарушением заключенного контракта и бюджетного законодательства по исполнению бюджета по расходам, это противоречит как принципам бюджетного законодательства (статьи 34, 162 БК РФ), так и принципам контрактной системы в сфере закупок (статьи 7, 12 Закон о контрактной системе)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Заем.
Может ли бюджетное учреждение получить заем в натуральной форме
(КонсультантПлюс, 2025)Между тем Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Может ли бюджетное учреждение получить заем в натуральной форме
(КонсультантПлюс, 2025)Между тем Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Статья: Принцип участия граждан в бюджетном процессе как принцип бюджетной системы Российской Федерации: понятие и правовое закрепление
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)Внесение в 2021 г. в Бюджетный кодекс РФ принципа участия граждан в бюджетный процесс осталось не полным с точки зрения его понимания, поскольку соответствующей нормы, раскрывающей названный принцип, бюджетное законодательство не получило.
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)Внесение в 2021 г. в Бюджетный кодекс РФ принципа участия граждан в бюджетный процесс осталось не полным с точки зрения его понимания, поскольку соответствующей нормы, раскрывающей названный принцип, бюджетное законодательство не получило.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)С учетом названных положений бюджетного законодательства к числу основных принципов контрактной системы согласно ст. 6, ч. 1 ст. 12 Закона N 44-ФЗ относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)С учетом названных положений бюджетного законодательства к числу основных принципов контрактной системы согласно ст. 6, ч. 1 ст. 12 Закона N 44-ФЗ относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения, порядок применения бюджетных мер принуждения.
(ред. от 31.07.2025)Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения, порядок применения бюджетных мер принуждения.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Правовое регулирование бюджетного процесса в Российской Федерации осуществляется в первую очередь в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (БК РФ), введенным в действие 1 января 2000 г. БК РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного и межбюджетных процессов, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Правовое регулирование бюджетного процесса в Российской Федерации осуществляется в первую очередь в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (БК РФ), введенным в действие 1 января 2000 г. БК РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного и межбюджетных процессов, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)<32> При возникновении затруднений у субъектов публичного права подлежит применению принцип так называемого финансового выравнивания (Finanzausgleich), означающего "распределение полномочий, доходов и расходов между различными уровнями власти в государстве" (см. подр.: Морозова О.С. Финансовое выравнивание и его принципы в бюджетном законодательстве Германии // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 10. С. 202 и далее).
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)<32> При возникновении затруднений у субъектов публичного права подлежит применению принцип так называемого финансового выравнивания (Finanzausgleich), означающего "распределение полномочий, доходов и расходов между различными уровнями власти в государстве" (см. подр.: Морозова О.С. Финансовое выравнивание и его принципы в бюджетном законодательстве Германии // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 10. С. 202 и далее).
Статья: Финансово-правовое регулирование механизма финансирования судебно-экспертной деятельности в России: теория и практика
(Попова А.В., Баракина Е.Ю.)
("Мировой судья", 2023, N 8)Таким образом, системный анализ финансово-правового механизма финансирования судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации показал, что имеет место правовая неопределенность в части законодательного урегулирования вопроса уровня бюджета, из которого будет осуществляться финансирование проведенных судебных экспертиз, особенно в части привлечения в ходе судебного разбирательства негосударственных судебно-экспертных организаций. Кроме этого, пробел законодательства по данному вопросу ведет к нарушению одного из основных принципов бюджетного законодательства - прозрачности бюджетирования. Более того, анализ ЦСР показал, что не соблюдается данный принцип и в части определения сумм региональных бюджетных средств, запланированных для обеспечения финансирования по указанной статье, в том числе при осуществлении субсидирования этого уровня бюджета.
(Попова А.В., Баракина Е.Ю.)
("Мировой судья", 2023, N 8)Таким образом, системный анализ финансово-правового механизма финансирования судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации показал, что имеет место правовая неопределенность в части законодательного урегулирования вопроса уровня бюджета, из которого будет осуществляться финансирование проведенных судебных экспертиз, особенно в части привлечения в ходе судебного разбирательства негосударственных судебно-экспертных организаций. Кроме этого, пробел законодательства по данному вопросу ведет к нарушению одного из основных принципов бюджетного законодательства - прозрачности бюджетирования. Более того, анализ ЦСР показал, что не соблюдается данный принцип и в части определения сумм региональных бюджетных средств, запланированных для обеспечения финансирования по указанной статье, в том числе при осуществлении субсидирования этого уровня бюджета.
Статья: Нормативное содержание и практика применения принципа общего (совокупного) покрытия расходов в бюджетной системе Российской Федерации
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)<10> Комягин Д.Л. Система принципов бюджетного права: российское законодательство и научная доктрина // Реформы и право. 2012. N 4. С. 19 - 31.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)<10> Комягин Д.Л. Система принципов бюджетного права: российское законодательство и научная доктрина // Реформы и право. 2012. N 4. С. 19 - 31.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения, порядок применения бюджетных мер принуждения.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения, порядок применения бюджетных мер принуждения.
Статья: Участие граждан в финансовой деятельности государства: исследовательские вопросы обозначения правового принципа
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Исследовательский интерес в этой связи представляет тот факт, что преамбула к Бюджетному кодексу РФ, в частности, обозначает, что "Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации...". При этом на сегодняшний день принципы бюджетного законодательства в нормах данного Кодекса, как известно, не поименованы в отличие от принципов бюджетной системы Российской Федерации.
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Исследовательский интерес в этой связи представляет тот факт, что преамбула к Бюджетному кодексу РФ, в частности, обозначает, что "Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации...". При этом на сегодняшний день принципы бюджетного законодательства в нормах данного Кодекса, как известно, не поименованы в отличие от принципов бюджетной системы Российской Федерации.
Статья: Доктрина науки финансового права: эволюционное развитие и современность
(Грачева Е.Ю., Арзуманова Л.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)Так, Александр I поручил М.М. Сперанскому сформулировать принципы бюджетного законодательства. С учетом этой задачи М.М. Сперанский стал уделять особое внимание изучению и формированию налоговой системы, что нашло отражение в предложениях об отказе от винных откупов и государственных расходов непроизводственного характера, а также о необходимости соотнесения расходов и доходов бюджета.
(Грачева Е.Ю., Арзуманова Л.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)Так, Александр I поручил М.М. Сперанскому сформулировать принципы бюджетного законодательства. С учетом этой задачи М.М. Сперанский стал уделять особое внимание изучению и формированию налоговой системы, что нашло отражение в предложениях об отказе от винных откупов и государственных расходов непроизводственного характера, а также о необходимости соотнесения расходов и доходов бюджета.
Статья: Авансы в контрактах: баланс интересов
(Воронова О.Н., Бука О.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Указанный принцип согласуется с принципом бюджетного законодательства, установленным ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации <4>.
(Воронова О.Н., Бука О.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Указанный принцип согласуется с принципом бюджетного законодательства, установленным ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации <4>.
Статья: Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе России
(Черткова А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)Второй блок включает национальные законодательные и иные акты, которые, в свою очередь, разделены на уровни. Первый уровень - уровень государственного регулирования, который включает законы, действующие на территории Российской Федерации. Как отмечалось многими учеными, Конституция России занимает главенствующую позицию среди иных нормативных актов. Это база для действующего законодательства. Следующую позицию занимает Бюджетный кодекс РФ, который является одним из основных документов в государственном секторе. Данный документ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства России и имеет значение при представлении бюджетной отчетности субъектами бюджетных правоотношений.
(Черткова А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)Второй блок включает национальные законодательные и иные акты, которые, в свою очередь, разделены на уровни. Первый уровень - уровень государственного регулирования, который включает законы, действующие на территории Российской Федерации. Как отмечалось многими учеными, Конституция России занимает главенствующую позицию среди иных нормативных актов. Это база для действующего законодательства. Следующую позицию занимает Бюджетный кодекс РФ, который является одним из основных документов в государственном секторе. Данный документ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства России и имеет значение при представлении бюджетной отчетности субъектами бюджетных правоотношений.
Статья: Анализ применения цифровых технологий при контроле финансирования государственного оборонного заказа: правовое регулирование и практика
(Жемеров В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Вкупе с сокращением общего количества уполномоченных банков из указанных обстоятельств можно сделать вывод о выборе государством тактики постепенного перехода финансового обеспечения выполнения ГОЗ от банковского или казначейского сопровождения к исключительно казначейскому. Такие изменения являются логичными и правильными с точки зрения соблюдения принципов бюджетного законодательства.
(Жемеров В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Вкупе с сокращением общего количества уполномоченных банков из указанных обстоятельств можно сделать вывод о выборе государством тактики постепенного перехода финансового обеспечения выполнения ГОЗ от банковского или казначейского сопровождения к исключительно казначейскому. Такие изменения являются логичными и правильными с точки зрения соблюдения принципов бюджетного законодательства.